Знал ли Шрила Прабхупада?
15 сентября, 2013
Голландия, июль 1997г.
Преданный: Если Шрила Прабхупада — совершенная личность, спутник Радхи, Кришны и Шри Чайтаньи Махапрабху, он мог видеть прошлое, настоящее и будущее. В свое время в Далласе (США) он посетил гурукулу в которой происходило нечто недопустимое. В ней были неквалифицированные учителя, издевавшиеся над детьми. Перед самым приездом Прабхупады дети проходили инструктаж, как им себя вести, в противном случае их ждало наказание. Поэтому они никогда не жаловались и внешне изображали полное благополучие. И Прабхупада говорил: “Это очень хорошая школа. Надо посылать всех наших детей в эту школу”. Такая оценка может вызвать некоторые сомнения в том, был ли он совершенной личностью и мог ли все видеть.
Шрила Нараяна Махарадж: Кроме того, он многим ученикам дал санньясу (отречённый образ жизни), и впоследствии около 90 % из них упали. С чем связано сомнение — знал ли он этот факт или нет? Если он был сарвагъя (всезнающий), то уже в то время он должен был знать обо всём, что случится. Почему он дал санньясу тем, кто не обладал надлежащими качествами и был обречен на падение? Почему? Если он был сарвагъя, он прежде должен был знать качества человека, и лишь затем давать ему санньясу. Осознаёте ли вы тот факт, что он был шактйавеша аватарой?
Преданный: Да.
Шрила Нараяна Махарадж: Осознали ли Вы это на опыте собственной жизни? Знаете ли Вы, что Кришна — Всевышний Господь, Высшая Личность? Вы что-нибудь осознали? Говорите ли вы искренне, от сердца?
Преданный: Я глуп, у меня вообще нет осознания через личный опыт, но …
Шрила Нараяна Махарадж: Это очень трудно. Вы сможете по-настоящему поверить в кого-то только на основе личного опыта, личных переживаний. Тогда вы почувствуете себя освобожденными, и у вас будет вера.
Враджанатха прабху: Проблема в том, что обусловленная душа не может понять деяния освобожденного вайшнава-ачарьи. Поэтому она должна просто принять их — и в такой ситуации это очень трудно сделать. Многие родители учеников той гурукулы страдают по сей день из-за горьких переживаний, боли, невероятных унижений; они не находят логического объяснения случившемуся. Нам следует понять глубинные причины и найти ответ. Все обусловленные души имеют 4 недостатка. Они пребывают в иллюзии, склонны ошибаться и обманывать, а также они имеют несовершенное восприятие и несовершенные органы чувств. Неадекватность восприятия не позволяет им понять деяния или слова наделенного могуществом ачарьи.
Шрила Нараяна Махарадж: Это так. Теперь ты дай свой ответ.
Преданный: С более широкой точки зрения этот вопрос может относиться к деяниям Кришны и Его различных проявлений. Например, Сам Кришна — Всевышний Господь. Он любит каждое живое существо. Он хочет, чтобы все они обрели вечные взаимоотношения с Ним и любовь к Нему. Тогда для чего Он приказывает Шанкаре, проповедовать философию майавады и распространять его личные выводы и идеи, которые противоречат Ведам и уводят людей от бхакти? Влияние этой философии ощущается и по сей день. Люди все привлекаются этими идеями, которые ведут их по ложному пути. Кришна также явился как Господь Будда и дал людям ложную философию пустоты.
Когда Кришна низошел Сам со Своими близкими спутниками, такими как, например, Пандавы, многие из них переживали всевозможные бедствия. Кто-нибудь может спросить: «Как Кришна мог допустить все это?» Но Он не только допускал это, Он был главным режиссером этих событий. Пандавы хорошо знали об этом, но никогда не теряли веры в Него — ни в малейшей степени. Они имели такую сильную веру, поскольку были убеждены, что в основе всех деяний Господа лежат какие-то глубинные причины. Они знали, что у Него всегда глобальные планы.
Подобным образом, анализируя деяния чистого преданного — почему он действует так или иначе — нам следует учитывать этот момент. Мы не должны рассматривать его в узких рамках одного поступка, который имел место в определённое время. Следует изучать тот или иной вопрос, рассматривая последствия в отдаленной перспективе, или, обладая той широтой взгляда, которой обладал он, или понимая грандиозность плана, который будет реализован со временем.
