Истории из уст мертвеца. Рассказ двадцатый второй
15 мая, 2014
Из мрака ночного вдруг вынырнул царь Пратиштханы
И к древу шиншапа решительно он подошёл
Он сбросил покойничка вниз, в своём подвиге рьяный
Взвалил на плечо и, с той ношей обратно пошёл.
Ветала ему вновь сказал — «О, владыка народа,
Весьма добродетелен ты и, конечно же свят:
В тебе воплотилась благих самодержцев народа,
И вновь рассказать свой рассказ я бы очень был рад.
О том, как четыре брата-брахмана оживили льва.
Жил давным-давно один царь, повелитель народа:
Из города Кусумапура он правил страной.
Дхаранивараха его было имя от рода.
Он брахманов чтил: то был принцип его основной.
Поэтому в том государстве их было немало.
В стране государя деревня большая была:
Там брахманы жили. Названье её — Брахмастхала:
Они в ней творили согласно их касте дела.
Жил брахман один, Вишнусвами в селении этом.
Судьбой удостоен он был очень славной жены.
Они предавались молитве посту и обетам,
Как то диктовали каноны седой старины.
Они четырёх сыновей породили совместно:
Один за другим сыновья те явились на свет.
Они подросли а поздней познакомились тесно
С цветистыми строками Вечных, Немеркнущих Вед.
Когда их учёба к концу подошла, Вишнусвами,
Судьбою влекомый, вознёсся в просторы Небес.
Жена же, мучимая скорбью а также долгами,
К сей временной жизни утратила весь интерес,
И вскоре за мужем ушла та уже безвозвратно.
И четверо сирот терпели всю боль нищеты,
Поскольку их родичи бесцеремонно и жадно
Имущество разворовали умершей четы.
Тогда эти братья решили все между собою —
— «Мы здесь абсолютно бесправны, жалки и бедны.
Возьмем уцелевшие все мы пожитки с собою,
И пустимся в путь за пределы родимой страны.
Деревня есть там Яджнястхала: там дед проживает…»
И так, они вместе решили пуститься туда.
И, вот, силуэты в пространстве их медленно тают,
Свой путь направляя в Безвестности Тьму, в Никуда…
В пути своём долгом они подаяньем питались.
Дорогу свою наконец-то уж преодолев,
Они в Яджнястхалу, в свой пункт назначенья добрались,
Мозоли на босых ногах до крови натерев…
Но умер их дед и их встретили сыновья деда.
И четверо братьев остались под кровом их жить.
Поздней, от заботы дядьёв, не осталось и следа:
Они забывали их всех одевать и кормить.
И, четверо братьев, почувствовав пренебреженье
Со стороны их дядьёв, все собрались тайком —
— «Дядья перестали испытывать к нам уваженье:
Из нас, четверых не пекутся они ни о ком!
Сказал тогда старший из них — «Как же быть нам, о, братья?
В миру под Луной всё вершится по воле Судьбы.
В миру человеков, исполненном лицеприятья,
Все люди, как марионетки пред Роком слабы.
Отчаянья полн, я сегодня забрёл на кладбище,
И там увидал мертвеца, что на тверди лежит —
— «Избавился он от забот: не нужна ему пища:
Он горем не отягощённый, уже не тужит…»
Подумав такое, петлю я связал из одежды,
И без колебания голову сунул туда.
Но не оправдались, увы мои эти надежды:
Петля оборвалась и пал я. Ну, просто — беда!
Когда ж я в сознанье вернулся, открыв свои очи,
Узрел человека я, что в изголовьи стоял.
Исполнен весьма состраданьем, старался он очень:
:Чадаром своим меня тот человек овевал.
Промолвил мне тот человек — «Ты послушай, дружище.
Зачем ты себя так изводишь? Ведь ты — не глупец:
Коль я не прошёл бы сегодня чрез это кладбище,
Тебе, вне сомненья, парень, пришел бы конец.
Отраду приносит собою лишь доброе дело
Несчастье, конечно же — следствие действий дурных
Делами благими займись ты, мой юный друг, смело.
Решимости полн избегай ты деяний иных!
Тем самоубийством зачем ты столь яро желаешь
Обречь себя на злоключения в мрачном Аду.
Ты, верно, Закон Мирозданья не понимаешь.
Как будешь оправдан за это на Страшном Суду?
Промолвив всё это, меня человек тот утешил,
И тут же куда-то исчез, словно бы не бывал…
— «Не будет уж боле того, чтобы я себя вешал!»
:Подобные мысли о том навсегда я прогнал.
К тому ж, коль Судьба не захочет, то смерти — не будет
Поэтому я отправляюсь свой подвиг вершить
В святые места. И коли со мной благо пребудет,
Проблему своей нищеты я смогу разрешить.
На это ему возразили другие три брата —
— «Как ты, благородный и мудрый об этом скорбишь?
Невечно, о, брат дорогой наш, мерцание злата:
В своём заблужденьи ты словно бы бодрствуя, спишь!
