Божественное и общественное. Эгрегор организации

22 января, 2015

Извинения

Эти размышления записаны для читателя, который на определенной стадии своей духовной жизни проходит критический этап — этап выбора между божественным и общественным. Иногда тому, кто проходит этот этап очень важно почувствовать, что он не один, кто оказался в сложной ситуации. В действительности через этот этап проходят многие искренние преданные. Автор неоднократно был свидетелем того, как многим из тех, кто проходил в своей жизни этот этап помогла книга «Шри Гуру и Его Милость».

Круг читательской аудитории, для которой может быть полезна эта статья — очень и очень узкий. Поэтому автор заранее просит прощения, если представленные здесь мысли вызовут у читателя чувство несогласия или беспокойства. Тогда сразу остановитесь! Значит эта статья — не для вас! Непременно найдутся читатели, которым подобного рода мысли совсем не понравятся, поэтому автор настоятельно не рекомендует её читать начинающим — если читатель не готов принять на себя ответственность за возможные последствия.

Эта статья не преследует цели разрушить чью-то веру. Её пишет человек, который на протяжении многих лет прошел почти все уровни ответственности в организации, созданной Шрилой Прабхупадой. Это — беспристрастная аналитика, которая, возможно, поможет кому-то избежать ловушки самоубийственной критики, или взглянуть на некоторые общественные явления другими глазами. Это — основная идея: помочь читателю избежать осуждения преданных ИСККОН и Шрилы Прабхупады, с одной стороны, и возможность зафиксировать и предотвратить опасные тенденции — с другой.

Пару слов о терминологии

Эгрегор организации — это существующая в тонко материальном мире совокупность мыслеформ, психологических установок и ценностных ориентиров большинства её членов, сформировавшаяся в результате его развития во времени (начавшегося со времени его образования).

Трансформация эгрегора

Когда организация лишается «головы», основатель-ачарья скрывается из поля зрения, люди постепенно теряют связь с его сердцем (которое и так непостижимо для всех и каждого). Теперь уже эгрегор его организации, будут формировать они.

Эгрегор не статичен: он подвержен трансформации под влиянием времени и обстоятельств — от них он зависит в немалой степени — а время и обстоятельства постоянно меняются. Эгрегор, который существует сегодня — совсем не тот, что существовал пятьдесят, тридцать, десять или даже пять лет назад.

В качестве примера можно было бы привести одно решение руководящего совета ИСККОН (от 19 февраля — 2 марта 2014). Этим решением был установлен запрет на воспевание в храмах имени Шримати Радхарани без имени Кришны (единственным исключением является день Радхаштами: в этот день преданные могут петь имя Радхи — но не более двух-трех минут непрерывно). Эгрегор организации в зависимости от тех или иных обстоятельств этого мира может вести себя по-разному. Но следует понимать, что личность ачарьи не обязательно имеет к этому прямое отношение. Сердце Ачарьи неизменно, но эгрегор может меняться — в зависимости от нового времени и качеств новых членов. Это не обязательно так, что он всегда будет вести себя одинаково. Именно поэтому организация, созданная ачарьей, не является подлинным хранителем сокровищницы его сердца. Им является вайшнав, понимающий вичара дхара, поток концепций гаудия вашнавизма.

Эгрегор и новички

Как правило, первостепенной задачей в любой миссионерской организации является работа с новичками, которые ещё не достаточно глубоко разбираются в духовной философии (особенно если эта философия для них новая; не имеющая прямой связи с местными религиозными традициями). Почему это именно так? Писать на чистом листе всегда легче, чем на уже исписанном. Другой пример: научить играть на скрипке всегда легче того, кто не учился раньше у кого-то другого. Поэтому любовь и забота о новичках всегда была и будет иметь первостепенный, неоспоримый приоритет. И этот приоритет эгрегор духовной организации всегда будет отстаивать и защищать — чего бы ему это ни стоило.

Главным ресурсом современной духовной организации являются все новые и новые искатели истины (внутри наследия, оставленного А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупадой). Поскольку в сотрудничестве с эгрегором духовной организации искатели истины в большинстве своем не находят результатов, которые ожидают от сотрудничества с Абсолютной Истиной, они внутри организации постоянно и очень быстро меняются. Скорость «движения душ» внутри нашего Движения может колебаться в пределах нескольких лет. Но тенденция в наше время очевидна — динамика этого будет только возрастать.