В отношении страданий Пандавов можно спросить, почему Кришна допустил их. Но понять план Господа, почему те или иные события должны были произойти определённым образом и в определённой последовательности, возможно, анализируя их в ретроспективе и видя всю цепочку событий.
Одним Своим действием Господь решает одновременно много задач. Подобным образом, когда Господь наделяет своего представителя могуществом исполнить Его замысел, есть различные уровни его осуществления.
Шрипад Мадхава Махарадж: Шрила Джива Госвами сказал, что Кришна наделяет Своих чистых преданных Своими качествами. У Кришны много качеств, и одно из лучших — сарвагьята (знание обо всем) и мугдхата (незнание о чем-то конкретном). Если говорить о Парампуджьяпаде Свами Махарадже (Шриле Прабхупаде), всех вечных спутниках Кришны и Шри Чайтаньи Махапрабху, подобных Шриле Рупе Госвами и т.д., все они одновременно проявляли оба эти качества: сарвагьята и мугдхата. Эти качества одновременно присутствуют даже у Всевышнего Господа Кришны. С одной стороны, Он всезнающий, а с другой стороны Он мальчик-пастушок, который как будто впадает в иллюзию и изумляется происходящему, словно ничего не знает. В одной шлоке «Веданта сутры» говорится, что когда в этот мир приходит наделённый могуществом ачарья, его деяния называют нарават-лила. Это означает, что он действует подобно человеку, иначе обычные люди не смогут следовать ему. Будучи совершенной личностью, он ведёт себя как обычный человек. Поэтому каждый может следовать ему и получить благо от его наставлений.
Что касается гурукулы, дети получили хорошие самскары (неизгладимые впечатления) в сердце благодаря общению с чистым преданным. Однажды, может быть не в этой, а в следующей жизни, они опять соприкоснутся с сознанием Кришны. В «Шри Рупа-Шикше» Чайтанья Махапрабху учил Шрилу Рупу Госвами, что, если человек совершит вайшнава-апарадху, его бхакти разрушится. Однако, если человек не совершал преднамеренных оскорблений, но просто оказался слабым, в нем может вновь пробудиться сознание Кришны.
Шьямарани д.д.: Я размышляла над этим вопросом последние несколько дней. И в результате моя вера в Шрилу Прабхупаду не только не уменьшилась, но, напротив, возросла. Я вспоминаю «Чайтанья-Чаритамриту» и «Бхакти-расамрита-синдху-бинду», где дается объяснение к большой картине. Что касается детей, они попали в гурукулу в результате благочестивых поступков в течение миллионов рождений в прошлом, но столько же рождений они занимались греховной деятельностью. Поскольку в прошлых жизнях они совершили много благочестивых поступков — посещали храмы, совершали паломничество во Вриндаван, общались с чистыми преданными и т.д., они встретились со Шрилой Прабхупадой в гурукуле. Прабхупада иногда посещал их в гурукуле, они видели Божества, принимали прасад Кришны, слышали святое имя и читали книги Шрилы Прабхупады.
Но Шрила Прабхупада не Всевышний Господь. Как и все чистые преданные, он исполнял желания Бхакти-деви. Кришна — Всевышний Господь, Он управляет материальной природой. Когда в процессе чистого бхаджана наше тело меняется на духовное, оно не подвергается влиянию прошлой кармы и законам материальной природы. Кармади нирдахати кинту ча бхакти бхаджам. Однако до тех пор, пока на нас действует материальная природа, она оказывает соответствующее влияние.
Шрила Прабхупада сказал, что если мы порезали палец, нам следует знать, что в тот момент в действительности мы должны были лишиться руки. По закону кармы вместо положенного наказания, поскольку мы встретили великую душу и приняли её как истинного духовного учителя, мы получаем лишь самые легкие наказания. В качестве примера Шрила Прабхупада рассказал историю о сыне одного богача. Этот юноша совершил преступление, за которое по закону он обязан был заплатить штраф в 100 000 долларов. Но судья, будучи другом отца этого юноши, вынес решение об уплате символической суммы, сказав при этом: «Поскольку твой отец — мой друг, ты заплатишь только 1 цент». Подобным образом, приняв истинного гуру, человек по закону кармы получает лишь самые легкие наказания за свои проступки в прошлом, даже если он еще не вполне очистился.
