3 истории (Выпуск №8)
1 августа, 2010
После довольно длительного перерыва я решил подготовить для читателей Вайшнавского дневника Самбандха — новый, восьмой выпуск этой рубрики, который содержит в себе несколько нектарных историй. Большую часть этих историй я услышал этим летом, а самые нектарные из них поведал Шри Бхакти Чайтанья Свами, великий преданный и слуга Шрилы Прабхупады.
Великий Акбар и Свами Харидас
Эта удивительная история от начала и до конца — правда. Ее знают и рассказывают во Вриндаване еще со времен Шри Рупы и Шри Санатаны Госвами.
Во время правления Акбара во Вриндаване жил святой Свами Харидас, легендарный учитель великого певца Тансена. Однажды император Акбар сказал своему любимому певцу Тансену:
— Твое пение так прекрасно, что я не представляю, что кто-то в мире может петь лучше тебя.
— Мой учитель поет много лучше меня — скромно ответил Тансен.
— В таком случае, я хочу его услышать — сказал император.
— Это сложно, — сказал Тансен, — хоть Вы и император, он никогда не приедет во дворец.
— В таком случае, мы отправимся к нему — сказал неутомимый император.
— Даже это сложно, — сказал Тансен, — как только он увидит Ваше императорское величество, он немедленно исчезнет, и никто более не сможет его отыскать.
Однако, император настаивал, и, чтобы удовлетворить его любопытство, пришлось прибегнуть к маскараду: император Акбар презрел свою гордость и переоделся слугой Тансена. В таком виде они добрались до ашрама Свами Харидаса.
Учителя, естественно, не обманул маскарад, но — из любви к своему ученику — он не стал ничего говорить. По прошествии приличествующего времени Тансен попросил своего учителя спеть — и когда тот запел, пространство и время перестали существовать для слушателей, осталась только божественная музыка.
Когда Тансен и император пришли в себя, были сумерки, и вокруг никого не было; как и предсказывал Тансен, учитель бесследно исчез.
Делать было нечего; они отправились домой. А когда они вернулись во дворец, император попросил Тансена спеть ему ту же самую рагу.
Когда же Тансен закончил петь, император сказал:
— Странно: рага та же самая, но в твоем исполнении она звучит совсем не так.
— Это естественно, Ваше Величество, — сказал Тансен, — все дело в том, что я пою ее Вам, а мой учитель пел Богу.
Свами Харидас и Великий Акбар (2 вариант)
Свами Харидас был современником Госвами Вриндавана и считался удивительным певцом. Когда он пел бхаджаны, прославляющие Кришну, звуки его голоса проникали прямо в сердце. Слава о нем разнеслась повсюду и дошла до императора Акбара. Жаждущий наслаждения монарх решил во чтобы то ни стало услышать пение Свами Харидаса. Он приехал во Вриндаван и, спрятавшись за деревом, стал ждать, когда тот начнет петь.
Когда звуки удивительного голоса достигли сердца Акбара, глаза его наполнились слезами, и окружающая реальность растаяла в чудесном пении. Когда Акбар очнулся, он вышел из своего укрытия, поклонился Свами Харидасу и сказал:
— Ты прекрасно поешь. Я хочу тебя отблагодарить
На это Свами Харидас ответил:
— Мне ничего не нужно
Акбар сказал
— Нет, я очень богат и могу сделать тебя счастливым!
Свами Харидас ответил:
— Что ж, видишь ступеньку этого гхата? Почини ее. Я буду тебе благодарен.
Акбар не выдержал и воскликнул:
— За кого ты меня принимаешь? Я могу не то что ступеньку починить, я могу ее золотом выложить!
-Ты уверен в этом? — спросил Свами Харидас и дотронулся до него.
Перед глазами Акбара на какое-то мгновение предстал истинный Вриндаван и гхат, спускающийся к Ямуне, состоящий из философского камня. Он увидел трещину, о которой говорил Свами Харидас, сияющую под солнцем блеском изумрудов, и понял, что всех его богатств не хватит, чтобы заделать ее.
