Шесть побуждений, мешающих развитию бхакти (Первый стих Упадешамриты)
19 ноября, 2010
«Шри Упадешамрита» очень высоко ценится в Шри Гаудия-вайшнава-сампрадае. Шри Чайтанья Махапрабху, перенявший настроение (бхаву), а также цвет тела Шримати Радхики, положил начало совместному пению Святых Имен Шри Кришны (шри-нама-санкиртане) и даровал миру высочайшую лучезарную божественную любовь к Шри Кришне, которую до Него не давал никто. Ради блага всех живых существ Шрила Рупа Госвами вспахтал океан учения Шримана Махапрабху и извлек оттуда самую суть в форме «Шри Упадешамриты». Наставления, которые содержатся в этой книге, чрезвычайно важны для садхаки, или того, кто занимается практикой преданного служения (бхакти). Если преданный не следует этим наставлениям, он не сможет войти в царство чистой преданности. Особенно это относится к тем, кто стремится вступить на возвышенный и нелегкий путь спонтанной преданности (рагануга-бхакти).
Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж
Служа всем вайшнавам, а также своему шикша-гуру Шриле Бхактиведанте Свами Прабхупаде, своему гурудеву Шри Шримад Бхакти Прагьяне Кешаве Махараджу, а также своим парам гуру: Шриле Бхактисиддханте Сарасвати и Шриле Садчитананда Бхактивинода Тхакуру, его милость Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж подготовил эту замечательную книгу. В этой же статье я хочу привести отрывок из нее, в котором рассказывается об основных шести побуждениях, не преодолев которые человек не сможет практиковать преданное служение Богу. Шесть побуждений, которые описываются здесь знакомы всем людям, но только истинный вайшнав полностью свободен от них.
Шесть побуждений, мешающих развитию бхакти
Шри Упадешамрита, стих 1
вачо вегам манасах кродха-вегам
джихва-вегам ударопастха-вегам
этан веган йо вишахета дхирах
сарвам апимам притхивим са шишйат
Анвая
дхира — мудрый, владеющий собой человек, свободный от стремления к чувственным удовольствиям, освобождению и мистическим совершенствам; йах — кто; вишахета — способен обуздать; этан — все эти; веган — страсти; вачо вегам — побуждение говорить; манасах вегам — возбуждение ума; кродха вегам — порывы гнева; джихва вегам — требования языка; удара вегам — требования желудка; упастха вегам — (и) возбуждение гениталий; сах — он; шишйат — может учить; имам — этот; сарвам — весь; пртхивим — мир; апи — даже.
Перевод
Мудрый, владеющий собой человек, который способен подчинить себе шесть побуждений — желание говорить, возбуждение ума, порывы гнева, требования языка и желудка и возбуждение гениталий, — может давать наставления всему миру. Иными словами, все люди могут стать его учениками.
Шри Радха-рамана дас Госвами,
Упадеша-пракашика-тика
Да сопутствует всегда победа Шри Радхарамане! Я возношу молитву Шри Чайтанье Махапрабху и Его спутникам: освобожденному подвижнику (авадхуте) Шри Нитьянанде Прабху, который суть Сам Шри Баладева, Шри Адвайте Ачарье, воплощению МахаВишну, Шри Гададхаре, олицетворению энергии Махапрабху, и всем приближенным Махапрабху во главе со Шривасой.
Я принимаю покровительство Махапрабху, первоисточника всей энергии в этом мире. С большим почтением и любовью я возношу молитвы Шри Рупе Госвами, чье единственное достояние — шрингара-раса. Всю свою жизнь он посвятил описанию этой расы, также известной как уннатоджвала-према-раса, высшая лучезарная божественная любовь Шри Радхи и Кришны. Он всегда погружен в служение лотосным стопам Шри Радхи-Говинды. Шри Рупа Госвами принес очищение всем дживам этого мира, описав метод, позволяющий обрести эту разновидность премы.
