Дханешвара дас: Поиск своего места — в современном мире, и в ИСККОН. Место — в культуре варнашрамы.
25 января, 2014
Человеческая жизнь предназначена для развития. Физическое развитие продолжается всего несколько десятков лет, но эмоционально, психологически, интеллектуально и духовно человек может и должен развиваться всю жизнь. Однако, чтобы развиваться должным образом, нам необходимо подходящее место. «Место» означает не только физическое место — дом или город, но и подходящие отношения с другими, и подходящую деятельность. Для оптимального развития чрезвычайно важны все три этих аспекта. В данной статье рассматривается вопрос о месте людей в современном обществе в противоположность их месту в культуре варнашрамы, а также различия в обществе и в жизни людей, которые из этого вытекают.
Рассмотрим для примера комнатное растение. Физическое место, где обитает цветок — это горшок, но кроме горшка растение нуждается в определенной окружающей среде: почве, атмосфере, тепле, воде и солнечном свете. Чтобы выжить, растению достаточно минимального соблюдения этих условий, но процветать оно будет лишь когда условия оптимальны.
Мы созданы, чтобы процветать, а не просто выживать. Нам, конечно, нужен приличный чистый дом и определенная среда, в которой мы сможем заботиться о своем теле, дать ему отдых и пищу. Однако если ничего, кроме этого нет, мы сможем лишь выжить, но не процветать, ибо, как говорится, не хлебом единым жив человек. Нам недостаточно просто выживать, гораздо больше мы стремимся иметь интересное и значимое занятие, соответствующее нашей природе. В современном мире мы обычно называем такое занятие «работой». В идеале эта «работа» должна быть немного трудноватой, чтобы мы могли воспользоваться своими мыслительными способностями, квалификацией и рассуждением. Трудность помогает нам развиваться. Если работа слишком легкая, она покажется нам скучной и не увлекательной, а если работа слишком трудна или сложна, она приведет к перенапряжению и переутомлению.
Нам также необходимо место в отношениях с другими. Эти отношения должны соответствовать жизненным этапам — нашим собственным и других. Так, наши взаимоотношения со старшими будут отличаться от взаимоотношений с равными или младшими. Занять правильное по данному параметру положение означает стать более счастливым и уравновешенным человеком. Подобно комнатному растению, лишенному воды или солнечного света, наша жизнь, если какой-либо из этих аспектов недостаточен или отсутствует, превратиться сначала в тяжкий труд, а потом и в пытку, то есть, перейдет в такое состояние, при котором едва ли возможно какое-либо развитие.
Место играет в обществе настолько важную роль, что пришлось, например, начать войну на Курукшетре для того, чтобы дать Пандавам соответствующее место. Войны можно было бы избежать, если бы Дурьодхана предоставил Пандавам по одной деревне, но он отказался дать им даже столько земли, сколько нужно, чтобы воткнуть иголку! Дхарма кшатрия требует, чтобы он обеспечил других людей местом в своей деревне или царстве, и это настолько необходимое и существенное требование, что кшатрию запрещено любое другое занятие даже во времена крайней нужды. Верховный Господь Шри Кришна пришел, чтобы установить принципы религии (паритраная садхунам) и ради этой цели Он велел Арджуне сражаться.
Концепция места в древних культурах
Исторически место человека в обществе было не только строго определено, но и жестко закреплено. И в западной (феодальное общество), и в восточной культурах оно определялось, главным образом, рождением. Мужчины в основном занимались тем же, чем и их отцы, а женщины естественным образом становились матерями и заботились о семье. Если ваши родители были аристократами, то и вы стали бы аристократом, а если они были крестьянами, то и вы остались бы крестьянином. В те времена мир был четко организован, и подавляющее большинство людей не имели возможности двигаться не только вверх, но даже в сторону. С одной стороны это было плохо, но с другой – хорошо. Плохо в том смысле, что если ваша природа отличалась от природы вашего отца, вы не могли себя реализовать; а хорошо потому, что существовал четкий общественный договор. Каждый человек имел определенное место в обществе со вполне понятными правилами поведения, каждый знал, чего ожидать от других и какие у него самого надежды на будущее. В этом смысле никто не оставался один в целом мире. Какая бы судьба ни была уготована человеку, он был объединен с другими людьми своего сословия, с которыми мог разделить все радости и невзгоды. Чтобы глубже понять эти типы культур и увидеть, какие перемены в них породило влияние Запада, прочтите, например, книгу Бхакти Викаши Свами «Взгляд на традиционную Индию» или «Древнее будущее. Уроки Ладакха» Елены Норберг-Ходж.
