Как стать преданным? Как научиться любить Бога?
22 августа, 2012
Как стать преданным?
Мне понравился этот вопрос, который привел человека на наш сайт. Если мне позволят наши читатели, я немного поразмышляю над этим. Мне захотелось поделиться своими мыслями…
Когда-то я очень стремился научиться любить Бога и стать преданным. Я прилагал для этого очень много усилий. Мне казалось, что вот-вот и это обязательно случится. Но потом я кое-что понял…
Безусловно великие ачарьи прошлого, и особенно шесть удивительных личностей, которые смотрят на вас с верхней части нашего сайта, и благословляют вас своим взглядом — все они оставили очень много по-настоящему ценных указаний относительно того, как нужно правильно практиковать процесс преданного служения. Из всех оставленных нам книг особенно выделяются две подобные сокровищу работы Шрилы Рупы Госвами. Одна из них Шри Упадешамрита содержит в себе 11 стихов, которые помогут человеку избежать основных ошибок на пути бхакти и правильно следовать необходимым наставлениям.
Как сказал один лектор (мне очень понравилась эта фраза), — в сознании Кришны столько литературы, что ответов дано больше чем вопросов :).
Вторая работа это Бхакти-Расамрита-Синдху (Нектар Преданности). Эта величайшая книга описывает различные уровни преданности и духовных эмоций, а также рассказывает о Кришне и наших с ним взаимоотношениях.
Все эти книги прокладывают путь, следуя которым человек может развить в себе любовь к Богу. Но однажды ко мне пришло такое странное понимание: мне показалось, что фраза «научиться любить«, равно как и фраза «стать преданным» на самом деле не имеет в себе смысла. Дело в том, что это все уже присуще нам от природы. Мы носим это с собой каждый день, этого нельзя у нас отобрать. Как нельзя отобрать свет у солнца, зелень у травы, так и невозможно отобрать у нас преданное служение Кришне. Это часть нашей духовной конституции. Вот почему подобные фразы могут выглядеть несколько нелепо, ведь мы не можем привнести эту любовь или преданность каким-то образом извне, она приходит из глубины нашего сердца, подобно солнечному диску, который начинает проявляться в утреннем тумане.
Но существует процесс, который как будто раскачивает нас, очищает покрывающую сердце грязь, или если так можно выразиться — увеличивает частоту нашей духовной вибрации, до тех пор, пока необходимый уровень колебания не войдет в нужный резонанс и наша душа полностью не проявит свои качества. Это можно сравить с тем как звуковая вибрация, достигая нужной частоты разбивает стеклянный бокал, входя в резонанс с вибрацией самого стекла:
Кто то скажет: если это так просто, то почему же люди не торопятся любить Кришну? Нельзя сказать что их это особо привлекает, скорее наоборот.
Частично ответ на этот вопрос был дан здесь, а частично потому, что из-за особенности вечной природы Кришны, а также из-за особенности материальной природы — мы находимся во власти своих прошлых желаний.
На самом деле это просто удивительная вещь: Кришна готов исполнить все желания живого существа, и поэтому все материальные планы, которые мы построили в своем уме обречены на осуществление. Так устроен этот мир. Но в то же самое время, материальная природа увлекает нас последствиями этих желаний настолько, что мы запутываемся в том, что мы хотим на самом деле, мы начинаем желать того, что на самом деле нам и не нужно. Так играя на детской площадке в этом иллюзионе, построенном Кришной для нас, мы окончательно забываем кто мы такие.
Иногда подростки, играя в компьютерные игры настолько погружаются в виртуальную реальность, что перестают отдавать себе отчет в том, какое сейчас время на дворе, какой день и т.д.
Так устроен ум, который концентрируясь на материальных объектах пытается полностью погрузиться в материальное наслаждение.
На самом деле желание погрузиться в расу, наслаждение, испытывать все возрастающий вкус, — это желание присуще и нашей душе, поэтому в духовном мире живые существа также опьянены вкусом любви к Богу, и эти отношения вселяют в них желание еще глубже погрузиться в их переживания. Однако пытаясь подражать этому в материальном мире, ум живого существа совершает одно маленькое заблуждение, которое стоит ему в последствии очень больших потерь — ум выбирает не тот объект для наслаждения. Ум пытается насладиться, подчиняя себе более пассивную по отношению к нему энергию — материю, но затем ощущает, что она не может его полностью удовлетворить. Еще бы, ведь душа требует иного наслаждения, более активного.
Попробуйте поговорить с резиновой куклой — много ли будет в этом радости. А если вместо куклы будет сидеть живая девочка, со своими мыслями, желаниями, ощущениями? Такое общение уже намного интереснее, ибо в нем будет не просто грубое подчинение, а живая игра и обмен энергией.
В активном наслаждении душа не подчиняет мертвую материю, а создает атмосферу удивительного обмена переживаниями. Подобная игра как раз и есть то, что нужно душе, но в материальном мире найти такое наслаждение крайне нелегко. Даже живое общение в материальном мире по большому счету обречено — все здесь уничтожается временем.