Можно размышлять о былых событиях не только на нашей планете, но в миллионах других вселенных, о том, как живые существа переходят из одной формы жизни в другую, как одни становятся пищей для других, как миллионы людей по воле Гитлера погибли во Второй Мировой войне, как казалось бы невинные жители Хиросимы сгорели в эпицентре ядерного взрыва, и сколько страданий им еще предстоит пережить в миллионах своих будущих жизней.
Одного из воспитанников гурукулы неразумный учитель посадил в мусорный контейнер и продержал там всю ночь, и, несмотря на плач и крики ребенка, не выпускал. Конечно, это ужасно, но возможно, этот ребенок заслужил такие страдания в результате своей дурной кармы. Быть может, этот ребенок в прошлом был женщиной, которая сделала аборт. Шрила Прабхупада говорил, что те, кто совершают такие ужасные преступления, будут лишены возможности увидеть солнечный свет в течение тысяч жизней, поскольку сами будут убиваемы в бесконечных абортах.
Таким образом, благодаря встрече с чистым преданным дети получили самые легкие наказания из тех, что заслужили. Благодаря нашим добрым делам мы получаем общение с преданными и встаем на путь бхакти-йоги, а из-за наших греховных поступков или оскорблений мы страдаем.
Говинда Бхаката прабху: Говорится, что гуру знает сердце ученика. Может ли Йогамайа скрыть от учителя сердце ученика, который хочет обмануть его?
Шрила Нараяна Махарадж: Нет, это невозможно. Вам следует понять, каким образом гуру является мугдха и сарвагья. Если бы у него не было этих двух качеств, он не мог бы помочь людям этого мира. Поэтому разворачивается его нара-лила (игра в человекоподобном теле). В основе этой лилы лежат два качества — мугдхата и сарвагьята. Вы знаете, что Кришна — совершенный Всевышний Господь? В этом нет сомнений, потому что так написано в писаниях, среди которых Рамаяна, Махабхарата, Веды и Упанишады. Кришна, вне всякого сомнения, Всевышний Господь, Он также сарвагья. Почему тогда Он не мог полностью контролировать ситуацию? Он знал, что произойдет битва на Курукшетре. Поскольку Он сарвагья, Он должен был знать, что состоится битва. Ему следовало бы тогда предупредить Пандавов не играть в азартные игры. Почему Он не стал предупреждать их? Он мог бы подумать таким образом: «Мне надо рассказать все Пандавам. Из-за этого возникнет большая проблема, поэтому они не должны играть в эту игру». Он знал всё. Однако, если бы Он предупредил их, битва не состоялась бы и план Кришны не удался. В своей нара-лиле Он явил так много игр и совершил так много добрых дел для этого мира. Была навечно проявлена «Бхагавад-гита». Он также преподал урок людям, почему нельзя играть в азартные игры. Кришна знал, что игра в кости приведет к попытке обесчестить Драупади, раздеть её донага. Почему Он допустил это? Нужно научиться понимать это. Кришна знает, что правда, а что нет. Ашватхама не умер, почему же Кришна заявил, что он мёртв? Кришна попросил Юдхиштхиру. «Ты должен сказать, что Ашватхама мертв». Это правда или нет? Мало кто из преданных знает, что это правда. 99% людей думают, что Кришна говорил неправду, не понимая, что Он при этом имел в виду. В действительности это была правда. Не только Ашватхама — все уже были мертвы. Кришна показал Арджуне, что все участники битвы уже во рту Его вселенской формы, раздробленные Его зубами. Бхишма Питамаха был мёртв и другие были убиты. Кришна и его преданные могут делать что-то неверное, на наш взгляд неправильное, но в действительности все Его действия всегда уместны и правильны.
Чтобы удалить колючку из ноги, человек использует другую колючку. Закончив, он выбросит обе. Вам нужно серьезно отнестись к этому принципу и знать, что Кришна многое делал именно так. Иногда люди не имеют качеств, соответствующих определенному положению, но могущественные преданные дают им такое положение и через них осуществляют проповедь и решают важные задачи. После этого их «выбрасывают», оставляя только преданных. Вы понимаете, о чем я говорю? В вашей ноге заноза — колючка, и вы можете удалить ее с помощью такой же колючки. Обе они — «колючки», ни та, ни другая не являются преданными, но ради широкой проповеди гуру должен дать им определенное положение и использовать их. Кришна и Прабхупада успешно делали это. Если дети в гурукуле не стали впоследствии наносить оскорбления, то садху-санга оставила в сердцах хорошие впечатления, самскары.