Поиск своего места в современном мире
Современное общество представляет собой прямую противоположность древним культурам – в этом обществе нам не дают места, приходится с самого детства искать его самим. Родители, которым вечно не хватает времени, думают, что намного легче и быстрее сделать все самим, чем учить своих детей, формируя у них основные навыки. В результате многие из таких детей, когда приходит время покинуть родительский дом, не умеют мыть полы и даже не способны помыть тарелку. Детям нет места даже в пределах семьи. Им говорят: «Иди поиграй», или они развлекают себя сами телевизором и компьютерными играми. Хотя никакой активной роли в жизни у них нет, предполагается, что каким-то образом после школьного выпускного они внезапно попадут прямо в мир взрослых. Однако зачастую они не могут этого сделать, и поиск своего места во взрослом мире затягивается на все большее количество лет. Сегодня большинство людей не женятся, пока им не исполнится лет 30, а это указывает на то, в каком возрасте им наконец удается найти свое место в обществе; тогда как всего только два поколения назад они могли жениться и начинать семейную жизнь сразу после средней школы.
Возвращаясь к тому времени, когда общество было формально более структурировано и экономика была гораздо прочнее: дети имели свои обязанности в обществе взрослых и начинали нести ответственность в куда более раннем возрасте. Например, Дэвиду Фаррагуту (впоследствии Адмиралу Фаррагуту) был всего лишь 12 лет, когда в войну 1812 года он отдал свою первую команду. Те, кто посещал Индию, несомненно, были свидетелями, как дети в очень юном возрасте управляются в магазине своего отца, заботятся о своих родных братьях или сестрах, и даже занимаются мелким бизнесом без какого-либо надзора со стороны взрослых. Когда я вижу такое, я пытаюсь представить себе американского мальчика или девочку такого же возраста, делающих подобные вещи. И не могу. Антрополог Джозеф Кэмпбел также пришел к выводу, что молодым людям очень сложно найти свое место в современном обществе. Он считал, что именно из-за этого они стремятся стать членами какой-нибудь банды, а позже вовлекаются в мафию, чей «кодекс чести» обеспечивает каждого участника местом с сопутствующими ему обязанностями и взаимоотношениями. Он высказал предположение, что пока общество взрослых не найдет способ обеспечить молодых людей местом в обществе, они неизбежно будут продолжать вовлекаться в банды.
Большинство людей находит свое место и точку отсчета в этом мире именно на своей работе — так они думают о себе и о своих взаимоотношениях с другими. Работа приносит им доход, из которого они платят за свой дом, это еще один аспект места. Поэтому работа для них — наиважнейший элемент поиска своего места. Сейчас мы свободны выбирать себе работу, быть кем угодно и достигать чего угодно в пределах наших возможностей, но оказывается, для многих людей это настоящее испытание. О том, как найти правильное место работы или профессию, написано множество книг, многочисленные консультанты по карьере и центры трудоустройства стараются помочь людям в этом вопросе, но, несмотря на все это, около 80% работников по-прежнему не удовлетворены своей работой. Это указывает на то, что их работа не соответствует их природе, их гуне и карме. Заняв неподходящее место, они могут провалить все дело, особенно в роли руководителей или управленцев, и почти несомненно, что в такой ситуации они не смогут развиваться.
