Гаудия вайшнавизм — не религия этого мира
11 марта, 2015
Однажды, когда Шрила Прабхупада говорил о четырех варнах человеческого общества, его спросили: «А сами вы себя к какой варне относите?» Шрила Прабхупада сказал: «К «пятой». Моя миссия — быть учителем для представителей всех варн…». Этим Шрила Прабхупада дал понять, что градация сознания не ограничивается этим миром.
Гаудия вайшнавизм — хотя он и присутствует в этом мире (мире человеческих существ, мнящих себя хозяевами и господами своей реальности) — не смешивается с ним. Гаудия вайшнавизм — это не религия этого мира, и потому не обуславливается им. Поэтому этого учения нет среди четырех ведущих религий мира. Гаудия вайшнавизм имеет дело с предназначением вечной души. Это учение о санатана-дхарме, вечном неотъемлемом качестве вечного «я». Религия же имеет дело с дхармой человека, которая связана с этим миром.
Ачарьи гаудия вайшнавизма, отдавая должное дхарме, так выражали свое отношение к религии:
бхакативинода нахи джане дхармадхарма
бхакти-анукула тара хау саба карма
(Бхактивинода Тхакур, Шаранагати)«Бхактивиноду не интересует ни религия, ни материализм. Он молит лишь о том, чтобы каждый его поступок помогал ему развить чистую преданность Кришне».
на дхармам надхармам шрути-гана нируктам кила куру
врадже радха-кршна-прачура-паричарйам иха тану
(Шрила Рагхунатха дас Госвами, Шри Манах-шикша, т.2)«О мой дорогой ум, оставь дхарму и адхарму, описанные в Ведах. Вместо этого целиком посвяти себя любовному служению Шри Радхе и Кришне здесь, во Врадже, ибо шрути провозглашают Их высшим объектом поклонения и Верховной Абсолютной Истиной».
Сам Кришна, Верховный Господь, говорит:
сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа«Оставь все религии и просто предайся Мне одному».
Учение гаудия вайшнавизма — это эзотерика очень высокого порядка; это — учение, не вмещающееся в границы сознания или понимания, обусловленного этим миром. Потому и сравнительно мало в этом мире людей, которые понимают учение Шри Чайтаньи (гаура вичар); и которые следуют ему на протяжении всей своей жизни (гаура ачар).
Следование духу предпочтительнее формального следования букве. Именно это и передается из сердца в сердце — при живом контакте. Слово «бхакти» иногда переводят как «любовь». Однако смысловое значение у этого термина намного шире. Слово «бхакти» содержит в себе идею духовного служения — как неотъемлемого вечного свойства души, неотъемлемого свойства живого существа. Причем служение это совершается в состоянии абсолютной зависимости от духовного Центра, от духовного Первоисточника; зависимости, превращающийся в высочайшую степень свободы.
Энергия бхакти объединяет в себе энергию духовного знания (самвит-шакти) и энергию духовного блаженства (хладини-шакти). Поэтому бхакти — это не только любовь; это и духовное служение; это и духовное блаженство; это и совершенное знание; и — совершенная свобода.