Расширение и растворение

Когда организация становится большой, индивидуальность личности растворяется в ней. Это — естественный процесс. Хотя искреннее служение Шри Шри Гуру и Кришне не предполагает, чтобы людское окружение при этом обезличивалось, ради самосохранения, эгрегору важно нивелировать в людях их индивидуальные особенности, а вместе с ними и уникальность их души. Поскольку высочайшая ценность для эгрегора — это сохранение всемирной организации «номер один». А все остальное (включая индивидуальность и высшую цель человеческой жизни) должно быть под это подстроено. Коротко говоря, эгрегор заинтересован не в индивидуальном духовном росте, а в возрастании количества новых членов.

Любому человеку трудно — жить не тем, о чем он говорит и не тем, о чем он размышляет. Но для эгрегора принципиально важно, чтобы те, кто к нему подключен, мыслили и говорили только то, что согласуется с его программами. Поэтому эгрегор бдительно следит за мыслями и речью своих «адептов». Мыслить свободно или независимо он им не позволит. Чтобы не попасть под его подозрение, свои настоящие чувства людям приходится тщательно скрывать. Таково негласное требование эгрегора. Меньше слов — больше дела. Миссия — превыше всего (а судьба личности — «навоз» для будущих поколений). Спасение мира — наша главная цель. (Даже если для этого придется «положить» сотни и тысячи судеб.) Все — для удовольствия Гуру и Кришны. А ведь тенденции таковы, что именно такой дух эгрегор в первую очередь и защищает.

Уязвимость индивидуальности резко возрастает, когда личность входит в зависимость от эгрегора организации; когда она начинает получать от него «подпитку». Индивидуальное сознание, попадая в зависимость от сознания коллективного, тут же «садится в клетку» ограничений, накладываемых эгрегором (ограничений для мышления, речи и поведения). Священный долг слуги эгрегора — думать так, как думают здесь, и говорить о том, о чем говорят здесь — как этого требует эгрегор. Когда человек начинает мыслить не «как все», он становится для эгрегора небезопасным. Поскольку всякое нестандартное мышление создает предпосылки для его внутреннего раскола, угрозу для его внутренней целостности, эгрегор всегда среагирует «как положено».

Во все времена эгрегор организации борется за свое выживание, поскольку врагов у него, как внутри, так и вовне, хоть отбавляй. И он вовлекает в эту борьбу всех, кто зависят от него. Внутри эгрегора, среди последователей Шрилы Прабхупады происходит своеобразная идейная война. Она подобна войне между тремя гунами материальной природы. Тех же, кто встает у него на пути, эгрегор «нейтрализует» (Гоур Говинда Свами, Маханидхи Свами, Пурначандра Свами, Аиндра Прабху).

Справедливости ради следует сказать, что такие тенденции в русскоязычном ИСККОН начали проявляться примерно начиная с 1993 года. До этого времени отношения между преданными складывались совсем иначе. Автору посчастливилось иметь и испытывать такие духовные отношения в начале «девяностых». Впоследствии автор много раз был свидетелем того, как отдельные личности (преданные) брали на себя ответственность «править» перекосы эгрегора; его тенденции к нивелированию индивидуальности; его имперсональное отношение к личности. Если на локальном (местном) уровне такие усилия, возможно, и могли бы когда-то иметь успех, то на высоких уровнях, как показывает история, такие попытки чаще всего заканчиваются неудачей.

Урок Харикеши

Некогда в ИСККОН был очень яркий лидер — Харикеша Свами. Появление многих тысяч новых последователей в Европе и СНГ обязано именно тому, что он сделал для миссии. Он был человек «номер один» во всем движении — по своей важности, по степени заслуг, по степени духовной ответственности. Все ведущие сейчас проповедники в России были его учениками. Он был приближенным к Шриле Прабхупаде с самого начала, он был его личным секретарем. Тридцать лет он самозабвенно служил Шриле Прабхупаде защищая, поддерживая и расширяя организацию. Груз ответственности, который он нес, был беспрецедентным. И тут вдруг в какой-то момент он увидел, что организационная система стала неадекватна новому времени. Спустя двадцать лет (когда многое в мире уже достаточно сильно поменялось) в организации проявилось нечто, что стало калечить судьбы людей. Он хотел адаптировать принципы, заложенные Шрилой Прабхупадой применительно к новому времени. Он пытался воздействовать на руководящий орган. И что за этим последовало? Он тут же был объявлен оскорбителем, «падшим», лишен всех титулов, заслуг и дискредитирован перед тысячами своих учеников. Он пошел против эгрегора организации, который формировался уже не Шрилой Прабхупадой, а главным образом управляющим советом. И потому потерпел поражение. (Вся эта история была в свое время предметом больших споров и разногласий, но здесь она приведена лишь для того, чтобы проиллюстрировать поведение эгрегора по отношению к отдельной личности.)