Последствия потери места
Смысл места, психологическую поддержку, которую оно дает, и результат его потери изучал Эмиль Дюркгейм, пионер социологии. Наблюдая за быстрыми изменениями в социальных и экономических условиях общества во время индустриализации конца 19го века, он обнаружил, что в быстро меняющейся среде люди утрачивают уверенность в том, чего от них ожидают, и чего они могут или должны ожидать от других. Эти ожидания, известные как социальные нормы, являются в культуре основными правилами. Дюркгейм пришел к выводу, что не имея места с сопутствующими ему известными нормами поведения, люди становятся неудовлетворенными, отчужденными, не видят цели, а это ведет к конфликтам, преступлениям, самоубийствам и другим социальным отклонениям. Он назвал это состояние аномией и описал его в своих книгах «О разделении общественного труда» и «Самоубийство».
Одна из самых великих трагедий в современную эпоху – это недостаток места для миллионов и даже миллиардов «ненужных», «нежелательных» людей: безработных, бездомных, уличных мальчишек и жителей трущоб. В современном обществе им мало места даже просто для того, чтобы выжить. Кто обладает местом в современном обществе? Только те, кто может зарабатывать для других, или добывать деньги для других, те, у кого есть какие-нибудь полезные трудовые навыки: для этого и предназначен рынок. И положение это усугубляется, потребность в трудоспособных людях падает сообразно падению экономических показателей. В 1930-е годы около 60% американцев жили на фермах и могли прокормить себя сами. В течение последних 50 лет 2000 ферм разорялись или продавались еженедельно, их жители переселялись в город. Сегодня на фермах осталось меньше 5% населения, а остальным 95% , чтобы покупать еду, нужна оплачиваемая работа. Из-за перемещения производства в юго-восточную Азию, а сферы услуг в Индию и другие страны, рабочих мест в Америке просто не хватает. Официальная статистика показывает некие двузначные цифры, обозначающие якобы количество безработных, но реально людей, которые хотели бы работать, если бы могли найти работу, насчитывается более 20%. Примерно такое же положение дел и во всем мире.
Сейчас более 50% населения мира живет в городах, и по прогнозу, к 2020 году 90% людей в крупных столичных городах станут обитателями трущоб. Это почти половина всего населения Земли! Жители трущоб по определению не имеют заработков, достаточных, чтобы должным образом поддерживать себя. Это или зарплатные рабы, которых вынуждают работать долгие часы за деньги, на которые жить невозможно, либо у них вообще нет постоянной работы. В любом случае, у них нет места, которое позволило бы им расти. Зарплатные рабы обычно не имеют ни денег, ни времени ни на что, что могло бы способствовать их развитию. Кроме того, отсутствие работы означает отсутствие места. Отсутствие места, в свою очередь, означает аномию; а это — рост воровства, преступности, наркомании, проституции и уровня самоубийств. Вот что подразумевается под нирвишеша шуньявади – философией пустоты и имперсонализмом Кали-юги. А чего можно ожидать, когда половина человечества не имеет места? Кошмар какой-то. Эта проблема настолько серьезна, что на «высшем уровне» серьезно обсуждается «отбор» из человеческой расы «того, что нужно» и уничтожение «бесполезных едоков». (Ничего нового здесь на самом деле нет. Идеи Томаса Мальтуса, как и сама евгеника, существуют уже несколько сотен лет). Эти проблемы могут и должны быть исправлены лидером общества, но политика правительства, похоже, только усугубляет их.
Поиск своего места в ИСККОН
В первые годы существования Движения Шрилы Прабхупады найти свое место в обществе было легко. На самом деле это была одна из особенностей, сделавших ИСККОН таким привлекательным. Движение бурно росло, и молодые люди, да и вообще любые люди, могли легко найти себе место и сделать свой вклад, возможностей была масса. Место и возможность содействовать общим усилиям давали преданным такую великую радость, что счастье светилось на их лицах в киртане, на харинаме и в их служении.
