Восемь основных материальных элементов
24 января, 2011
В Бхагавад-гите 7.4-7 Кришна говорит:
«Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго – все вместе эти восемь частей составляют Мои отделенные материальные энергии. Помимо этих, о сильнорукий Арджуна, существует еще и высшая Моя энергия, которая включает в себя живые существа, пользующиеся возможностями, предоставляемыми этой материльной, низшей энергией. Все созданные существа берут свое начало в этих двух природах. Знай со всей определенностью, что Я – начало, и Я – конец всего, что есть материального и всего, что есть духовного в этом мире. О завоеватель богатств, нет истины высшей, чем Я. Все покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить».
Рассмотрим более подробно восемь материальных элементов, описываемых в первом из этих стихов.
Три тонких элемента (тонкое материальное тело)
Начнем с наиболее тонкого – аханкары или ложного эго, являющегося проявлением стихии невежества. Буквальный перевод слова аханкара – это «я делаю». В этом суть понятия ложного эго: мы считаем себя активной частью этого материального мира, хотя в реальности не имеем к нему никакого отношения ибо все происходящее – это просто результат трансформации внешней энергии Господа. Поэтому ее называют майей – «то, чего нет». То есть энергия то есть, но никакой связи между нами и ней в реальности нет.
Другим аспектом ложного эго является понятие мамата – «мое». То есть «мое» – это все, что меня окружает в этом мире. Таким образом ложное эго становится расширенным, включая в себя какие-то вещи, семью, страну, религию и т.д.
Эти понятия являются отражением концепции подлинного эго, имеющей место на духовном уровне. «Я» принадлежу Кришне, а Кришна – «мой», то есть «Я» – вечный слуга Кришны, а Кришна – «мой» вечный господин. И все, что происходит кругом, происходит лишь благодаря энергиям Кришны – или Его внешней энергии, или Его внутренней энергии (бхакти).
К фунциям элемента разума или буддхи относятся способности рассуждать, различать и запоминать. Он подобен центральному процессору, который может записывать данные в память, извлекать оттуда и анализировать.
Материальный разум – это способность различать, что принесет нам чувственные удовольствия, а что нет. Духовный же разум – это способность различать, что принесет удовольствие Кришне, а что нет.
Преданный пользуется духовным разумом, который черпает от духовного учителя, святых личностей и священных писаний. А по мере того как он продвигается духовно, Кришна начинает давать ему разум изнутри, как поступать в тех или иных ситуациях. Другой функцией разума является сон.
До тех пор, пока у нас есть сомнения, хочет ли чего-то Кришна или нет, мы можем понять, что находимся на материальном уровне, и поэтому лучше спросить у кого-то достойного. Сомнения в личных умозаключениях – это фунция материального разума, проявлении стихии страсти. Отсутствие сомнений в своих выводах может быть и результатом сознания Кришны. Но на начальных стадиях (которые как правило занимают не один год) это, чаще всего является проявлением стихии невежества, которая притупляет разум. Способность различать и видеть вещи в правильном свете является характеристикой преданного среднего уровня и приходит на стадии преданного служения, называемой ништха.
Ум или манас подобен памяти компьютера, только более «живой». В него стекается информация от воспринимающих чувств и накапливается там. Затем ум «перемешивает» эту информацию в различных сочетаниях и «пробует на вкус» то, что получилось. Если разум контролирует ум, то он выбирает из этого то, что лучше (а что лучше – будет зависить от того под влиянием каких стихий или сознания Кришны находится разум). После этого он отдает команду уму, который передает ее действующим чувствам (руки, ноги, язык, половые органы и органы выделения). Если разум не вмешивается, то ум действует по своей прихоти «на автомате», следуя побуждениям чувств и хранищимся в нем привычкам.
Изначально ум является проявлением стихии добродетели, благости (функция хранения). Но будучи расположенным между разумом и чувствами, проявлениями стихии страсти, имеет тенденцию постоянно находиться в возбуждении и прыгать от одного желания к другому. Если разум духовен, а чувства полностью заняты служением Кришне и таким образом находятся на уровне чистой добродетели, то ум также становится кристально чистым вместилищем духовных эмоций (бхава) – самой эмблемой сознания Кришны.
Описаные выше три элемента называются тонкими (линга) в отличие от пяти грубых (стхула), которые непосредственно воспринимаются соответствующими грубыми органами чувств. Грубые элементы являются проявлениями стихии невежества.