После такого пережитого шока (с «изменой» Харикеша Свами) эгрегор стал другим. На этом уроке он получил большие «шишки». Можно видеть, как тщательно он сейчас «перестраховывается». Теперь внутри организации уравниваются все — в каком бы духовном статусе преданный ни был (негласный запрет на проявление индивидуализма и нестандартного мышления декларируется как полезное мероприятие — важная профилактическая мера для развития смирения, которое так необходимо для духовного роста). Уравниваются даже гуру. Хотят они этого или нет — гуру не могут не подчиниться требованиям эгрегора (выражающемся в постановлениях руководящего органа). Потому что, во-первых, гуру крепко-накрепко связаны с эгрегором. А во-вторых, они видят в этом проявление воли Кришны.

Один ученик в приватной беседе рассказал — что гуру сказал ему лично: «Предавайся Кришне! Не думай, что организация спасет тебя…»

Конфликт эгрегора и человека, желающего подняться над уровнем неофита

Духовная жизнь — она не статична. Иногда в духовной организации появляются люди, желающие подняться над уровнем каништха-адхикари. Если человек искренен, рано или поздно он вступает в конфликт с формой без содержания, или же — с содержанием, но не тем. Его высокие духовные устремления или обновленные духовные потребности перестают соответствовать статичным мыслеформам эгрегора организации. И так получается, что искренний преданный — если он хочет развиваться, выходя, так сказать, «за флажки» — иногда вынужден отправляться на поиски духовной пищи более высокого порядка, за границы, охраняемые эгрегором.

Для эгрегора такие люди естественным образом превращаются в «диссидентов» или во враждебно настроенные элементы, так как логика «здесь всё дано» для них уже не работает. Они не хотят тратить и дальше свое здоровье, материальные ресурсы и время своей жизни на служение эгрегору, который более не заинтересован в удовлетворении их возросших духовных потребностей; который духовно их более не защищает.

Неофит в бхакти-йоге — это не тот, не знает правильные ответы на вопросы: неофит — это тот, чья вера в бхакти и в Святое Имя все еще слаба и неустойчива. А таких людей в любой духовной организации подавляющее большинство. Поэтому духовная жизнь внутри общественной организации — море сумятицы, противоречий, недоразумений, разборок, и т.п.

Кшатрии — это основа

Любая духовная организация главным образом ориентирована на поток, приток новых людей, которыми необходимо управлять. Как правило, те, кому удается реализовать себя (или занять комфортную нишу) в такой организации, являются представителями класса управленцев (кшатриев).

Помимо власти самого эгрегора в духовной организации существует еще и негласная системная власть тех, кто «наверху», над теми, кто «внизу». И она не обязательно всегда духовна. А место, где можно получить власть (пусть и духовную) — всегда притягательно для людей с природой управленцев. Природа кшатрия непреодолимо требует своей реализации в контроле над людьми. Любая организация является своего рода ресурсом для тех, кто ею управляет, для кшатриев. Чтобы кшатрии выглядели как брахманы, эгрегор маскирует их второй «брахманической» инициацией, однако их неодолимая природа управлять в конце концов становится очевидной даже для новичков. Кшатрии правят миром. Или, по крайней мере, они так думают.

Брахманам по природе эгрегор отводит роль исполнителей воли кшатриев (хотя в ведической традиции должно было бы быть наоборот). Поскольку брахманы по природе не способны управлять так, как кшатрии, им предлагается либо стать кшатриями, либо отойти в сторонку.

Когда жизнь становится чрезмерно зависимой от наличия денег, это естественным образом негативно сказывается на общественном сознании внутри духовной организации, формирующем её эгрегор. В современном мире, если у вас нету денег, вы не можете почти ничего. Вы не можете организовать поклонение божествам, не можете устроить вайшнавский праздник с раздачей прасада, вы не можете ничего организовать или реализовать.

Поскольку в современной западной действительности (с её капитализмом, входящим во все более глубокий системный кризис) жизнь в грихастха ашраме становится все более проблематичной, актуальной становится жизнь в безбрачии (или в однополом браке, как, например, на Западе, где ведущие политики, как правило холостяки), жизнь, свободная от ответственности перед семьей, перед детьми. Привилегированное положение в обществе тех, кто не имеет семьи — очень привлекательно для кшатриев. Ты только управляешь, а всю материальную ответственность за твою жизнь несут другие.

