Три гуны природы: определение, функции, внутренняя борьба
18 мая, 2013
Существует три стихии (или вселенских принципа) природы: саттва (умиротворенность), раджас (одержимость) и тамас (небрежность).
Гуна буквально означает «веревка». Махагуны пронизывают собою все субстанции творения, связывая душу «по рукам и ногам». Каждый человек в любой момент времени подвержен влиянию этих принципов как изнутри, так и извне. Махагуны целиком и полностью правят материальным миром; абсолютно все в мире находится под их влиянием. Махагуны пронизывают собою все. Они всепроникающие. Аналогия здесь такая: жучек, не может ползти по ткани туда, где не было бы ткани. Подобно этому, человек не может даже в своем воображении отправиться туда, где не было бы трех гун материальной природы.
Качества Махагун, проявляющиеся в уме и интеллекте человека
саттва-гуна
контроль над умом и чувствами
терпение
способность проводить различие
приверженность исполнению предписанных обязанностей
правдивость
милосердие
внимание, направленное на исследование прошлого и будущего
удовлетворенность в любых условиях
щедрость
отрешенность от чувственных удовольствий
вера в духовного учителя
стыдливость своих неправильных поступков
благотворительность
простота
смирение
удовлетворение в себе самом
раджо-гуна
материальные желания
большие усилия
высокомерие
наглость
неудовлетворенность даже после обретения желанного
ложная гордыня
молитва о достижении материального прогресса
считать себя отличающимся от других или лучше, чем другие
чувственные наслаждения
задиристость
ожидание похвал
тенденция осмеивать других
рекламирование собственной доблести
оправдание своих поступков наличием силы
тамо-гуна
гнев
скупость
слова, не опирающиеся на авторитет шастр
ненависть
паразитизм
лицемерие
хроническая усталость
скорбь
иллюзия
несчастье
подавленность
сонливость
ложные ожидания
страх
леность
Махагуны всегда находятся в состоянии внутренней борьбы за превосходство
В действительности в нашем мире борются не два принципа (добро и зло), а три: саттва, раджас и тамас. Эта внутренняя борьба между тремя фундаментальными принципами мироздания происходит непрерывно в уме каждого человека. В этой борьбе побеждает (т.е. начинает доминировать) то один, то другой принцип — в зависимости от выбора человека. Тот или иной принцип природы в чистом виде не присутствует никогда: к нему всегда примешаны два других. Однако, если выразить в процентном соотношении преобладание доминирующего принципа природы, то пропорция возможно выглядела бы так: 98+1+1.
Каждый принцип природы в потенциале может оказаться побежденным двумя другими. Один из принципов, одержав победу над двумя другими внутри человека, обуславливает наше внутреннее состояние; наше мышление и поведение, постепенно утверждаясь в качестве нашей устойчивой природы.
«Когда появления 11-ти чувств, пяти объектов чувств и пяти первоэлементов мира обозначились, каждая из трех махагун пытается по своей природе занять доминирующее, контролирующее положение по сравнению с другими, а оставшиеся гуны пытаются вытеснить доминирующую гуну с ее положения. Так идет их постоянное взаимодействие, помогающее дальнейшей эволюции материальной Природы».
Результаты нашего пребывания в разных стихиях природы различны. Стремясь в нашей жизни к достижению того или иного результата, нам следует понимать, что вместе с желанным результатом в будущем мы получим также и последствия той гуны природы, в которой совершались наши действия. Когда мы практикуем деятельность, принадлежащую той или иной гуне природы в течение некоторого времени, мы способствуем утверждению ее влияния на нас. Сама эта природа (качества которой мы культивируем в себе), утвердившись внутри нас как доминирующая, естественным образом проявит в нас и все остальные свои качества.
«О могущественный Арджуна, однако тот, кто в полном знании подразделяет гуны материальной природы, такие как благость, страсть и невежество, а их соответствующие функции относит к деватам, чувствам и объектам чувств; не принимает себя ложно и эгоистично как совершающего деятельность, прекрасно сознавая, что чувства (уши, кожа, глаза, язык и нос), управляемые деватами, просто погружены в свои соответствующие объекты (звук, прикосновение, форма, вкус и запах)». Гита 3.28