Бхаими (Джая) Экадаши
17 января, 2010
Сегодня Господь Кришна поведает нам о славе Магха-шукла экадаши (светлого экадаши месяца магха) или Джая (Бхаими) экадаши из Бхавишья-уттара Пураны.
Юдхиштхира Махараджа обратился к Господу Кришне и спросил:
О Бог богов, Шри Кришна, слава Тебе! О владыка вселенной, только Ты источник четырех видов живых существ, родившихся из яйца, от влаги, из зерна и развившихся из эмбриона. Только Ты исходная причина всего. 0 Господь, и поэтому Ты создатель, поддерживающий и разрушающий.
Мой Господь, Ты так милостиво объяснил мне благословенный день Шат-тила экадаши, который приходит в темную половину месяца мага (январь-февраль). Теперь, пожалуйста, объясни мне экадаши двух светлых недель этого месяца. Как он называется и как соблюдать его? Какому Божеству поклоняться в этот великий день, который так дорог Тебе?
Господь Шри Кришна ответил:
О Юдхиштхира, Я с радостью расскажу тебе об экадаши светлой половины месяца магха. Этот экадаши уничтожает все последствия грехов и демонические влияния воздействующие на душу. Он называется Джая экадаши и удачливая душа, соблюдающая пост в этот священный день, облегчает тяжелое бремя призрачного существования. Нет лучшего экадаши, чем этот. Воистину, он дарует свободу от рождения и смерти. Его надо почитать очень внимательно и прилежно. Итак, Я прошу тебя, о Пандава, очень внимательно выслушать, как Я объясню чудесный исторический эпизод, относящийся к этому экадаши, который Я уже поведал в Падма Пуране.
Давным давно на небесных планетах Господь Индра очень хорошо правил своим небесным царством и все полубоги, жившие в нем, были очень счастливы и довольны. Когда бы Индра ни захотел, он пил амброзию в лесу Нандана, чудесно украшенном цветами париджата, и наслаждался служением пятидесяти миллионов небесных девушек, апсар, танцевавших в экстазе для его удовольствия. Много певцов, возглавляемых Пушпадантой, несравненно пели сладкими голосами.
Там был Читрасена, главный музыкант Индры, вместе со своей женой Малини и чудесным сыном Мальяваном. Апсаре по имени Пушпавати очень понравился Мальяван, острые стрелы бога любви пронзили ее сердце. А ее прекрасное тело, фигура и чарующие движения бровей пленили Мальявана.
О царь, выслушай, как опишу ослепительную красоту Пушпавати:
объятия ее бесподобно грациозных рук были подобны прекрасному шелковому аркану; лицо ее походило на луну; ее лотосные глаза почти достигали прелестных ушей, украшенных замечательными серьгами; ее тонкая шея была подобна раковине; у нее была тонкая талия, толщиной с палец; бедра ее были широки, и ноги подобны стволам банановых деревьев; естественную красоту ее черт дополняли великолепные украшения и одежды; грудь ее была высока, и стопы ее казались только что распустившимися красными лотосами.
Мальяван был покорен, видя Пушпавати во всей ее небесной красоте.
Они, вместе с другими исполнителями, пришли доставлять удовольствие Господу Индре привлекательным пением и танцами, но из-за своей влюбленности, пронзившей их сердца стрелами бога любви, олицетворенной страсти, они вовсе не могли правильно петь и танцевать перед Господином и владыкой небесного царства. Они фальшивили и сбивались с ритма.
Господь Индра сразу же понял источник ошибок. Оскорбленный диссонансом в музыке, он очень разгневался и закричал:
Бесполезные глупцы? Вы собрались петь для меня, будучи в оцепенении от увлечения друг другом! Вы смеетесь надо мной? Я посылаю вас обоих отныне страдать как пишачи (домовые). Отправляйтесь на Землю и пожинайте плоды своего оскорбления.
