Словарь
А — Б — В — Г — Д — Е — Ж — З — И, Й — К — Л — М — Н — О — П — Р — С — Т — У — Ф — Х — Ц — Ч — Ш — Э — Ю — Я
А
Абхидхея — долг, который надлежит выполнять, средство достижения цели.
Аватара — «тот, кто нисходит», наделенное полной или частичной властью воплощение Господа, приходящее из духовного мира для выполнения какой-либо миссии.
Авидья — неведение, внешняя Энергия Кришны
Агьята-сукрити — благочестивая деятельность, совершаемая неосознанно
Аламбана — личность, являющаяся объектом чувств преданного. Аламбана подразделяется на две категории: вишайа (преданный Господа) и ашрайа (Сам Господь Кришна) Ананда — духовное блаженство Анартха — «лишенное ценности». Материальное желание в сердце, оскверняющее сознание и лишающее доступа к чистому преданному служению: гордость, ненависть, зависть, похоть, жадность, гнев, жажда почести и славы и т.п. Анартха-нивритти — стадия избавления от анартх
Анубхава — физическое выражение постоянных экстатических эмоций:
танец, катание по земле и т.п.
Анурага — спонтанное влечение к имени Господа
Анусмрити — стадия духовного роста, на которой медитация на Господа становится постоянной
Ачарья — наставник, который учит своим примером
Ачинтья-бхедабхеда таттва — учение о непостижимой природе одновременного единства и отличия Господа с Его Энергиями и дживой
Ашрам — одна из четырех ступеней духовного развития (брахмачари, грихастха, ванапрастха, саньяси). Второе значение — обитель духовного учителя, дом духовного учителя.
Б
Бабаджи — святой, проживающий в уединении на одном месте
Брахма — первое сотворенное живое существо, вторичный творец Материальной Вселенной
Брахмаджйоти — сияние, исходящие от тела Верховного Господа и освещающее весь духовный мир. Второе значение — Безличный аспект Верховного Господа
Брахман — безличный аспект Абсолютной Истины
Брахманы — мудрецы, ученые и жрецы, составляющие одну из варн, члены первого из четырех духовных классов ведического общества.
Брахмананда — наслаждение, которое испытывает человек, осознавая духовное сияние Господа, Его безличный аспект.
Брахмачари — ученик, соблюдающий целибат
Брахмачарья — первая ступень духовного развития человека
Бхава — духовные эмоции, состояние, непосредственно предшествующее любви к Богу
Бхагавад-Гита — «Песнь Бога«, беседа Верховного Господа Шри Кришны и Его преданным Арджуной, в которой раскрывается суть преданного служения как основного метода духовного совершенства. Является частью эпоса «Махабхарата»
Бхагавата-пурана — см. Шримад-Бхагаватам
Бхаджан — сокровенное преданное служение, также пение духовных песен в узком кругу преданных, повторение мантры в уединенном месте.
Бхаджана-кутир — хижина, где преданный занимается воспеванием святых имен Господа
Бхаджанананди — преданный, поклоняющийся Господу, но не интересующийся проповеднической деятельностью
Бхакта — человек, практикующий преданное служение, преданный Господа Кришны
Бхакти — бескорыстная любовь к Богу
Бхарата-варша — так называлась единая страна в древние ведические времена, когда императором был царья Бхарата. Сегодня так называют Индию.
В
Вайкунтха — (от «ваи» — свободный и «кунтха» — тревога) — духовный мир, где нет материальных беспокойств и тревог. Две трети существующего бытия. Обитель Господа Нараяны и Махалакшми.
Вайрагья — отречение, отказ от материальных наслаждений.
Вайшнав — преданный Верховного Господа. Любой, кто признает Богом Верховную Личность Бога.
Вайшья — крестьянин или торговец, третий класс в ведическом обществе варнашрама-дхарма
Ванапрастха — тот, кто отказался от семейной жизни. Согласно ведам — третья ступень духовного развития (см. Ашрам)
Варнашрама-дхарма — ведическая система деления общества на четыре сословия и четыре уклада, или ступени духовного развития.
Варна — сословие в ведической социальной система. Есть четыре сословия, принадлежность к которым определяется родом деятельность человека и влиянием на него гун природы: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры.