Однако в последующие годы социальная структура Движения изменилась. Преданные женились, заводили семьи и больше не имели возможности жить в храмах, и им приходилось переселяться во внешний мир. Чтобы оплачивать свою жизнь, большинству, хотя и не всем, пришлось найти себе работу за пределами Движения. Чаще всего это вело к тому, что они поселялись далеко от храма, что означало меньше общения и меньше служения. Результат был вполне предсказуем – неспособные поддерживать свою активную вовлеченность в Движение, эти преданные утрачивали свое место. Они становились прихожанами: посещали воскресные программы, присутствовали на киртане и почитали прасад, но этого недостаточно, чтобы иметь свое место и ощущать сопричастность миссии, недостаточно, чтобы чувствовать себя частью какой-то общности. Эта тенденция продолжалась в течение 80х годов, и ИСККОН стал таким же, как любая другая церковь — большинство преданных участвует в жизни Движения как прихожане. При этом ИСККОН постепенно перестал быть контркультурой и превратился в мэйнстрим, в котором жизнь разделена на отсеки: работа – в этом отсеке, социальная жизнь – здесь, семейная жизнь – там, а духовная жизнь – где-то там далеко…
Подавляющее большинство сегодняшних преданных никогда не жили в храме, у них никогда не было возможности быть полностью вовлеченными в храмовое служение, харинаму и распространение книг. Это означает, что многим из них не выпала удача почувствовать на опыте, что значит найти свое место исключительно в сознании Кришны. Мой опыт — а я был и снаружи, как прихожанин, и внутри — говорит о том, что духовный прогресс происходит намного легче и жизнь ощущается намного счастливее внутри. Мы также наблюдаем, что самые устойчивые и самые сильные в преданном служении – это те преданные, которые заняты только преданным служением, которое обеспечивает их содержание и дает им место во всех отношениях: это санньяси, лидеры, президенты храмов, пуджари, повара, переводчики, издатели и распространители книг, брахмачари и т.д. И даже среди них лишь некоторые удачливы настолько, чтобы иметь место в Движении на протяжение всей своей жизни. К сожалению, круг занятий в храмовой деятельности ограничен, и многие вынуждены искать свое место в доминирующей культуре. Для них сознание Кришны становится одним из многих аспектов жизни и, возможно, не самым важным.
Место в культуре варнашрамы
Ведическая культура создана и организована Тем, Кого можно назвать «высшим авторитетом». Это означает, что Верховный Господь не только дал нам этот мир, чтобы мы действовали в нем, но дал также и наставления, как жить здесь счастливо, имея осмысленную работу и развиваясь в течение всей жизни. Через иерархию этого мира Он установил эти принципы жизни в своде законов Дхармы, или в дхарма-шастрах. Законы дхармы разделяют общество на четыре действующих класса, называемых варнами, и на четыре стадии жизни для достижения духовных целей, называемых ашрамами. Каждый из них имеет свои определенные обязанности, так же как и определенные отношения с другими частями общества. Такое научное упорядочивание общества предназначено для того, чтобы дать каждому человеку место, способствующее его развитию в течение всей жизни, во всех ее сферах.
В культуре варнашрамы профессия человека — это не средство получить как можно больше денег, но и не просто случайная работенка, на которую устроились чтобы как-то выжить. Самая концепция варны заключается в том, что работа должна соответствовать природе человека, его гуне и карме. Господь Кришна подчеркивает в Бхагавад-гите, что человек должен выполнять работу, соответствующую его природе, и что заниматься чужим делом — опасно (3.35, 18.47). Почему это опасно? Потому что, выполняя неподходящую работу и занимая неправильное место, мы не можем выполнять задачу человеческой жизни, то есть, расти.
Существуют четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, или священники и интеллектуалы; политические лидеры; организаторы и производители; и рабочие. Любую профессию в любой человеческой культуре можно приблизительно отнести к одной из этих четырех групп. В современной культуре отношения между этими четырьмя группами определяются почти исключительно деньгами, при соответствующем пренебрежении к дхарме, но в культуре варнашрамы эти отношения предписаны сводом законов дхармы.