Я почтительно кланяюсь Шри Гопале Бхатте Госвами, который очень милостив к несчастным падшим дживам, околдованным внешней энергией Господа. Я еще раз кланяюсь океану милосердия, Шри Чайтанье Махапрабху, освятившему эту Калиюгу. Он распространяет Святое Имя (шри хари-наму) и любовь к Богу (бхагават-прему) и дарует освобождение всем дживам на земле. Я обращаюсь с молитвами к Шри Гопинатхе дасу, ученику Шри Гопалы Бхатты Госвами и служителю Шри Радхараманы. Он благословил бесчисленные живые существа, даровав им шри гаура-бхакти. Я отдаю поклоны моему Гурудеве и деду, Шри Дживаналалу. Я всегда остаюсь его слугой. Выразив им всем почтение, я приступаю к краткому объяснению стихов «Шри Упадешамриты», которую Шри Рупа Госвами написал для блага всех садхаков.
В «Шри Бхактирасамритасиндху» Шри Рупа Госвами определяет уттама-бхакти как любовное служение Шри Кришне, свободное от покрытия гьяной (знанием, цель которого — слиться с Господом) и кармой (деятельностью ради ее плодов, которая не направлена целиком и полностью на удовлетворение Господа). Занимаясь таким служением, преданный не должен иметь никаких других желаний. Как может уттама-бхакти развиваться в людях, чьи сердца переполняют такие пороки, как вожделение и гнев? В «Падмапуране» говорится:
шокамаршадибхир бхаваир
акрантам йасйа манасам
катхам татра мукундасйа
спхeрти самбхавана бхавет
«Разве может Шри Мукунда явиться тому, чье сердце охвачено скорбью, гневом и другими беспокоящими чувствами?»
Смысл этого утверждения заключается в том, что, когда вожделение, гнев, алчность и другие разновидности скверны возникают в уме, шесть страстей, названных в комментируемом стихе, заставляют ум думать только о недолговечных чувственных объектах. В нечистом сердце никогда не разовьется чистое, беспримесное бхакти. Поэтому данный стих призывает обуздать эти страсти, которые препятствуют развитию бхакти. Садхака, способный сдерживать эти страсти, может давать наставления всему миру. Можно сделать вывод, что садхака, который обуздал свои чувства и одолел в себе перечисленные страсти, способен очистить все дживы этого мира своим непоколебимым и чистым утта-мабхакти. Учеником такого великого человека может стать каждый.
В «ШримадБхагаватам» (11.14.24) сказано:
ваг гадгада дравате йасйа читтам
рудатйа бхикшеам хасати квачич ча
виладжджа удгайати нртйате ча
мад бхакти йукто бхуванам пунати
«О Уддхава! Голос Моего преданного содрогается от премы, а сердце тает от переполняющих его духовных чувств. Он ни на миг не может удержаться от слез. Он то смеется, то, отбросив всякое смущение, громко поет или пускается в пляс. Такой преданный очищает не только себя, но и весь мир».
Важно отметить, что, смирив шесть упомянутых страстей, человек лишь получает право вступить на путь бхакти. Само по себе это достижение не относится к непосредственным составляющим практики преданного служения (садхана-бхакти), а лишь открывает врата в царство бхакти. Бхакти представляет собой самопроявляющуюся функцию внутренней энергии Господа (сварупа-шакти), поэтому с появлением бхакти шесть страстей усмиряются сами собой.
Шри Бхактивинода Тхакур,
Пийуша-варшини-вритти (Комментарий, подобный потоку нектара)
Я отдаю поклоны Шри Чайтанье Махапрабху, луне на небосводе Шри Годрумы.
Я поклоняюсь Шри Гаурачандре, океану милости. Он дал начало потоку нектара, который Шри Рупа Госвами собрал и преподнес миру в форме «Шри Упадешамриты».
С великим смирением я кланяюсь автору «Шри Упадешамриты», Шри Рупе Госвами, а также ее первому комментатору, Шри Радха-рамане дасу Госвами. Так я начинаю этот комментарий, мое нектарное подношение.
