Уттхана Экадаши
28 октября, 2009
Здесь мы приводим повествование о славе Картика-Шукла экадаши, или Уттхана экадаши или Харибодхини Экадаши из Сканда Пураны.
Господь Брахма сказал Нараде Муни:
Дорогой сын, о лучший из мудрецов, я поведаю тебе славу Харибодхини экадаши, уничтожающего все грехи и дарующего великое благо и высшее освобождение тем мудрым людям, которые предаются Всевышнему Господу.
О лучший среди брахманов, благо, достигаемое омовением в Ганге, имеет значение лишь до тех пор, пока не наступил Харибодхини экадаши. Этот экадаши, который наступает в светлой половине месяца картика, очищает намного сильнее, чем омовение в океане, в местах паломничества или в озере. Этот священный экадаши более могущественен в уничтожении грехов, чем тысяча жертвоприношений Ашвамедха и сотня жертвоприношений Раджасуйя.
Нарада Муни, мудрец среди полубогов, спросил:
О отец, будь добр, опиши те качества, которые можно обрести если полностью поститься в экадаши, или только ужинать (без зернобобовых), или если есть только в середине дня (без зернобобовых).
Господь Брахма ответил
- Если человек ест один раз в полдень экадаши, то грехи предыдущего рождения уничтожаются,
- Если он только ужинает, то уходят грехи, приобретенные в двух предыдущих рождениях,
- Если он ничего не ест, то уходят грехи, накопленные за семь предыдущих рождений.
О сын, человек, строго соблюдающий Харибодхини экадаши, будет обладать всем труднодостижимым в этих трех мирах. Тот, чьи грехи сравнимы с горой Сумеру, увидит, что они исчезли, если будет просто соблюдать пост в Уттхана экадаши (другое название Харибодхини экадаши).
Грехи, накопленные человеком за тысячи предыдущих рождений, сгорят дотла, если он не только постится, но и бодрствует ночью в экадаши, так сгорает гора хлопка, если поднести к ней маленький огонек.
О лучший из мудрецов, Нарададжи, человек, строго соблюдающий этот пост, обретет вышеперечисленные результаты. Если совершить в этот день даже небольшое благое дело, следуя правилам и предписаниям, обретается благо, равное горе Сумеру. Однако человек, не следующий правилам и предписаниям, указанным в священных писаниях, не получит никакого блага, даже если его благие дела равны горе Сумеру.
Тот, кто не воспевает гаятри-мантру три раза в день, тот, кто пренебрегает постом, не верит в Бога, кто критикует священные писания Вед, кто думает, что Веды несут только разрушение тем, кто следует их предписаниям, кто тешится с чужой женой, кто крайне глуп и нечестив, кто не ценит услугу, оказанную ему, тот, кто обманывает других — такой человек, о сын, никогда не сможет с успехом совершать какую-либо религиозную деятельность. Будь он брахманом или шудрой, но если он наслаждается с чужой женой, особенно женой дваждырожденного, то он не лучше собакоеда *.
О лучший из мудрецов, любой брахман, который наслаждается сексом с вдовой или женой другого брахмана, принесет разрушение себе и своей семье. Любой брахман, наслаждающийся недозволенным сексом, не будет иметь детей в следующей жизни и все обретенные им благословения обратятся в руины. Если такой человек непочтителен к дваждырожденному брахману или духовному учителю, то он сразу же перестает духовно расти, а также теряет благополучие и своих детей.
Вот три типа людей, действующих во вред себе:
Аморальные, наслаждающиеся сексом с женой собакоеда, удовлетворенные общением с негодяями. Общающийся с греховодниками и посещающий их дома без духовных целей последует в обитель Ямараджи, правителя смерти. И если кто-то ест в таком доме в этот день, то обретенное им благо пропадет, так же, как и его судьба, долголетие, дети и счастье.
Любой греховный негодяй, оскорбляющий святого человека, вскоре теряет религиозность, экономическое благополучие, чувственное удовлетворение, и в конце концов сгорает в огне ада.
Каждый, кто любит оскорблять святых или не прерывает того, кто оскорбляет святых, считается не лучше осла. Этот глупец еще при жизни увидит гибель своей династии. Человек с нечистым характером, негодяй или мошенник, или тот, кто всегда придирается к другим, никогда не достигнет высшей цели после смерти, даже если он постоянно раздает милостыню или совершает другие благочестивые поступки.
Поэтому каждый должен воздерживаться от совершения неблагоприятных действий и должен совершать только благочестивые поступки, посредством которых достигнет совершенства и избежит страданий.
Однако тот, кто решил поститься в Харибодхини экадаши, стирает этим грехи ста предыдущих жизней, а тот, кто не только постится, но и бодрствует всю ночь на экадаши, обретет неисчислимое благо и после смерти отправится в высшую обитель Господа Вишну, а его 10000 родственников, родных и близких также следуют в верховное жилище. Даже если его предки очень много грешили и страдают в аду, они получат великолепно украшенные духовные тела и счастливо последуют в обитель Вишну.
О Нарада, даже тот, кто, повинен в гнусном грехе — убийстве брахмана, освобождается от мерзких черт своего характера, постясь в Харибодхини экадаши и бодрствуя в ночь на экадаши.
Благо, которое нельзя обрести омовением во всех местах паломничества, жертвоприношением коня, раздачей в милостыню коров, золота, плодородных земель, могут быть достигнуты, если в этот священный день соблюдать пост и бодрствовать всю ночь.
Каждый, соблюдающий Харибодхини экадаши, обладает высоким сознанием и прославит свою династию. Так как смерть неизбежна, то и потеря имущества тоже неизбежна. Зная это, о лучший из мудрецов, каждый должен соблюдать пост в этот день, Шри Харибодхини экадаши, который так дорог Хари.
Все места паломничества трех миров мгновенно придут в дом человека, постящегося в экадаши. Поэтому, чтобы удовлетворить Господа, держащего диск в Своей руке, каждый должен исполнять все предписания, предаться Господу и соблюдать пост в экадаши. Того, кто постится в день Харибодхини, считают мудрецом, подлинным йогом, аскетом, человеком, всегда управляющим своими чувствами. Только он наслаждается в этом мире совершенно, и он несомненно достигнет освобождения.