В том, что касается места, очень важную роль играет кшатрий: именно от него требуется дать всем соответствующее место в обществе — как в смысле предоставления жилья, так и в смысле обеспечения работой. За то, что он посвящает себя заботе о гражданах так, как если бы они были его родными детьми, кшатрий считается уполномоченным Бога. Он обязан следить не только за тем, чтобы в культуре варнашрамы не было безработных, но и за тем, чтобы каждый имел работу согласно своей природе. Отсюда следует, что в культуре варнашрамы не только нет речи о безработице, но и не может быть такого, чтобы человек работал ниже своих способностей, делал непривлекательную для него работу. В такой системе неудовлетворенность работой будет стремиться к нулю.
В культуре варнашрамы нет бездомных. У каждого есть место, чтобы жить, место, чтобы работать, и правильные взаимоотношения с другими. Это касается не только людей, но и всех разновидностей жизни, особенно быков и коров, домашних животных, которые обеспечивают человека независимой энергией и хорошим питанием.
Дать место всем
Мы часто повторяем как один астролог сказал о Шриле Прабхупаде, что он создал дом, в котором может жить весь мир. Иными словами Шрила Прабхупада устроил так, чтобы все имели место, из которого они могли бы расти. «Все» означает не только преданных этого Движения, но и всех людей в мире.
В свои последние дни Шрила Прабхупада говорил Куладри об этом
Куладри-дас: «Я был президентом храма в Новом Вриндаване в течение многих лет, а Прабхупада хотел, чтобы в Северной Америке было место паломничества и сельская община. Поэтому для нас он никогда не акцентировал распространение книг. Он объяснял мне, особенно под конец, когда я был с ним в Бомбее и во Вриндаване прямо перед тем, как уйти, что вторая часть его движения должна резко отличаться от первой. Та чрезвычайная тактика, которую он использовал — распространять книги, давать молодым людям санньясу и открывать как можно больше храмов — должна прекратиться. Он хотел, чтобы в таких местах, как Новый Вриндаван, устанавливалась культура сознания Кришны — с колледжами, стилем жизни грихастх и всем остальным, долженствующим показать на практике философию, которую он так тщательно описал в своих книгах. Поэтому под самый конец он говорил мне, что для второй части очень важны сельские общины, и подход к проповеди должен сильно отличаться от того, который был, когда его движение только начиналось в Западном мире».
Я понимаю это утверждение так, что Шрила Прабхупада готовил нас к тому, чтобы возглавить огромное общественное движение, основанное на его учении, чтобы дать место миллионам людей, которых современное общество выбрасывает, словно мусор. Именно здесь, насколько я понимаю, сыграет существенную роль культура варнашрамы. Если неудачливые люди этого мира должны быть спасены, то не может быть, чтобы им просто нужно было помочь снова найти себе место в той же самой культуре, которая вышвырнула их на обочину. Нужно что-то другое, что даст им надежду вести осмысленную жизнь, и место для развития. Это отличие – жизнь в самодостаточной деревне, где каждый человек имеет подходящее место для жизни, подходящее занятие и подходящие взаимоотношения.
Шрила Прабхупада много раз говорил, давал наставление, что все домохозяева должны жить в деревне. Почему? Потому что деревня может обеспечить каждого соответствующим местом, чтобы жить в контексте сознания Кришны. Это, в свою очередь, объясняется тем, что сельское хозяйство может предоставить экономическую альтернативу работе в городе, притом в условиях, благоприятных для сознания Кришны; оно освобождает преданных от необходимости общаться с непреданными, и помогает освободиться от раджаса и тамо-гуны, утвердиться в благости, а это важный шаг в достижении шуддха-саттвы, трансцендентного уровня бытия. Кроме того, деревня — это многообразие видов деятельности, и там намного легче найти работу согласно гуне и карме человека. Наставления Шрилы Прабхупады были проигнорированы, однако преимущества жизни в деревне остались теми же. Не задуматься ли преданным, которые в городе изо всех сил борются и за достаточное количество денег, и за свою духовную жизнь, о том, чтобы найти себе место в деревне?