Онемевшие от этих резких слов, угрюмые Мальяван и Пушпавати сразу же спустились из чудесного леса Нандана небесного царства на пик Гималаев планеты Земля. Они испытали непередаваемое потрясение, и их небесный разум намного уменьшился из-за жестокого проклятия Индры; они потеряли чувства вкуса, обоняния и даже осязания.
В снежно-ледовой пустыне высоких Гималаев было так холодно и плохо, что они даже не могли наслаждаться забвением сна. Бесцельно скитаясь туда-сюда на этих высотах, Мальяван и Пушпавати страдали все больше и больше. И хотя они разместились в пещере, из-за снегопада и холода их зубы непрерывно стучали, а волосы стояли дыбом от страха и изумления.
В этом крайне отчаянном положении Мальяван сказал Пушпавати:
Какие отвратительные грехи мы совершили, что вынуждены страдать в этих телах пишачей в этих ужасных условиях? Они абсолютно адские! Хотя ад очень жесток, страдания, испытываемые нами здесь, еще отвратительнее. Поэтому совершенно ясно, что никогда не надо грешить.
И так покинутые любовники с трудом шли вперед среди снега и льда. Однако, к их большой даче, это происходило в день Джая экадаши, экадаши светлой половины месяца магха. Так как в своем несчастье они ничего не пили, не убивали дичь и даже не ели никаких фруктов и листьев, имеющихся на этой высоте, они неосознанно провели экадаши, соблюдая полный пост без воды и пищи.
Погруженные в страдания, Мальяван и Пушпавати в изнеможении упали под пипаловым деревом и не могли даже попытаться уйти. В это время солнце зашло. Ночь была еще холоднее и принесла еще больше страданий, чем день. Они дрожали в холоде снегопада, их зубы стучали в унисон, и, окоченев, они обнялись, просто чтобы сохранить тепло. Заключив друг друга в объятья, они не могли наслаждаться ни сном, ни сексом. Так, из-за могущественного проклятия Индры, они страдали всю ночь.
Однако, О Юдхиштхира, по милости поста, которого они случайно придерживались в Джая экадаши, и так как они бодрствовали всю ночь, благо снизошло на них.
Пожалуйста, выслушай, что произошло на следующий день.
С приходом двадаши Мальяван и Пушпавати оставили свой демонический облик и вновь стали прекрасными небесными существами, носящими блестящие украшения и изысканную одежду. Когда они в изумлении взглянули друг на друга, появился небесный летающий корабль (вимана). Когда пара взошла на чудесный корабль и отправилась прямо в небесную область, хор небесных жителей воспел им хвалу.
Вскоре Мальяван и Пушпавати прибыли в Амаравати, стольный город Господа Индры, и предстали перед своим Господином и предложили ему свое светлое почтение. Господь Индра был удивлен, увидев, как быстро они вернулись к своему изначальному состоянию и облику после наложения на них проклятия страдать как демоны и изгнания из небесного царства.
Индра спросил их:
Какое необычайное действие, достойное награды, совершили вы, что смогли оставить свои тела пишачей так быстро после моего проклятия? Кто освободил вас от моего непреодолимого проклятия?
Мальяван ответил:
О Господин, милостью Верховной Личности Бога, Господа Васудевы, а также благодаря могущественному влиянию Джая экадаши, мы освободились от страданий в облике пишачей. Это истина, о владыка: так как мы совершали преданное служение Господу Вишну, соблюдая Джая экадаши, самый дорогой Ему день, мы счастливо возвратились в свое прежнее положение.
Индра сказал:
Так как вы служили Всевышнему Господу Кешаве, соблюдая экадаши, вы достойны почитания даже мною, и я вижу, что вы полностью очистились от грехов. Каждый, занятый преданным служением Господину Шри Хари или Господу Кришне, становится достойным хвалы и почитания даже мною. В этом нет сомнения.
Затем Господь Индра дал Мальявану и Пушпавати свободу наслаждаться друг другом и передвигаться по своей небесной планете.
