Самбандха гьяна
13 июля, 2010
В этой статье, которая является отрывком из книги Бхактивинода Тхакура «Харинама Чинтамани», устами Харидаса Тхакура, Господь Вселенной рассказывает о Самбандха-гьяне, науке о взаимоотношения между Господом, живым существом и материей. Эта Самбандха-гьяна необходима для правильного повторения Святого Имени Господа.
Положение Господа Кришны
Кришна — Всевышний Господь, владыка всего сущего (сарвешвара). Он абсолютно независим и обладает полной свободой воли — Он свободен в Своих желаниях, Своих действиях и в исполнении Своих желаний, которые осуществляются без всяких усилий с Его стороны. И все же, несмотря на то, что, будучи Абсолютной Истиной, Он исключительно независим, Он всегда пребывает в окружении Своих энергий — Своих атрибутов (1).
Кришна и Его энергии
Хотя энергии Кришны существуют отдельно от Него, их не следует считать независимыми. В действительности, Кришна пребывает в них, и потому Веды провозглашают Кришну неотделимым от Своих энергий. Кришна — главное из сознающих существ (вибху), а Его энергии — это Его атрибуты (вайбхава). Кришна есть Вибху — всезнающий, вездесущий, всемогущий Владыка, энергии же Его — корень всех существующих проявлений. Однако даже среди бесчисленных проявлений, разбросанных в бесконечном времени, Кришна остается отдельной и независимой личностью, пребывая в Своем изначальном облике.(2) Энергии, разворачиваясь в различные проявления (вайбхаву), являются лишь посредниками для восприятия Вибху. Писания утверждают, что есть три вида вайбхавы: духовная (чит), материальная (ачит) и промежуточная (джива).
Духовное проявление (чит-вайбхава)
Одним из примеров чит-вайбхавы — высшей энергии, чит-шакти Кришны, — являются обители Господа, в частности бесчисленные планеты Вайкунтхи; бесчисленные имена Господа, такие как Говинда и Хари; безграничные формы Господа, в частности двурукая форма с флейтой; Его удивительные качества, одно из которых — доставлять радость преданным; Его разнообразные трансцендентные деяния — раса-лила во Врадже, санкиртана-лила в Навадвипе и др. (3)
Все эти проявления нематериальны, они целиком и полностью духовны. Однако, когда Господь приходит в материальный мир, они становятся доступны восприятию материальных чувств. Все они неразрывно связаны с Господом и, являясь частью Его непогрешимой природы, именуются в Ведах величественным термином «вишнупада».
В духовном проявлении нет и следа материальной скверны. Материальный мир — это смесь невежества, страсти и благости, но даже благость здесь всегда осквернена невежеством и страстью. Однако духовное проявление, незатронутое невежеством и страстью, т.е. разрушением и сотворением, называется шуддха-саттвой, чистой саттвой. Все проявления Бога, будь то Господь Говинда, Господь Вайкунтхи, Каранодакашайи, Гарбходакашайи или Кширодакашайи Вишну, есть шуддха-саттва, абсолютно чистые. На Голоке, на Вайкунтхе, в Причинном Океане или же в материальном мире — все формы Господа сохраняют трансцендентный статус и потому носят имя «Вишну», указывающее на их абсолютно трансцендентную природу.
Господь остается владыкой материальной энергии и живых существ, даже когда приходит в материальный мир в том или ином образе. Он всегда пребывает в состоянии чистой благости, тогда как подчиненные Ему деваты — Брахма, Шива и др. — находятся в состоянии смешанной благости (мишра-саттвы), ибо их затрагивают страсть и невежество.(4)
Таким образом, как Сам Господь, так и Его имена, образы, качества, игры и обители — суть проявление Его духовной энергии (чит-вайбхавы) ради Его же наслаждения (лилы). Все эти проявления пребывают в Нем, и потому называются внутренней энергией.