Васудева — имя Господа Кришны без спутников (без сопровождающих Его энергий). Также изначальное состояние чистого сознания, которое предшествует сотворению материальной Вселенной. Также имя главной экспансии Баларамы в первой чатурвьюхе (Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анирудха), которая дает рождение второй чатурвьюхе, а следом трем пуруша-аватарам Кришны. Другое значение — отец Кришны в Махабхарате.
Веды — самые древние священные писания, поведанные Самим Господом.
Вишну — имя Кришны, означает «тот, кто поддерживает все сущее», а также второе значение Вишну — «всепроникающий»
Вишну-таттва — категория Бога, к ней относятся основные экспансии Верховного Господа
Враджа — см. Вриндаван
Вриндаван — вечная обитель Господа Кришны, где Он в полной мере проявляет Свою всепривлекающую сущность. Город (деревня) в Индии в шате Уттар-Прадеш, где 5000 лет назад Он явил Свои детские Лилы.
Вьясадева — воплощение Господа Кришны, давшее человечеству Веды, Пураны, Веданта-сутру и Махабхарату
Г
Гаятри — ведический гимн, состоящий из имен Господа, который читают брахманы трижды в день
Гарбходакашайи Вишну — вторая пуруша-аватара, возлежащая на водах океана Гарбходака и порождающая Брахму.
Гауранга — воплощение Господа Кришны (Чайтанья Махапрабху), чье тело цвета расплавленного золота (гаура)
Гиридхари — «поднявший холм Говардхан»
Говардхана-шила — камень с холма Говардхан, неотличный от Кришны
Говинда — одно из имен Верховного Господа Кришны, которое означает: «Тот, кто приносит наслаждения земле, чувствам и коровам» (от санскр. «Го» — чувства, корова, земля)
Голока Вриндавана (Кришналока) — высшая духовная планета, личная обитель Господа Кришны, где есть все, что существует в мире, и даже больше.
Гопи — девушки-пастушки, подруги Кришны и Его самые близкие и преданные слуги. Гопи, участвующие в Лилах Кришны — это экспансии Шримати Радхарани, Энергии высшего блаженства — Хладини Шакти Господа Кришны.
Госвами — тот, кто владеет своим умом и чувствами, титул саньяси.
Грихамедхи — домохозяин-материалист, т.е. семейный человек, считающий высшей ценностью своей жизни удовлетворение собственных чувств.
Грантхи — четыре круга Джапы
Грихастха — семейная жизнь, строящаяся в соответствии с правилами и предписаниями Вед. Вторая ступень духовного совершенства в ведическом обществе (см. Ашрам)
Гуна — буквальный перевод «веревка». Три свойства материальной природы, выражающиеся в тонком влиянии на образ мышления, на деятельность и жизнь живого существа в плотном материальном теле, а также определяющие вид этого материального тела, которое получает джива согласно своеим поступкам в прошлом. Гуны заставляют человека испытывать желания, связанные с приобретением различных удовольствий в материальном мире, словно веревками опутывая его деятельность, и тем самым обуславливая ее. Гуны проявляются в трех видах — Саттва гуне (гуна Благости), Раджа-гуне (гуна Страсти) и Тамо-гуне (гуна Тьмы и невежества). Гуны изначально существуют в непроявленном состоянии материального мира, далее трансформируясь, энергия Верховной Личности Бога проявляет из них все 25 элементов материи, которые являются производными от преломления чистого Сознания Кришны (Васудевы).
Гуру — духовный учитель. Буквальное значение — «тяжелый». Также название планеты Юпитер.
Гьяна — путь эмпирического знания, приводящий к безличному освобождению через слияние с Брахманом.
Гьяна-йога — путь познания Абсолютной Истины с помощью размышлений и изучения философии Вед.
Гьяна-канда — писания, утверждающие путь Гьяны
Гьяни — трансценденталист, идущий путем развития знания
Гхат — водоем, место для общественного купания.
Гхи — очищенное топленое масло. Используется для приготовления прасада и совершения ягьи.
Д
Дал — гороховый суп с пряностями
Данда — длинный посох, один из атрибутов странствующего саньяси.
Дандават — полный поклон, в котором человек простирается на земле подобно палке.
Даршан — созерцание Божества
Дас — приставка к имени, означающая «слуга Бога»
Дасья-раса — взаимоотношения преданного и Верховного Господа как слуги и господина
Двойственность — характерная черта материального мира, выражающаяся в том, что любое явление, свойство, действие и т.д. здесь имеет свою противоположность (например: тепло — холод, счастье — горе, добро — зло)
Деви-дхама — материальный мир как обитель Дурги-деви
Джадья — лень или инертность
Джапа — тихое повторение Святых Имен на четках
Джапа-мала — четки из 108 бусин, сделаннные из Туласи.