История Рагхунанды и Мукунды
В этом месяце мы отмечаем уход Шри Рагхунанды, сына великого преданного Шри Чайтаньи Махапрабху. Эта история раскрывает величие Рагхунанды.
Отцом Рагхунандана Тхакура был Мукунда. Мукунда решил обучить Рагхунандану поклонению Божествам. Рагхунандану было двенадцать лет, и Мукунда учил его мантрам, как ставить пищу перед Божеством, повторяя мантры, и всем остальным процедурам. И он сказал Рагхунандане:
— Ты сейчас предложи все, а потом мы с тобой все обсудим.
Позже Мукунда подошел к сыну и спросил:
— Ты предложил пищу Божеству?
— О, было трудно! — ответил Рагхунандана.
Мукунда подумал: «А что тут трудного?» и сказал:
-Ты что, мантры забыл?
— Нет, мантры я не забыл.
— Так, а что тогда трудного?
— Было очень трудно заставить Кришну есть.
Мукунда подумал, что его сын немного странноват. Он сказал:
— Ладно, ты мог бы мне немного прасада положить? Там предлагалось много пищи.
Рагхунандана спросил:
— Прасад? Нет прасада.
Мукунда спросил:
— Почему? Куда он делся? Ты, что все съел?
Сын ответил:
— Я ничего не ел. Кришна все съел.
Мукунда подумал, что это уже слишком странно, сказав:
— Ну ладно, завтра опять предложишь, может лучше получится.
На следующий раз он опять оставил Рагхунандану, чтобы тот предложил пищу Божеству. На этот раз он решил снаружи понаблюдать, что там будет происходить. Так он наблюдал, как Рагхунандана принес пищу, поставил перед Божеством и повторил мантры.
После того, как вы повторили мантры, вы должны выйти, но Рагхунандана не вышел. Мукунда увидел, что Рагхунандана разговаривает с Божеством, и стал слушать, о чем он с Ним говорит. Он услышал, как Рагхунандана говорит:
— Пожалуйста, поешь. Пожалуйста, пожалуйста, поешь. Пожалуйста, поешь.
Тогда Божество сошло с алтаря и съело все с тарелки. Когда Мукунда увидел это, он был потрясен тем, что его сын — такой великий преданный. Он пришел позже, и, сделав вид, что ничего не знает, спросил:
— Ну, как сегодня предложение?
Рагхунандана сказал:
— Лучше, чем вчера. Но тоже было непросто.
Мукунда спросил:
— Ну, а прасад какой-нибудь есть?
Рагхунандана ответил:
— Нет. Кришна все съел!
Позже Мукунда взял своего сына в Джаганнатха Пури. Там они встретились с Господом Чайтаньей. Когда они предстали перед Господом Чайтаньей, Господь посмотрел на них очень внимательно, спросив Мукунду:
— Кто из вас отец, а кто — сын?
Конечно, это было очевидно, потому что Рагхунандане было тогда всего одиннадцать лет. Но Мукунда понял, что Господь имел в виду. Он сказал:
— Я думаю, что на самом деле Рагхунандана — мой отец, а я — его сын.
Господь Чайтанья сказал:
— Да, ты прав. Потому что тот, кто пробуждает наше духовное сознание, считается нашим духовным отцом.
Кришна иногда делает вещи, которые очень противоречивы, но преданных это с толку не сбивает. Наоборот, они начинают больше ценить Господа.
История Арджуна Ачарьи
Эту историю любил рассказывать своим ученикам Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада.
Однажды жил великий философ и вайшнав Арджуна-ачарья. Он читал всю «Бхагавад-гиту» ежедневно. Но был один стих в ней, с которым он не был согласен. Это 22 стих 9 главы.