«Деятельность, которая направлена исключительно на удовлетворение Шри Кришны, то есть представляет собой непрерывный поток служения Шри Кришне всеми силами тела, ума и речи, а также различными духовными чувствами (бхавами), которая свободна от влияния гьяны (знания, имеющего целью слияние с безличным Брахманом) и кармы (корыстной деятельности) и которая основывается на единственном желании — доставить удовольствие Шри Кришне, называется уттама-бхакти, чистым преданным служением»
(Бхакти Расамрита Синдху, 1.1.11).
Принимая все наставления данного стиха как благоприятные для духовного развития и отвергая все, что мешает духовному развитию, человек начинает заниматься деятельностью, направленной исключительно на удовлетворение Шри Кришны. Именно эта практика, или бхагават-анушилана, является первоначальной целью тех, кто стремится совершать бхаджану. Принятие благоприятного для развития бхакти и отвержение неблагоприятного не относятся к непосредственным частям (ангам) шуддха-бхакти. Это проявления веры, лежащей в основе вручения себя Господу (шаранагати), которое наделяет человека способностью практиковать бхакти. В «Вайшнава-тантре» об этом сказано так (цитата из «Бхакти-сандарбхи», Ануччхеда 236):
«Существует шесть признаков вручения себя Господу:
- 1) анукeлйасйа саyкалпа — садхаки, полностью предавшиеся Господу, принимают только то, что благоприятно для развития према-бхакти;
- 2) пратикeлйа виварджана — они решительно отвергают все, что неблагоприятно для развития према-бхакти;
- 3) ракшишйатити вишваса — они твердо верят в то, что их единственный защитник — Кришна, что у них нет иного защитника, кроме Него, и что их не защитит никакая посторонняя деятельность;
- 4) гоптртве варана — преданные никогда не сомневаются в том, что Кришна — их единственный покровитель;
- 5) атма-никшепа — они вручают себя Господу, думая: „Сам я ни на что не способен. Ничто не происходит без воли Кришны»;
- 6) карпанйа — они очень смиренны и считают себя падшими и ничтожными. Чистые преданные обладают такой твердой и простой верой. Это умонастроение именуется шаранагати».
Этот стих призывает отказаться от всего, что мешает развитию бхакти. Тот, кто способен сдерживать побуждения, исходящие от речи, ума, гнева, языка, желудка и гениталий, может давать наставления всему миру.
В «Падмапуране» сказано:
«Разве может Шри Мукунда явиться тому, чье сердце охвачено скорбью, гневом и другими беспокоящими чувствами?»
Данный стих указывает на то, что вожделение, гнев, алчность, иллюзия, опьянение, зависть и другие беспокоящие чувства постоянно возникают в уме, привлекая его к материальным чувственным объектам. Этому способствуют шесть посредников:
- 1) побуждение говорить или употребление слов, причиняющих страдания другим;
- 2) возбуждение ума, или возникающие в нем бесчисленные желания и планы;
- 3) раздражение или употребление грубых слов;
- 4) бесчинство языка, или жадное желание наслаждаться шестью вкусами: сладким, кислым, горьким, острым, соленым и вяжущим;
- 5) требования желудка или желание есть больше необходимого и
- 6) возбуждение гениталий, или желание вступать в половую связь.
Все это делает невозможной практику шуддха-бхакти. Чтобы помочь тем, кто вступил на путь бхаджаны, направить желания своего сердца на бхакти, Шри Рупа Госвами поместил этот стих в самое начало своей книги.
Попытки победить шесть перечисленных побуждений сами по себе не являются бхакти-садханой. Это своего рода лестница, позволяющая подняться до уровня, на котором человек получает право войти в храм бхакти. Наставление сдерживать шесть побуждений дается также тем, кто идет путем кармы, деятельности ради ее плодов, или путем гьяны, философского познания истины. Это наставление предназначено не для чистых преданных. Согласно шастрам, истинное бхакти — это слушание, повторение и памятование имен, а также рассказов об образе, качествах и развлечениях Шри Кришны.
