Лишенный двойственности: трансцендентные истории о Шри Адвайта Ачарье
28 января, 2012
Шри Адвайта Ачарья, смиренный слуга Господа Чайтаньи Махапрабху и духовный учитель всей вселенной, явил миру Свои трансцендентные игры задолго до санкиртаны Махапрабху. Желая облегчить страдания падших людей века Кали, своими молитвами он призвал Верховного Господа на землю. Шри Адвайта всегда думает о Нитьянанде Прабху, так же как Господь Шива всегда медитирует на Господа Санкаршану.
Материальный мир был проявлен благодаря двум причинам: изначальной внутренней (действенной) и непосредственной материальной. Обе причины изошли из Маха-Вишну, божественного повелителя космического творения. Изначальная внутренняя (действенная) причина берет свое начало в Маха-Вишну, который никогда не соприкасается с материальной природой. Этот самодостаточный Господь воплощается в Садашиву, который действует как посредник между божественной и материальной реальностью. Весь материальный космос поддерживается дыханием Маха-Вишну. Это Верховный Господин времени, космоса, причины и следствия, пяти грубых элементов, ума, разума, эго, гун материальной природы (благости, страсти и невежества), чувств, Вселенской формы Господа и всей совокупности живых существ. Как Садашива Он также пребывает за пределами материи, но проявляет Себя в Шиву, или одиннадцать Рудр, и благодаря своей супруге Махамайе (великой иллюзии) созерцает материальную причину проявленного мира. Маха-Вишну и Садашива явились в играх Господа Чайтаньи как Адвайта Ачарья. И поскольку Он неотличен от Вишну, всепроникающего Господа, Его называют Адвайтой, лишенным двойственности.
Шри Адвайта Ачарья (Экспансия Каранадакашаи Вишну и Сада Шивы) призывает Господа Гаурангу прийти в материальный мир
Трансцендентные игры Шри Адвайты Ачарьи
на основе Чайтанья Бхагаваты Шрилы Вриндавана даса Тхакура
В детстве Адвайта был очень шаловливым мальчиком. Он не желал брать грудь матери, пока она не споет мантру Харе Кришна, и с наслаждением вводил в замешательство соседей, проявляя божественное могущество. Родители и соседи ласково называли мальчика Камалакшей — лотосоокий.
В ночь на Варуни-снана, тринадцатый день восходящей луны в марте-апреле, матери Лабхадеви было божественное видение, в котором сын отвел ее на высокую гору в провинции Шри-хатта. День Варуни-снана считается очень благоприятным. Лабхадеви давно хотела принять омовение в святых реках, и Камалакша отвел ее на гору, чтобы исполнить желание матери. Как только они ступили на гору, перед Камалакшей, который принял божественный облик четырехрукого Маха-Вишну, явились олицетворенные святые реки и стали возносить Ему сладкозвучные молитвы. Эхом отражая в своих благословенных водах звук Его раковины, реки приблизились и омыли мать Лабху. От наслаждения ей казалось, что она сейчас растает в святых водах.
— Посмотри, мама, — заговорил Камалакша, — вот красные воды Сарасвати, эти белые — Ганги, а черные — Ямуны, здесь Кавери, Нармада и Годавари. Они пришли исполнить твое давнее желание!
Многие детские игры Адвайты напоминали деяния Господа Шивы, которого называют Рудрой, богом гнева.
Однажды Камалакша играл в пещере с сыном царя Дивьясимхи. Принц стал насмехаться над преданными, которые воспевают Харе Кришна маха-мантру, и Камалакша так разгневался, что принц, всегда гордившийся своей смелостью, потерял сознание от охватившего его ужаса.
С пяти до десяти лет Камалакша учился, поражая учителей Своей необычайной одаренностью, а в восемь — отец одел на него брахманский шнур. Еще мальчиком Он проявлял могущество Господа Вишну. Однажды царь Дивьясимха, который был преданным богини Дурги, послал Камалакшу и своего сына в храм. Как только они вошли, Камалакша бросил спутнику с вызовом:
— Ну, покажите мне вашу богиню! — и, приблизившись к алтарю, не предложил ей поклонов.
Царский сын почувствовал себя оскорбленным:
— Ты должен поклониться!
В ответ Камалакша так разгневался, что мальчик снова упал без чувств. Сам еще ребенок, Камалакша перепугался и убежал.
