Сколько следует стремиться повторять джапы, чтобы удержаться на духовном уровне?
14 января, 2015
Когда Шрила Прабхупада только приехал в Америку в 1965 году, его первые слушатели стали просить у него дать им духовное посвящение. Тогда возникла необходимость обозначить критерии минимальной квалификации для тех, кто хочет получить инициацию. Шрила Прабхупада сказал: «Необходимая квалификация: 64 круга Харинамы ежедневно и четыре принципа».
Ученикам это оказалось не по силам — ежедневно повторять такое количество кругов. Тогда Шрила Прабхупада сказал: «Ну хорошо: 32 круга Харинамы и четыре принципа». Но ученики оказались неспособны и на это. Тогда Шрила Прабхупада сказал: «Ну, хорошо: 16 кругов и четыре принципа. Но меньше — не просите! Не соглашусь!»
Спустя некоторое время ученики стали недоумевать, почему многие из тех, кто получили инициацию, спустя некоторое время погрузились в Майю и «исчезли». Когда они спросили у Шрилы Прабхупады, почему так, он ответил: «А что вы ожидали? Я хотел, чтобы вы повторяли 64 круга»…
64 круга джапы называется на санскрите один лакх (это сто тысяч имен). Это — единица измерения в духовной практике в гаудия вайшнавизме.
Глубоко мыслящий читатель безусловно поймет, что это в принципе невозможно практиковать — без абсолютного предания себя на волю Кришны.
В Кали-югу ничто, кроме чистого воспевания Намы, не спасает: ни психология, ни астрология, ни йога, ни благотворительность, ни аскезы, ни турпоездки по святым местам… По-настоящему очищение сердца происходит только благодаря Наме. Часто можно видеть, как верующие придают особо важное значение, тому, чтобы побывать в том или ином месте. Однако для эволюции души самскары, отпечатки на сердце (на читте), которые приходят благодаря без оскорбительному воспеванию святых имен, имеют в действительности куда более важное значение.
ахо бата шва-пачо ’то гарийан
йадж-джихвагре вартате нама тубхйам
тепус тапас те джухувух саснур арйа
брахманучур нама гринанти йе те
(Шримад-Бхагаватам, 3.33.7 / Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 11.192, 19.72, Антья, 16.27 / Джайва-дхарма)«Слава и хвала тем, чей язык повторяет Твое святое имя! Их следует почитать, даже если они появились на свет в семьях собакоедов. Люди, повторяющие Твое святое имя, несомненно, уже совершили все аскезы и огненные жертвоприношения и обрели все добродетели ариев. Чтобы получить возможность повторять Твое святое имя, они должны были совершать омовения в святых местах паломничества, изучать Веды и выполнять все предписания шастр».
Шрила Джива Госвами писал, что даже поклонение Божествам не приносит результата бхакти — без повтоения святого Имени.
В Шримад-Бхагаватам (11.20.6) сказано, что существует только три пути возвышения для обусловленной души: путь работы, путь знания и путь преданности; карма-йоги, гьяна-йоги и бхакти-йоги. Но только бхакти способно стереть из памяти сердца все препятствия, все последствия (отпечатки) деятельности в материальном мире — как не проявленные, так и проявленные.
йад-брахма-сакшат-крити-ништхайапи
винашам айати вина на бхогаих
апаити нама! спхуранена тат те
прарабдха-кармети вираути ведах
(Шри Кришна-Нама-аштака 4)«О Нама! Веды гласят: стоит Тебе появиться на языке у преданного, как вся его проявленная карма, которую невозможно уничтожить медитацией на безличный Брахман, тотчас бесследно исчезает».