Кришна говорит:
Тем, кто постоянно поклоняются Мне с исключительной преданностью, погруженные в мысленное созерцание Моей трансцендентальной формы, Я даю то, чего им не достает, и сохраняю то, что они уже имеют
Санскритский термин, который употребляется, вахами означает «я забочусь и я даю«. Арджуна- ачарья подумал:
Это должно быть неправильно. Кришна — Верховная Личность Бога. Как же Он может лично заботиться и поставлять что-то? Нет, это не должно быть так. Предположительно правильно будет, что Кришна является причиной, по которой это происходит.
Поэтому он решил изменить это слово. Он вычеркнул слово вахами, вписав в это место каруми. Каруми означает «я являюсь причиной, по которой происходит«. Это стало выглядеть так:
Кришна является причиной, по которой преданные получают все то, что им не достает.
Арджуна-ачарья был очень бедным человеком. Завершив эту работу, он отправился просить пожертвование для своей трапезы. Его жена осталась дома. Полчаса спустя жена услышала, как кто-то постучал в дверь. Открыв дверь, она увидела там двух мальчиков.
Один мальчик был очень темным, а другой был очень светлым. Между Ними на плечах у Них был жердь. На ней посередине висела корзина с большим количеством всевозможной пищи.
Темнокожий мальчик сказал:
Мы пришли сюда, чтобы отдать все это вам. Мы видели, как ваш муж просит подаяние на рынке, и мы хотели принести все это вам. Вы можете взять все это и приготовить для него.
Естественно жена очень обрадовалась, получив все это. Она сказала:
Заходите, присаживайтесь, я сейчас приготовлю все это. Мы примем трапезу все вместе.
Но темнокожий мальчик сказал:
Нет, нет, нет. Мы не останемся здесь, поскольку скоро вернется твой супруг.
Жена сказала:
Да, конечно, он очень обрадуется.
Но темнокожий мальчик сказал:
Нет, я не хочу встречаться с твоим мужем.
Затем Он повернулся и показал Свою спину, на которой были шрамы. Он сказал:
Это сделал твой супруг. Я нахожу эту пищу, приношу и отдаю ее, а он нападает на Меня и ранит Мою спину. Поэтому Я не останусь здесь. Я лучше уйду!
Жена сказала:
Нет! Это не возможно! Как мой супруг мог сделать это?
Так или иначе, мальчики ушли. Чуть позднее вернулся Арджуна-ачарья. К несчастью, ему не пожертвовали никакой пищи. Он сказал своей жене:
Все идет к тому, что нам придется поститься сегодня.
Затем он увидел, что она готовит большой пир. Он спросил:
Откуда ты взяла все это?
Жена ответила:
Ты знаешь, приходили два мальчика, темнокожий и светлокожий. Ты встретился с Ними на рынке. Они предложили отдать всю эту пищу, а ты ранил того темнокожего мальчика.
Арджуна-ачарья был в смущении. Он сказал:
Нет. Я вообще никогда не делал ничего подобного.
Так или иначе, он попытался прояснить, что же на самом деле случилось. Когда он обдумывал случившееся, его взгляд упал на страницу «Бхагавад-гиты«. Он обратил внимание на слово, которое он вычеркнул, вахами. Тут он понял, что «Бхагавад-гита» является непосредственно телом Кришны:
Я вычеркнул одно слово, поэтому, в действительности, я нанес повреждения телу Господа.
Он начал очень сокрушаться. Он осознал:
Моя жена — такая великая преданная. Кришна лично принес эти вещи для нее. Но я такой глупец! Я доставил боль Кришне.
Тогда он решил сделать одну очень хорошую вещь. Он предложил дандаваты своей жене и взял пыль с ее лотосных стоп. Затем он выбежал и побежал в город. Он танцевал и воспевал:
Вахами! Вахами! Вахами! Кришна лично приносит все необходимое для Своих преданных.
Мы можем понять из этого описания, что Господь является Личностью. Если мы изменяем слова писаний, если мы изменяем значения слов писаний, то тогда мы перечим Кришне. Это так же, как будто мы выкручиваем части Его тела.