Этот экадаши очень дорог Господу Вишну, поэтому он является самой сутью религиозности. Даже одно только соблюдение экадаши дарует наивысшие награды во всех трех мирах.
О Нарададжи, тот, кто постится в экадаши, никогда больше не будет рождаться, и поэтому исполненные веры преданные Всевышнего Господа оставляют все виды религий и просто предаются посту в этот экадаши. Для великой души, которая отмечает экадаши, постясь и бодрствуя всю ночь, Всевышний Господь, Шри Говинда, лично уничтожает последствия грехов, которые эта душа обрела действиями ума, тела и слов.
О сын, каждый, совершающий омовение в местах паломничества, раздающий милостыню, воспевающий святые имена Всевышнего Господа, подвергающий себя аскезе и совершающий жертвоприношения Богу в день Харибодхини экадаши, обретает вечное благо. Преданный, который в этот день поклоняется Господу, Мадхаве в прекрасном убранстве, освобождается от тяжких грехов ста жизней. Человек, соблюдающий этот пост и правильно поклоняющийся Господу Вишну, освобождается от великой опасности.
Этот пост в экадаши доставляет такую радость Господу Джанардане, что Он забирает человека, соблюдающего этот пост, обратно в Свою обитель, и преданный будет освещать десять сторон света. Тот, кто желает красоты и счастья, должен стараться почитать Харибодхини экадаши, особенно если он выпадает на двадаши.
Грехи ста предыдущих рождений, грехи приобретенные в детстве, молодости и старости во всех жизнях, независимо от того «сухие» они или «мокрые», уничтожаются Всевышним Господом Говиндой, если человек постится в Харибодхини экадаши с преданностью**.
Харибодхини экадаши — лучший экадаши.
Для того, кто постится в этот день, нет ничего недостижимого или труднодостижимого в этом мире, ибо экадаши дает обилие зерна, отменное благополучие и высшее благо, а также избавляет от всех грехов, страшного препятствия освобождению.
Пост в этот экадаши в тысячу раз лучше, чем раздача милостыни в день солнечного или лунного затмения.
Вновь говорю тебе, о Нарададжи, что любое благо, обретенное омовением в местах паломничества, раздачей милостыни, воспеванием джапы, цитированием ведических мантр, совершением жертвоприношений и изучением Вед, является только одной десятимиллионной частью награды человека, который лишь раз постился в Харибодхини экадаши. Все благо, которого можно достичь в жизни путем благочестивой деятельности, будет совершенно бесполезно, если не соблюдать пост в экадаши и не поклоняться Господу Вишну в месяц Картика. Поэтому, о Нарада, ты должен всегда поклоняться Всевышнему Господу, Джанардане, и служить Ему. Этим ты достигнешь желаемой цели, высшего совершенства.
В Харибодхини экадаши преданный Господа не должен есть в чужом доме или есть пищу, приготовленную непреданными. Если же он сделает так, то достигнет только блага поста в полнолуние.
Философские обсуждения писаний в месяц картика доставляют Шри Вишну большее удовлетворение, чем дарение слона, лошадей или совершение дорогих жертвоприношений. Тот, кто воспевает или слушает описание качеств и игр Господа Вишну, хотя бы полстиха или четверть стиха, обретет то же благо, что и подаривший брахману сто коров.
О Нарада в месяц картика надо оставить все виды обычных обязанностей и посвящать все свое время и энергию, особенно во время поста, обсуждению трансцендентных игр Всевышнего Господа. Такое прославление Шри Хари в экадаши, столь дорогой Господу день, освобождает 100 предыдущих поколений.
Каждый, кто проводит свое время наслаждаясь этими обсуждениями, особенно в месяц Картика, достигает результатов, сравнимых с совершением десяти тысяч жертвоприношений и сжигает все свои грехи дотла. Слушающий великолепные повествования о Господе Вишну, особенно в месяц Картика, автоматически обретает то же благо, что и жертвующий сто коров.
О великий мудрец, человек, воспевающий славу Господу Хари в экадаши, обретает то же благо, что жертвующий семь островов.
Нарада Муни спросил своего прославленного отца:
О Господин всех, о лучший из полубогов, пожалуйста, расскажи мне, как соблюдать этот наиболее священный экадаши. Какова награда за это человеку, исполненному веры?
Господь Брахма отвечал:
О сын, желающий соблюдать этот экадаши, должен встать рано утром во время брахма-мухурты (от полутора часов и до пятидесяти минут перед восходом солнца).
Затем надо почистить зубы и совершить омовение в озере, реке, бассейне, источнике или в своем доме, согласно ситуации.
После поклонения Господу Шри Кешаве надо слушать с великим вниманием священные писания Господа.
Он должен так молиться Господу:
«О Господь Кешава, я буду поститься в этот день, который так дорог Тебе, а завтра буду прославлять твой священный прасадам. О лотосоокий Господь, о непогрешимый, Ты — мое единственное убежище. Милостиво защити меня».
Сказав эту торжественную молитву перед Господом с великой любовью и преданностью, надо строго соблюдать пост.
О Нарада, тот, кто будет бодрствовать всю ночь на экадаши, петь прекрасные песни, прославляя Господа, танцевать в экстазе, исполнять на инструментах великолепную музыку для Его трансцендентного удовольствия и рассказывать об играх Господа Кришны, как записано в совершенных ведических писаниях — такой человек, несомненно, достигнет внеземного, духовного царства Бога, находящегося далеко за пределами трех миров.
В Харибодхини экадаши надо поклоняться Шри Кришне камфорой, плодами и благоухающими цветами, особенно желтыми цветами агару.
В этот важный день нельзя занимать свое внимание меркантильными интересами. Другими словами, жадность должна быть заменена благотворительностью. Это путь превращения потерь в несчетные блага.