Наш Ум находит такое наслаждение, которое ему легче всего получить и в этом его даже трудно осудить. Но в результате своего неверного выбора, у него складываются привычка к тому, что он делал ранее. Эта привычка еще больше усложняет положение ума, поскольку каждый раз искушает его вернуться и продолжить то, к чему он был так привязан ранее. На самом деле самая опасная власть Ума как раз и заключается в этой власти привычки. А эта привычка складывается из-за развитого ранее вкуса, пристрастия. Эта привычка может держать в своей узде живое существо очень долго и освободиться от нее черезвычайно трудно.
Так, если человек в прошлой жизни был привязан к курению, в этой жизни он может понимать вред и опасность такого образа жизни. Но ум не будет его слушаться, поскольку привязанность к этому наслаждению прочно осела в нем.
Получается, что выбрав неверный путь благодаря нашему уму, мы оказываемся обманутыми Кришной. Он готов исполнять все желания нашего ума в материальном мире и для этого, собственно, Он и создает его в определенные промежутки времени. Но по большому счету все это затягивает душу в самую пучину глухой материи и полностью порабощает. Такой финал неизбежен и он также является планом Кришны.
Поскольку душа — не материальна, в минуты самого глубокого падения она может испытать самое большое отречение от мира, который представляет собой всего лишь проекцию ложного Эго в гуне невежества. Иногда к Богу приходят самые падшие грешники и отъявленные негодяи. Эти метаморфозы могут удивить других людей, которые занимаясь благочестивой деятельности не могут так искренне обратиться к Богу. А весь секрет как раз в том, что душа такого негодяя в минуту его самого большого падения может ощутить насколько же она, духовная частичка, далека от того, чем сейчас занимается.
Из-за того, что мы оказались во власти порочного ума, который навязывает нам дурные привычки и пристрастия со времен тех наслаждений, к которым мы имели неосторожность привязаться в прошлой жизни, мы не можем в полной мере стать преданными Кришны прямо сейчас.
Как же победить этот противный ум, как заставить его покончить с мерзостью материальных привязанностей? По большому счету это практически невозможно. Это подтверждает даже сам Кришна в Бхагавад-Гите 7:14 «Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно.»
Но все же есть один могущественный метод. И этот метод даже не просто повторение Святого Имени. Все великие мудрецы и вайшнавы знают о нем. Давайте же послушаем, как говорит о нем Джада Бхарата (Шримад Бхагаватам, 5.12.12-13):
О царь Рахугана, лишь тот способен постичь Абсолютную Истину, кому выпала удача осыпать свое тело пылью с лотосных стоп великих преданных.
Чтобы приблизиться к Абсолютной Истине, недостаточно хранить обет безбрачия [брахмачарью], добросовестно выполнять обязанности домохозяина, покинуть дом и стать ванапрастхой, принять санньясу или же предаваться суровой аскезе (например, зимой стоять в ледяной воде, а летом сидеть под палящим солнцем в окружении костров). Есть еще много методов, с помощью которых люди пытаются постичь Абсолютную Истину, однако Абсолютная Истина открывается только тому, кто удостоился милости великого преданного.
Кто же эти великие чистые преданные, о ком мы говорим?
В кругу таких преданных ты никогда не услышишь разговоров на мирские темы — о политике, жизни общества и т.п. Чистые преданные беседуют только о качествах, воплощениях и деяниях Верховной Личности Бога. Они всегда прославляют Господа и поклоняются Ему с неослабным вниманием.
Общаясь с чистыми преданными и смиренно внимая их беседам, даже тот, кто желает слиться с бытием Абсолютной Истины, со временем откажется от этого намерения и посвятит себя служению Господу Васудеве.
Так Джада Бхарата раскрывает эту величайшую тайну. Только одна сила способна уничтожить невежество погрязшего в материи ума — милость Кришны и Его преданных. Еще в одном стихе Джада Бхарата говорит об этом другими словами (Шримад Бхагаватам, 5.11.17):
Необузданный ум — злейший враг живого существа. Если дать уму волю, если не следить за ним, он будет становиться все более могущественным и в конце концов полностью подчинит себе живое существо. При всей своей эфемерности он обладает огромной силой и способен полностью скрыть истинную природу души. О царь, срази же этого врага оружием служения лотосным стопам духовного учителя и Верховной Личности Бога. Служи им очень усердно, не жалея сил.
Так, следуя путем великих душ мы можем получить однажды возможность общения с настоящим святым человеком. Как найти такого святого Джада Бхарата нам уже рассказал — это человек, который полностью погружен в Сознание Кришны и всегда говорит только о Кришне. Если вам посчастливиться встретиться с такой личностью, знайте что вы самый удачливый человек во Вселенной. Все оболочки вашей души растают в огне преданной любви к Богу, и вы уже в этой жизни сможете вернуться домой, к Богу.
22.01.2014 в 10:18
Спасибо за статью!