В Двараке Самба и другие оскорбляли Дурвасу, Нараду и других мудрецов, собравшихся в Пиндараке. Кришна все знал. Почему Он не предупредил мальчиков не делать этого? Есть нечто непонятное для нас во всем этом. Подобным образом, Шрила Свами Махараджа сознательно делал что-то подобное на благо всего мира, всей вселенной. Он дал всем крипу, милость. Хотя некоторые не понимают этого, он поможет им.
Если бы воспитанники гурукулы, совершившие греховные поступки в прошлых жизнях, не встретили бы Шрилу Прабхупаду и вместо гурукулы ходили бы в школу, к ним все равно пришли бы те же кармические реакции. В действительности, к ним должны были прийти более серьёзные страдания, им не дано было встретить чистого преданного, получить прасад из его рук, получить от него так много милости и шанс заняться преданным служением.
Мы не должны сомневаться в Кришне. Во время Его проявленных игр Камса и Джарасандха, а также Дурьйодхана и его сторонники сильно сомневались в Нем. Они считали, что у Него плохой характер: «Он играл с гопи, и даже замужние гопи приходили к Нему, всю ночь проводя с ним в танцах и пении. Кроме того, Он обманывал свою мать и других». Эти демоничные люди требовали объяснений: «Почему Он все это делал?» Они критиковали Кришну, потому что у них не было преданности, они не могли понять Его.
Дурьйодхана и другие не могли понять деяний Кришны, и точно также многие люди не могут понять Шрилу Свами Махараджа, который проповедовал по всему миру и распространял Святое Имя. Он распространил себя в сотни тысяч людей, среди которых были пьяницы, хиппи, развратники. Но сотни тысяч людей встали на путь бхакти. Нам следует понять, что те, кто не понимают или видят изъяны в Шриле Прабхупаде, не являются преданными. Они никогда не были преданными.
Кришна может поднять холм Говардхан, и рукой может взять всю вселенную. Он может выпить яд и проглотить пожар. И все это Он делал много раз в Своих играх. В Калия-дахе Он выпил много яда, а затем пошел играть с гопи. Если Вы хотите критиковать Его за игры с гопи, сначала научитесь глотать огонь. Проглотите хотя бы небольшой огонь, а потом выпейте немного яда. После этого поднимите холм Говардхан. Впрочем, не надо Говардхан, хотя бы 500 фунтов веса. Тогда вы можете играть с любой девушкой, и я скажу вам, что все в порядке.
Поняв все эти моменты, мы поймём, что Шрила Прабхупада не делал ошибок. Он был сарвагья, и он хотел сделать так, чтобы всем было хорошо. Проблемы возникали не по вине Шрилы Прабхупады; это было следствием плохой кармы людей из прошлых рождений и этой жизни. Надо понять это.
Рамачандра знал всё. Он был сарвагья. Для чего Он преследовал оленя, который был демоном Маричи? Внешне выглядело так, будто Он думал: «Этот олень так красив». Сита-деви попросила Его: «О, поймай для меня этого оленя». И Он решил исполнить ее просьбу. Лакшман сказал Раме: «Это обман, я вижу. Брат, не ходи. Куда ты идёшь?» Рама ответил: «Не беда. Я пойду. Так для всех будет лучше». Конечно же, мы не можем сказать, что Рама сделал что-то неправильно, или что Его вынудили к тому мирские обстоятельства. Можно подумать, что Он впал в иллюзию и действовал под влиянием майи, но на самом деле там не было майи. Подобным образом не нужно сомневаться в Шриле Свами Махарадже, в другом чистом преданном, в Кришне, Раме или личностях, подобных Им. Нужно стремиться развить сознание Кришны, и тогда мы осознаем все это.
Нужно учиться на этих примерах. Но кто-то может подумать: «Прабхупада делал так, и я буду делать точно так же». Не делайте этого, иначе вы попадёте в ад.
Вы не Прабхупада. Сначала станьте таким как Шанкара, а затем глотайте яд. В противном случае, если Вы не Шива, но решили, как Он, выпить яд, то всё для Вас очень быстро закончится, за несколько секунд. Не думайте, что вы можете подражать Прабхупаде. Будьте осторожны. По силам ли Вам такие глобальные задачи? Они для чистых преданных, могущественных ачарьев и для Кришны.
Преданный: Гурудев, некоторые преданные побаиваются отдавать своих детей в гурукулу.