Надо предлагать Господу множество плодов и омывать Его водой из раковины. Такая практика преданности, осуществляемая в Харибодхини экадаши, в десять миллионов раз благоприятнее, чем совершение омовений в местах паломничества и все формы благотворительности.
Даже Господь Индра складывает ладони и выражает почтение преданному, который в этот день поклоняется Господу Джанардане свежими цветами агастья.
Всевышний Господь Хари очень удовлетворен, когда Его украшают прекрасными цветами агастья.
О Нарада, я даю освобождение каждому, кто преданно поклоняется Господу Кришне в экадаши месяца Картика листьями дерева бел. А для того, кто поклоняется Господу Джанардане свежими листьями туласи и ароматными цветами в течение этого месяца, о сын, я лично сжигаю дотла все его грехи десяти тысяч жизней.
Тот, кто просто видит Туласи Махарани, дотрагивается до нее, медитирует на нее, рассказывает ее историю, выражает ей почтение, молится ее милости, растит ее, поклоняется ей, поливает ее — вечно живет в обители Господа Хари.
О Нарада, тот, кто служит Туласи-деви этими девятью способами, достигает счастья в высшем мире на столько тысяч юг, сколько корней и ветвей у взрослого растения туласи.
Когда на зрелом растении туласи появятся семена, из них вырастет много растений, расправят свои ветви, веточки и цветы, а эти цветы также дадут множество семян. Предки каждого, кто служит туласи этими девятью способами, будут жить в обители Господа Хари в течение стольких тысяч калп, сколько семян даст это растение***.
Тот, кто поклоняется Господу Кешаве цветами кадамба, которые очень приятны Ему, получит Его милость и никогда не увидит обители Ямараджи, олицетворенной смерти.
Так какова же польза во всяком другом поклонении, если все желания могут быть исполнены удовлетворением Господа Хари? Например, преданный, подносящий Ему цветы бакула, ашока и патали, освобождается от страданий и горестей на такое время, сколько солнце и луна существуют во вселенной, и, в конце концов, он достигнет освобождения.
О лучший из брахманов, поднесение цветов каннера Господу Джаганнатхе принесет преданному столько милости, сколько достигается поклонением Господу Кешаве в течение четырех юг. Подносящий цветы Туласи (манджари) Шри Кришне в месяц картика получает большее благо, чем от пожертвования десяти миллионов коров****. Даже поднесение с преданностью свежих стеблей травы дает в сто раз большее благословение, чем простое ритуальное поклонение Всевышнему Господу. Поклоняющийся Господу Вишну листьями дерева семика, освобождается от сетей Ямараджи, царя смерти. Поклоняющийся Вишну в сезон дождей цветами чампака, жасмина, никогда не вернется вновь на землю. Поднесший Господу только один цветок кумбхи обретает тот же дар, что и от пожертвования палы золота (двухсот грамм). Если преданный подносит один желтый цветок кетаки, яблони, дерева Господа Вишну, сидящего на Гаруде, то он освобождается от грехов десяти миллионов рождений. Более того, каждый, кто поднесет Господу Джаганнатхе цветы, а также сто листов, смазанных желтой и красной сандаловой пастой, обязательно попадет на Шветадвипу, находящуюся далеко за оболочкой этого материального мира.
Итак, о величайший из брахманов, Шри Нарада, после такого поклонения Господу Кешаве, дарующему материальное и духовное счастье в Харибодхини экадаши, на следующий день надо встать рано совершить омовение в реке, повторить джапу*****, святые-имена Кришны, и совершать любовное преданное служение Господу дома, пo возможности наилучшим образом.
Прерывая пост, преданный должен вначале предложить прасад брахманам, и только затем, с их позволения, съесть что-то зерновое. Потом, чтобы доставить удовольствие Всевышнему Господу, преданный должен поклоняться своему духовному учителю, чистейшему из преданных Господа, и предложить ему роскошную пищу, лучшую одежду, золото и коров, согласно своим возможностям. Это, конечно же, доставит удовольствие Всевышнему Господу, держащему диск.
Затем преданный должен подарить брахману корову, а если преданный пренебрег некоторыми правилами и регулирующими принципами духовной жизни, то он должен исповедаться в этом брахману, преданному Господу.
Потом преданный должен поднести ему какую-то дакшину (деньги).
О царь, тот, кто ужинал в экадаши, должен накормить брахмана на следующий день. Это доставит большое удовольствие Верховной Личности Бога.
О сын, если человек постился без позволения своего священника, или если женщина постилась без позволения своего мужа, они должны пожертвовать быка брахману. Мед и йогурт — также подходящие подарки брахману.
Тот, кто ел в экадаши только фрукты, должен на следующий день пожертвовать фрукты. Тот, кто не употреблял только масло, должен пожертвовать гхи; тот, кто не употреблял только гхи, должен пожертвовать молоко; тот, кто постился, не употребляя зерновые, должен пожертвовать рис; тот, кто спал на полу, должен пожертвовать кровать со стеганным одеялом; тот, кто ел на тарелке из листа, должен пожертвовать горшок с топленым маслом; тот, кто молчал, должен пожертвовать колокольчик; тот, кто не употреблял кунжут, должен пожертвовать золото и накормить двух брахманов роскошной пищей.
Человек, который хочет предотвратить облысение, должен подарить брахману зеркало; тот, который имеет поношенные башмаки, должен подарить башмаки; а тот, кто постился, не употребляя соль, должен пожертвовать брахману немного сахара.
В течение этого месяца каждый должен регулярно предлагать в храме Господу Вишну или Шримати Туласи-деви светильник на гхи. Пост в экадаши совершенен, если пожертвовать достойному брахману золотой или медный горшок, наполненный гхи или фитилями с гхи наряду с восьмью горшками, наполненными золотом и покрытыми тканями.
Тот, кто не в состоянии сделать такие подарки, должен хотя бы сказать брахману несколько добрых слов. Сделавший так, несомненно получит полное благословение поста в экадаши******.
Выразив свое почтение и получив разрешение, преданный должен поесть. Этот экадаши завершает Чатурмасью, и то, от чего воздерживались в Чатурмасью, должно быть пожертвовано брахманам.