Неужто не знаешь ты, что мимолётны богатства:
Они как осенние тучи, что в небе снуют.
Непостоянна как ветер Богиня Богатства,
Которой хвалу все Святые Трактаты поют:
Богиня Лакшми не верна тем, кто ею владеет.
Кому и когда удавалось её удержать?
Богатства запасы всегда неизбежно скудеют,
Всем тем побуждая хозяина их горевать.
Весьма тяжело обрести это вещее знанье,
Которое бы позволяло схватить за рога
Богатства златую газель, чье строптиво сознанье,
Удариться что норовит постоянно в бега…»
Пока говорили об этом три младшие брата,
Одумался старший из них и задал свой вопрос —
— «Как нам обрести это знанье, что счастьем чревато?
Ответьте мне милые братцы на это всерьёз.»
Они посоветовались и сказали друг другу —
— «По бренной земле разойдёмся заради него
Искать это знанье мы станем по бренному кругу,
Коль будет Судьба благосклонна — отыщем его!»
И, после того, как решение было принято,
Назначили место они, где им встретиться вновь.
По кругу Земли разошлись эти четыре брата,
В чьих жилах текла благородного брахмана кровь…
Так ради волшебного знанья они разлучились,
И все, через время, как должно, собрались опять.
Они рассказали друг другу, чему научились
В мистических знаньях, что смертному трудно понять.
— «Я знаньем таким обладаю» — один из них молвил:
:»Что ежели в руки мне чья-либо кость попадёт,
Смогу нарастить на ней плоть я.» Второй брат промолвил —
— «Великое знанье твоё тебе честь придаёт!
А я же на плоти на этой, тобой что взрастилась
Того именно существа создам кожу и шерсть…»
А третий сказал остальным всем — «А мне присудилось
Такую науку секретную ныне обресть:
Когда же на мёртвой кости вашим благоволеньем
Появится мясо и кожа со слоем волос,
Могу я восстановить тело своим повеленьем
Того существа, что погибло: скажу вам всерьёз!»
Четвёртый добавил — «А я же скажу, мои братцы:
Смогу в бездыханное тело, что вы создали,
Вдохнуть саму жизнь. Так изволим же мы постараться
Всё это содеять в лесу от людских глаз вдали!»
Так, чтоб проявить свои эти волшебные знанья,
Отправились в лес эти братья компанией всей.
Они нашли кости обломок, не зная заранее,
Что то была косточка льва, царя всех зверей.
Один из тех братьев взрастил на той кости слой плоти;
Второй на том мясе взрастил тут же кожу и шерсть;
А третий в своём нетерпении на мажорной ноте
Все тело создал существа. И воскликнул он — «Есть!»
Четвёртый вдохнул в него жизнь… Существо то поднялось:
То был с ужасающей пастью огромнейший лев,
Чьи когти были, как крюки. Его грива поднялась,
И он проявил в тот же миг первобытный свой гнев.
Лев на четверых этих брахманов бросился с рыком,
И молниеносно их всех на куски разорвал.
А после того этот лев в наслажденьи великом,
Своих созидателей этих немедля сожрал,
И тут же исчез, растворившись в том лесе безлюдном.
Так братья те умерли, создав ошибочно льва…
Кто ж счастье добудет, пусть даже в стремлении трудном,
Давая жизнь лиху? Идея сия не нова…
Итак, обретенная даже с великим стараньем,
Плодов никаких не приносит, ввергая в беду,
Великая Сила а также Великое Знанье:
Имей же правитель страны ты всё это ввиду!
Растение дел человечьих желает ухода.
Растение это, увы, не приносит плода
Тому, кто о нём не печётся, владыка народа:
Его поливать водой Мудрости нужно всегда!»
Так, в мраке ночном рассказал царю этот ветала
Историю ту, и поновой монарха спросил —
— «Из тех четверых отягчён кто виною немалой
В создании льва, что их в ярости лютой убил?
А коли не скажешь, ты знаешь с тобой что случится,
О, царь Пратиштханы, хранящий державу от бед:
:Твоя голова на кусочки тотчас разлетится.
Изволь же мне дать поскорей доскональный ответ.»
Послушал веталу монарх и подумал — «Он хочет
Заставить ответить меня а, затем — убежать.
Он ради никчемной забавы главу мне морочит:
:Вне всяких сомнений, сей труп понесу я опять.»
Ответил король Пратиштханы ветале на это —
— «На том грех лежит, кто свирепого льва оживил.
Кто плоть воссоздал; кому с шерстью на плоти на этой,
А также тот, кто тело хищника восстановил
Вину не несут на себе: уверяю тебя я.
Не знали они что творят в том порыве своём.
Но тот кто узрел тело лева, он делал всё зная,
Вдохнув в него жизнь. Грех убийства, конечно — на нём!»
Ветала, ответ этот выслушав, тотчас же сокрылся,
И царь, как обычно, пошел за ним следом опять:
В пространстве кладбища, в белёсом тумане сокрылся
Владыка страны, чтоб покойничка снова забрать…
Продолжение: Рассказ двадцать третий