Пять грубых элементов (грубое материальное тело)
Материальные элементы охватывают весь спектр сил, энергий, взаимодействий и состояний вещества в этом мире, а соответствующие им объекты чувств – говоря языком физики, весь спектр измеримых величин, то есть характеристик материи, которые можно воспринимать с непосредственно с помощью чувств или вспомогательных приборов. Вместе с этим понятия ведических материальных элементов отличаются от гораздо более узких понятий современной физики, имеющих те же названия. Поэтому анализируя материльные элементы окружающих нас явлений, следует опираться не на то, чему нас учили в школе, а на определения, данные в ведической литратуре, и которые мы приводим далее.
В современной физике есть представление о том, что в начале творения вселенной после первоначального толчка (о котором ученые не имеют никакого понятия) все виды взаимодействий проявились породились одно из другого, как матрешки. Эта концепция в целом соответствует действительности. Материальные элементы проявляются один из другого под влиянием вечного времени.
Первым объектом чувств, проявившимся из ложного эго в стихии невежества, является звук. По определению звук
–это то, что
1) передает представление об объекте,
2) указывает на скрытую из поля зрения личность говорящего.
Материальный звук описывает материальные объекты, а его прототип, духовный звук –духовные, и его источником является Кришна или Его чистые преданные.
Соответсвующий звуку тонкий материальный элемент – это эфир. По определению эфир это то, что представляет пространство для внутренней и внешней деятельности живого существа, а именно грубого поля деятельности, жизненного воздуха (праны), чувств и ума. Заметим, что это определение шире принятого в физике, так как включает в себя и внутреннее пространство. Материальный эфир представляет пространство для материальной деятельности, а духовный – для чистого преданного служения Господу.
В процессе творения под влиянием времени из звука проявляется чувство ощущения и соответствующий ему элемент воздух.
По определению ощущение это то, что проявляется как
1) мягкость и твердость или
2) тепло или холод.
Соответствующий ему материальный элемент – воздух, который по определению проявляется
как
1) движение,
2) перемешивание, а также то, что
3) позволяет приблизиться к источнику звука и другим объектам чувственного восприятия и 4) обеспечивает функционирование всех действующих чувств.
Заметим, что последние два проявления относятся к внутренинм воздушным потокам, пранам. Поскольку элемент один и тот же, существует непосредственная связь между внешними воздушными потоками и нашим внутренним состоянием, что является предметом ведической науки васту-шастры или китайского фен-шуя. Современная физика рассматривает лишь одно из проявлений элемента воздух, а именно движение, кинетическую энергию и т.д.
Затем под влиянием времени из ощущения порождается элемент форма. По определению форма – это то, что
обладает
1) размером,
2) качествами, которые мы можем проанализировать и использовать в практической жизни, а также
3) уникальностью.
Современная химия и физика строения вещества изучает именно разннообразные формы объектов.
Соответствующий форме элемент – огонь, который по определению
характеризуется
1) светом,
2) способностью готовить,
3) переваривать пищу,
4) разрушать холод,
5) испарять, а также
6) вызывать голод, жажду и побуждать есть и пить.
Понимание пищеварительных процессов как проявлении элемента огня составляет одну из основ Ведической медицины или Айур-веды. С элементом огня связано электромагнитное и другие подобные взаимодействия.
Из формы проявляется элемент вкус, который, в зависимости от формы вещества, проявляется как вяжущий, острый, сладкий, соленый, горький или кислый. Вкусу соответсвует элемент вода, которая характеризуется
способностью
1) смачивать другие вещества,
2) осаждать и сворачивать различные смеси,
3) вызывать удовлетворение,
4) поддерживать жизнь,
5) смягчать,
6) устранять жар,
7) заполнять пустые объемы и
8 ) давать силы, утоляя жажду.
С элементом воды связаны разнообразные проявления сил поверхностного натяжения, которые, как следует отсюда являются основой возможности восприятия вкусов.
Из вкуса под влиянием времени проявляется элемент запах. Запах, в зависимости от формы вещества, может быть смешанным, дурным, слабым, сильным, кислым и т.д. Соответствующий ему элемент земля – это то, что обладает способностью служить материалом
для создания
1) божественных форм Господа,
2) домов,
3) емкостей для воды и т.д. – то есть способностью поддерживать все элементы.
С элементом земли в современной науке связаны понятия геометрии тел – начиная от макроскопических тел, и кончая молекулярной геометрией. Последняя, в частности, является основой возможности восприятия запахов.
Заметим, что разнообразные свойства элементов накапливаются при переходе от более тонких к более грубым. Так звук – это лишь звук. Ощущение помимо себя самого также содержит звук, а земля уже обладает всеми качествами звука, ощущения, формы и вкуса и земли.
26.01.2011 в 00:22
Какой же глубокий смысл стоит за дословным переводом слова «аханкара», обозначающее ложное Эго…