Деревенские мальчишки разыскали Его и привели в храм, где уже собрались царь, Кувера Пандит и другие знатные горожане. Царь Дивьясимха в великой печали склонился над своим сыном, который бездыханным лежал у него на коленях, но Камалакша тут же брызнул принцу на голову чаранамриту — воду, которой омывали лотосные стопы Господа Вишну — и мальчик сразу же пришел в себя. Увидя такое чудо, все собравшиеся поразились мистическому могуществу Камалакши и Его безграничной вере в Господа Вишну.
Немного позже произошел похожий случай на празднике Дипавали, отмечаемом в первый день года по индийскому календарю, когда все верующие хинду посещают храм богини Дурги и ставят на алтарь свечи. Камалакша снова не стал кланяться Дурге, и принц так разволновался, что позвал Куверу Пандита. Кувера Пандит отвел сына в сторону и стал объяснять важность поклонения полубогам, напомнив Камалакше, что даже Господь Рама поклонялся богине Дурге, чтобы вернуть украденную Раваной Ситу. На это Камалакша вежливо ответил:
— Дорогой отец, прости, но ты слегка заблуждаешься. Дерево со всеми его ветвями и листьями питается благодаря корню, точно так же полубогов можно удовлетворить, поклоняясь изначальному Господу Вишну или Кришне. Как птица чакора живет лишь при лунном свете, Я могу поклоняться только Господу Вишну или Кришне!
Не успел Он сказать, как божество Дурги на алтаре разлетелось на куски и появилась сама богиня, осветившая собой все стороны света. Под сводами храма прогремел божественный глас:
— Муж никогда не будет кланяться жене! Жена должна кланяться мужу!
Так Дурга показала, что мальчик Камалакша — никто иной, как ее муж, Господь Шива. Царь Дивьясимха понял, что в лице Камалакши оскорбил самого Господа Шиву. Его раскаянию не было предела, он весь зарделся от стыда. Со слезами на глазах царь стал возносить молитвы. Слушая его с нескрываемым удовлетворением, мальчик Камалакша милостиво указал Дивьясимхе, что его сын насмехается над вайшнавами, а сам он, царь, поклоняется полубогам, что свидетельствует лишь о его невежестве.
— Дурга — только служанка Кришны, — сказал он царю. — Это Его внешняя материальная энергия, и ее дело — всех вводить в заблуждение, окутывая иллюзией. Так что если ты будешь поклоняться Дурге, в твоем царстве никогда не будет процветания.
Понимая, что мальчик прав, царь снова и снова прославлял Камалакшу, изысканными молитвами. Камалакша, довольный, возложил свои стопы царю на голову и попросил его всегда петь святые имена Кришны. Царь стал вайшнавом и воздвиг в своем царстве величественный храм Господа Кришны. Он устраивал пышные вайшнавские праздники и, наконец, принял посвящение у Камалакши, который дал ему имя Кришнадас брахмачари.
После того как Камалакша благословил царя Дивьясимху, семья Куверы Пандита перебралась в Шантипур, на живописный берег Ганги. Камалакша стал посещать толу, рассказывая друзьям, что святые имена Кришны — это источник всего знания. С годами Он в совершенстве познал философию Веданты и Шримад-Бхагаватам Шрилы Вьясадевы, а также хорошо изучил шесть главных философских систем, основанных знаменитыми мудрецами: Гаутамой, Канадой, Капилой, Патанджали, Джаимини и Аштавакрой. Будучи еще подростком Камалакша был удостоен высокого звания Веда-панчана, которое обычно давалось людям вдвое старше Его.
Учитель Камалакши, Сантачарья, жил в деревне Пурнавати и, мальчик, согласно ведической системе обучения, большую часть времени проводил у него в хижине, изучая науки и занимаясь служением своему учителю. Сантачарья хорошо осознавал божественную природу Камалакши и решил как-то раскрыть это перед Его одноклассниками, которые во всем завидовали Камалакше, пользовавшимся особой благосклонностью учителя…
Однажды гуру привел всех своих учеников в лес. Их взору открылось сказочное озеро, полное прекрасных лотосов, которые охраняли огромные ядовитые змеи. В самом центре этого озера возвышался необыкновенно большой и красивый лотос, и Сантачарья спросил учеников, кто из них может добраться до этого цветка и принести его, не рискуя быть укушенным змеей. Мальчики перепугались, услышав такую невероятную просьбу, но Камалакша бесстрашно шагнул вперед. Он не спеша вошел в воду, и в тот же миг у Него под ногами появился лотос, который понес Камалакшу на середину озера, а из воды поднялся огромный змей, раскинув над Его головой свои бесчисленные клобуки, в точности как божественный змей Ананта, который защищает Господа Вишну. Так Камалакша благополучно добрался до лотоса и, сорвав его, предложил стопам своего учителя. Мальчики были потрясены, и с того дня дали обет всегда почитать Адвайту.
