Правильное общение: как можно потерять и обрести према-бхакти
7 октября, 2012
Отрывок из лекций
Шрилы Бхактиведанты Нараяна Махараджа
Садху-санга, секреты правильного общения
Если человек всегда находится в садху-санге, он наследует према-бхакти; иначе этого не происходит. Отказываясь от садху-санги, кто-то может сказать:
«Я очень горжусь тем, что распространил так много книг. Я на первом месте в списке распространителей. Я уже все сделал».
Из-за подобного ложного представления о себе, такой человек с легкостью может оставить общество возвышенных преданных. Если вы хотите унаследовать бхакти, всегда старайтесь иметь хорошее общение. Если оно недоступно, вы можете читать «Чайтанья-чаритамриту» и общаться со Шрилой Рупой Госвами, Шрилой Санатаной Госвами и другими такими же преданными. Вы можете общаться со Шри Шукадевой Госвами, читая «Шримад-Бхагаватам».
Сейчас я покажу на примере, как это возможно.
Когда битва на Курукшетре закончилась, миллионы и миллионы воинов с обеих сторон лежали мертвыми. Даже Абхиманью и сыновья Пандавов были убиты. С другой стороны погиб Дурьйодхана и вся его армия. Когда война завершилась, корона сама собой оказалась на голове Махараджи Юдхиштхиры. Однако Махараджа Юдхиштхира был очень расстроен, потому что он не хотел быть царем. Плача, он говорил своим братьям: «Ради этой короны полегли миллионы воинов. Все женщины стали вдовами, и они рыдают. Я разрушил санатана-дхарму, вечную религию». Он плакал не переставая, и тогда Кришна подумал: «Он испытывает огромное горе. Как Я могу утешить его?»
В это время дед Бхишма — очень возвышенный преданный, один из двенадцати вайшнавов-махаджан — лежал на Курукшетре на ложе из стрел.
Немного раньше, когда он попросил воды, Дурьйодхана выступил вперед и сказал:
— Я принесу воды, потому что он мой дед.
Он принес немного замечательной, свежей, чистой воды в золотой чаше, но Питамаха Бхишма отказал ему:
— Я не могу принять от тебя воду. Где Арджуна? Позовите его.
Арджуну позвали, и Бхишмадева попросил:
— Дай мне, пожалуйста, воды. Я хочу пить.
Арджуна сказал:
— Конечно же, сейчас.
Он взял свой лук, натянул тетиву и выпустил стрелу в землю. И тут же из земли ударила струя очень вкусной воды. Она лилась так, что попадала прямо в рот деда Бхишмы.
Дед Бхишма почувствовал большое счастье и попросил:
— Дайте мне подушку.
Дурьйодхана побежал и принес очень мягкую хлопковую подушку и хотел подать ее своему деду, но Питамаха Бхишма сказал ему:
— Ты видишь, что я лежу на стрелах, и все же ты принес мне это? Мне она не нужна. Ты не понимаешь, чего я хочу. Пусть это сделает Арджуна.
И тогда снова подошел Арджуна, и Бхишмадева попросил его:
— Пожалуйста, дай мне подушку.
— Да, мой господин, — ответил Арджуна и опять взял свой лук и выпустил стрелу в землю. Тот час же из этой стрелы возникло много стрел, и они скрестились таким образом, что образовали «подушку» (нечто вроде маленькой деревянной складной подставки для книг, какие вырезают в Индии).
Хотя Бхишма сражался против Пандавов, он был чистым гьяни-бхактой.
Кришна сказал Пандавам:
— Пойдемте со Мной к Питамахе Бхишме. Он вот-вот покинет этот мир, нужно спешить.
Он взял всех братьев Пандавов и Драупади, и они отправились к месту, где лежал Бхишма. Когда они прибыли туда, все Пандавы расположились у его стоп так, чтобы видеть его лицо. Кришна, сев перед Бхишмадевой, коснулся его, и тот час же вся боль покинула Бхишмадеву. И он принес пранаму Кришне своими глазами. Когда все уселись, Кришна сказал Питамахе Бхишме:
— Ты обладаешь очень возвышенным трансцендентным знанием, и поэтому я хочу, чтобы ты утешил всех Пандавов. Они не переставая плачут, винят себя за то, что убили всех воинов. Они думают, что стали причиной этой битвы и что все погибли из-за них. Я хочу, чтобы ты успокоил их, дав им трансцендентные наставления.
Дед Бхишма рассмеялся. Он сказал Кришне:
— Ты — Верховная Личность Бога. Ты — тот, кто дал знание «Гиты» ради блага всего мира, и сейчас Ты просишь меня утешить их?
Кришна ответил:
— Ты старше Меня во всех отношениях. Я знаю, что ты можешь сделать это. Я не могу. Например, Я не могу дать такую же любовь и привязанность, какой обладают гопи. Но возвышенные преданные могут дать трансцендентное знание.
