Дханешвара дас — 10 причин, не позволяющих установить варнашрама-дхарму в ИСККОН
20 сентября, 2013
Или серьезные проблемы, которые необходимо решить, прежде чем возможность установления варнашрама-дхармы в ИСККОН станет реальной
Варнашрама-дхарма находится в поле моего зрения много лет – с тех пор, как я жил на ферме Гита-нагари в Пенсильвании в 1977 году, когда Шрила Прабхупада собирался прибыть туда, чтобы научить нас всему, что связано с варнашрамой. В последние годы мой интерес к этой теме возрос, и я часто говорю о ней и прилагаю все усилия к тому, чтобы помочь реализовать ее на практике в Восточной Европе. Годами обдумывая связанные с этим вопросы, я заметил ряд противоречий между культурой варнашрамы и культурой ИСККОН. По иронии судьбы, эти нестыковки, судя по всему, мешают внедрению варнашрамы в ИСККОН. Я посчитал, что должен назвать эти противоречия и поделиться ими с теми, кто так же, как и я, хочет установить культуру варнашрамы, особенно учитывая усилия, прилагаемые Командой стратегического планирования ИСККОН (КСП), и те изменения в высших кругах организации, которые они, вероятно, вызовут. Чем дальше руководство Общества будет отдаляться от варнашрамы, тем более масштабными и непреодолимыми станут культурные различия.
Конечно, эти противоречия существуют в пределах моего понимания культуры варнашрамы, которое здесь не оговаривается и которое, скорее всего, в чём-то отличается от концепций других. В этом смысле статья не закончена сама по себе, ведь как можно говорить о том, есть противоречие или нет, если прежде всего отсутствует понимание тезиса? Но это еще одна причина, по которой я привожу аргументы для энтузиастов варнашрамы – чтобы указанные в статье противоречия могли спровоцировать дискуссию, которая поможет тщательнее уяснить, что это за зверь такой, называемый варнашрамой. Хочу оговориться, что статья предлагаемся вашему вниманию в позитивном духе с надеждой на решение перечисленных в ней проблем. Ведь если я прав в своих оценках и если противоречия не будут сведены к минимуму как можно скорее, я боюсь, что введение варнашрама-дхармы в ИСККОН станет невозможным. Это действительно трагично, учитывая, что основатель-ачарья, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада, считал введение варнашрама-дхармы не менее чем половиной своей миссии.
В ответ на обсуждаемые здесь проблемы наверняка будет выдвинуто столько же концепций варнашрамы, сколько и концепций того, чем является ИСККОН, и я, в действительности, ожидаю такую реакцию. Помимо этого, проблемы, возможно, не будут актуальными для всего Общества. ИСККОН – это международное движение, и то, что невозможно в одном месте, вполне осуществимо в другом. Мы, конечно, надеемся на это.
Я ни в коем случае не думаю, что написанное в этой статье является абсолютной истиной. Это просто мое видение ситуации в данный момент. Буду рад любым доводам, опровержениям, комментариям и возражениям, которые появятся в ответ на приведенные мной аргументы.
Итак, вот десять причин, которые не позволяют установить культуру варнашрамы в ИСККОН:
1. Необходимый культурный сдвиг уже слишком велик
Культура варнашрамы организована таким образом, чтобы давать живущим в ней людям максимум свободы – и политической, и идеологической. Это всеобъемлющая культура, которая дает платформу, позволяющую всем членам общества развиваться духовно в соответствии с избранным ими путем и при этом не диктуя, каким должен быть этот путь, во что они должны верить и т.д. Это открытая система, возлагающая ответственность на индивида, что поощряется действиями брахманов и кшатриев, которые наблюдают за гражданами и руководят ими.
В настоящий момент ИСККОН действует как организация, созданная по корпоративной модели с централизованными командами и контролем, – т.е. совсем иная культурная структура с совершенно другой целью. Хотя можно сказать, что Шрила Прабхупада намеревался внедрить более децентрализованную модель, мы видим, что модель централизованной команды и контроля все активнее используется в ИСККОН. Нынешняя структура подразумевает обязательное следование определенной идеологии и выполнение централизованных команд.