Поэтому, О Юдхиштхира, надо строго соблюдать пост в день Господа Хари, особенно в Джая экадаши, который снимает даже грех убийства дважды рожденного брахмана.
Великие души, соблюдающие этот пост с полной верой и преданностью, получают результат раздачи всех видов пожертвований, совершения всех жертвоприношений и омовения во всех местах паломничества. Постящийся в Джая экадаши получает возможность достичь Вайкунтхи и миллиарды лет наслаждаться бесконечным счастьем.
О великий царь, даже просто слушая или читая о славе Джая экадаши, он получает благо, достигаемое совершением жертвоприношения Агнистома, в котором поются гимны Сама-веды.
Примечания
Согласно словарю Амара-коша у Камадевы, олицетворенной страсти, есть пять имен: кандарпа дерпако нанга камахпанча шарайх смарах — у бога любви пять имен:
1) Бог любви;
2) Дарпака — «предотвращающий события»;
3) Ананга — «не имеющий физического тела»;
4) Кама — «олицетворенная страсть»;
5) Панча-шарайх — «держащий пять стрел».Кандарпа. В десятой главе Бхагавад-гиты [10.28] Господь Кришна говорит: «праджанаш часми кандарпах — из причин порождения Я — Кандарпа». Слово «кандарпа» также означает «очень красивый». Кандарпа явился в Двараке как Прадьюмна, сын Кришны.
Дарпака. Это имя указывает на то, что бог любви может понимать происходящее и предотвращать события. Особенно он старается препятствовать чистой духовной деятельности, увлекая ум человека и насильно занимая его наслаждением материальных чувств.
Ананга. Однажды, когда бог любви нарушил медитацию Господа Шивы, этот могущественный полубог испепелил его. Однако Шива дал богу любви возможность действовать в мире даже без физического тела.
Кама. В Бхагавад-гите [7.11] Господь Кришна говорит: «дхарма-вируддхо бхутешу камо’сми — Я половая жизнь, не противоречащая религиозным принципам».
Панча-Шарайх. Пятью стрелами, которыми бог любви поражает умы живых существ, являются: вкус, прикосновение, звук, запах и образ.
Таковы пять имен Бога любви, очаровывающего все живые существа и делающего с ними все, что захочет. Вез милости гуру и Кришны никто не может противостоять его силе.
21.02.2013 в 21:38
Добрый вечер;)
Очень цикава история:)
…
Н вот почему вайшнавская литература так настойчиво обзывает Шиву полубогом? Ведь насколько я смог понять — это не так. Переслушиваю сейчас семинар Мередова, статью вашу о роли Шивы прочёл… и исходя из полученной инфы никак не выходил что Шива полу;))бог;) Д к тому же, царь полубогов кто? — Индра. Но разве Индра главенствует над Шивой?!!!
21.02.2013 в 21:49
Абсолютно верно. А ответ очень прост — Шива слишком могущественный, и таким методом вайшнавы пытаются немного принизить его уровень, чтобы не создавать дополнительных аргументов в адрес мнения шиваитов, что Шива — Бог. Шиваиты и вайшнавы враждуют еще со времен жертвоприношения Дакши, и можно сказать, что за такими определениями эта вражда со стороны вайшнавов скрывается и продолжается. Забавно, согласен с вами.