И тогда Бхишмадева начал говорить. Вдруг во время его объяснения Драупади очень сдержанно начала улыбаться. Это украшение целомудренных индийских женщин. Они не смеются громко на людях. В наши дни, даже когда много людей проходит мимо, женщины и мужчины целуются, и не раз — сотни раз, — как козел и коза. Никакого стыда. Я прошу вас не вести себя так. Видя, что Драупади застенчиво улыбается, Бхишмадева спросил ее:
— Моя дорогая дочь, почему ты улыбаешься? Должна быть какая-то причина. Я знаю, что ты целомудренна и сдержанна и не станешь так вести себя без основания.
На что Драупади ответила:
— О Питамаха Бхишма, вы сейчас собираетесь излагать трансцендентное знание, чтобы утешить нас, и Кришна тоже желает, чтобы мы слушали вас. Но где было ваше трансцендентное знание, когда демоны, такие, как Дурьйодхана и Духшасана, хотели раздеть меня в зале собраний? Я рыдала, когда они стаскивали с меня одежду. Там был Дхритараштра, там были пять моих мужей. Но они не могли сказать ни слова. Где было выше знание тогда? Почему вы не дали ваше знание Дурьйодхане, Духшасане, Карне, Шакуни и всем остальным демонам? Почему?
Питамаха Бхишма ответил:
— Тогда эти демоны кормили и поили меня. Я жил за их счет и зависел от них. Я брал от них еду и все, что они давали мне. Мой разум был осквернен этим, я был подобен им. Я сам стал как демон. Этого трансцендентного знания в то время не было в моем сердце. Я утратил его. Однако сейчас, благодаря острым стрелам Арджуны вся кровь, которая накопилась за годы моего дурного общения, вытекла из меня. Бишайира анна кхойле малина хой ман. Что это означает?
Шрипада Аранья Махараджа: Этот стих произнес Шри Сварупа Дамодара Чайтанье Махапрабху в связи во Шрилой Рагхунатхой дасом Госвами. Он сказал, что Рагхунатха дас Госвами думал: «Если я приму пищу от материалистов, мой ум осквернится. Если мой ум осквернится, я не смогу помнить имя, славу, качества и игры Кришны».
Шрила Нараяна Махараджа продолжал: Если компания Форда дает нам очень много денег и мы пытаемся наслаждаться этими деньгами, покупая и кушая фрукты и роскошную пищу, — что случится с нашей преданностью в сердце? Она очень быстро уйдет. Если человек берет пищу от блудницы, его ум становится похотливым, как у этой блудницы. Если он берет что-либо от вишайи, того, кто услаждает свои чувства, его ум также охватывает желание наслаждаться мирским. Слово вишайи применимо и к человеку, который повторяет Святое Имя, помнит Господа, поклоняется Ему и читает «Бхагаватам». Хотя он поклоняется, повторяет Святое Имя, носит тилаку и кантхи-малу и занимается другой деятельностью в преданном служении, тем не менее он думает: «Кришна будет милостив ко мне. Он будет доволен мной и даст много денег и сделает меня богатым».
Отец и дядя Рагхунатхи даса Госвами были такими. Попытайтесь учесть все это. Человек может от имени Гуру и Кришны просить деньги у вишайи. Он будет говорить вишайи: «Я хочу попросить вас. Пожалуйста, дайте мне что-нибудь, чтобы я мог служить моему Гурудеве. Мы будем поклоняться Божественной Чете, Радхе и Кришне. Мы организуем широкую проповедь, поэтому, пожалуйста, дайте что-нибудь». Если вы возьмете хотя бы грош, крупицу для себя, не используете все правильным образом в служении Кришне и Гуру — вы будете очень сильно страдать. И тогда вы тоже вишайи.
Дед Бхишма ответил Драупади:
— В то время они кормили, поили и одевали меня. Я зависел от них, вот почему тогда я поступал ради их удовольствия. Мой разум был помрачен.
Имейте в виду, что, если вы берете пищу и прочие вещи от вишайи и не очищаете эти пожертвования, отдавая их Гуру и чистым преданным, вы упадете. Чистые преданные, подобные Махарадже Прахладе, Харидасу Тхакуру, и все другие возвышенные Гуру, такие, как Шрила Бхактиведанта Свами Махараджа, были столь могущественны, что могли принять яд и очистить его.
Дед Бхишма продолжал:
— Тогда я был сбит с толку. Сейчас, на пятый месяц, кровь вытекла из меня, и на шестой месяц я покину тело. Во время уттараяны, когда солнце перейдет в северную часть неба, я уйду. Я жду этого. Поскольку мое тело обескровлено, я очистился. Мой разум вернулся ко мне, и теперь я хочу дать вам кое-что.
Перевод Агхи-рипу дас
04.11.2012 в 15:04
Щива даёт подобные указания о том как не деградировать, с состояния садханы к бхаве, падение вызывается отсутствием доброты (химса)то есть насилием дживаапарадхой. С Бхавы одной лава-матрой мгновением. Понятно что если кому везёт по жизни то Према будет интересна и осознаваема, но, аманина манадена смирение атма-таттвы должно украшать в Садху-Санге. Бхишма яркий сочетал Айшварью и Враджабхакти, посему Щри Кришна выбрал Его преподать Махарадже Юдхиштхире Ачар да Прачар, пример бхаджана ништхи Према-Бхакт.