О царь царей, тот, кто следует Чатурмасье, получит неисчислимые блага и после смерти попадет в обитель Господа Васудевы. О царь, каждый, кто в полной мере соблюдает Чатурмасью без перерыва, достигнет вечного счастья и не будет больше рождаться, и если кто-либо прервет пост, то он станет слепым или прокаженным.
Таким образом, я поведал тебе совершенный путь соблюдения Харибодхини экадаши. Каждый, кто читает и слушает об этом экадаши, обретет благо равное тому, которое достигается жертвованием коров достойному брахману.
Так заканчивается повествование о славе Картика-шукла экадаши, известном также как Харибодхини экадаши, или Уттхана экадаши, из Сканда Пураны.
Примечания
* В Ведах сказано: «Тот, кто ест в доме шудры, заводит друзей среди шудр, спит с женщинами шудр, уже стал шудрой в этой жизни. Следующие сто его рождений будут в домах собакоедов».
** В Падма Пуране сказано: «Если человек грешит сознательно, в расчете на силу воспевания священных имен Господа, то нет для него пути к очищению». Грехи, накопленные сознательно, называются «мокрыми», в то время как те, которые накопились неосознанно, называются «сухими». Здесь Господь Брахма говорит, что соблюдая Харибодхини экадаши можно избавиться от всех грехов: как «мокрых», так и «сухих».
*** Одна калпа, состоящая из двенадцати часов Господа Брахмы, длится 4.320.000.000 лет. Так как Господь Кришна сказал в Бхагавад-гите [8.21]. что «каждый, кто придет в Мою обитель, никогда не возвратится в материальный мир», то понятно, что в течение того миллиарда кальп, когда преданный остается в обители Господа Вишну, он будет совершать преданное служение и только затем получит возможность остаться там навечно.
**** Манджари, поднесенные Господу, должны быть только что сорванными и очень мягкими. Несвежие, твердые манджари не должны предлагаться Господу.
***** В Бхагавад-Гите [10.25] Господь Кришна сказал: «Из жертвоприношений я — воспевание святых имен, Джапа». В Калисантаране Упанишаде сказано, что в Кали-югу воспевание махамантры «Харе Кришна», состоящей из шестнадцати слов, — лучший метод достижения спасения. Вот шестнадцать слов мантры «Харе Кришна», которую проповедовал Шри Чайтанья Махапрабху: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе».
****** Для вайшнава благотворительность означает следовать Сознанию Кришны, особенно воспевать мантру «Харе Кришна». Как сказал Шри Чайтанья Махапрабху: «О брат, пожалуйста, воспой Харе Кришна хотя бы один раз — это единственная милость, о которой я прошу». Если преданный домохозяин в состоянии заниматься благотворительностью, то он может дать немного семян кунжута, одежду или пищу в качестве милостыни бедному, но это не обязательно.
16.11.2010 в 19:45
Спасибо, оч. полезная информация, буду стараться изо всех сил =)))
24.11.2012 в 14:41
😉 нда… заморочек не мало. напака пробую только поститься;) Вопрос — касательно сна днём, где-то в описаниях других дней экадаши говорилось что следует избегать, н то понятно если рекомендуют и ночью от сна воздержаться. Но насколько это неприемлемо? особенно если предстоит идтить на работу в ночную смену? я вот сегодня проснулся, омылся, лёг музычку послухать и задремаль;))но пост таки намереваюсь продолжать;)и перед ночной сменой дремануть надо бы. И, что делать если рядом брахманов мягко сказать трудно найти;)) не выходить из поста пака не разысщу?;)) Да, ещё такой есть вопрос — в описаниях величия дней экадаши чудь ли не каждый является САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ! и обещает возвращение в духовную обитель за его соблюдение ( т.е. попостился разок и уже можешь расчитывать на возвращение домой?) 🙂 как это понимать? Заранее благодарен за исчерпывающие ответы;) ДО…
25.11.2012 в 03:52
Очень важно понять одну главную истину: Кришна вытаскивает нас из этого мира, а не мы вылетаем отсюда заключив с Ним контракт о том, сколько мы должны повторить кругов и соблюсти Экадаши. Все решает Его воля. Можно соблюдать Экадаши и не любя Кришну, эффект будет ноль.
Кстати, чтобы даже в этом случае эффект был не нулевым упоминаются т.н. брахманы. Это очень важный и ключевой момент. На самом деле одна из тайн вашнавизма в том, что любовь к Богу передается только через милость, через контакт. Это может быть милость Кришны, но чаще всего — это милость вайшнавов. Так вот, когда человек ищет такого вайшнава (как правило имеется ввиду прежде всего духовный учитель, или тот, кто дает нам Кришну в этом мире) и старается доставить ему удовольствие в этот день, он фактически нарывается на божественную любовь, потому что вайшнав обязательно благословит его своим взглядом или словом. Вот тут даже рьяный атеист может в Кришну уверовать. Но это тайный прием, включенный в описание Экадаши.
Вообще Экадаши это уникальный день со всех точек зрения. Он подходит и материалистам (желающим очистить тело) и вайшнавам. Но все эти «сладости», которые описаны в пуранах о заслугах, о сжигании греха и т.п. нужны прежде всего тем, кого привлекает «цветистый язык Вед» (помните эту фразу из Гиты?). Это крючок для жадного скупца. Такой метод и в Шримад Бхагаватам используется. Это не значит, что он не работает. Все работает и все верно. Каждый день Экадаши не отличен от Кришны, поэтому каждый — совершенен. Правда один из них, Пандава Нирджала Экадаши все же особенный. Но не стоит искреннему преданному так сильно клевать на эти «крючки». Это придумано для обусловленных людей прежде всего. Такие люди мыслят категорией купца — купил/продал, что-то сделал/что-то получил. Бхагавад-Гита объясняет, что все это находится в пределах обычной кармы, это обусловленность, невежество. Пока мы будем действовать с желанием плодов, мы не сможем в полной мере понять то, о чем Кришна говорит на протяжении 9 первых глав Бхагавад-Гиты, и уж тем более о том, что говорится в 9, 12 и 18 главе. Однако человек, который поднялся над уровнем такого мышления и не пытается использовать Кришну в своих интересах, — такой человек просто хочет доставить Ему удовольствие. Подумайте хорошенько и ответьте себе на такой вопрос — ради чего я хочу соблюдать Экадаши? 1) чтобы попасть в духовный мир, 2) чтобы очиститься, или 3) чтобы доставить удовольствие Кришны. Ответ покажет уровень вашего сознания.