Шрила Нараяна Махарадж: Если там не всё в порядке, то и не следует этого делать. Кришна наделил вас некоторым разумом, постарайтесь его использовать.
Преданный: По приказу Кришны Юдхиштхира Махарадж объявил, что Ашваттхама мёртв. Но как-то раз я слышал, что Юдхиштхира Махарадж при этом имел в виду слона. Он сказал: «Ашваттхама, слон, мёртв». Но никто не расслышал слово «слон». Это правда?
Шрила Нараяна Махарадж: Да, это правда, но … также и неправда. То, что сказал Кришна, было правдой, а всё остальное — неправда. Юдхиштхира сказал, что слон Ашваттхама мёртв, а Кришна велел ему: «Скажи, что Ашваттхама мёртв». Слова Кришны — правда, слова всех остальных — неправда. Юдхиштхира был неправ, и Бхима был также неправ.
Шьямарани д.д.: А что же было на самом деле?
Шрила Нараяна Махарадж: На самом деле Ашваттхама был мёртв. Кришна всё так устроил. Он создал всю вселенную и создал Ашваттхаму. Он убил всех, но внешне всё выглядело, будто они сами убивали друг друга. Вы мертвы или живы? Если Вы считаете себя телом, Вы мертвы. Однако, если Вы осознали свою атму и считаете себя атмой, Вы не мертвы. Все думали таким образом: «Я — это тело, и Ашваттхама — это тело, и он жив». Но в действительности все они были мертвы. Те, кто живы, думают таким образом: «Я душа. Я не рождаюсь и не умираю. Я не знаю скорби, и у меня вообще нет проблем».
Если Вы поняли это, нет нужды в проповеди и нет никого, кому надо проповедовать. Вы будете видеть, что все заняты служением Кришне. Нарада думает, таким образом, и Шри Шукадева Госвами. Они никому не скажут: «Ты должен служить Кришне». Они не будут никому проповедовать, потому что считают, что все и так служат Кришне. Все служат анвайа (прямо) или вйатирека (косвенно). Мы также служим, но у нас нет должного осознания. Вот почему мы — обусловленные души. Положение души можно сравнить с часами, покрытыми тканью. Часы идут, отсчитывают время. Однако их никто не видит. Подобным образом, атма всегда служит Кришне. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что нет ни бандхи (материальных пут), ни мокши (освобождения). Есть только та или иная калпана (восприятие). Душа — это душа. Поскольку она читта-васту (духовная субстанция), она служит Кришне.
И это понимание высокого уровня. Сейчас вы не можете воспринимать всё, таким образом, но вам надлежит понять эти истинные концепции. Мы этого не осознаем, но в действительности все четаны (живые существа) служат Кришне.
В обусловленном состоянии мы не можем понять свою духовную природу и возвышенную трансцендентальную природу махабхагаваты. Например, Нарада пришел к Камсе и сказал: «О, дорогой ученик, дорогой мой сын Камса, все полубоги строят планы, как убить тебя. Будь осторожен». Камса ответил: «О Гурудев, ты спас меня, сообщив мне об этом. Я буду очень осторожен». Затем Нарада пришёл к Васудеве и сказал: «О, будь осторожен. Камса может сделать с тобой всё что угодно».
Нарада думал, что все заняты служением. Если бы не было Камсы, Кришна никогда не пришёл бы в этот мир и не явил бы столько игр. Нарада знает всё. Он махабхагавата и пришёл не для проповеди: «О, повторяйте имена Господа Хари!» Он знает, что все служат Кришне. Это очень эзотерично, но это так. Нам следует понять это.
Преданный: Вы сказали, что Нараде не надо было проповедывать, потому что он видел, что каждый занят служением, но он проповедовал Махарадже Прачинибархи.
Шрила Нараяна Махарадж: Он делал для других. В действительности, это была его шутка. Он ещё больший шутник, чем Кришна, так как он — ученик Кришны. Мы не знаем, какой он шутник и какими возвышенными качествами он обладает. Идя на восток, он скажет, что пошёл на запад. Для него и восток, и запад — одно и то же. Это тоже ответ на тот вопрос. Шрила Прабхупада пришёл и действовал как мадхьяма-адхикари (преданный среднего уровня), словно ничего не знал; порой он говорил некоторым из своих учеников: «Я не сарвагья». Он проповедовал всюду как мадхьяма-адхикари, но он им не был. Он неизмеримо выше. Мадхьяма-адхикари может поступать неправильно. Может показаться, что Шрила Прабхупада делал что-то неверно, но это не так. Всё, что он делал, было правильно, и всё это было нацелено на благо всего мира.