Шесть побуждений ставят различные преграды перед тем, кто только вступил на путь бхакти. Найдя прибежище в настроении безраздельного вручения себя Господу (шаранагати), а также избегая нама-апарадхи, или десяти оскорблений Святого Имени, начинающий преданный обретает способность преодолеть эти препятствия силой хари-нама-киртаны и других методов. Общение с безупречно чистыми святыми (садху) играет при этом очень важную роль.
В «Падма-пуране» сказано:
«Те, кто, даже услышав о поразительном величии Святого Имени, все равно продолжают отождествлять себя с материальным телом и считать какие-либо материальные объекты своей собственностью либо повторяют Святое Имя нерегулярно или без любви, также являются оскорбителями Святого Имени».
Преданные стремятся к практическому отречению от материальных объектов (юкта-вайирагье), избегая бессмысленного, формального отречения. Поэтому на них не распространяется указание избегать всякого соприкосновения с объектами чувств. Когда ум более не возбуждается, или, другими словами, когда человек больше не жаждет мирских удовольствий, побуждения, исходящие от глаз, ушей, жизненного и всех остальных источников, ослабевают.
Итак, те, кто победил шесть страстей, могут завоевать весь мир. Наставление сдерживать вышеназванные побуждения относится к преданным, ведущим семейную жизнь, поскольку, прежде чем оставить семейную жизнь, необходимо одержать победу над этими страстями.
Шри Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада
Анувритти
В высшей степени сострадательный Шри Шачинандана Гаурахари, который очищает падшие души, явил безграничную милость дживам, попавшим под пагубное влияние Кали и питающим отвращение к служению Шри Кришне. Он дал им наставления, известные как «Шри Шикшаштака». В этих стихах в сжатой форме Он объяснил все, что касается самбандхи (1), абхидеи (2) и прайоджаны (3).
Его любимый ученик Шри Рупа Госвами услышал эту бхакти-таттву (сокровенные истины, описывающие основы преданного служения) из Его лотосоподобных уст в Джаганнатха Пури и Праяге. Шри Чайтанья Махапрабху, всемогущее воплощение премы, не просто дал ему наставления, но вложил в его сердце способность постичь все тайны бхакти.
Шри Рупа Госвами явил миру эти наставления, изложив их на простом, легко понятном санскрите в своих книгах «Шри Бхакти-расамрита-синдху», «Уджвала-ниламани», «Лалита-мадхава», «Видагдха-мадхава», «Става-мала» и других. Эти священные тексты представляют собой месторождение драгоценных камней премы и несут всем величайшую удачу. «Шри Упадешамрита» — один из бесценных бриллиантов премы. Он красуется на груди у преданных Махапрабху. В ней Шри Рупа Госвами извлек из наставлений Шри Чайтаньи Махапрабху самую суть и преподнес ее в дар всем истинным садхакам.
В «Шри Упадешамрите» даны наставления двух видов: оставить все, что мешает развитию бхакти, и принять то, что благоприятно для развития бхакти. Пока садхака не начнет следовать этим двум видам наставлений, в его сердце не проявится бхава-бхакти (4), не говоря уже о према-бхакти (5).
В настоящее время многие люди придерживаются различных неавторитетных мнений и учений, которые, внешне маскируясь под религию, на самом деле противоречат бхакти, а также идей, идущих вразрез с Ведами, учений сахаджии (подражания), майявады (имперсонализма) и прочих противоречивых взглядов. Такие люди боятся наставлений «Упадешамриты», видя в них олицетворение Ямараджи, карающего души умерших. Но люди верующие, которые с любовью изучают и декламируют «Упадешамриту», а также применяют ее в жизни, смогут избавиться от всех сомнений относительно бхакти и достичь сначала бхава-бхакти и в конце концов редчайшего према-бхакти.