Два вида отношений, регулируемых эгрегором

Для того, чтобы лучше понимать, что происходит внутри организации, строго охраняемой эгрегором, стоит рассмотреть негласный принцип духовного управления. Он включает в себя два аспекта — это реализация определенных отношений между слугами эгрегора двух видов: а) отношения между управляющими и управляемыми  и б) отношения между теми, кто управляет

Отношения между управляющими и управляемыми

«Низы» — это основной ресурс системы. Из всех «слуг эгрегора» «низы» составляют примерно 99%. И к ним эгрегор предъявляет вполне конкретные требования, которые простираются в основном в четырех главных направлениях:

1) Количество людей в организации не должно уменьшаться. (В идеале оно должно только увеличиваться).

2) Люди должны быть лояльны системе и законопослушны (ведический принцип автократии здесь как нельзя к месту).

3) Людской ресурс должен быть полностью подконтрольным. Он не должен быть слишком духовным и независимым от эгрегора. «Высоко взлетать» или пытаться идти по «пути Бхагаваты» — это не хорошо. «Путь Бхагаваты», как известно, приводит к свободе и независимости, а этого быть не должно. Поэтому на рага-марг «накладывается табу».

4) Люди должны быть достаточно аскетичными и работоспособными (сила, как известно — в аскезе).

Для идеологической поддержки каждого из этих четырех ценностных ориентиров, вайшнавская философия в своем арсенале имеет достаточно аргументов и подтверждений из Писаний (поскольку Писания чрезвычайно обширны, шрутайо вибхинна).

Здесь следует отметить, что эгрегор организации бдительно следит за тем, чтобы все, о чем бы говорилось публично (т. е. на лекциях), не выходило за рамки этих четырех ориентиров, обеспечивающих незыблемость и стройность всей системы.

Отношения между теми, кто управляет

Здесь также существуют достаточно строгие ограничения и правила, за соблюдением которых эгрегор тщательно следит:

1) Никто из управляющих не должен выделяться (показывая или публично проявляя признаки ачарьи), а также влиять на «базовую идеологию организации», которой обязаны следовать все «слуги эгрегора».

2) Каждый должен быть удовлетворен выделенной ему «территорией», т. е. довольствоваться ею, жить и «кормиться» (по земле же все-таки ходим) в рамках этих границ.

3) Никто не должен реинициировать ресурс другого.

4) Никто не должен публично говорить на темы, выходящие из вышеописанных четырех главных эгрегориальных ценностей, так как это наносит ущерб всей организации.

Разрыв связи с парампарой

Все, что грозит остаться от ачарьи, заложившем духовную идеологическую основу для самостоятельной жизни организации, спустя почти сорок лет после его ухода — это роль «ловца душ человеческих». Сам он выглядит безупречно (чего не скажешь о нас), поэтому расширить организацию возможно только под его именем. А чтобы связь ачарьи и его искренних последователей с парампарой ощущалась все слабее и реже, эгрегор побуждает своих слуг придумывать новые термины, например: «мы — прабхупадануги (истинные последователи Прабхупады)», устанавливающий особую самбандху, независимую от парампары. Так формируется новое вайшнавское направление «Прабхупадизм», базовой сутью которого является сбор пожертвований на «поддержание тела ачарьи» и программу реализации его высоких идей.

Извлечь максимальную пользу из невыгодной сделки

Осмеливаясь на все эти непопулярные высказывания, автор прежде всего склоняется в глубоком почтении перед Шрилой Прабхупадой, глубоко осознавая, что созданная им организация — это то, что было санкционировано Параматмой, и то, в чём человеческий мир в высшей степени нуждается.

Большинство современных людей могут идти к Богу лишь «строевым шагом». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, видя, как меняется человечество глобально, изменил традиционные для гаудия вайшнавизма отношения гуру-ученик (когда один истинный гуру имел одного истинного ученика), приспособив их к новой форме отношений в миссионерской организации — согласно принципу «извлечь максимальную пользу из невыгодной сделки». И все же понимание духовной реальности и принципов приближения к ней, которым учил он, скрылись под влиянием времени — по мере ухода его учеников c поля зрения людей. Сам принцип, согласно которому связь человека с Кришной устанавливает сад-гуру, а не организация, остался неизменным. Ведь непосредственное участие здесь принимает Сверхдуша.

Под влиянием века Кали эгрегор организации теперь не станет способствовать тому, чтобы раскрыть искреннему последователю тайны сердца истинного гуру, тайны сердца Шри Чайтаньи Махапрабху. Теперь мы видим, что происходит все наоборот.

