Три гуны природы: определение, функции, внутренняя борьба

18 мая, 2013

Существует три стихии (или вселенских принципа) природы: саттва (умиротворенность), раджас (одержимость) и тамас (небрежность).

Гуна буквально означает «веревка». Махагуны пронизывают собою все субстанции творения, связывая душу «по рукам и ногам». Каждый человек в любой момент времени подвержен влиянию этих принципов как изнутри, так и извне. Махагуны целиком и полностью правят материальным миром; абсолютно все в мире находится под их влиянием. Махагуны пронизывают собою все. Они всепроникающие. Аналогия здесь такая: жучек, не может ползти по ткани туда, где не было бы ткани. Подобно этому, человек не может даже в своем воображении отправиться туда, где не было бы трех гун материальной природы.

Качества Махагун, проявляющиеся в уме и интеллекте человека

саттва-гуна

    контроль над умом и чувствами
    терпение
    способность проводить различие
    приверженность исполнению предписанных обязанностей
    правдивость
    милосердие
    внимание, направленное на исследование прошлого и будущего
    удовлетворенность в любых условиях
    щедрость
    отрешенность от чувственных удовольствий
    вера в духовного учителя
    стыдливость своих неправильных поступков
    благотворительность
    простота
    смирение
    удовлетворение в себе самом

раджо-гуна

    материальные желания
    большие усилия
    высокомерие
    наглость
    неудовлетворенность даже после обретения желанного
    ложная гордыня
    молитва о достижении материального прогресса
    считать себя отличающимся от других или лучше, чем другие
    чувственные наслаждения
    задиристость
    ожидание похвал
    тенденция осмеивать других
    рекламирование собственной доблести
    оправдание своих поступков наличием силы

тамо-гуна

    гнев
    скупость
    слова, не опирающиеся на авторитет шастр
    ненависть
    паразитизм
    лицемерие
    хроническая усталость
    скорбь
    иллюзия
    несчастье
    подавленность
    сонливость
    ложные ожидания
    страх
    леность

    Махагуны всегда находятся в состоянии внутренней борьбы за превосходство

В действительности в нашем мире борются не два принципа (добро и зло), а три: саттва, раджас и тамас. Эта внутренняя борьба между тремя фундаментальными принципами мироздания происходит непрерывно в уме каждого человека. В этой борьбе побеждает (т.е. начинает доминировать) то один, то другой принцип — в зависимости от выбора человека. Тот или иной принцип природы в чистом виде не присутствует никогда: к нему всегда примешаны два других. Однако, если выразить в процентном соотношении преобладание доминирующего принципа природы, то пропорция возможно выглядела бы так: 98+1+1.

Каждый принцип природы в потенциале может оказаться побежденным двумя другими. Один из принципов, одержав победу над двумя другими внутри человека, обуславливает наше внутреннее состояние; наше мышление и поведение, постепенно утверждаясь в качестве нашей устойчивой природы.

«Когда появления 11-ти чувств, пяти объектов чувств и пяти первоэлементов мира обозначились, каждая из трех махагун пытается по своей природе занять доминирующее, контролирующее положение по сравнению с другими, а оставшиеся гуны пытаются вытеснить доминирующую гуну с ее положения. Так идет их постоянное взаимодействие, помогающее дальнейшей эволюции материальной Природы».

Результаты нашего пребывания в разных стихиях природы различны. Стремясь в нашей жизни к достижению того или иного результата, нам следует понимать, что вместе с желанным результатом в будущем мы получим также и последствия той гуны природы, в которой совершались наши действия. Когда мы практикуем деятельность, принадлежащую той или иной гуне природы в течение некоторого времени, мы способствуем утверждению ее влияния на нас. Сама эта природа (качества которой мы культивируем в себе), утвердившись внутри нас как доминирующая, естественным образом проявит в нас и все остальные свои качества.

«О могущественный Арджуна, однако тот, кто в полном знании подразделяет гуны материальной природы, такие как благость, страсть и невежество, а их соответствующие функции относит к деватам, чувствам и объектам чувств; не принимает себя ложно и эгоистично как совершающего деятельность, прекрасно сознавая, что чувства (уши, кожа, глаза, язык и нос), управляемые деватами, просто погружены в свои соответствующие объекты (звук, прикосновение, форма, вкус и запах)». Гита 3.28

Опубликовал: админ. Время публикации: 18.05.2013 в 17:44 в рубрике Истины об энергиях Бога, а также в темах: Вы можете комментировать эту запись.

Поблагодарить. Или оставить отзыв:

biaxin 500mg diclofenac price cell phone software spy