Описанные методы помогают развить в себе бхакти тем, кто находится под влиянием иллюзии. Естественно для современного западного общества, далекого от ведического, многие из рекомендаций выполнить невозможно. В этом случае человеку помогает личный духовный наставник, который знает как применить текущие обстоятельства для достижения той же цели. Нужно найти наставника и вручить себя ему, следовать ему во всем.
Если же у вас нет наставника, следуйте простому совету: если что-то из обстоятельств мешает вам как следует заниматься регламентированным процессом садхана-бхакти и как-то изменить их невозможно — старайтесь компенсировать это повторением святых имен. Повторение Святого имени — это сам Кришна, без посредников, без купюр, прямо и сразу.
26.11.2012 в 13:17
Добрыдэнь:)
Щирэ ДякуЮ;)
Я какбы немного всё это и понимаю и…
А Экадаши я начал соблюдать всё таки из-за плодов видимо, у меня в тяжёлом положении после операции находился очень дорогой и родной мне человек, а в храме Кришнаитов мне сказали что можно соблюдать такого рода аскезу и плоды от оной адресовать кому-то. Вот я и начал сию практику. Мой родной человечек ушёл, а я продолжаю, и адресую плоды то одному то другому. Сталкивался с советом адресовать плоды Богу, переодически делаю и так. А вообще мне очень понравилось делать такого рода подарки своим близким, здесь находящимся или где-то ещё. Это придаёт сил соблюдать сухой пост.
С другой же стороны я понимаю, что это может не совсем и правильно. Так сказать рву, желая большей силы аскезы, более серьёзных плодов. Хотя и заморачиваться по поводу что есть что не есть в экадаши тоже не охота, столько подводных камней, что лучше уже сухо и понятно поголодать;))
К тому же где-то в лекциях Торсунова слышал — он говорит что когда адресуешь плоды своей благой деятельность другим, они возвращаются в большем количестве, что тоже наводит на мысль о некоей корысти что-ли с моей стороны;))
Что же касается Бхакти, то да, я далековат от этого. Нет, не то что бы я не люблю Бога, или не верую в Него, у меня другие заморочки. Почему то я не особо «уверен» что это Кришна, что его зовут (в его высшем проявлении) именно так. Какое-то непонятное противоречие внутреннее.
Шива или Рама мне как то чёто более импонируют.
Да и не собрал я картинку до кучи ещё — касательно Вед вообще. Славяно Арийские Веды, или наследие Индии. ??? Говорил уже, что как параллелей так и диаметрально противоположных заявлений там хватает.
Крч обусловленностей у меня хватает;)) Но путь чую верный;) Не всего из-за оных потянуть могу, но поиск в других известных мне традициях оставлен, несмотря на советы многих лекторов выбрать ту практику которую полностью понимаешь и можешь следовать.
Конкретным духовным учитлем ищщё не разжЫлся ( не готов может даже ещё;)), но очень помогают так сказать случайные встречающиеся на пути учителя. И Вам, как одному из таких учителей кстати;) ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
До…
26.11.2012 в 18:06
Спасибо за искренний ответ. В этот век Кали, когда Дхарма еле стоит на последней ноге правдивости, больше всего я преклоняюсь перед теми, кто не обманывает себя и других. Такие люди встречаются все реже и реже. Спасибо вам.
Я также соблюдал некоторые Экадаши, чтобы помочь своим, к сожалению уже умершим, родственникам. Мне было больно, придя в сознание Кришны, думать о судьбе тех, кого я очень любил, но не мог им ничем помочь. Поэтому я предлагал плоды Экадаши им. И здесь нет ничего удивительного. Когда я встретил одного православного подвижника и святого, он указал мне на важный момент практики — молитва и забота о ближнем. В наше время это как-то не всегда бывает актуально, но настоящий вайшнав всегда думает о страдании других. Хотя мне конечно же до уровня такого вайшнава еще очень далеко.
Что касается Рамы или Шивы, — это все может быть не просто склонность, или предчувствие симпатии, это может быть природой вашей души. Шива обитает за пределами Вселенной, его окружают особого вида вайшнавы, которые служат вместе с ним Господу Санкаршане. Рама обитает выше, между Вайкунтхой и Дваракой. Отношения с ним более близкие чем с Шивой или Нараяной, но еще не такие как близкие в Двараке. Он царь-друг, к которому всегда можно обратиться в трудную минуту, положиться. Он как будто больше отец, чем царь, поэтому Он ближе Вайкунтха-пати. Мне кстати тоже очень нравится Рама, меня всегда к нему влекло. Но после 10 песни Бхагаватам, я сдался перед сладостью Кришны.
В прошлом своем комментарии я забыл написать очень важный момент по поводу Воли Кришны и его участия в нашей судьбе. Дело в том, что в обусловленном состоянии мы находимся с Кришной в состоянии постоянной конфронтации. Причем эта конфронтация коренится в безумии материального разума, который полностью управляется Санкаршаной. Таким образом получается, что наше безумие и конфронтация обеспечивается могучей силой Санкаршаны. Но даже увидев эти категории и попробовав избавиться от ложного сознания, мы потерпим поражение. Мы полностью связаны энергиями Кришны, куда не пойди, везде Его энергии. И если попробовать разорвать Его энергию иллюзии в нашем безумствующем разуме — у нас опять ничего не выйдет, поскольку Кришну невозможно победить. В итоге все вокруг в этом мире складывается так, что искренней душе ничего больше не остается, как признать свое поражение и зависимость от сил Кришны. И вот чудо — как раз понимание и осознание этого разрубает узлы иллюзии, уничтожает Ложное Эго и открывает дорогу в Духовный мир. Получается, чтобы победить в борьбе с иллюзией, мы должны признать свое полное поражение и капитуляцию перед Кришной. Обычно это происходит в сознании тех, кто потерпел очень много бед в этой жизни — такие люди легко предаются Кришне. И как правило те люди, которые в этом мире управляют энергиями Кришны — власть, деньги, красота — вот им как раз очень тяжело капитулировать. Им тяжело двигаться по пути бхакти.