А между тем Шива — это величайшая личность. Ему конечно абсолютно все равно, что тут понаписали в этой статье. Он выше этого. И я еще больше его уважаю за это. Шива прекрасен, он великолепен. У него невообразимая супруга. Шива погружен в медитацию и постоянно думает о Господе Санкаршане. Они как будто сливаются в одно целое, потому что их обоих связывает сильная чистая любовь друг к другу. Шива беспрекословно готов исполнить любую волю Господа, а Господь готов исполнить любое желание Шивы. Иногда в этом союзе можно увидеть аналогию с вечной связью Господа Шеши (Санкаршаны) и Господа Вишну (Нараяны). Как Господь Ананта постоянно следует за Вишну, также и Шива постоянно служит Господу. Называть его полубогом конечно же слишком нелепо, но это нужно только для того, чтобы отделить его природу от чистой духовной природы самого Вишну. Но даже здесь нельзя быть таким категоричным. Мы знаем насколько тесная связь бывает у вайшнавов и Кришны, считается что вайшнавы могут полностью подчинить себе Кришну, который готов отдать им самого себя. Таким образом преданный Господа помещается в положение даже выше самого Бога. Это доказывает, что Шива, как один из самых совершенных, самых любимых преданных Господа находится на очень и очень высоком положении. И он всегда помогает людям с чистым сердцем развиваться на духовном пути.
22.02.2013 в 10:14
Ага;)со времён жертвоприношения Дакши (кстати тоже как-то режут «ухо» все утети проклятия, так же как и вообще какие либо проклятия в целом, как допустим проклятие Радхой другой гопи в !духовном мире!, что та потом стала Туласи, пусть и на благо всех живых на земле, как-то это не уместно в духовном то мире. Н д это всё лилы Всевышнего, куда мине их понять;) )
вот, и Вы, как настоящий вайшнав, смотрю продолжаете гнуть эту линию не смотря на выражаемую вами хвалу Шиве. Ведь он таки Бог! Не изначальный, но одно из его проявлений. Глупо вообще сравнивать эти татвы, и разбираться кто из них круче;))Есть много мест в писаниях где это утверждается, где говориться что поклоняясь одному, поклоняешся и другому, причём это слова и одного и другого;)
Ом Нама Хари-Хара-Я!
22.02.2013 в 11:08
http://www.vaikuntha.ru/blog/Blog_Kalki/1513.html
не чёл шо там панаписано, но песенка от Rastandah — One God , висящая справа, просто шедеврическая, за исключением одного маленького моментика, то ли в угоду рифмы навёрнутого, или же опять таки для того чтоб ещё раз подчеркнуть единство Бога;) Рекомендую! шЭдЭврищщЕ!;)
22.02.2013 в 11:45
Эта история с Шримати Радхарани описывается в пуранах, предназначенных для людей в невежестве, поэтому ее стоит принимать весьма условно. Разумеется, что в духовном мире все имеет природу любви, поэтому когда там возникает злость, страх или гнев, они служат только одной цели — увеличить любовный экстаз.
Положение Шивы особенное, Он находится между джива-таттвой и вишну-таттвой, поэтому он и не Бог и не обычное живое существо. Но настоящее сокровище Шивы в его преданном служении Богу. И искренние вайшнавы почитают его как одного из своих учителей. Кстати, Шива также является учителем одной из 4 авторитетных вайшнавских сампрадай, которая сегодня носит название рудра-сампрадаи или валлабха-сампрадаи. Поэтому можно не обращать внимания на все эти внешние заморочки. Шива величайшая личность. Гораздо более поражает тот факт, что такие личности как Шива и Брахма поклоняются Кришне, а простые люди считают его черным божком древних индийских пастухов. Вот что действительно удивляет.
22.02.2013 в 13:05
;)) ну вот, опять таки — «не Бог»;))
Бог;)одна из Его сущностей;)одно из проявлений;)
Н д как хотите;)…
Про сампрадаю вайшнавов идущую от Шивы и носящую его имя слыхал, от того же Мередова.
А тот факт, что простые люди считают Кришну черным божком древних индийских пастухов несмотря на то, что такие личности как Шива и Брахма поклоняются Ему меня не особо и удивляет, ведь тот же Шива и Брахма для них такой же эпос как и сам Гопал;))
22.02.2013 в 13:10
Видите ли, считать Шиву богом является одним из серьезных препятствий и одним из 10 оскорблений святого имени. Поэтому нужно очень хорошо в этой теме разобраться, чтобы не позволить иллюзии завладеть нашим разумом.