Сердце чистого преданного
4 сентября, 2012
Это отрывок из статьи Шрилы Бхакти Прамод Пури Госвами, в которой очень красноречиво и довольно четко обозначены некоторые основные отличия настоящего чистого преданного от лицемера, слушать которого большая опасность на духовном пути.
Чем живет преданный Господа?
Милосердный Аватари, Спаситель Кали-йуги, ГаураХари, явивший Себя, чтобы занять джив этой вселенной в том Служении Себе Самому, какое Ему больше всего по сердцу, учил шестисложной Шаранагати — той жизни, которой жив Бхакта, потому что только Шаранагата-Бхакта (полностью предавшаяся Господу душа), достоин принять от Него почти недостижимую драгоценность Враджа-Премы, прежде неизвестную и недоступную.
Преданный жив самопреданием, Шаранагати.
Поэтому даже Кришна-Киртана, если произносится ртом лишенного такой Жизни лжепреданного, становится неживой, наподобие трупа. И ни одно сердце не отзовется на звуки такого “киртана”, не зазвенит, не запоет в лад.
“В нем есть жизнь, и поэтому — Прачар”. Поэтому — Проповедь.
Если в проповеди такой жизни нет, можно и не надеяться, что она принесет какое-то благо как проповеднику, так и миру. А значит, надо стараться, чтобы жизнь была.
В проповеди, которая дышит жизнью, не найдется места ни оскорблениям, ни злорадству, ни ненависти, ни насилию, ни зависти. От нее не пахнет трупным запахом выгоды, поклонения, известности, коренящихся в личной корысти. В ней стучит живое сердце, в ней есть живая боль, неподдельная тоска по Бхагавану. Услышав ее, сердечко дживы избавляется от всякого уныния, ото всей этой мертвечины, становится мягким, становится чистым, до краев наполняется не этого мира счастьем и, даже среди тысяч и тысяч мучительных испытаний, шквалом обрушивающихся на него, чувствует только растущую решимость Служить. И тогда, даже загнанная в самый гиблый угол, джива уже никогда не забудет о настоящей себе, научившись искусству и в счастье, и в несчастье читать святое намерение Бхагавана.
Йасйасти Бхактир Бхагаватй акинчана
сарввайр гунайс татра самасате сурах
харав абхактасйа куто махад-гуна
мано-ратхенасати дхавато бахих
Шримад Бхагаватам, 5.18.12
“В том, кто бескорыстно ищет Служения Бхагавану Шри Вишну, живут все деваты вместе со всеми своими лучшими качествами: праведностью, знанием, отречением, и многими, многими другими. Но непреданный любит карму, гьяну, йогу или любит просто хорошо жить, не чает души в своей семье — он лишен Чистой Бхакти. Вымыслы его ума гоняют его между внешними вещами — о каких благородных качествах здесь может идти речь?”
***
Если на помощь к дживе приходит Шаранагата-Бхакта, океан бесчисленных благодатных качеств, жизнь ее приобретает смысл, наполняется всем, что может быть доброго, святого.
Но никакой пользы не будет дживе от ораторских упражнений непреданного. Мало того, прислушиваясь к его словам сердце постепенно становится сухим, бесчувственным, пустым, а в итоге обречено на безверие, атеизм.
Непреданный всегда будет олицетворением гордости, цинизма и всех остальных пороков, поэтому лжекиртана Кришны, исторгнутая наружу его гордыней и самоуверенностью, будет только пачкать сердце дживы. “Это не Бхакти, то не Бхакти” или же “а вот это Бхакти, то тоже Бхакти” — поразглагольствовав на такие темы, этот подлец, лицемер, святоша-псевдопреданный продемонстрирует неискушенной дживе свое владение Бхакти-Сиддхантой, поманит ее за собой, а в конце потопит в трясине самых тяжелых анартх. Джива-неудачница прельщается его внешними символами отречения, знанием Писаний, интеллектом, а в итоге тонет в трясине принижения личности Гуру и вайшнавапарадх и трагически гибнет.
Хотя поступки чистого простосердечного искреннего Шаранагата-Бхакты не имеют ничего общего с подвигами профессиональных свами, а его Хари-катха может не отличаться остроумием и красноречием, в нем чувствуется биение сердца — жизнь. Стоит встретиться с таким Преданным, каким угодно образом, хотя бы один единственный раз, и неожиданно проходит пламя ненужной жизни, жгущее сердце, надежда являет себя даже в самом отчаявшемся сердце, все сильнее и сильнее становится мечта о Милости Кришны, а утсаха — вдохновение служить, дхайрйа — терпение на пути к Преме, и нишчайа — твердая вера, что я достигну Господа, — растут день ото дня.