27.11.2012 в 00:24
ОчЬ! цикавє доповнєння;) проблем не решает, но даёт ещё один угол обзора. Я вот на сайте «Мир Харе Кришна» читал статью где объясняют почему именно Кришна! Ну мол как — Всепривлекающий — и что этим качеством может обладать только Бог. Но ведь, по другим источникам ещё и — Чёрный. Это раз. И допустим Всемогущий или же Дающий пристанище всем живым существам, или… это тоже какбы те эпитеты, те качества которыми может обладать только Верховный;) Да и само это слово — Верховный! уже какбы не требует продолжений. А по всиляким источникам Верховными оказываются и Шива и Нарайана и Рама и Гопал и Говинда и… То конечно понятно что всё это имена как бы одного и того же, но… Ещё очень непонятно как с уровня Брахмы (а я слышал что первое своё рождение в материальном мире джива становится Брахмой) можно так жостко свалиться, до… меня например;)) И по одним источникам уйдя в сияние Брахмани, возжелавшая вновь действовать душа попадает в материальный мир в форме камня — мол хотел нишо не делать получи и распишись, расчехлись так сказать шо хотеть. А по другим обретает рождение в склонной к духовности и вообще по всякому обеспеченной семье — так как выход за пределы этой Майи это уже не абы какое достижение! Безличностность, но! Нискладуха? Оччень звиняюсь за сумбурность моего изложения, но иначе о, О таких «вопросах» нивыйдет;) И ЕщщЁ раз огромное Вам спасибо;) Надеюсь и Верю , что с помощью Всевышнего (иначе никак), если Ему будет угодно открыть мне эти «тайны», если я заслужу и буду достоин этих знаний я таки соберу «голову» до кучи и уразумею что да как:)
Спасибо!
😉
З.Ы.:
Да,что вы имели ввиду говоря о природе души, касательно Шивы и Рамы;)С тех мест суда упала?
Еще вот такие есть вопросики больше Майевские;)) Если в Экадаши, незадумываясь, машинально откусил допустим заусеницу у ногтя на пальце, или порезался и закинул порезанный палец в рот;)) как это расценивать?
27.11.2012 в 00:28
…
Да и еще — говорится что мол можно даже стать полубогом, или мол раньше им быть, а свалится судой. Дык ведь вроде как и имена оных ужо все известны и регламентированы, ы;)) Брььь…;))
28.11.2012 в 01:45
Харе Кришна! У вас очень много вопросов, и я не уверен в своей компетентности правильно ответить на них. Поэтому прежде всего хочу отослать вас к двум шедеврам вайшнавской философии — Брахма-самхита и Шри Чайтанья Шикшамрита вышедшие из под пера величайшей личности Бхактивинода Тхакура. Его книги — уникальный дар человечеству. Я уверен, что после знакомства с ними большая часть сомнений развеется, и вы утвердитесь в правильном понимании. Эти книги можно скачать в интернет.
И все же, в меру своего понимания, я попробую ответить, как думается мне. Хочу заранее предупредить, что возможно в чем-то я буду ошибаться, поэтому не принимайте меня как авторитета полностью в этих вопросах.
Мы с вами принадлежим к категории джива, отделенная от Кришны самостоятельная часть, находящаяся во власти его внутренней или внешней энергии. Из-за склонности попадать под власть либо его внешней энергии, либо внутренней, нас называют пограничной энергией. Мы никогда не можем достигнуть положения Кришны, как источника, поскольку по сравнению с ним ничтожны. Но мы можем достичь положения, при котором будем иметь почти такие же духовные качества, какие имеет Бог. И все же такого блаженства и такого знания как Он мы не обретем никогда. Это создано с большим смыслом. Имея вечную дистанцию в постижении Его энергий, Бог остается всегда для нас интересен и не разгадан.
Сам Кришна имеет несколько категорий, которые подробно описаны в статье о его воплощениях. Условно можно выделить три: Кришна изначальный, Производные формы от Кришны (его целые отделенные части), и смешанные формы. Кришна изначальный проявлен во Вриндаване. К отделенным частям относятся все воплощения Кришны и Его энергий (от Баларамы и Радхарани, до Нараяны, Рамы и Сверхдуши). К смешанной же форме принадлежат особые воплощения (воплощения дживы с энергией Кришны) и Господь Шива, стоящий между уровнем дживы и Кришны.
У Кришны есть 64 качества. 50 из них может развить наша с вами душа. 55 из них есть у Шивы частично. 60 проявлены у Нараяны и таких воплощений как Рама. Но все 64 только у Кришны. Значит ли это, что Нараяна или Рама не Бог? Нет, не значит. И Нараяна, и Рама, и Вамана, и Нрсимха — все это Бог. Но Кришна имеет некоторые качества, которые эти экспансии Кришны не проявляют. Это можно сравнить с настроением. Представьте что одно лицо выражает одну эмоцию. Тогда у Бога существует миллиарды лиц, и, в зависимости от обстоятельств, Он может проявить либо одно, либо другое лицо. Между Нараяной, Кришной или Рамой нет разницы, поскольку это разные лица одного Бога. Но разница есть в эмоции, настроении, которые эти ипостаси могут передать. Так вот у Кришны спектр эмоций более широк, чем у Рамы или Нараяны. Грубо говоря Кришна может передать все эмоции Нараяны, но Нараяна не может передать все эмоции Кришны.
Зачем это все было нужно делать?