[su_youtube_advanced url=»https://www.youtube.com/watch?v=HbIQ5trzX8I» width=»500″ height=»280″ showinfo=»no» rel=»no» modestbranding=»yes»]
Ценность быка
Деревня не только обеспечивает преданных всем необходимым для жизни, но и дает возможность занять наиважнейшей работой быков. Быку тоже есть место в духовной культуре, но из атеистической, материалистической, доминирующей культуры он также был выброшен, и его заменили работающие на бензиновых двигателях машины, которые разрушают окружающую среду и наше здоровье. В нашей общине Гитаград в Литве, Новая Гаудадеша, бхакта Петрас взялся заботиться о быках и занимать их работой. Я спросил его, чему он научился, обучая их. Его ответ был глубоким, показывающим, что все человеческое общество получит огромную пользу, если снова выделит быкам место. Бхакта Петрас ответил, что от быков он научился следующему.
Они учатся не быстро; вы должны продвигаться медленно, так как они учатся медленно, день за днем.
Поэтому требуется огромное терпение. Один местный житель ранее говорил Петрасу, что он должен быть терпеливым, но даже сам этот человек не знал, насколько терпеливым нужно быть. Изучая книги Шрилы Прабхупады, Петрас выяснил, что терпение — это самое важное качество и мать всех остальных добродетелей.
По мере того, как вы учите их, они учат вас.
Так как они очень постоянны в своих действиях, они вынуждают вас быть постоянным.
Бык учит вас саттве; природа этого животного саттвична, и он не падает в раджас — сделать его страстным не удастся. Вместо этого вы сами, если хотите работать с ним, должны подняться в саттва-гуну — таким образом, он вынудит вас подняться до уровня саттвы.
Работу с быком можно сравнить с работой с детьми или с женщинами: если вы разозлитесь на них, они откажутся сотрудничать с вами. Если же вы спокойны и благоразумны, они будут работать.
Раджо-гуна (увеличение скорости) и тамо-гуна (негативное принуждение — побои) с этими животными не работают.
Петрас недавно прочитал в очень старых записях, что если человек выпьет и быки это они почуют, они откажутся работать с этим человеком. Более того, они даже попытаются забодать его. Они не хотят связываться с людьми, находящимися в низших гунах природы.
Быки и человек – это команда; они работают вместе. Это не похоже на вождение автомобиля или трактора, где водитель просто управляет машиной. С быками вам надо научиться сотрудничать и работать в команде.
Между быками и их погонщиком существует взаимная зависимость; быки зависят от человека, который кормит их и заботится о них, а человек зависит от быков, которые обеспечивают необходимую энергию для выполнения работ.
Комментарии Петраса помогли мне многое понять. Во-первых, то, что не только Петрас тренирует быков, но и они также тренируют его. Стараясь, он получает ценное персональное обучение благостным качествам, ведущим его в саттва-гуну. Такое обучение трудно пройти в мире, движимом страстью и невежеством. Шрила Прабхупада учил нас, что прежде чем развиться до шуддха-саттвы, или запредельного духовного уровня, мы должны подняться на уровень благости. Насколько же ценны корова и бык, которые помогают нам твердо держаться саттва-гуны!
Я также осознал, как зависимость от коровы и быка учит все человеческое общество благости, и держит его в ней. Отказавшись от быка, мы отвязались от благости, и теперь вся человеческая раса неуклонно дрейфует к гуне страсти и невежества с сопутствующими этим гунам ужасными последствиями, которые мы уже начинаем пожинать в экономической, социальной, политической и других сферах.