Материальное проявление (ачит-вайбхава)
Между духовной сферой (Вишну-дхамой) и материальной простирается граница, называемая Вираджей. По другую сторону Вираджи лежит ачит-вайбхава, материальное проявление, состоящее из четырнадцати миров различного уровня. Поскольку эти миры созданы Майа-деви, их называют Деви-дхамой.
Материальные миры состоят из пяти грубых и трех тонких материальных элементов. Из пяти грубых материальных элементов — земли, воды, огня, воздуха и эфира—состоит вся неодушевленная природа, а также грубые тела живых существ; из трех тонких материальных элементов — ума, разума и ложного эго — состоят тонкие тела живых существ. Высшие планетные системы (бху, бхувар, сварга, маха, джана и сатья), а также низшие (атала, сутала и др.), в сумме составляющие четырнадцать планетных систем, относятся к ачит-вайбхаве.
Живые существа (джива-вайбхава)
Итак, чит-вайбхава есть совершенное проявление, ачит-вайбхава — лишь его тень, а джива-вайбхава обладает той же духовной природой, что и чит-вайбхава, однако имеет атомарные размеры.
Будучи духовными по природе, дживы обладают такими качествами чит-вайбхавы, как независимость и свободная воля. Число джив безгранично; цель их существования — безграничное блаженство. Те из них, кто ради обретения этого блаженства обращаются к Кришне, вечно пребывают в освобожденном состоянии, в общении с Кришной. Те же, кто, думая только о своем собственном счастье, лелеют желание наслаждаться миром майи, миром ачит, навечно оказываются по другую сторону Вираджи. Отвернувшись от Кришны, они получают материальные тела в Деви-дхаме.
Совершая благочестивые или греховные поступки, обусловленные души вращаются в этом круговороте действий и их последствий; так они вечно странствуют, пребывая в различных грубых и тонких телах. Рождаясь и пытаясь наслаждаться в каждом из 8 млн. 400 тыс. видов жизни, эти души иногда возносятся на райские планеты (сваргу), а порой попадают в адские миры. Однако где бы ни оказались дживы, Господь всегда с ними, ибо они — Его проявления. Давая живым существам то, чего они желают, Господь в то же время сохраняет с дживой взаимоотношения господина и подчиненного. Ведь именно Он одаривает, а джива лишь принимает дары. Джива предполагает, а Господь располагает. Так Господь милостиво вознаграждает джив тем счастьем, к которому они стремятся, при этом всегда думая об их высшем благе.
Материальная благочестивая деятельность (карма-канда)
Таким образом, тому, кто желает временного материального счастья, совсем нетрудно обрести его. Для этого нужно лишь заниматься благочестивой деятельностью, предписанной шастрами (шубха-кармой).(5) Шубха-карма материальна, ибо, хотя Господь Вишну и признается Владыкой жертвоприношения, совершающие шубха-карму не имеют духовных мотивов, и потому данная деятельность пребывает в сфере материальных объектов, материального времени и материального пространства. Материальны и результаты такой садханы — вознесение на высшие планеты и наслаждение материальными удобствами. Однако это не приносит дживе духовного удовлетворения, и потому такая деятельность полностью ошибочна. Принимая прибежище шубха-кармы, можно обрести счастье более высокого материального уровня, однако счастье это невечно.
Только благодаря общению с преданными человек может осознать, что он — вечный слуга Кришны, и так преодолеть океан материальной иллюзии. Подобная удача выпадает лишь тому, кто занимается преданным служением. Шубха-карма же приводит к иному результату.
Стремление к безличному освобождению (гьяна-канда)
Помимо тех, кто ищет материальных наслаждений и потому принимает прибежище шубха-кармы, существует и другая категория джив. Понимая, что в материальном мире живое существо не может избежать страданий, они изо всех сил стараются выбраться из этого мира. Таких людей называют гьяни. Им Господь дал гьяна-канду, путь постижения Брахмана, безличного Абсолюта. Философы-маявади используют это знание ради того, чтобы освободиться от материи и войти в Брахман. Однако Брахман — лишь сияние, исходящее от тела Господа. Хотя Он пребывает вне сферы влияния майи, по ту сторону реки Вираджи, этот вид освобождения доступен даже демонам, которым случилось пасть от руки Вишну.