В освобожденном состоянии, при котором власть внешней энергии над душой сменяется властью энергии любви Бога, мы тождественно с ним равны. Однако поскольку Бог безграничен и многогранен, миллиарды различных типов отношений с ним, любви с ним, постижения его и т.д. условно делятся на 5 уровней или рас. Все эти типы отношений проявлены также и в материальном мире. Когда вы встречаетесь с девушкой (парнем) — вы находитесь на уровне интимной любви. Когда вы гладите по головке сына и заботитесь о нем, вы находитесь на уровне родительской заботы. Когда вы помогаете друзьям и получаете их поддержку, когда общаетесь с ними — вы находитесь на уровне дружбы. Когда вы исполняете задание начальника на работе, вы находитесь на уровне служения. И, наконец, когда вы восхищаетесь величием и могуществом кого-нибудь, но не проявляете активных действий, поглощенные молитвой и духом преданности — вы находитесь в отношении нейтральной расы. Это деление условно, поскольку и в нашей материальной, и в духовной жизни — к основному уровню могут добавляться тысячи разных дополнительных эмоций. И все же эти уровни ключевые и изначально присуще душе вечно. Душа каждого из нас уже сейчас — находится на одном из этих уровней. Пока мы не пробудили ее, мы не знаем — в каких мы отношениях с Богом. Но когда душа пробуждается, мы узнаем свои отношения, своё служение, и свой истинный духовный изначальный облик. И вот потому, что кто-то изначально желает любить Кришну как сына, а кто-то как отца, кто-то как хозяина, а кто-то как любовника — вот для этого Бог создает безграничное число своих форм, чтобы в этих формах обмениваться с душами любовными отношениями в той расе (или типе отношений) которые нравятся душе. И есть Вайкунтха-баси, т.е. жители Вайкунтхи, есть Айодхия-васи, жители обители Рамы, а есть Враджа-васи, жители Вриндавана. Каждый из нас может быть в одной из этих обителей в своем изначальном облике, и иметь привязанность к соответствующему облику Бога. Например Хануман привязан к Раме, Пандавы и Уддхава — привязаны к царю Двараки, а гопи к пастушку Кришне. У каждого из них своя раса и свой любимый Бог. И у нас с вами также есть свой любимый образ Бога в сердце, к которому мы стремимся. Некоторые считают, что Сергий Радонежский и Серафим Саровский являются преданными Господа Вайкунтхи и находятся с ним в настроении нейтральной расы и расы служения.
Вопрос о том, как можно упасть с уровня Брахмы. Если вы посмотрите на директоров компаний, начальников первого и второго звена, на всех кто имеет в своем подчинении большие ресурсы в этом мире, вы обнаружите, что подавляющее большинство из них не горит желанием искать прибежища у Бога. Говорится, что если хочешь испытать кого-то, дай ему власть и деньги. Это происходит потому, что наше тайное желание наслаждаться в этом мире и быть повелителем всего — сильнее затмевает наше сознание тогда, когда мы получаем эту власть в материальном мире. Несмотря на то, что Брахма появляется непосредственно от Бога, он обладает самой колоссальной властью в этом мире после самого Бога и Шивы. Поэтому совсем не мудрено с этого уровня скатиться, это самый опасный уровень иллюзии для нашего ложного Эго.
Как душа из брахмана снова возвращается в материальный мир — я ничего не могу сказать, так как у меня лично нет такого опыта, и я не помню авторитетных заметок на эту тему. К слову сказать тема падения из духовного мира вообще очень не однозначно и разные вайшнавы имеют разные концепции этого.
Как можно упасть с уровня полубога? Очень просто. Дело в том, что такие личности как Бог Огня или Ветра — всего лишь занимают определенные должности, которые и отвечают за эти энергии. Так например министр финансов отвечает за распределение денег. Но эти деньги ему не принадлежат, и при желании премьер-министр может уволить рядового министра и взять на его место другого. В управлении вселенной все очень похоже. И Индра, и Ваю и т.д. — все это должности (например в следующую манвантару Индрой будет царь Бали, бывший демоном.) т.е. это просто посты. Но на райских планетах живут и многие другие личности, не на посту, а как обычные жители. Когда запас их благочестия исчерпывается, они падают в земные миры. Это описано в пуранах. Стать полубогом также не сложно, для этого можно даже пользоваться мантрой Харе Кришна. Некоторые же совершают специальные жертвоприношения. Правда как правило вайшнавы не стремятся занять пост полубогов, поскольку (а это отдельная тема) в их шкуре гораздо легче забыть Кришну, чем развить в себе сильную к нему любовь. Обратите внимание, что в 6 песне Шримад Бхагаватам, демон Вритрасура говорит Индре, что своим любимым слугам, Бог не дарует богатства или положения, поскольку эти вещи ослепляют слабых сердцем. Вся история о Вритрасуре очень подробно раскрывает эту тему с полубогами.
Что касается Экадаши, крови и т.п. — мне думается, что без этого можно обойтись, поэтому такие вещи лучше не делать. Однако бывают ситуации угрожающие жизни и здоровью, и здесь конечно же правила соблюдения совсем иные.
И последнее о всемогуществе или величии. Почему именно Кришна, что значит это имя?
Дело в том, что истинный мудрец, который постиг природу духа и материи, научился видеть их раздельно, видеть как действуют три гуны материальной природы — такой мудрец понял, что настоящая сила и власть коренится в желании. ЖЕЛАНИЕ — это то, что сдвигает горы и уничтожает миры. Это то, что погружает душу во тьму ада, и поднимает на уровень Брахмалоки. Это желание нашего сердца, или искаженное желание нашего материального разума. ЖЕЛАНИЕ это двигатель всего во всех мирах.
Так вот, величие и могущество Кришны (что значит Привлекательный для всех) заключается в том, что Он способен возбудить в нас ЖЕЛАНИЕ. Он тот, кто является ОБЪЕКТОМ нашего ЖЕЛАНИЯ. Он тот, ради чего мы живем. Источник, начало и конец, главная цель всех наших стремлений. Просто будучи во сне безумия, мы желаем его энергию, мы желаем Его КОСВЕННО, но когда мы пробуждаемся, мы уже стремимся к Его ЛИЧНОСТИ.