Чтобы понять эзотерические деяния Кришны и Его спутников, надо слушать самоосознавшего преданного. Пандавы пытались привезти Кришну в Хастинапур. Как известно, они многое сделали для этого, и Он приехал. Поэтому Нарада пришёл туда и стал прославлять Пандавов. Он сказал: «Кришна всегда живёт с вами и принимает ваше служение. Его связывают с вами самые разные отношения. Иногда он становится вашим возничим, а иногда ведёт себя как ваш слуга. Он выдал свою сестру замуж за Арджуну, но при этом выполняет распоряжения Юдхиштхиры, Кунти и других. Поэтому вы — лучшие преданные в мире».
Что ответили Пандавы? Услышав все эти прославления, они зарыдали. Они сказали: «В действительности, мы не столь возвышенные преданные».
Арджуна говорил Нараде: «Весь мир думает, что Кришна стал моим колесничим, что Он повинуется моим приказам, что в «Гите» Он дал мне особые наставления, которые никогда не давал прежде. Они думают, что за сотни тысяч жизней до этого Он дал те же наставления богу солнца и с тех пор никому не повторял их. Но это не так». Арджуна продолжал: «Почему Он стал моим колесничим? Он сделал это не ради меня. Если бы Он не стал моим колесничим, битва, описанная в «Махабхарате», не состоялась бы, и демоны не были бы уничтожены. Поэтому Кришна стал моим колесничим, и когда я заявил ему, что не буду сражаться, Он дал мне наставление: «Сейчас Я на твоей колеснице, и Хануман тоже здесь. Чего ты боишься? Я уже все устроил, и тебе остается лишь стать Моим инструментом. Ты уже победил своих врагов, и Моя цель достигнута, однако Я хочу видеть тебя инструментом в Моих руках».
Кришна сделал так много не ради меня, а ради всего мира — ради полубогов и этой земли, которая обернулась коровой и отправилась к Брахме. Вместе с Брахмой они пошли к Кширодакашайи Вишну, и там Брахма вошел в транс. В облике Вишну Кришна ответил на их мольбы и сказал: «Я приду».
Он пришел не ради меня. Йада йада хи дхармасйа гла нир бхавати бхарата / абхйуттанам адхармасйа тадатма-нам сриджамй ахам. Кришна явился не ради меня или моей семьи, а чтобы утвердить истину, юга-дхарму, и многое другое. Неправда, что Он был моим колесничим.Я не хотел сражаться. Поэтому Он сел на мою колесницу и наставлял, вдохновлял меня».
Писания гласят:
сарвопанишадо гаво
догдха гопала-нандано
партхо ватсах судхир бхокта
дугдхам гитаматам махат
«Эта «Гитопанишад», или «Бхагавад-гита», является сутью всех Упанишад. Она подобна корове, а Господь Кришна, мальчик-пастушок, доит эту корову. Арджуна, подобен теленку, а ученые мудрецы и чистые преданные пьют нектарное молоко этой «Бхагавад-гиты»». («Гита-махатмья» 6)
Сарвопанишадо гаво означает, что все Упанишады подобны коровам, и учение, которое Кришна извлек из Упанишад, называется «Гитопанишад». Это суть всех Упанишад, и предназначена она не только для телят.
«Гита» была рассказана для всего мира. Арджуна — теленок. Мы доим коров и получаем молоко. Молоко предназначено не для телят. Телята берут немного молока, чтобы корова продолжала его давать. И Арджуна сказал Нараде, что точно также «Гита», предназначена не для него одного.
Затем Арджуна признался, что знание, которое дал ему Кришна на Курукшетре, было начальным, простым. Шри Чайтанья Махапрабху — это Сам Кришна, Он сказал, что это внешнее знание. «Гита» учит нас шаранагати. Арджуна говорил Нараде: «Я близкий друг Кришны. Он дает это знание людям на низших уровнях духовного развития, которые еще не стали преданными. Шаранагати — это врата в царство бхакти, но не бхакти. Это врата. Те, кто следуют путем шаранагати, вступают на путь бхакти; затем развиваются шраддха, ништха, ручи, асакти, бхава, према и все другие высшие уровни любви к Богу. Шаранагати — это не бхакти, но Кришна сказал мне: «Ты должен отдать Мне все — сердце, ум, тело и чувства». Это словно упахаса, насмешка надо мной. Его друзья (сакха) находятся на высоком уровне преданности, а шаранагати — это внешнее. Но если человек хочет быть преданным, вначале он примет шаранагати. Оно подобно вратам, через которые мы входим в бхакти. И все же Кришна учит меня этому шаранагати».
