Нестандартные мысли относительно следования духовным стандартам
8 января, 2015
Чтобы успешно противостоять гунам материальной природы, одной лишь веры в духовные стандарты недостаточно. Необходима вера в гуру, выражающаяся в попытках следовать определенным правилам поведения. И вера здесь выступает фундаментом, а стандарты поведения — надстройкой. Попытка заставить человека следовать духовным стандартам без пробуждения в нем веры в гуру — пустое и бесплодное мероприятие. Пока не посажено семя, бессмысленно ждать, что вырастет росток.
Но вера на начальном уровне очень слаба, чтобы укрепить ее, необходимо приучать себя к процессу слушания. Если мы систематически не слушаем, наша вера не будет поддерживаться и развиваться, и никакое следование стандартам уже не спасет. Контакт с гуру и получение индивидуальных наставлений всегда предшествует «стандартизации» поведения преданного. Наставления разных гуру могут различаться — в зависимости от индивидуальных особенностей или ситуации ученика. И потому духовные стандарты для разных учеников будут разными.
«Следование стандартам» — неудачный термин. Он несет с собою большие недоразумения и большие возможности для подмены истинного смысла ложным. Следование принципам и следованием стандартам — это не одно и то же. Принципы опираются на миропонимание. Стандарты — на следование форме.
Важнее формы — суть. А сутью практики сознания Кришны является утоление духовного голода — голода на духовное служение; голода, который не может быть удовлетворен в этом мире. Бхактисиддханта Сарасвати учил: в этом материальном мире любой голод может быть удовлетворен: за исключением одного голода — голода на сознание Кришны.
Ум контролируется расой, вкусом. Ум естественным образом устремляется к тому, что «вкусно». Проблема обусловленной души в том, что вкусно лишь то, что обманчиво и преходяще…
Душа по своей природе — не стандартна. Нет двух одинаковых душ — как нет двух одинаковых снежинок. Заставить нестандартную душу вписываться в какой-либо стандарт — все равно что совершить над ней насилие.
Тот, кому от людей ничего не нужно, не станет призывать их «соответствовать стандартам» — лучше он будет учить их принципам, основанным на верном миропонимании. Все равно жизнь течет не так, как велят «духовные стандарты», а так, как ее санкционирует Параматма.
Отношения (самбандха) в бхакти-йоге важнее стандартов. Нет отношений — нет и жизни. Поскольку — «свет не горит». Можно пытаться «зажечь в людях свет», но если человек сам не «подключен к электричеству», то ничего не выйдет. Он может стараться гореть какое-то время, но однажды он все равно погаснет (как спичка). Чтобы «гореть» постоянно и долго, должна быть связь (отношения) с «источником света». И эта связь, это подключение должно быть со всей цепью ученической преемственности, имеющей связь с Абсолютной Истиной. В противном случае «гореть» долго — не получится. В обитель Абсолютной Истины ведет только один путь — ПУТЬ ЛЮБВИ (бхакти-йога). Потому что сама Абсолютная Истина есть и субъект любви и объект любви. Чтобы атомарная душа могла чувствовать любовь, могла генерировать любовь, сначала она должна подключиться к источнику любви, обрести некую связь с источником. Потому что любовь нельзя генерировать. Её можно лишь проводить. Любовь не является тем, что генерируется изнутри временного мира материи. Любовь нисходит в этот мир из вечного мира любви.
Истинное положение души в этом мире — атомарность, ничтожная малость. Но когда душа подключается к потоку божественной любви, атом души начинает сиять как солнце. И тогда душа обретает значимость и величие для вселенной.
Душа не знает, что произойдет с ней в следующую минуту, или — на следующий день (она лишь догадывается об этом). И тем не менее душа намеревается следовать духовным стандартам… — не имея связи с Кришной, не имея отношений с освобожденными спутниками Кришны…
Возливание гхи — на пепел…
Одни лишь духовные обеты не способны удержать решимость на пути бхакти-йоги. Необходимо живое общение. Необходим контакт с бхакти. Только бхакти питает бхакти:
бхактйа санджатайа бхактйа
(Ш.Б.11.3.31/ Мадхурья-кадамбини гл.1)
«У бхакти нет иного источника, как только бхакти».бхактис ту бхагавад-бхакта-сангена париджайате
(Брихан-нарадия-пурана 4.33 / Хари-бхакти-виласа, 10.279 / Джайва-дхарма, гл. 3, 6)
«Бхакти проявляется в общении с чистыми преданными Господа (бхагавад-бхактами)».
Цель в гаудия вайшнавизме — это трансформация сознания. Нормы и правила поведения играют здесь лишь вспомогательную роль. Если человек не приближается к цели, все побочные действия бессмысленны. Так как его следующее рождение определяется именно сознанием, новым сознанием, которое человек формирует в течение жизни своими поступками.
Регулирующие принципы бхакти-йоги — это, скорее, лекарство, нежели стандарт. Писание, описывающее основные правила вайшнавского проведения, это «Хари-бхакти-вилас» Санатана Госвами, а поклонение Божествам — «Нарада-панчаратра» Шри Нарада Муни. Но термин «стандарты» достаточно груб и не приемлем в отношении того, о чем написано в этих книгах. Уверен, что сами авторы этих боговдохновенных писаний не мыслили в таких категориях. Эта терминологию порождена желанием рационализировать духовную жизнь. Рациональный способ мышления вполне свойственен западному человеку.