30.11.2012 в 13:56
Харе Рама;)
Большое спасибо за ответы. Но они нарожали как всегда и новых вопросов;))
Т.е. уже известно, что Бали будет занимать пост Индры;),А звать его будут как? Бали, или Индра? Индра — это имя или звание, должность?
Хануман, я слышал что это воплощение Шивы.
Который согласно Шива пуране если не врёт википедия;)))) является создателем и Брахмы и Вишну. Как это понимать? Как он тогда может быть вайшнавом? И откуда тогда вообще взятся шайвам, если Шива сам вайшнав? Вы говорите — «К смешанной же форме принадлежат особые воплощения (воплощения дживы с энергией Кришны) и Господь Шива, стоящий между уровнем дживы и Кришны.» Т.е. сам Шива как личность очень неоднозначен. Хитрая какаято у него роль;) Отвечает за гуну Невежества. Сам же ниргуна. Сам брахман…И, Сада Шиву опять таки называют верховной личностью. Придставляется мне этаким «неформалом» среди Богов;)) Н эт опять таки различные источники и каша из них в моей голове, сердце или ищё де;)
Н то что стремится стать полубогом — это не самоцель то понятно, некоторые полубоги хотят судой;))
Вопросов вагон и пару телег;)) головой крч вряд ли тут можно обойтись, остаётся уповать не милость и благолсовение:)
А вам снова Щирэ Дякую;)
ДО…
30.11.2012 в 13:58
нА! милость и благословение;)
30.11.2012 в 14:59
Да, вы правы. Положение Шивы очень интересное. Рекомендую вам прочитать Брахма-Самхиту, там подробно раскрывается его суть.
В интернете много источников информации, многие из которых с трудом можно назвать авторитетными. К слову авторитетными я признаю вайшнавские произведения, переведенные ачарьями в цепи ученической преемственности. Этому можно доверять. Брахма Самхита Бхактивинода Тхакура относится к их числу. Что касается шайвов, то, естественно, у них существует свое понимание Шивы, так же как и у многих других, поклоняющихся полубогам. Однако тот, кому поклоняется сам Шива — утверждает в Бхагавад-Гите, что поклонение полубогам — это поклонение Ему же, Кришне, только не совсем правильное, косвенное. Вот почему, в конечном счете, необходимо признать одну верховную личность.
Но положение Шивы очень особенное. Даже Шримад Бхагаватам называет его Бхагаваном из уст Брахмы. Однако это нужно правильно понимать. Шива является такой необычной формой Бога, которая касается Материи, и потому он отличен от Бога. Поскольку в самом Кришне нет ни грана материи, Шива и Кришна состоят в разных категориях, и Шива, как я уже писал выше не может быть равен Кришне.
Хануман не может быть источником Кришны, иначе бы не было самого Ханумана. Хануман возлюбленный Рамы. И они существуют как слуга и Господин, причем сам Хануман говорит об этом направо и налево. Это все просто нелепо звучит, и вообще уничтожает всю идею любви между двумя этими личностями.
Еще раз обращаю ваше внимание на важный момент — необходимо иметь авторитетный источник информации. Если впитывать в себя все, что говорят и пишут имперсоналисты, сахаджии, представители разных культов и все кому не лень — можно сойти с ума. Поэтому перед тем как изучать предмет, нужно определиться с авторитетом, т.е. нужно выбрать источник, которому вы будете доверять. Пока вы не определились, не имеет смысла заниматься серьезным изучением Вед, поскольку сомнения — это большое препятствие на духовном пути.
Веды говорят как их нужно изучать — из уст того, кто находится в цепи учителей от самого Кришны. Веды это откровение, они передают знание нисходящим путем, от того, кто знает все (Бога), тому кто не знает ничего (душам). Поэтому вам нужно найти того, кого Бог выбрал своим честным «почтальоном», только так вы получите Его послание без искажений. Почтальон не вскрывает письмо, а просто передает его адресату. Вам нужно сначала найти такого честного почтальона, иначе все потеряет смысл. Сегодня итак хватает спекуляций и лженауки, все кому не лень вскрывают письма Бога и поправляют их, приписывая себе авторство послания. Лучше сразу остерегаться таких «почтальонов».
Бхактивинода Тхакур — это один из лучших почтальнов Бога, это Его ближайший слуга. Я вам предлагаю отбросить всю лишнюю информацию и внимательно изучить указанные мною книги Бхактивиноды.
В Ведах содержится большое количество противоречий. Они помещены туда специально. Человек не знающий как следует изучать Веды найдет эти противоречия и не сможет разрешить. Таким образом Веды защищают себя от всех, кто не достоин их изучать.
08.12.2012 в 16:48
Здра13ст13уйте;)
Как всегда благодарю за ответы:)
я не называл Ханумана источником Кришны;))я лишь сказал что слышал что Хануман это инкарнация Шивы. Но это я выудил из старого индийского мульта, который так и называется «Хануман»;)
Да, с источниками конечно неразбериха. Спекуляций и лженауки хватает, вы правы. Касательно противоречий в самих Ведах тоже.
А вот с принятием авторитетов вообще дела обстоят сложно. Ненаблюдаю рядом таких почтальонов, посему и приходится юзать лекции, читать усилякую литературу и надеятся на милость Божью.
Степень серьёзности же моих исканий и изучений соответствует видимо моему уровню развития и карме. До сравнительно недавнего времени я практически и не ведал о Ведах, а кришнаиты представлялись чудаками в нелепых нарядах с хвостиками и побрякушками;)) Всему свой тайм;)
А до Брахма-Самхиты Бхактивинода Тхакура думаю доберусь, опять таки с таймом конечно;)
Щиро Дякую До…
08.12.2012 в 17:11
Харе Кришна! Я думаю Кришна пошлет вам нужного почтальона! Спасибо вам за ваш интерес и искренность.