Арджуна спросил Нараду: «Ты думаешь, у меня нет шаранагати? Разве я не являюсь другом (сакхой) Кришны?» Нарада ответил: «Конечно, ты превзошел это, ты прошел шаранагати. Ты находишься в обители бхакти. Ты не садхака-джива, и у тебя уже есть ништха, ручи, асакти и бхава. Ты совершенен. В тебе нет ни пороков, ни анартх. Более того, твое бхакти не омрачено гьяной, кармой, йогой или тапасьей. Ты — экантика-бхакта». В «Бхагавад-гите» Кришна дал наставления для садхаков, а не для сиддх. Арджуна — не садхака, а сиддха. Он уже превзошел этот уровень. После этого начинается шанта-раса. Кто из преданных находится в шанта-расе? Санака, Санатана, Санат и Санандана. Арджуна намного выше Санатан-кумара и остальных. Кумары не могут коснуться даже пыли с лотосных стоп Арджуны, Бхимы, Накулы, Сахадевы и Драупади. Пандавы так возвышенны.
И также Хануман. Он может служить Раме двадцать четыре часа в сутки, он — освобожденная душа. Но Арджуна, Бхима, Накула и Сахадева выше Ханумана. Хануман тоже не может коснуться пыли с их лотосных стоп. Поэтому Арджуна говорит: «Кришна говорит, чтобы я принял шаранагати — Он смеется надо мной».
Например, кто-то дает мне совет: «Пойди выбери истинного гуру, служи ему, отдай ему всего себя. Повторяй, по крайней мере, шестнадцать кругов». Это правильный совет или нет? Я повторяю каждый день один лакх (шестьдесят четыре круга) святых имен, постоянно погружен в бхакти, вдохновляю сотни и тысячи людей, но кто-то приходит и говорит: «О, если вам трудно повторять 16, повторяйте хотя бы 8 кругов в день. И не забудьте, что нельзя употреблять в пищу яйца, вино, рыбу и т.д. И, кроме того, — не гуляйте с девушками». Кто-то пытается учить меня, таким образом, — это нормально? Я, конечно же, отвечу: «О, да, да. Я непременно последую вашему совету, я так и буду делать». Точно так же Арджуна говорит: «Кришна учил меня всему этому в «Гите».
Посылая во Врадж Уддхаву, а потом Баладеву, Кришна говорил: «Спроси у гопи «Почему вы обеспокоены? Я повсюду. Я нахожусь в их телах. Можно привести пример с глиняным горшком. Горшок не может существовать без глины. Он сам полностью состоит из глины, — глина пронизывает собой весь горшок. Если кто-то «забирает» глину из горшка, останется ли что-нибудь от этого горшка? Нет. Подобно этому, Я нахожусь в их чувствах, Я повсюду — снаружи, внутри, наверху, внизу, здесь, там. Я постоянно пронизываю собой все. Поэтому скажи гопи, что Я всегда с ними. Почему они беспокоятся? Они должны помнить обо Мне, воспевать Мои имена, медитировать на Меня».
Услышав это, гопи сказали: «Как замечательно! Ты подобен солнцу — Ты даешь нам много хороших советов. Но от Твоих наставлений исходит жар, как от солнца, и мы сгораем в огне Твоих поучений. Мы такие падшие, что не способны следовать. Твоим наставлениям. Пожалуйста, читай Свои лекции мудрецам — каким-нибудь риши или махариши. А мы такие падшие, что не можем помнить, медитировать. Поэтому Ты милостиво советуешь нам медитировать на Тебя… Нам известно, что если поместить в сердце Твои стопы, можно немедленно освободиться от всех несчастий и очиститься. Но мы очень падшие. Возможно, поэтому Ты советуешь нам медитировать, воспевать и памятовать — ведь мы никогда не делали этого.
Сказать по правде, Ты должен знать, что мы хотим забыть о Тебе, но не можем. Мы хотим забыть о Тебе, потому что Ты забыл о нас. Мы не хотим думать: «О, где же Кришна? Наверное, сейчас Он на берегу Ямуны…» Тебя там нет, но наши стопы по привычке сами идут туда. Наши стопы направляются туда сами, мы не в состоянии удержать их.
