Уход Шри Рамануджа ачарьи
31 января, 2012
Вайшнав никогда не умирает. Шри Рамануджа ачарья, являющийся частичным воплощением Господа Ананты, явил собой пример чистого преданного служения, в котором нет никаких примесей материального. Просто слушая и повторяя истории о таких великих личностях, человек очень быстро постигает природу шудха-бхакти, чистой любви к Богу. Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги Шри Наимишараньи Прабху о жизни Рамануджа ачарьи.
Мурти Шри Рамануджа ачарьи
Рамануджа прожил в городе Шри Рангам многие годы, пока ему не исполнилось сто двадцать лет. За свою жизнь он основал семьдесят четыре центра для Шрй вайшнавов и имел многие тысячи последователей, в том числе несколько царей и много богатых землевладельцев. Кроме домохозяев, среди его последователей было 700 санньяси, 12.000 брахмачари и 300 кетти аммай (женщин, давших обет отречения).В конце концов, видя, что его миссия на земле завершена, он решил оставить свое бренное тело и вернуться в обитель Господа. Заметив, что их учитель пребывает в устойчивом состоянии интенсивной преданности, многие ученики Йа-тираджи, охваченные отчаянием, зарыдали. Услышав их рыдания, Рамануджачарйа вышел из транса и сказал своим ученикам:
«Дорогие мои дети, почему вы плачете так горестно, как непросвещенные люди? Не думаете ли вы, что тело может жить вечно? Разве не останусь я навсегда в ваших сердцах? Так оставьте же бесполезные стенания и смиритесь с волей Господа.»
На это ученики ответили:
«О учитель, ваши поучения, как всегда, совершенны. Тем не менее разлука с вами причиняет нам невыносимую боль, которая неизбежно одолеет нас, если вы покинете нас сейчас. Сжальтесь над своими детьми и останьтесь, пожалуйста, с нами еще некоторое время.»
Вняв их мольбам, Рамануджа согласился остаться с ними еще три дня. Он велел позвать всех своих учеников, и когда они собрались, дал им последние наставления:
Поклоняйтесь всем вайшнавам, как поклоняетесь своему гуру, — сказал он.
Верьте в предыдущих ачарйев и никогда не позволяйте чувствам взять над вами верх. Никогда не довольствуйтесь одними мирскими знаниями. Изучайте священные писания, повествующие о славе Всевышнего Господа. Трансцендентное знание может победить побуждения ума и чувств.
Будьте равнодушны к требованиям ума. Всегда наслаждайтесь воспеванием святого имени и качеств Господа. Лучший способ служить Господу — это служить Его преданным. Никогда не используйте вайшнавских методов в материальных целях. Всегда стремитесь к чистоте.
Каждый день проводите часть своего времени в размышлениях о величии духовного учителя и ежедневно изучайте учения ачарйев вайшнавов.
Всегда общайтесь с теми, кто предался Господу. Избегайте тех, кто наставляет на путь, отличный от преданного служения, а также тех, кого интересуют чувственные наслаждения.
Тот, кто видит Божество как камень, гуру — как обычного человека, о преданных судит по кастовой принадлежности или телесным обозначениям, чаранймрту считает простой водой, святое имя Господа — мирской звуковой вибрацией, а Верховного Господа принимает за одного из полубогов, несомненно обречен на адскую жизнь.
Когда Йатираджа кончил говорить, ученики стали спрашивать, как им вести себя дальше в этом мире. Рамануджачарйа продолжил объяснения:
Тот, кто предался Господу Нарайане, не должен думать о своем будущем, всегда полагаясь на милость Господа. Все обязанности должны выполняться как акт предания себя Господу и никогда — с материальной целью.Изучайте Шрй-бхашью и обучайте ей других — это служение доставит Господу наибольшее удовольствие. Если же это невозможно, тогда изучите учения других преданных и затем обучите нескольких учеников. Если вы не можете делать это, тогда идите в святое место и поселитесь там, или идите в Йадавадри и служите Господу в этом месте. Если вы не можете делать и это, оставайтесь на прежнем месте, предайтесь своему гуру и медитируйте на мантры вайшнавов. Если для вас все это невозможно, то просто найдите искреннего вайшнава и постарайтесь общаться с ним.
Старайтесь научиться распознавать друзей, врагов и равнодушных. Те, кто является вайшнавами, будут вашими друзьями, атеисты и богохульники будут презирать и ненавидеть вас, а миряне будут к вам равнодушны. Общайтесь радостно с преданными, тщательно избегайте богохульников и никогда не вмешивайтесь в планы мирян. Никогда не льстите принцам и мирянам, стараясь заработать таким образом на жизнь. Помните, что Верховный Господь всегда заботится о тех, кто предается Ему. Примите прибежище у Него и верьте только Ему. Если вы будете следовать этим наставлениям, то вы никогда не потеряете меня. Стоит ли горевать об утрате бренного тела?
Когда Рамануджа кончил говорить, Дашаратхи, Говинда, Андхрапурна и некоторые другие ведущие ученики вышли вперед и обратились к нему с такими словами:
Ваше тело, всегда занятое служением Господу, никак не может быть материальным. Наши тела, конечно, бренны, но вы существуете только в духовной форме. Поэтому мы хотели бы никогда не терять из вида вашу трансцендентную форму.
Сжалившись над ними, Рамануджа внял просьбе своих учеников и велел пригласить искусного скульптора, который изваял бы из камня божество с его чертами. Работа была закончена в три дня. Затем божество омыли водой из Кавери и установили на вновь сооруженном алтаре. Рамануджа медленно подошел к божеству и наполнил его своей силой, вдохнув ее в корону на его голове.
Обернувшись к ученикам, он сказал:
«Это мой второй облик. Когда я оставлю это тело, вы сможете вместо меня поклоняться этому изображению.»
Потом он лег, положив голову на колени Говинды, а ноги — на колени Андрхапурны. В этом положении, с глазами, устремленными на деревянные башмаки его собственного духовного учителя, Рамануджачарйа оставил свое тело и вернулся в обитель Господа Вишну. Это было в полдень на десятый день полнолуния в месяц Магха, в 1137 г.н.э. Через несколько дней Говинда, двоюродный брат Рамануджи и спутник всей его жизни, также покинул этот мир.
Другие преданные остались под опекой Шрй Парашары Бхатты, сына Куреши, всегда стараясь следовать стопам своего духовного учителя путем постоянного служения Господу Нарайане. Благодаря серьезной практике преданного служения они могли ощущать присутствие Рамануджи в своих сердцах; это смягчало их интенсивное чувство разлуки. Парашара продолжал миссию Рамануджачарйи, настойчиво проповедуя доктрины вайшнавизма. В крупных дебатах он победил Ведантин Мадхава дасу, лидера ученых-имперсоналистов, и сделал его преданным. Спустя годы после ухода Парашары этот самый Мадхава даса стал ачарйей Шрй вайшнавов.