Ни гьяни, ни карми не стремятся к Кришне, и потому не испытывают духовного счастья, проистекающего из служения Ему.
Благочестивая деятельность, приводящая к преданному служению (бхакти-сукрити)
Существует три типа сукрити, благочестивой деятельности:
- 1. Кармонмукхи сукрити — приносящая материальное счастье;
- 2. Гьянонмукхи сукрити — приносящая блаженство освобождения;
- 3. Бхакти-унмукхи сукрити — приносящая блаженство служения Господу.
Бхакти-сукрити — это преданное служение, осуществляемое осознанно или неосознанно. Это самая ценная из всех сукрити, благодаря ей живое существо оказывается в обществе преданных Господа. Благодаря бхакти сукрити, джива обретает веру (щраддху) и находит общество преданных. Затем человек начинает сознательно практиковать преданное служение, развивает вкус к Святому Имени и раздает имя другим дживам.
Косвенное преданное служение
Будучи океаном милосердия ко всем дживам, Господь желает освобождения также карми и гьяни. И потому Он дал им путь, идя по которому, эти материалистичные люди могут постепенно придти к преданному служению. Следуя правилам варнашрамы, целью которой является удовлетворение Вишну, и общаясь с преданными, карми могут привнести элемент преданности в свою деятельность. Такого рода деятельность может быть названа косвенным или второстепенным преданным служением. В процессе такой деятельности сердце человека постепенно очищается от материальных желаний и становится благодатной почвой для посева семени преданности.
Подобным же образом, благодаря бхакти -сукрити и милости преданных, гьяни тоже могут обрести веру в истинность пути беспримесного преданного служения.
Несмотря на то, что эти дживы оставили Господа и отдали предпочтение жалким материальным наслаждениям, Господь продолжает считать их Своими слугами. Господь сначала устраивает так, что дживы теряют желание материальных наслаждений и освобождения, а затем одаривает их преданным служением. Таким образом, ведя джив по пути кармы и гьяны ради удовлетворения их материальных желаний, Господь одновременно взращивает в них веру в преданное служение (бхакти). Без милости Господа у дживы нет шансов очиститься, и потому успех их продвижения по данному пути полностью зависит от милости Господа. (6)
Дхарма Кали-юги
В Сатья-югу Господь дал риши путь медитации, и когда они очищались, следуя по этому пути, Он награждал их чистым преданным служением. В Трета-югу Господь очищал людей посредством совершения жертвоприношений, а в Двапара-югу —практикой храмового поклонения.
Однако, видя жалкое положение джив Кали-юги, Господь потерял надежду на эффективность методов гьяны, кармы и йоги. Для джив Кали-юги характерны короткая продолжительность жизни, многочисленные болезни, а также значительное снижение уровня умственной и физической силы. Поэтому правила варнашрамы и пути санкхьи, йоги и гьяны, как впрочем и другие косвенные методы, недостаточно могущественны, чтобы принести освобождение живым существам в Кали-югу. Не являясь прямыми путями к бхакти, карма и гьяна в Кали-югу полны препятствий, и потому более не являются подходящими методами духовного прогресса в данную эпоху.
Путь гьяны приводит к бхакти только при условии общения с преданными, а путь кармы — при наличии желания полностью посвятить свою деятельность Господу. Однако в Кали-югу эти пути осквернены, ибо вместо преданных мы видим обманщиков, а вместо бескорыстной деятельности, очищающей сердце, мы повсюду видим засилье материальных наслаждений. Метод, рекомендованный для Двапара-юги, арчана, также осквернен различными пороками.