Метод организации ИСККОН настолько отличается от модели варнашрамы, что подлинная культура варнашрамы не может быть установлена в ИСККОН в том виде, в каком он существует сейчас. Необходим большой культурный сдвиг, и понятно, что он должен быть инициирован высшими кругами Общества, причем в унисон. Это чрезвычайно острая проблема, и, по моему скромному мнению, ее вряд ли удастся решить, если не будут предприняты совместные усилия, включая GBC и всех гуру ИСККОН, у которых недостаточно времени на то, чтобы сформировать ясное понимание варнашрамы, которое могло бы быть принято всеми.
2. Высшее руководство ИСККОН почти не обеспечивает лидерства в установлении культуры варнашрамы
Лидеры Общества не имели и не имеют времени на то, чтобы сосредоточиться на культуре варнашраме и изучить ее. Соответственно, они не понимают ее и потому не осознают необходимость и ценность ее введения. До тех пор пока высшее руководство Общества не поймет культуру варнашрамы и не примет меры по ее внедрению в пределах сферы их влияния, маловероятно, что рядовые преданные примут ее и будут следовать ей на практике. Как они могут сделать это? Последователи не могут вести вопреки тому, что говорится на бамперных стикерах («Если народ поведет за собой, лидеры пойдут за ним»). Действие должно начинаться сверху.
Культура варнашрамы может породить озабоченность потерей контроля со стороны высших уровней руководства организации. В противоположность нынешней ситуации в ИСККОН, в культуре варнашрамы такой контроль почти отсутствует и заменяется поддержкой праджей в их деятельности в пределах данной культуры.
ИСККОН действует на основе корпоративной модели, в которой высший эшелон (GBC) осуществляет полный контроль над конфессиональными и административными функциями. Они приняли на себя не только роль высшей управляющей инстанции, но и управляющего авторитета и высшего авторитета. Культура варнашрамы подразумевает обязательную отмену такого контроля и дает полномочия конфессиональной инстанции брахманам, ограниченный руководящий авторитет – кшатриям, и свободу – всем остальным. Глобальная модель управления варнашрамой согласно принципам дхармы не позволяет исполнительной инстанции получать больше власти, чем указано выше. Иначе говоря, в варнашраме нет концепции всемирной организации, глобального управления или командной системы, определяющей деятельность других. Этот факт входит в противоречие с нынешней организацией и центрально-командной системой в ИСККОН. Если GBC не откажется от идеи централизованных команд, культуру варнашрамы установить не получится.
Отметим, что здесь есть исключения, в особенности Шиварама Свами, который, будучи санньяси, членом GBC и инициирующим гуру для всей Венгрии, приложил большие усилия для создания Нью-Враджа Дхамы. Кроме того, есть Бхакти Рагхава Махараджа, который, хотя больше и не входит в состав GBC, остается движущей силой внедрения сознания варнашрамы в ИСККОН. Будучи санньяси и инициирующим духовным учителем, он является одним из признанных лидеров Общества, обладает большим влиянием и реализует проекты варнашрамы в Индонезии, Камбодже и Индии.* Это вопрос лидерства и идеологии. Хотя эти проекты ориентированы на самодостаточность и проповедь Сознания Кришны, полностью ли они установили культуру варнашрамы? Если да, возникает требующий ответа вопрос: как эти проекты связаны с руководством ИСККОН (GBC)?
* Вполне возможно, есть и другие исключения, которые мне неизвестны.
3. Основная масса преданных не понимает, что такое варна
Большинство преданных не понимают общественную систему варн и не обсуждают ее, их не учат этому, и поэтому у них смутные представления о том, что это такое на самом деле или как применить эту систему на практике. Вполне закономерно, что преданные не спешат становиться энтузиастами того, что не понимают. Как функционирует эта культура? Как человек находит в ней свое место? Каковы отношения между ним и другими, и как они определяются? Как люди обеспечивают себя в культуре варнашрамы? Что приемлемо, а что нет?
