Как проявляется карма: история из Махабхараты, рассказанная Дедом Бхишмой
1 сентября, 2013
Как рассказывает Махабхарата, во время великой битвы на Курукшетре погибли все, кроме Кришны и Пандавов. На другой стороне уцелели Крипачарья, Ашваттхама и Критаварма. То есть, практически все были уничтожены. Остался в живых также один слепец, который был причиной всех несчастий. Этот слепец — Махарадж Дхритараштра. (В те времена был только один слепец.) Война окончилась, все погибли, и Пандавы горько плакали и скорбели: «Мы уничтожили всех. Теперь на земле Бхараты остались только плачущие вдовы». Юдхиштхира Махарадж и Пандавы считали себя виной этого разрушения. Они решили оставить царство и пойти просить милостыню». Но Кришна сказал им: «Приготовьтесь навестить Деда Бхишму, он еще жив». Безгранично могущественный Бхишма Питамаха способен был отдалить свой уход из этого мира на шесть месяцев. Когда-то он получил благословение, что сможет оставить тело, когда пожелает, что смерть будет ждать его решения. Теперь она ждала его уже шесть месяцев.
Кришна вместе с Пандавами и Драупади отправился к Деду Бхишме, который лежал на ложе из стрел, пронзавших все его тело. Пятеро Пандавов и Драупади предложили ему поклоны и сели у его стоп. Когда Бхишма Питамаха увидел Кришну, он взглядом выразил Ему почтение, поскольку его руки и все тело было пронзено стрелами. Также взглядом он попросил Его сесть напротив. Пандавы расположились у его стоп.
Кришна сказал: «О Бхишма Питамаха, ты такой возвышенный преданный, ты знаешь всю вайшнава-таттву. Попытайся успокоить их. Они терзаются тем, что убили так много людей — фактически всех на поле битвы». Питамаха уже готов был что- то произнести, когда на лице Драупади появилась улыбка. Скрывая эту улыбку под вуалью, она слегка улыбалась. Но Бхишма Питамаха заметил это и спросил: «Дорогая дочь Драупади, почему ты улыбаешься? Скажи мне, я желаю знать».
Очень смиренно Драупади ответила: «Бхишма, ты собираешься сейчас просветить нас своими советами, но где же ты был, когда Дурьодхана пытался раздеть меня у всех на глазах? Сейчас ты хочешь дать нам мудрые советы, но где ты был тогда?» Бхишма дева покорно ответил: «Дорогая моя дочь, дело в том, что в то время я принимал пищу от демона Дурьодханы, и эта пища оказывала на меня демоническое влияние. Мне было известно это, но я был очень слаб. Я не мог воспрепятствовать ему или воздействовать на него. Я не хотел расстраивать Дурьодхану, и из-за слабости не мог ему противостоять. Теперь, вот уже шесть месяцев я лежу на этих стрелах. Кровь, оскверненная его пищей, полностью ушла из моего тела, и не только кровь. Теперь мое сердце чисто, особенно когда я получил даршан Кришны. Поэтому я способен поведать истину».
Драупади осталась довольна этим ответом. Бхишма Питамаха сказал: «О Махараджа Юдхиштхира, Бхима, Арджуна и все Пандавы, теперь слушайте внимательно.
Когда-то жила вдова, у нее был сын двенадцати лет — прелестный и смышленый мальчик. Эта пожилая женщина поклонялась своему Божеству Нараяны. Каждое утро она собирала для Него цветы и совершала арчану. Однажды она была чем-то занята и сказала сыну: «Дорогой сынок, пойди собери цветы и быстро возвращайся». Ночь была на исходе, наступила брахма-мухурта (полтора часа до рассвета), но было еще темно и туманно. Мальчик отправился в ближайший лес и стал собирать с кустов цветы: бэли, чамели и другие. Неожиданно к нему подкралась ядовитая черная змея с раскрытым клобуком и большими зубами, и укусила его. Мальчик упал на землю и тут же умер. Один охотник проходил мимо и видел, как эта змея безо всякой причины смертельно укусила мальчика. Он знал мантру, с помощью которой поймал эту змею и посадил в глиняный горшок. Потом он поднял тело мальчика себе на плечо, взял в руку горшок и пришел к вдове.
Она уже заждалась своего сына, и, услышав чьи-то шаги, подумала, что это вернулся ее мальчик. Но тут к своему ужасу она увидела лишь его бездыханное тело. Она разразилась стенаниями и стала бить себя в грудь: «Что случилось? О, Боже! Что случилось? Он был моей единственной опорой, как посох для слепого!» Вдова была уже старой, и сын во всем помогал ей. Она упала в обморок, и когда снова пришла в чувства, охотник сказал ей: «О, мата, я шел своей дорогой и увидел мальчика, который собирал цветы. Он ничего Плохого не сделал, но эта ядовитая змея без всякой причины ужалила его. Только скажи, — и я убью ее и сожгу в пепел». Охотнику пришлось повторить это несколько раз, потому что вдова так мучительно стонала и рыдала, что ничего не могла слышать. В конце концов, она спросила: «Если ты убьешь змею и сожжешь ее, оживет ли мой сын?» Охотник подумал и ответил: «Нет, твоего сына уже не вернуть» — «Тогда зачем ты собираешься убить змею? Пускай уходит» — «Нет, нет. Я не могу отпустить ее, ведь змеи очень злые и подлые существа, они могут кусать людей без причины».
Есть и другие существа, подобные им, например скорпионы. А крысы без всякой пользы для себя сгрызают вашу одежду. Термиты — опять же, без всякой причины — подгрызают крышу вашего дома, и в какой-то момент она падает. Сначала появляется один термит, а потом их уже сотни тысяч. Сначала они расправятся с крышей, и потом сделают так, что рухнет весь дом. Эти существа — муравьи, жуки, крысы — особенно любят ценные вещи, которыми вы дорожите больше всего, например какую-то дорогую одежду. За считанные секунды они расправляются с ними.
Так вот, охотник настаивал: «Змею необходимо убить, иначе потом она покусает других людей. Я обязан это сделать». Но вдова просила его: «Пожалуйста, не убивай, отпусти ее» — «Нет, я убью ее. Почему она укусила твоего сына?» Когда охотник уже готов был прикончить ее, змея сказала: «Почему ты хочешь убить меня? Я не сделала ничего плохого. Я укусила именно этого мальчика, а не другого, потому что так мне повелел Кала (Время). Ему пришло время умереть, и смерть направила меня к нему: «Пойди и укуси этого мальчика». Я так и сделала».
Охотник ответил ей: «Это неправильно. Виновен тот, кто устраивает убийство, и тот, кто совершает. Ты подлежишь наказанию, как и этот Кала. В твоих словах нет смысла, и сейчас я прикончу тебя». Тогда на сцене появился Кала в образе человека, и возразил охотнику: «Почему ты обвиняешь меня? Я не являюсь виновником убийства. Я сейчас объясню, в чем дело. В прошлой жизни мальчик убил эту змею, которая тогда была человеком. Его поступки вызвали определенные последствия в этой жизни, и я, Кала, посредством этой змеи, убил его. Таким образом, не я причина всего происшедшего, а его собственные поступки. В этом мире у нас нет ни друзей, ни врагов».