Таким образом, в эпоху Кали человек, следующий этими косвенными путями, лишь навлекает на себя еще больше трудностей. Более того, методы кармы и гьяны, будучи материальными средствами достижения цели, не способны сами по себе привести к духовной цели, кришна-преме.
Прямой путь спасения
Беспокоясь о благе джив Кали-юги, Господь нисшел в этот мир вместе со Своим именем. Господь пришел, чтобы учить юга-дхарме — совместному пению Святого Имени. Таков прямой путь обретения любви к Богу, кришна-премы. Все, что требуется от живых существ в Кали-югу, — это лишь помнить Святое Имя Господа и неустанно произносить его.
Святое Имя есть путь. Према, любовь к Богу, есть цель. Однако и по достижении конечной цели Святое Имя не отбрасывают, но напротив, прославляют еще больше, ибо нама-санкиртана внутренне присуща преме. Святое Имя неотлично от Господа, оно есть само олицетворение премы. Таким образом, между средством и целью нет конфликта: посредством Святого Имени можно напрямую достичь желанной цели жизни, кришна-премы. Так, по милости Господа, дживы в эпоху Кали могут с легкостью обрести спасение.
В противоположность бхакти, карма и гьяна не являются прямыми путями достижения цели, кришна-премы. Их природа такова, что при приближении к конечной цели сами они исчезают. Однако садхана повторения Святого Имени имеет другую природу, ибо Святое Имя неотлично от Господа. По достижении садхаком желанной цели, имя, ранее бывшее средством, становится целью. Лишь в высшей степени удачливые души способны постичь эти истины.
© Его Божественная милость, Сатчитананда Бхактивинода Тхакур (Кедеранатх Датта)
Примечания.
1. Так Харидас Тхакур начинает объяснять самбандху — взаимоотношения между Господом, живым существом и материей. Самбандха-гьяна необходима для правильного повторения Святого Имени.
2. Отделенный практикой гьяны от Своих энергий и воли, Кришна становится нирвишешей, безличным Брахманом, который в действительности есть лишь сияние Господа. Практика аштанга-йоги позволяет осознать Параматму, всепроникающее, тонкое сознание, также являющееся лишь частичным проявлением Кришны. Таким образом, Брахман и Параматма — два частичных проявления полного целого, Кришны. Кришна есть сознающее полное целое, наделенное волей и энергиями.
3. Все сущее берет начало в энергии сандхини, являющейся проявлением чит-шакти; в энергии самвит берет начало всякое знание, а в энергии хладини берут начало эмоции, отношения и расы, которые, развиваясь далее, превращаются в блаженство. Все формы чит-шакти, или йогамайи, представляют собой чистое блаженство и потому трансцендентны к материальным времени, пространству и качествам.
4. Существует два вида саттвы: чистая и смешанная. Все, что пребывает в чит -проявлении Господа, есть шуддха, чистая саттва. Все, что находится в материальном мире, есть смешанная саттва. В чистой саттве отсутствуют страсть и невежество. Рождение есть страсть. Поскольку в духовном мире нет страсти, там нет и рождения; и поскольку там нет невежества, то нет и разрушения. Там все вечно. Хотя части Господа по природе представляют собой чистую саттву, из-за соприкосновения с авидьей чистая саттва смешивается со страстью и невежеством. Поэтому, хотя Шива и другие деваты намного превосходят обычных джив, они также считаются смешанными со страстью и невежеством вследствие соприкосновения с материей. Однако Всевышний Господь, вследствие Своего непостижимого могущества, остается чистой саттвой, даже приходя в материальный мир. Майа — всего лишь Его служанка.
5. Т.е. следовать правилам своей варны и ашрама, совершать ритуальные жертвоприношения, заниматься йогой и налагать на себя определенные епитимьи.
6. Рамананда Рай в беседе с Господом Чайтаньей не уделял особого внимания этому методу, поскольку данный путь не является прямым.