На все эти и многие другие вопросы должны даваться ответы, их следует доводить до сведения основной массы преданных, и тогда им нужно будет добровольно соглашаться на участие в варнашраме. Конечно, от высших уровней Общества потребуется лидерство как наставлениями, так и примером. То, что делает великий человек, обыкновенные люди считают важным и следуют этому. Если гуру ИСККОН и члены GBC не примут на себя эту задачу, ожидать, что их ученики обратятся к варнашраме, не приходится. Нынешняя попытка приблизиться к установлению варнашрамы и обучению ее принципам должна ответить как на все приведенные выше вопросы, так и на другие. На данный момент мы очень далеки от какого-либо согласованного мнения о том, чем в действительности является культура варнашрамы.
4. Мы все равны
В современном обществе пропагандируется идея, что все равны, и хотя это делается якобы для достижения политических целей, данная идея переносится на все аспекты жизни. В действительности, на этой планете не существует и двух человек, которые были бы равны. Мы видим, что концепция равенства естественным образом привносится в общество преданных теми, кто к нему примыкает, особенно в интернет-дискуссиях. Хотя мы декларируем согласие с тем, что существует четыре класса людей, у нас до сих пор нет какого-либо метода проведения различий между ними или применения этих различий на практике. Более того, мы даже наблюдаем упорное сопротивление введению этого аспекта ведической культуры. У нас есть различия и этикет, основанные на ашраме и старшинстве в Обществе, но, как можно заметить, это не отличия той или иной варны. Если полностью игнорировать эту важную половину культуры варнашрамы, то очевидно, что установить ее мы не сможем.
Поскольку мы думаем, что все равны, те, кто на самом деле имеет брахманическую природу и прилагает усилия к тому, чтобы в соответствии с этой природой вести за собой, очень часто игнорируются. Это хорошо видно по комментариям на сайтах, которые следуют за статьями, или на форумах. Это попросту противопоставление мнения одного человека мнению других, и при этом не выказывают какого-либо уважения даже старшим преданным, не говоря уже о предполагаемых брахманах.
5. Страх перед неизвестным
Практически все боятся, что их будут эксплуатировать в социальной системе, которую они не понимают. Мы знаем окружающую нас культуру, наше место в ней и как вести себя в ней, но мы не знаем, как будем защищены в культуре варнашрамы, и поэтому не решаемся участвовать в ней. Культура варнашрамы полностью неведома, и, возможно, таит в себе проблемы, которые мы не ожидаем или не знаем, как их решать, и поэтому ее избегают.
6. Не хватает кшатриев, занимающих должное положение в Обществе
Люди с выдающимися способностями не могут найти себе место в Обществе, не привлекаются к нам и не участвуют на уровне самостоятельного лидерства, что является истинной ролью кшатрия. Почти все люди с незаурядными способностями, которые у нас есть, занимают положение лидеров в ИСККОН, однако существует большая потребность в дополнительных лидерах. Поскольку кшатрии создают место/пространство, без кшатриев нет кшетры (поля деятельности) для основной массы преданных. Способные люди нуждаются в пространстве, чтобы быть независимыми, и здесь можно отметить, что современная структура ИСККОН не поощряет самостоятельные продуманные действия, и это противоречит подлинной культуре варнашрамы, как уже обсуждалось выше.
7. Институционализм
В ИСККОН утвердилась авторитарная структура, в которой авторитетом наделяется руководящая должность, или пост, а не люди, обладающие квалификацией. Мы можем говорить, что те, кто назначен, – самые квалифицированные личности, однако многолетний опыт показывает, что это не факт. Современная система противоположна культуре варнашрамы, в которой авторитетом наделяется квалифицированный человек, а не условный чин (должностное лицо условной корпорации), и она создает новые уровни бюрократии, не существующие в культуре варнашрамы. Нужно заметить принцип устройства: форма определяется функцией. Две культуры устроены так, чтобы достигать разных целей. Целью культуры варнашрамы является поступательное духовное просвещение всей культуры. Цель современной доминантной культуры – увеличение чувственных наслаждений небольшой части общества за счет подавляющего большинства.