Поэтому, посыпав голову пылью с лотосных стоп всех гуру в преемственности, идущей от Шри Рупы Госвами, я, Шри Варшабханави-дайита дас, слуга господина жизни (прананатхи) Вришабхану-нандини Шримати Радхики, начинаю этот комментарий к «Шри Упадешамрите» под названием «Анувритти». Цель его — помочь дживам погрузиться в «Шри Бхакти-расамрита-синдху», произведение, которое явил миру Шри Рупа Госвами и которому учили и следовали все рупануга-ачарьи, наставники-вайшнавы, последователи Шри Рупы, такие, как Шри Гауракишора дас Бабаджи и Шри Бхактивинода Тхакур.
Живых существ, привязанных к мирским удовольствиям, одолевают три вида страстей: побуждения, исходящие от ума, тела и речи. Тем, кто попадает под могущественное влияние этих неистовых страстей, очень трудно спастись. Падая в поток повторяющихся рождений и смертей, такие живые существа лишаются духовного благополучия. Но люди, способные обуздывать эти побуждения, не попадают под власть стремления к материальным чувственным удовольствиям. Они могут освободиться из плена материального существования.
К необузданной речи относятся идущие вразрез с учением бхакти рассуждения философов-имперсоналистов (нирвишеша-вади) и людей, стремящихся к плодам своего труда и погрязших в корыстной мирской деятельности, а также любые разговоры, не связанные со служением Шри Кришне, или, другими словами, выражающие различные виды стремления к материальным удовольствиям. Сюда не относятся разговоры о служении Господу. Напротив, такие разговоры следует считать плодом усилий в обуздании речи. Бывает, что человек, давший обет молчания, выражает свои стремления к материальным наслаждениям мимикой или письмом. Это тоже попадает в категорию необузданной речи.
Беспокойства ума бывают двух видов: авиродха-прити — привязанность, не встречающая препятствий, и виродха-юкта-кродха — гнев, возникающий при столкновении с препятствиями. Привязанность к учению майявади, к деятельности ради ее плодов и вера в идеи людей, которые одержимы множеством желаний, не связанных со служением Кришне, — таковы три разновидности авиродха-прити. Безразличие к деятельности гьяни, карми и других категорий людей, одержимых материальными желаниями, — это та же привязанность, не встречающая препятствий, только в неразвитой, непроявленной форме. Когда на пути исполнения материальных желаний человека возникают препятствия, когда он не обретает желанных плодов своего труда или, несмотря на все усилия, не достигает освобождения (мукти), в нем просыпается гнев.
Размышление о лилах Шри Кришны не относится к беспокойствам ума, напротив, это способ избавиться от всех беспокойств.
Побуждения, исходящие от тела, бывают трех видов: требования языка, желудка и гениталий. Стремление наслаждаться любым из шести вкусов, а также мясом, рыбой, яйцами, вином, ги (топленое масло) в чрезмерных количествах, молоком, рабри (сладким блюдом из сгущенного молока), сливками и т. п. — все это потворство требованиям языка. Садху избегают слишком горькой пищи или приправленной острым красным перцем. Употребление ореха бетеля, смеси бетеля со специями (пана), сигарет, марихуаны, конопли, опиума и других наркотических веществ, а также лука и чеснока тоже относится к потворству вредным побуждениям языка. Садхаки, идущие путем бхакти, ни в коем случае не должны употреблять эти одурманивающие вещества и продукты. Следует тщательно избегать потворства дурным наклонностям языка, почитая маха-прасад, остатки пищи Бхагавана и Его преданных. Хотя маха-прасад может быть очень вкусным, принятие его не является потворством языку. Почитая маха-прасад с твердой верой, человек сможет укротить свой язык. Но если под предлогом оказания почтения прасаду кто-то желает испытать удовольствие и украдкой наслаждается его вкусом, это тоже потворство прихотям языка. Вкушать дорогие, изысканные блюда, такие, как рабри или взбитые сливки, которые подносят полубогам в домах состоятельных людей, пагубно для нишкинчана-вайшнавов, живущих в отречении от мира. Потакая требованиям языка, преданный рискует попасть в ловушку предосудительного поведения и дурного общения.