Адвайте еще не было и двадцати лет, когда Его родители глубокими старцами удалились в духовную обитель Господа — Шри Вайкунтху, покинув материальный мир. Адвайта, являя Свои божественные игры, оплакал смерть родителей и, совершив необходимые обряды, отправился в многолетнее паломничество.
Сначала Он посетил Ориссу, где в великом экстазе поклонился божеству Гопинатхи. Затем — побывал в Набхигае, Пури, Годавари, Шиваканче и Вишнуканче (где с изумлением наблюдал философские состязания между шиваитами и вайшнавами), Кавери, Мадураи, Сетубандхе, Дханутиртхе, Рамешваре и Удипи. Здесь в Удипи Адвайта впервые встретился со Шрилой Мадхавендрой Пури, который впоследствии стал Его духовным учителем.
Это была встреча двух великих душ. Мадхавендра Пури сразу почувствовал величайшую любовь к Адвайте, олицетворению совершенного преданного. Их сокровенная беседа была о Кришне, спасителе падших людей века Кали, который обязательно прольет Свою милость и снизойдет, благословив мир воспеванием Своего святого имени. Адвайта поведал Мадхавендре Пури о скором явлении Шри Чайтаньи Махапрабху и Его трансцендентных играх.
Раскрыв Мадхавендре Пури миссию Гауранги, Адвайта продолжил свое паломничество, посетив Дандакаранью, Нашику, Двараку, Прабхаса Тиртху, Пушкару, Курукшетру, Харидвару, Бадарикашрам, Гомукхи, Чандаки, пока не достиг к своему великому удовольствию Митхилы, родного города Ситадеви, супруги Господа Рамы.
Обливаясь слезами любви к Богу, Адвайта Ачарья шел по дороге, когда вдруг услышал старческий голос, сладко поющий об играх Кришны. Адвайта остановился и увидел под деревом старого брахмана. Поговорив с ним, он понял, что судьба свела его с великим Видьяпати, чья слава гремит по всем трем мирам. Очарованный необыкновенным поэтическим даром Видьяпати и божественной премой, щедро льющейся из его сердца, Адвайта провел с ним несколько сладостных часов. Потом они простились, и Адвайта вошел в Айодхью, вечную обитель Господа Рамы.
В Варанаси Адвайта искупался в знаменитом Маникарника Гхате и увидел божество Вишванатхи (Господа Шивы), прославленное на весь Варанаси. После этого Он посетил храм Адикешавы, а также увидел божество Бинду Мадхавы. Следующим был Праяг (Аллахабад), где Адвайта увидел божество Вену Мадхавы. Здесь Он обрил голову и искупался в Тривени — месте слияния трех священных рек: Сарасвати, Ганги и Ямуны.
Затем Адвайта пришел в Матхуру, где среди прочих примечательных мест посетил дом Кубджи. С глубочайшим почтением Он поклонился месту рождения Господа Кришны и омылся в Вишрама Гхате. Адвайта совершил полный парикрам (паломничество) по Враджу, медитируя на игры Кришны. Наконец, Он достиг Вриндаваны. Несколько дней Он провел у подножья холма Двадашадитья-тила, на котором в последствии вырастет знаменитый храм Мадана-Мохана, построенный Санатаной Госвами. Место, где жил Адвайта Прабху во Вриндаване, до сих пор сохранилось и называется Адвайта Вата.
С божеством Мадана-Мохана у Адвайты Прабху были самые сокровенные отношения. Однажды, когда Адвайта уснул под баньяновым деревом, божество явилось к Нему во сне и сказало:
— Мне поклонялись здесь прежде, но с приходом мусульман Мой священнослужитель бежал, опасаясь за свою жизнь. Я спрятан под холмом Двадашадитья-тила, под старым руслом Ямуны. Пожалуйста, вызволи Меня из этого заточения и установи на прежнем месте.