Кроме того, в нашей организации распространена идея (по крайней мере, среди некоторых), что продвижение по корпоративной лестнице – это показатель духовного прогресса, или что контроль над людьми и деньгами заменяет его. Корпоративная структура и культура варнашрамы – взаимоисключающие парадигмы. Поскольку в современном мире мы вынуждены действовать в рамках доминантной культуры, перед нами стоит задача – установить имеющую законную силу инстанцию, которая будет наделять должными полномочиями квалифицированных людей в структуре варнашрамы.
Здесь могут возразить, что Шрила Прабхупада собственноручно создал корпоративную структуру ИСККОН, и поэтому ее едва ли можно считать несовместимой с целями Общества. Это справедливо, но мы также должны иметь в виду, что Шрила Прабхупада регулярно и систематически просил своих лидеров основывать колледжи варнашрамы в каждом храме и вводить культуру варнашрамы – просьбы, которые в то время были почти полностью проигнорированы. Если бы соответствующие меры были приняты в то время, когда Шрила Прабхупада был с нами, противоречия между двумя этими системами, вероятно, проявились бы, и их можно было бы устранить под его надзором.
8. Вайшьи пренебрегают своим долгом
В Обществе укоренилась идея, что обязанность вайшьи – заниматься бизнесом, а не сельским хозяйством и заботой о коровах. Однако это не то, что говорит Шрила Прабхупада или Шри Кришна. Например:
Приезжайте сюда и выращивайте пищу. Выращивайте фрукты. Это… Таково желание Кришны. Аннад бхаванти бхутани [Бг. 3.14]. Производите продукты питания и ешьте достаточно, будьте сильными и повторяйте Харе Кришна. Такова наша философия. Почему вы производите болты и гайки, шины и трубы? Ешьте. Негодяй. Они не знают, что прежде всего вы должны питаться. Но нет, все работают в промышленности [занимаются бизнесом]. Почему? Кришна не говорит: «Развивай промышленность». Кришна говорит: «Производи еду». Аннад бхаванти бхутани. (3 апреля 1975 Майяпур)
Вайшья… Обычно мы понимаем, что вайшья – это класс торговцев. Нет. Сейчас так называемые вайшьи – это шудры, ниже чем шудры. Почему? Занятия вайшьи такие: крши-го-ракшйам-ваниджйам ваишйа-карма свабхава-джам [Бг. 18.44]. Вайшьи должны заниматься производством зерна, но они не заинтересованы. Их интересует открытие заводов, чтобы делать болты, гайки и автопокрышки, шины Goodwheel, Goodyear. Ну тогда ешьте болты с гайками и шинами. Нет, вы не можете их есть. Вы должны есть рис, а рис продается по 10 рупий за килограмм, потому что вайшьи не выращивают зерно. Вот в чем ошибка. (2 февраля, 1974 Бомбей)
В ИСККОН «вайшьи» почти на сто процентов заняты бизнесом всех мастей, и хотя, как указывает Шрила Прабхупада, это не является правильным долгом вайшьи, у нас это считается нормальным и даже хорошим, ведь они оказывают финансовую поддержку храмам. И поскольку все равны, если брахманы указывают на это несоответствие, никто не воспринимает это всерьез, особенно если гуру не придают этому серьезного значения. Привыкшие быть независимыми и имея средства на то, чтобы быть независимыми, такие преданные не желают слушать брахманов, которые могут давать им наставления о должном исполнении их обязанностей.
9. Недостаток личной квалификации
Мы все в некоторой степени осознаём недостаток квалификации в нас самих и видим, что другие тоже неквалифицированы, и поэтому не решаемся полагаться на других напрямую. Культура варнашрамы требует, чтобы ее участники были квалифицированными – это одна из ее очень желательных характеристик. Однако в современном обществе мы привыкли быть «независимыми» и свободными жить по любому стандарту, который предпочтем, вместо того чтобы быть подотчетными группе людей, требующих определенного образа действий.
