Брахман. Понятие брахмана. Значение слова «брахман». Концепция брахмана.
9 мая, 2013
Три концепции Брахмана
«В Ведах сказано:
кшетрани хи шарирани биджам чапи шубхашубхе
тани ветти са йогатма татах кшетра-джна учйате
Материальное тело называют кшетрой, и внутри тела находятся его владелец и Верховный Господь, который знает как само тело, так и его владельца. Поэтому говорится, что Господь знает все поля деятельности. Разница между полем деятельности, знающим это поле и тем, кто знает все поля деятельности, заключается в следующем. В Ведах полное знание о природе тела, о природе индивидуальной души и природе Сверхдуши определено термином гьяна. Так утверждает Шри Кришна. Тот, кто постиг природу души и Сверхдуши, а также разницу между ними, обладает истинным знанием. Знание же того, кому ничего не известно о поле деятельности и знающем поле, весьма далеко от совершенства. Необходимо понять положение пракрити (природы), пуруши (того, кто наслаждается природой) и ишвары (того, кто, обладая знанием, повелевает или руководит деятельностью природы и индивидуальной души). Мы должны четко разграничивать их /эти три начала/, в зависимости от выполняемых ими функций, как различаем художника, холст и мольберт. Материальный мир, который является полем деятельности, – это природа, которой пытается наслаждаться живое существо, а над ними /обоими/ стоит Верховный повелитель, Личность Бога. В Ведах (Шветашватара Упанишад 1.12) говорится: «бхокта бхогйам преритарам ча матва / сарвам проктам три-видхам брахмам этат». Есть три концепции Брахмана пракрити – это Брахман как поле деятельности, джива (индивидуальная душа) также является Брахманом и пытается господствовать над материальной природой, а тот, кто надзирает за ними – это тоже Брахман, и только Его можно назвать истинным повелителем». Гита 13.3к
Живое существо также называется Брахманом
«Господь, Верховная Личность Бога, сказал: «Нетленное трансцендентное живое существо именуют Брахманом, а его вечную природу называют адхьятмой, душой. Деятельность, в процессе которой живые существа создают свои будущие материальные тела, называют кармой, или деятельностью ради ее плодов». Гита 8.3
Махат-таттва, совокупная материальная энергия иногда также называется Брахманом
«Совокупность не дифференцированных материальных элементов, которую иногда называют Брахманом, является источником всего сущего. Оплодотворяя Брахман, Я, о потомок Бхараты, даю начало всем живым существам». Гита 14.3
Достижение понимания Брахмана
“Когда разумный человек перестает видеть разницу между живыми существами, заключенные в разные виды материальных тел, но видит, как они распространяют себя повсюду, он достигает уровня осознания Брахмана”. Гита 13.31
Без бхакти-йоги трудно постичь Брахман
“Таким образом, без бхакти-йоги, преданного служения Господу, даже имперсоналисты не могут постичь брахма-таттву, аспект Господа, называемый Брахманом”. Бхагаватам 4.24.60к