Мы непрестанно вспоминаем о Тебе. Хотя йоги прилагают так много усилий, чтобы помнить о Тебе, множество дурных мирских мыслей беспокоят их ум и сердце. Мы же, напротив, хотим забыть о Тебе, но не можем. Мы были с Тобой с самого детства, мы были друзьями, когда бегали нагишом. Поэтому, пожалуйста, смилуйся над нами! Ум и сердце мирских людей различны, но наши ум и сердце одинаковы».
На уме у нас одно, а в сердце — другое. Но гопи говорят, «Наши ум и сердце одинаковы». Что это означает? Наше сердце не во Вриндаване, а гопи говорят, что их сердце — Вриндаван, и их ум и сердце одинаковы. В нашем теле особенно активен ум. Мы думаем: «Это хорошо, а это плохо, это такое, а это такое». Поскольку у нас много сомнений и анартх, мы слушаем свой ум. Но бхакти — не в уме, а в сердце. Кришна просит нас отдать Ему сердце. Бхакти — в сердце, а сердце не может думать: «Это плохо, то плохо… Кришна плохой. А вот теперь Кришна лучше». Только преданное служение может очаровать сердце. Сердце отдаст все сразу и никогда не попросит обратно. Такова деятельность сердца.
Гопи говорили: «Наше сердце — Вриндаван. Ты должен прийти в наше сердце, как приходишь в сердца йогов. Но наше сердце — Вриндаван. Если Ты придешь во Вриндаван, это означает, что ты придешь в наше сердце. Пожалуйста, приходи. Но нет, мы не хотим помнить о Тебе, зачем Тебе приходить? Почему Ты все время появляешься в наших мыслях? Мы хотим забыть о Тебе, но не можем».
Для кого эти наставления в «Гите»? Для обусловленных душ низкого духовного уровня. Сперва нужно совершать шраванам, киртанам, смаранам. Но гопи находятся выше. Они прошли уровни снеха, мана, пранайа, рага, анурага. бхава и махабхава. Кришна учит гопи чему-то другому, а они говорят: «О, Он хочет обмануть нас», или «Должно быть, Ты шутишь с нами. Это учение на самом деле не для нас. Учи этому Дурьодхану, Камсу и других, но не нас».
Итак, мы должны постараться понять это. Такова наша цель, идеал. Сколько бы я ни объяснял, вы многое не сможете понять. Вы должны подняться до определенного понимания. Кришна говорил Своей матери: «Мама, я не ел глину», а Юдхиштхиру Он просил объявить всем, что Ашваттхама убит, и поэтому Юдхиштхира думал: «Зачем я буду лгать?» С другой стороны, Арджуна сразу же принял наставления Кришны, и поэтому Арджуна более возвышен.
Следует разобраться во всем этом. Не смотрите постоянно по сторонам, как тот или иной делает глупости. Не погружайте свой ум в это. Всегда сосредотачивайте ум только на Кришне, иначе вы будете обмануты. Постарайтесь принять путь, указанный «Шримад-Бхагаватам». Сначала следуйте наставлениям «Бхагавад-гиты». Мы не тело — вы должны воистину осознать это. Затем сарва дхарман паритйаджа. Предайтесь Кришне. Постарайтесь войти в обитель бхакти и следуйте «Шримад-Бхагаватам». Следуйте наставлениям первых девяти Песен и, обретя необходимые качества, постепенно входите в Десятую Песнь. Следуйте настроению матери Кришны (ватсалья-раса), настроению друга (сакхья-раса), и затем вы можете читать главы с 29-й по 33-ю Десятой Песни. С одной стороны, нам не следует пытаться перепрыгивать, но в нас должно развиваться жадное стремление (лаульям) узнать обо всем этом. Если есть лаульям и шраддха, значит, у вас есть необходимые качества, чтобы войти в царство бхакти и слушать Десятую Песнь «Шримад-Бхагаватам» и другие книги.
Старайтесь развивать сознание Кришны. Старайтесь читать книги Прабхупады — они полностью авторитетны. Читайте и мои книги. На самом деле, это не мои книги. Это книги Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Санатаны Госвами и Шрилы Рагхунатхи даса Госвами — такие, как «Манах-шикша», «Упадешамрита», «Шикшаштака» и все остальные. Старайтесь постепенно развиваться.
15.09.2013 в 22:55
Спасибо;)