Очнувшись ото сна, Адвайта Прабху разыскал место, о котором говорил Мадан-Мохан, и с помощью местных враджаваси установил божество. Они совершили пышную церемонию омовения, а потом Адвайта Прабху натер тело Мадан-Мохана ароматным маслом, так что Господь снова стал темным, словно грозовая туча, и гладким.
Через несколько дней после ухода Адвайты на Адвайта Вату напал отряд мусульман. Божество укрылось в куче старых жертвенных цветов и так спаслось. Когда Адвайта Прабху вернулся, Мадан-Мохан снова сказал ему во сне, где Он укрылся. Мадан-Мохан попросил Адвайту найти Его и передать Пурушоттаме Чаубе, который будет ухаживать и служить Мадан-Мохану. Пурушоттама Чауба был бедным брахманом из Матхуры. Через несколько лет он передаст Мадан-Мохана Санатане Госвами, но об этом рассказывает уже другая история.
Господь повелел Адвайте Прабху возвращаться в Шантипур, в Западную Бенгалию, и установить там два божества (югала-мурти) — Шри Радхи и Мадана-Гопала. Он сказал, что отыскать Их можно по рисунку Вишакхи, близкой подружки Радхарани, который спрятан в самом сокровенном месте во Вриндаване — в лесу Сева-кундж, и объяснил, где именно. Все это случилось как раз в то время, когда Вриндавану посетил Шри Мадхавендра Пури, и Адвайта Прабху встретился с ним во второй раз. Пурипада погрузился в глубокий экстаз, когда Адвайта рассказал ему о воле Мадан-Мохана, и, соглашаясь с божеством, объяснил Адвайте, что Кришне невозможно поклоняться без Радхи, потому что Кришна никогда не будет счастлив без Ее любви.
Мадхавендра Пури посоветовал Адвайте жениться, чтобы как следует поклоняться божествам. Он объяснил, что отрешенный монах, если умрет, оставит божества на произвол судьбы, тогда как у семейного человека всегда есть жена, дети и другие родственники или потомки, которые будут служить Их Светлостям, когда хозяина свалит болезнь или даже смерть. Мадхавендра Пури уверил Адвайту, что примет на себя все последствия оскорблений божеств, которые могут допустить четырнадцать поколений потомков Адвайты Прабху.
Вместе с Адвайтой Мадхавендра Пури пошел в Шантипур и провел там месяц. Все это время он наставлял Адвайту в воспевании святого имени Кришны, объясняя, что в этот век Кали освобождения можно достичь лишь силой воспевания святого имени. Здесь же в Шантипуре Мадхавендра Пури принял Адвайту в ученики. Вскоре после церемонии посвящения он покинул Шантипур, чтобы продолжить свою миссию в других частях Индии.
Адвайта Прабху быстро завоевал любовь и уважение всех вайшнавов Шантипура. Однажды, когда он одержал победу в философском диспуте над прославленным ученым, с небес раздался голос:
— Этот брахман необычный человек. Это Сам Бог, и потому нет никого более ученого чем Он. Имя Его — Адвайта, «не знающий Себе равных!»
Здесь же в Шантипуре Адвайта повстречался с Харидасой Тхакуром, мусульманином, целиком предавшимся воспеванию святого имени Хари. Они стали большими друзьями. Харидаса был глубоко погружен в воспевание святого имени и не заботился о поддержании своего тела, поэтому Адвайта во всем опекал его. Он устроил Харидасу обитель в пещере недалеко от Шантипура и сам посвящал его в философию сознания Кришны. Не поддается описанию уважение, которое испытывали эти два чистых преданных друг к другу.
Еще до явления Махапрабху Адвайта Ачарья построил на берегу Ганги в Навадвипе небольшое жилище, и вместе с Харидасой Тхакуром они начали проповедовать воспевание святого имени — санкиртану. Именно здесь он молился Господу Кришне, призывая Его снизойти, и действительно стал причиной явления Господа в этот мир. Дом Адвайты в Навадвипе до сих пор сохранился, став объектом поклонения тысяч паломников.
В Шримад-Бхагаватам говорится, что Садашива всегда думает о том, как освободить падшие души. Эти мысли не оставляли его и в облике Адвайты Ачарьи. Шри Чайтанья Махапрабху не раз говорил, что снизошел благодаря молитвам Шри Адвайты.
