Преданность Куреши, ученика Рамануджи
18 декабря, 2012
Куреша, ученик Шри Рамануджа ачарьи
частичная экспансия Господа Шеши
Куреша был одним из самых близких учеников Рамануджи и всегда был поглощен мыслями о том, как помочь своему гуру в его проповеднической деятельности. Он был родом из богатой семьи брахмана из Кураграхары, маленького селения возле Канчипурам. Поскольку он фактически владел всеми землями в округе Куры, его звали Курешей, хозяином Куры. Он женился на очень образованной девушке по имени Андал, и они вместе расходовали на благотворительность доставшееся им по наследству богатство, заботясь о бедняках всей округи.
Рамануджа знал его с детства и всегда считал самой возвышенной личностью. Когда Йатираджа (другое имя Шри Рамануджи) принял образ жизни санньяси, Куреша и Андал стали одними из его первых учеников. Куреша был широко известен как великий ученый, поскольку ему достаточно было услышать что-либо однажды, чтобы запомнить это на всю жизнь. Это с его помощью был побежден и обращен в преданного Йадавапракаша, учитель Рамануджи, бывший ярым поклонником философии имперсонализма.
Ворота дома Куреши были открыты с раннего утра до поздней ночи, и любой бедняк мог прийти сюда и получить в порядке благотворительности подарки. Однажды Лакщмидеви, супруга Господа Варадараджи, услыхав скрип закрывающихся ворот дома Куреши, спросила у своего слуги Канчипурны, что это за звуки. И тогда Канчйпурна рассказал Матери Лакшми все о деятельности Куреши.
С раннего утра и до позднего вечера здесь служат бедным, хромым и слепым, — сказал он Ей, — затем ворота дома закрываются до следующего утра, чтобы Куреша и его жена Андал могли немного отдохнуть.
Услышав объяснение Канчипурны, Лакшмидеви пожелала непременно увидеть Курешу и попросила его привести к Ней этого преданного завтра утром. Придя назавтра ранним утром к Куреше, Канчипурна рассказал ему о желании Богини Удачи. Куреша, явно удивленный, ответил:
Кто я такой? Всего лишь неблагодарный, порочный человек, в то время как Лакшмидеви — мать вселенной, которой с величайшим почтением поклоняются даже Брахма и Шива. Сказано, что чандал не может входить в храм, а я, загрязненный своим богатством, ниже даже любого чандала. Как же я могу предстать перед Матерью Лакшмй?
Сказав это, Куреша вернулся домой и, сняв свои дорогие одежды и украшения, обрядился в монашеское одеяние. Затем он снова пошел к Канчипурне.
О Махатма, — сказал он, — я не смею ослушаться приказа супруги Господа Нарайаны, но сейчас, настолько загрязненный богатством, я не могу предстать перед Ней. Поэтому я буду просить прибежища у Йатираджи, моего гуру, и очищусь, приняв омовение водой, которой он мыл свои ноги. Как знать, возможно, если я обрету милость такого великого преданного, как вы, я смогу увидеть лотосные стопы Матери Лакшмй еще в этой жизни.
И Куреша в тот же день отправился в Шри Рангам вместе с последовавшей за ним Андал. Она тоже отреклась от всех благ, которые дает богатство, оставив себе только золотую чашку, в которой подавала воду мужу, когда он испытывал жажду.
Через некоторое время они вошли в темный лес, и Андал охватил страх.
Мой господин, — сказала она мужу, — не грозит ли нам в этом глухом месте какая-нибудь опасность?
На это Куреша ответил ей:
Только у богатых есть причины для страха. Если у тебя нет с собой денег, то тебе нечего бояться.
Услыхав это, Андал тут же выбросила золотую чашку.
На следующий день они пришли в Шрй Рангам. Узнав об этом, Рамануджа велел привести их в ашрам. Позднее, когда они отдохнули и приняли прасад, он устроил их в доме по соседству. С этого дня Куреша поселился в Шри Рангаме и содержал себя и жену, прося подаяния у каждых дверей. Он привык к богатству, но сейчас, хотя и жил в нищете, считал себя величайшим счастливцем, потому что мог теперь проводить дни, повторяя святое имя, обсуждая священные писания и служа стопам своего гуру. Андал тоже была вполне довольна тем положением, в котором оказалась, ни разу не пожалев о богатстве, от которого они с мужем отреклись. Живя в Шри Рангаме, Куреша написал две книги — комментарии на Сахасру-гити и еще одну работу, названную Куреша-виджайей.
Однажды в сезон дождей разразился такой ливень, что Куреша не смог выйти за подаянием, и в этот день они с женой голодали. Курешу голод совсем не беспокоил, но Андал, всегда поглощенная служением своему мужу, была несчастна, видя, что ему нечего есть. Она мысленно начала молиться Господу Ранганатхе, прося Его послать что-нибудь своему преданному Куреше. Вскоре послышался стук в дверь и вошел один из жрецов храма, принесший тарелку посланного им в дар маха-прасада. Когда жрец ушел, Куреша спросил свою жену:
Наверно, это ты просила Господа Ранганатху позаботиться о нас, иначе зачем бы Ему посылать такие богатые блюда, вкус которых пробуждает у нас материальные желания?
Когда Андал с грустью призналась в том, что сделала, Куреша сказал ей:
Мы не должны делать Господа своим слугой. Сделанного не исправишь, но, пожалуйста, никогда больше не делай таких вещей.
Он съел маленький кусочек маха-прасада и попросил жену почтить остальное.