10. Благодушный настрой
В умах некоторых последователей ИСККОН глубоко укоренилась идея о том, что благодаря распространению книг (и, возможно, харинамам) появится всё остальное, поскольку так говорил Шрила Прабхупада. Поэтому всё, что от нас требуется, – продолжать миссию таким же образом, как и в то время, когда Шрила Прабхупада был с нами. В варнашрама-дхарме нет необходимости. Всё, что нужно, – это харинам и распространение книг.
Это напоминает мне историю о том, как во время наводнения в ненастную погоду христианин молился Господу, прося помощи, и Бог ответил, что спасет его. Когда вода стала прибывать, человек поднялся на крышу своего дома и увидел, что мимо проплывает лодка. Он не стал в нее садиться, сказав: «Бог пообещал, что спасет меня». Затем приплыла еще одна лодка, и он снова отказался садиться, заявив: «Бог сказал, что Он спасет меня». Наконец, когда волны начали накатывать на крышу, к нему подлетел вертолет, чтобы перенести его в безопасное место, человек и в этот раз ответил, что его спасет Бог. Короче, он утонул. Попав к вратам рая, он спросил у Бога, почему Он не спас его. Бог ответил, что посылал ему две лодки и вертолет, но этот невежественный глупец отказался принять помощь.
В результате распространения книг мы можем ожидать (и ожидаем), что придут способные люди, которые возьмут на себя задачу сделать то, что необходимо для установления всей культуры Кришна-варнашрамы, но их надо признавать как исполнителей, которые будут воплощать в жизнь то самое «всё остальное». Мы должны признавать и принимать их усилия, понимая, что они были посланы Господом, чтобы способствовать развитию Его миссии. К сожалению, тех, кто пытается развивать миссию, расширяя то, что было начато Шрилой Прабхупадой (т.е. сторонников варнашрамы) направляют на поддержку Общества устоявшимися способами.
Напоследок отмечу, что как минимум часть этих проблем характерна *не только* для ИСККОН, и поэтому они должны решаться при любых обстоятельствах и любых попытках установить варнашраму. Однако существующая в ИСККОН культура, судя по всему, значительно усложняет эту задачу. Приведенные выше противоречия и проблемы, на мой взгляд, уже слишком велики для того, чтобы в настоящее время можно бы было установить Варнашрама-Дхарму повсюду в ИСККОН. Результатом станет то, что либо варнашрама вовсе не будет установлена, либо в итоге ИСККОН создаст неполноценную версию варнашрамы с элементами современной материалистической, атеистической культуры.
06.01.2014 в 02:25
добрый вечер! Сразу скажу, что я не принадлежу к ИСККОН и мало знакома конкретно с философией данной традиции. Но мне бы хотелось задать здесь вопрос. Было бы очень интересно понять следующий момент: насколько я понимаю, варнашрама-дхарма включает в себя понятие варны, и это качество, которое приобретается человеком только по факту рождения в той или иной семье. Тогда как можно вообще возможно говорить о возможности или невозможности введения варнашрама-дхармы в центрах, которые существуют в том числе на Западе и в России? У нас ведь нет системы варн. И если теоретически даже получилось бы ввести варнашрама-дхарму, то как это было бы возможно, если люди, родившиеся вне Индии не знают своей варны? Как мы определим, кто из нас будет относиться к какой варне? 🙂 Заранее благодарю за ответ.
06.01.2014 в 13:52
Благодарю за вопрос! Написал целый пост в ответ на него: Варна человека. Как приобретается качество варны? Как определить свою варну?
07.01.2014 в 22:01
Доброго времени суток,
Больше спасибо за такой развернутый ответ! я даже не ожидала 🙂 Задала вам еще один уточняющий вопрос на странице со статьей!