В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья, 6.227, 236) говорится:
«Люди, склонные к плотским утехам и чревоугодию, которые стремятся удовлетворять прихоти своего языка, никогда не смогут приблизиться к Шри Кришне. Преданному не следует носить дорогие, роскошные одежды и есть изысканные блюда».
Садхаки должны тщательно избегать этих соблазнов. Обжорство влечет за собой различные болезни и многие другие проблемы. Люди, склонные к чревоугодию, обычно попадают во власть полового чувства и ведут распутный образ жизни. С требованиями желудка можно совладать, если должным образом почитать бхагават-прасад, соблюдать экадаши по всем правилам и служить Кришне.
Побуждения гениталий бывают двух видов: разрешенные шастрами и запрещенные. Когда, достигнув зрелости, человек вступает в брак в соответствии с указаниями шастр и выполняет дхарму грихастхи, соблюдая правила для зачатия хорошего потомства, тем самым он обуздывает требования гениталий. Это называется половой жизнью в соответствии с шастрами. Существует много разновидностей недозволенного удовлетворения полового чувства, как, например, связь с чужой женой, противоречащая всем моральным нормам и религиозным заповедям, стремление к восьми видам полового общения и удовлетворение чувств искусственным и распутным образом, что также противоречит заповедям шастр. Все садхаки на пути бхакти, как семейные люди, так и те, кто живет в отречении от мира, никогда не должны потворствовать требованиям языка, желудка и гениталий.
В своей книге «Према-виварта» (7.3.1–4) спутник Шри Чайтаньядевы по имени Шри Джагадананда Пандит пишет:
«О вайшнав, отрекшийся от мирской жизни, брат мой, кого бы ты ни встретил, не слушай и не говори ни о чем мирском. Не беседуй с женщиной наедине даже во сне. О брат! Оставь жену и дом и отправляйся в лес. Если ты желаешь развить любовь к лотосным стопам Шри Шачинанданы Гаурахари, то всегда помни о случае с Чхотой Харидасом. Если стремишься к бхагавад-бхакти, не ешь изысканной пищи и не носи роскошных одежд и в сердце своем всегда служи Шри Радхе и Кришне».
Тот, кто полностью победил описанные шесть побуждений тела, ума и речи, достоин носить титул «Госвами», что означает «господин своих чувств». Такие госвами истинные слуги Шри Кришны. Тех же, кто, в противоположность им, находится во власти этих шести побуждений, именуют го-дасами, слугами или рабами своих чувств. На самом деле го-дасы, слуги чувств, служат иллюзорной энергии (майе). И если они хотят стать слугами Кришны, им необходимо следовать примеру истинных госвами, — иного пути нет. Те, чьи чувства необузданны, никогда не смогут стать преданными Шри Хари.
В «Шримад-Бхагаватам» (7.5.30) Махараджа Прахлада говорит:
«О отец, мирские люди лишь перемалывают молотое и жуют уже жеваное. Поскольку их чувства необузданны, их ждет ужасный ад материального существования. Разум таких людей никогда не обратится к Бхагавану Шри Кришне. Им в этом не помогут ни их собственные усилия, ни наставления других, подобных им мирских людей».
Примечание
- Самбандха — принцип взаимоотношений между Господом, живым существом и материальной энергией.
- Абхидея — средство достижения высшей цели, или практика садхана-бхакти.
- Прайоджана — высшая цель жизни преданного, кришна-према.
- В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.3.1) дано следующее определение бхавы: «Бхава-бхакти — это особое проявление энергии чистой благости (шуддха-саттвы). Иными словами, по своей природе бхава-бхакти — явление, целиком состоящее из шуддха-саттвы. Оно подобно лучу солнца премы, и оно смягчает сердце многообразием вкусов (ручи)».
- «Бхакти-расамрита-синдху» (1.4.1) определяет прему следующим образом: «Когда бхава-бхакти смягчает сердце гораздо сильнее, чем на своей начальной стадии, и в значительной степени усиливает чувство духовного блаженства, а также дарует глубокое чувство обладания (мамата) по отношению к Шри Кришне, знатоки духовной науки именуют это премой».