Джива — вечное индивидуальное живое существо, душа
Джива-таттва — наука о душе
Дикша-мантра — мантра, даваемая при инициации
Дурга — богиня, олицетворяющая материальную энергию, супруга Господа Шивы.
Дхама — священное место, обитель могущественного полубога или Господа Кришны
Дхарма — внутренняя природа чего-либо, религиозный долг
Дхармадхваджи — тот, кто имитирует преданность, не имея ее на самом деле
Дхйана — утойчивая медитация на памятование
И, Й
Индия — другое название Бхарата-варши, полученное после британской колонизации, от названия реки Синд — «страна, находящаяся за рекой Синд»
Индра — главный из управляющих полубогов, владыка райских планет.
Ишвара — верховный повелитель
Ишта-гоштхи — духовная беседа двух или более преданных
Йог — трансценденталист, стремящийся к воссоединению со Всевышним
Йога — воссоединение сознания живого существа с Господом
Йога-Майа — внутренняя энергия Господа, царящая в духовном мире
К
Кадамба — большое дерево с ароматными цветами, растущее во Вриндаване
Кали-юга — текущая эпоха, эпоха вражды и лицемерия. Последняя в цикле из четырех Юг, периодически сменяющих друг друга. Кали-юга длится 1200 лет полубогов, или 432 000 солнечных лет, и началась она 5000 лет назад, после ухода Господа Кришны
Калпа — день Брахмы, составляющий 4 миллиарда 320 миллионов солнечных лет.
Кама — регулируемое законами Вед наслаждение своих чувств, вожделение
Камандала — сосуд для воды, который носят санньяси
Каништха-адхикари — преданный, стоящий на низшей ступени духовного развития Каранодакашайи Вишну — Маха-Вишну, первая Пуруша-аватара Господа, возлежащая на водах Причинного океана и Своим дыханием порождающая Вселенные
Караталы — медные тарелочки, на которых играют во время киртана
Карма — материальная деятельность ради наслаждения ее плодами, и наслаждения посредством деятельности
Карма-йога — деятельность в соостветствии с предписаниями Вед, деятельность в преданном служении
Карма-канда — раздел Вед, описывающий различные ритуалы, совершаемые ради обретения материальных благ.
Карми — тот, кто действует ради наслаждения плодами своего труда, материалист
Карттика-врата — обет совершать определенное преданное служение во ремя месяца Карттика во Вриндаване.
Кевала-адвайта-вада — философия чистого монизма
Киртан — один из методов преданного служения, заключающийся в пении святых имен Верховного Господа и прославлении Его
Кришна — Верховная Личность Господа в Своем изначальном духовном образе. Источник всех экспансий и аватар. «Кришна» переводится как «всепривлекающий». Это имя Верховного Господа, указывающее на обладание безграничной красотой, могуществом, славой, богатством, отреченностью и мудростью.
Кришна-катха — беседы или рассказы, предметом которых является Кришна, или же речи, исходящие из Его уст
Кула-гуру — семейный гуру
Кунда — озеро
Кунджа — естественная лесная беседка, образованная густым кустарником и ветвями деревьев
Кзаджа — сладость, приготовленная из сезамовой пасты и сахара
Кшатрий — воин или царь, руководитель. Второй класс в ведическом обществе.
Л
Лакх — сто тысяч
Лила (Господа и Его Преданных) — приносящая духовное блаженство трансцендентная деятельность, которой занят Господь и Его преданные. В переводе с санскр. — Игра, Развлечение.
Лила-смарана — памятование об играх Кришны
Лобха — жадность, либо сильное желание следовать по стопам вечного спутника Господа
Ложное Эго — представление о себе как о теле. Самый тонкий элемент материальной природы.
М
Мадхавачарья — великий духовный учитель-вайшнав, проповедовавший теистическую философию дуализма в 13 веке.