Далее я осознал, что причина, по которой Петрас имел столько много замечательных реализаций, была в том, что он дал место в своей жизни Дхарме (быкам) и посвятил себя ей. Он дал быкам место в своем мире. Предоставление им места означает назначение им обязанностей, а это рождение ягьи (ягья рождается из предписанных обязанностей). Интересуясь только тем, во что обойдется их содержание, современный человек не осознает, что могут корова и бык дать нам. Современный человека не понимает ни саттва-гуны, ни огромных благ, которые приобретает человеческое общество в целом, давая этим животным место. На самом деле это относится ко всем живым существам в этом мире, ибо Ом пурнам адах пурнам идам, этот мир отлично оснащен как полное целое, и каждому живому существо отведено в нем свое место.
Вместо этого современный человек думает, что может сделать лучше, убивая быка и эксплуатируя корову для добычи молока, и землю для добычи нефти. В Новой Гаудадеше есть очень старый бык, Нанди. Соседи спрашивали нас, зачем мы тратимся на содержание старого быка. Они говорили, что нам следует убить его. Такой нищенский менталитет, эгоистически отвергающий живое существо и отказывающий ему в собственном места, не позволяет им осознать значение быка, дхарму, не дает получить пользу от общения с этими удивительными животными.
Мы – отсутствующие детали в социальной машине
Все преданные, а брахманы и кшатрии в особенности, предназначены для того, чтобы вести общество, в том смысле, что они озабочены благосостоянием других, особенно тех, кто страдает:
шивайа локасйа бхавайа бхутайе
йа уттама-шлока-парайана джанах
дживанти натмартхам асау парашрайам
мумоча нирвидйа кутах калеварамТе, кто предан делу Личности Бога, живут только ради благополучия, прогресса и счастья других людей. Они не преследуют корыстных целей. (Ш.Б. 1.4.12)
Вот почему Шрила Прабхупада хотел, чтобы его последователи, строя свою жизнь так, как он учил их, исправили бы недостатки современной цивилизации путем установления дайва-варнашрамы или божественной культуры сознания Кришны. Эта культура дайва-варнашрамы может каждому дать место для развития и, таким образом, вылечить современное общество от всех болезней.
Сейчас чрезвычайно необходимы люди с природой кшатрия и вайшьи, чтобы занять соответствующее место в духовном обществе, так как их деятельность совершенно необходима, чтобы вся система заработала. Кшатрии и вайшьи должны исполнять свою дхарму, как заповедал ее Шри Кришна в Гите и Дхарма-шастре. Для кшатрия это означает, что он должен основать деревню и заботиться о ней, предоставить место для праджи, и убедиться, что они трудятся согласно своей природе. А вайшьи нужны чтобы организовать практическую деятельность повседневной жизни и следить за тем, чтобы у людей была еда, одежда и были удовлетворены другие потребности жизни. Это их дхарма. Где они? Почему не исполняют свой долг? Пока эти квалифицированные люди не возьмутся за исполнение дхармы, Движение сознания Кришны не будет в состоянии показать путь выхода из тьмы современного материалистичного образа жизни. Сбитые с толку нарастающими экономическими и политическими переменами, люди ищут руководства. Шрила Прабхупада дал все необходимые концепции в своих наставлениях, но до тех пор, пока мы не применим их на практике, они останутся не более, чем исследованием древней великой культуры, пережившей некогда свой расцвет, а ныне затерянной где-то в прошлой эпохе. При этом движение сознания Кришны упустит свой шанс сделать то, для чего оно было создано — показать способ, как в эти бедственные времена выбраться из тьмы невежества.
Я надеюсь, вышеизложенное помогло вам оценить, что значит в жизни любого человека место, а также понять, насколько необходимо установить божественную культуру варнашрамы, чтобы снова предоставить место каждому. Я призываю всех преданных сотрудничать друг с другом для создания целительных общин на благо всех преданных и всех людей этого мира.
Дханешвара Прабху на Ратха-ятре в Санкт-Петербурге в 2013 году
04.06.2014 в 10:00
Спасибо за статьи Дханешвары даса, актуальнейшая тема!