Примирение противоречий

Любая организация является центром притяжения для представителей 2-й и 4-й соционических квадр (8-ми из 16-ти социотипов), существование которых вне общества просто немыслимо. Но таких людей, образно говоря, в общей массе около пятидесяти процентов. Отсюда можно понять, что другие 50% никогда не разделят ценности организации, и мир весь никогда не будет сознающим Кришну согласно стандартам, принятым в организации.

Идеи, которые движут личностью, стремящейся развивать свою веру в Кришну, могут меняться со временем — по мере приведения в соответствие духовных устремлений с ограничениями, налагаемыми общественными стандартами. И это отнюдь не означает, что душа остановилась на много жизненном пути эволюции своего сознания.

Высокие личные качества, которых так настойчиво добивается от своих адептов эгрегор организации, чрезвычайно сложно развивать в отрыве от веры. Но вера или любовь, она развивается не по стандартам и правилам (без которых на начальном этапе, конечно же, не обойтись). В этом отношении вера иногда может вступать в противоречие с эгрегором. Но, если человеку удастся примирить внутри себя эти противоречия — с помощью Хари-намы и открывшегося благодаря ему духовного разума, росток бхакти продолжит расти в сердце. Неразрешенные конфликты с другими людьми не так страшны, как неразрешенный конфликт своей веры с эгрегором организации, для которого эта индивидуальная вера ничего не значит.

Большая удача

Это было бы несправедливо, после стольких нелестных высказываний в адрес эгрегора, не сказать доброго слова о самой организации, созданной великим ачарьей. Автор видит, что для многих людей просто лишь считаться членами организации, созданной Шрилой Прабхупадой — это очень большая удача и честь. Для многих людей даже одно это — быть причастным ко всемирной организации Бхактиведанта Свами Прабхупады — будет ощущаться вначале чуть ли не совершенством жизни. Таких людей очень и очень много. Реальность такова, что «школу ИСККОН» многим в этой жизни необходимо будет пройти. Для кого-то это — просто единственная возможность совершить духовный прогресс — просто единственная возможность для эволюционного роста.

Безусловно, эту «школу» для большинства начинающих нельзя будет ни избежать, ни обойти. Поэтому автор категорически не рекомендует критиковать её действующих руководителей, и особенно Шрилу Прабхупаду — чтобы не подписывать себе духовно смертный приговор. Эта организация несет неоценимое благо для обитателей этого мира. Господь Гауранга несомненно принимает в этом непосредственное участие — с какими бы недостатками начинающих последователей это ни было бы связано. Носителями недостатков являются люди, но не Святое Имя, повторение которого проповедуется в ИСККОН.

Сдача экзамена

Во всякой школе есть процесс обучения и есть сдача экзамена. Иногда кто-то может долго обучаться, но не может сдать экзамен. Став жертвой критики и оскорблений, человек оставляет общение с вайшнавами. Другой человек может легко сдать экзамен сразу без обучения, легко пройдя все испытания — поскольку он завершил процесс обучения в своей предыдущей жизни. А в этой жизни, сдав экзамен первого уровня, он переходит на второй. Всякая школа — в том числе и «школа преданности» — подразумевает различные уровни понимания и опыта. Школа Гаудия вайшнавизма — это школа Шри Чайтанйи Махапрабху. А первыми «членами» международного общества сознания Кришны являются Нарада, Вьяса и Шукадева Госвами.

 

P.S. Автор рекомендует не распространять этот текст, так как он не преследует пропагандистские цели. Этот текст предназначен исключительно для индивидуального пользования — в помощь читателю из крайне узкого круга.

Опубликовал: админ. Время публикации: 22.01.2015 в 11:11 в рубрике Божественное и общественное, а также в темах: Вы можете комментировать эту запись.

3 комментария на “Божественное и общественное. Эгрегор организации”

  1. VIP |

    Большое спасибо за эту статью. К таким же выводам пришла. Думала, что «белая ворона». А, оказывается, не одна такая 🙂

  2. Тамал Кришна дас |

    Харе Кришна!))

  3. андрей |

    замечательно то что автор смог озвучить и определить то что достаточно трудно выразить обычному человеку который всё ещё находясь под влиянием организации уже видит расхождение между её насаждаемыми идеями и устремлениями своего сердца.если сердце не счастливо—значит чувствует подмену.в поисках того что поможет духовному росту—натыкаешься на некое шоу,рассчитанное впечатлить зрителя.внешнее — не соответствует сути,так же как и цели поиска.эта организация в её нынешней видоизменённой форме не заинтересованна в высшем счастье души.она выражает желание контролировать и манипулировать.желание не Бога—но человека

Поблагодарить. Или оставить отзыв:

biaxin 500mg diclofenac price cell phone software spy