Мадхурья-раса — взаимоотношения влюбленных, связывающее Верховного Господа и преданного
Майа — низшая, иллюзорная энергия Верхорвного Господа, которая правит материальным миром. Также забвение своих вечных отношений с Кришной
Майавади — тот, кто считает имя и обрах Господа частью иллюзии, майи
Мана — духовный гнев гопи, за которым следует примирение
Манвантара — период правления одно Ману, длится около 72 циклов из четырех юг (сатья, трета, двапара и кали-юги)
Манджари — юные спутницы подружек Радхарани от шести до девяти лет
Мантра — трансцендентный звук, освобождающий ум от влияния иллюзии
Ману — прародители человечества
Ману-самхита — свод законов, по которым строят свою жизнь цивилизованные люди
Марката-вайрагья — «отречение обезьяны», всевдоотречение
Марйада — путь благоговейного поклонения
Маха — Великий
Махабхава — высшее проявление любви к Кришне
Маха-бхагавата — великий преданный Верховного Господа
Махабхарата — эпическое произведение, написанное Шрилой Вьясадевой. Содержит 100 000 строф, в которых описывается история вражды между Пандавами и Кауравами, которая завершилась битвой на Курукшетре. В состав Махабхараты входит Бхагавад-Гита
Махаджана — один из двенадцати наставников в сфере религии, упомянутых в ведической литературе
Млеччха — тот, кто не знает ведических правил чистоты и поведения, мясоед.
Мокша — освобождение от материального существования
Мриданга — барабан с глиняным корпусом и двуми мембранами, на котором играют во время киртана
Муни — мудрец
Мурти — Божество в Храме
П
Прарабдха карма — (Prārabdha-karma) — один из трёх видов кармы. Это та часть прошлой кармы, которая приносит плоды в настоящий момент и влияет на жизнь и судьбу живого существа в его настоящем воплощении в круговороте рождения и смерти самсаре. Это та часть кармы, плоды которой пришло время пожинать. Её практически нельзя избежать или изменить. Избавиться от неё возможно только пройдя через неё, заплатив свои прошлые долги. Прарабдха-карма — это карма которая начала действовать и приносить плоды.
В ведической литературе приводится одна интересная история, которая наглядно иллюстрирует механизм прарабдха-кармы:
Лучник только что выпустил стрелу из своего лука. Он не может вернуть её назад. Он готовится выстрелить ещё одну стрелу. Колчан со стрелами за его спиной олицетворяет санчита-карму; стрела, которую он уже выпустил — прарабдха-карму; и стрела, которую он готовится выстрелить — криямана-карму. Из трёх, лучник обладает полным контролем над санчитой и крияманой, но он должен будет непременно получить результат прарабдхи. Прошлые кармические реакции, которые начали проявляться, непременно должны будут получены.
Прасад (Прасадам) — букв. «Милость Господа». Пища, а также все остальное, освященное тем, что его сначала предлагают Верховной Личности Бога.
Пуруша-аватары — три могущественых воплощения Верховного Господа, ответственных за сотворение материального мира: Каранодакашайи Вишну (Маха Вишну), Гарбходакашайи Вишну, Кширодакашайи Вишну
С
Санкиртана-ягья — совместное пение святых имен Господа под музыку или хлопание в ладоши. Предписанный Ведами — единственный действенный вид жертвоприношений для нынешнего века Кали. Также движение, которое начал 500 лет назад Господь Чайтанья Махапрабху (Гауранга), ставящее своей целью освободить все обусловленные души.
Саньяса — отречение от мира, согласно ведическому устройству общества — четвертый, высший уровень духовной жизни (см. Ашрам)
Саньяси — человек, принявший саньясу, т.е. отрекшийся от мира.
Т
Туласи — священное дерево, воплощение одной из Гопи Вриндавана
Ш
Шримад-Бхагаватам — высшая Пурана, историческое произведение, написанное Шрилой Вьясадевой для того, чтобы дать более глубокое понимание Господа Кришны, Его преданных и преданного служения. Она является квинтэссенцией всей ведической мудрости.
Шудры — рабочие и слуги. Шудры не обладают достаточным разумом, поэтому их обязанностью является служение трем высшим классам.
Я
Ягья — жертвоприношение, а также одно из имен Верховного Господа («Тот, кто наслаждается всем, что приносится в жертву»). Раньше жертвоприношения были неотъемлимой частью духовной практики общества и обязанностью брахманов. В нынешний век самым могущественным и действенным жертвоприношением, предписанным Ведами — является санкиртана-ягья или совместное воспевание святых имен Господа.
Словарь в процессе наполнения…