Садашива занимает промежуточное положение между духовным и материальным миром, и потому способен призвать своими молитвами Верховного Господа. Адвайта Прабху стал духовным учителем многих близких спутников Господа Чайтаньи, таких как Васудева Датта, Бхагаватачарья, Шьямадаса, Ядунанданачарья (гуру Шрилы Рагхунатхи даса Госвами).
Адвайте Прабху было пятьдесят лет, когда Он решил последовать совету Мадхавендры Пури и жениться. Помимо исполнения воли духовного учителя Адвайта преследовал еще одну цель. Он хотел распространить воспевание святого имени — способ поклонения Богу, предписанный для людей века Кали — среди домохозяев, собственным примером показывая всем, что санкиртана доступна не только отшельникам и трансценденталистам.
В Нараянапуре, провинции Шаптаграма, жил ученый и отреченный брахман по имени Нрисимха Бхадури. Его дочь Сита была подобна богине удачи. Она явилась в этот мир в сентябре месяце, за четыре дня до праздника явления Шримати Радхарани. Впервые Ситадеви увидела Адвайту Прабху, когда вместе с отцом и младшей сестрой Шридеви переплывала на лодке Гангу. Нрисимху Бхадури и его дочерей поразил прекрасный, сияющий золотом облик Адвайты, когда Он совершал свое ежедневное поклонение на берегу Ганги. Ситу поразила красота Адвайты. Через несколько дней Нрисимха Бхадури взял обеих дочерей в Шантипур на поклонение богине Бхагавати. Здесь Ситадеви и Адвайта Прабху снова встретились и, любуясь друг другом, не в силах были отвести взгляда. Шьямадас пришел к Нрисимхе Бхадури и все ему объяснил:
— Твоя дочь в действительности Йогамайя, мистическая сила Господа, а Адвайта — это Сам Господь! Лучшей пары невозможно себе представить!
Невесту отвезли в деревню Пхулия-граму, которая стоит на берегу Ганги, а спустя некоторое время Нрисимха Бхадури отдал Адвайте в жены и свою младшую дочь Шридеви. Адвайта Прабху инициировал своих молодых жен в точности как Паурнамасья-Йогамайя дала посвящение двум юным девушкам по имени Вира и Вринда, которые служили Радхе и Кришне в роли посланниц. Затем Он стал наставлять их в вайшнава-сиддханте, разъясняя истинный смысл Вед, а со временем посвятил в самые сокровенные истины преданного служения. Адвайта, являя милость Своим ученицам, продолжал наставлять их во всех тонкостях бхакти-йоги.
Первый сын Адвайты Прабху, Ачьютананда, родился в 1493 году, когда Господу Чайтанье было семь лет. Баларама, Гопала, Кришнадас и близнецы Джагадиша и Сварупа родились с промежутком в четыре года, и все они были сыновьями Ситы. В последствии Адвайта отказался от троих сыновей за то, что они отступили от учения Махапрабху, и остался с Ачьютанандой, Гопалом и Кришнадасом. Из всех сыновей Адвайты только двое женились, остальные приняли санньясу, отречение от мира. Все дети получили от своей матери Ситы должное вайшнавское воспитание, образование и духовное посвящение. Однако старший, Ачьютананда, стал воистину достойным славы своего отца. Повзрослев, он принял посвящение у Гададхары Пандита и поселился в Пури, как его слуга. Ачьютананда был олицетворением чистой преданности Кришне и настоящей отрадой своему отцу. Всю жизнь он оставался брахмачари. Как свидетельствуют писания, Ачьютананда является воплощением Карттикеи в играх Господа Чайтаньи.
По традиции Адвайта Ачарья изображается седовласым и с длинной белой бородой, хотя в писаниях говорится, что Он был вечно юн. Одежды Адвайты, мягко облегавшие его сильное крепкое тело, были такими же белыми, как и его пышные волосы. Иной раз Он так сиял белизной, что напоминал собой полную луну или цветы жасмина. Его прекрасные глаза, сияющие на луноликом золотистом лице, были всегда устремлены на Махапрабху. Он был Господом чистых преданных Навадвипы, которые с великой радостью служили Ему. Шри Адвайта Ачарья всегда вдохновлял их, прогоняя страх и одаривая Своими благословениями. Сияющий Адвайта Ачарья был украшен божественным знанием и премой, чистой любовью к Богу. Великие преданные, очарованные им, всегда медитируют на Адвайту Ачарью, как на источник всей трансцендентной радости и причину нисхождения Махапрабху в этот мир.