Три Гуны (стихии) материальной природы. Их характеристики, различие и значение
1 декабря, 2010
Ведический подход к изучению материальной природы
Материальную природу можно изучать с различных точек зрения — в зависимости от тех целей, которые мы преследуем. Например, общепринятая сейчас картина мира пытается объяснить, каким образом более сложные и крупные объекты состоят из более мелких и простых: от планетных и галактических экосистем — к живым организмам — затем к атомам и молекулам — и затем к элементарным частицам. Этот подход, называемый редукционистским, как нельзя лучше подходит для материалистического мировоззрения, в основе которого лежит представление о том, что человек — хозяин природы. В самом деле: разложим все на атомы и молекулы, а затем, манипулируя этими атомами и молекулами, создадим то, что нам нужно. И используя этот подход, ученые действитеьлно добились каких-то достижений. Но с очевидностью, этот метод не позволяет объяснить многие сложные явления, в особенности связанные с тонкими функциями сознания. И уж никак не пригоден он для духовной практики, в основе которой лежит прямо противоположный тезис — что живое существо является вечным слугой Бога, но в настоящий момент находится под полным контролем материальной природы.
Веды предлагают нам целых три способа анализа окружающего мира, которые свободны от вышеуказанных ограничений. Они позволяют добиться и материальных результатов, и вместе с тем дают понимание, которое помогает нам продвигаться духовно.
Во-первых, в Ведах мы находим концепцию атомарного строения вещества — практически в том же виде как и сейчас. Но поскольку она не имеет особого практического значения (для познания Абсолютной Истины), ей уделяется не так то много внимания. Гораздо большее внимание в Ведах уделяется философии санкхья — целостному качественному анализу различных проявлений материи и духа. Земля, вода огонь, ум, разум, сознание и др., то как эти элементы порождаются, проявляются и взаимодействуют между собой — все это составляет предмет философии санкхья. (Более подробно можно узнать об этом прослушав аудио повесть о Господе Капиладеве.) И, наконец, в Ведах содержится совершенно уникальный подход, позволяющий прослеживать связи между самыми казалось бы несхожими сферами бытия.
Я помню, в переводе «Алисы в стране чудес» Бориса Заходера, где-то на полях автор предлагает читателю ответить на вопрос, чем отличается ворона от письменного стола. Забавно, но в реальности связь между ними имеется. Присутствие вороны в любой ее форме — увидите Вы ее, услышите или почувствуете — будет способствовать увеличению беспорядка на Вашем письменном столе. И напротив, поддержание вокруг себя идеального чистоты и порядка поможет Вам оградить себя не только от ворон, но и от тараканов, болезней, скандалов в семье и даже дурных привычек. Поэтому Кришна в Бхагавад-гите целых три главы (14, 17 и 18) уделяет объяснению трех гун или стихий материальной природы.
Общая характеристика трех стихий материальной природы
Слово гуна в переводе с санскрита означает «стихия». Другой, буквальный перевод этого слова — веревка. Три гуны: добродетели (саттва-гуна), страсти (раджо-гуна) и невежества (тамо-гуна) — подобно веревке по рукам и ногам связывают обусловленное живое существо, приковывая его к циклу повторяющихся рождений и смертей.
Даже стихия добродетели обуславливает живое существо. Существуют удивительно чистые личности: брахманы обладающие возвышенными нравственными качествами и необъятными знаниями и мудростью, которые вместе с тем не в состоянии понять трансцендентную природу чистой любви к Богу и поэтому на практике считают ее лишь одним из методов достижения освобождения. Точно также они не способны понять Господа Шри Чайтанью Махапрабху и Господа Нитьянанду и оценить Их необычайную милость. Вместе с тем деятельность в стихии добродетели создает меньше всего препятствий для развития сознания Кришны.
Каждое мгновение перед нами встает выбор, как поступить, как отреагировать на конкретную ситуацию. Преданный любое свое действие предлагает Кришне, но Кришна хочет, чтобы эти действия совершались в стихии добродетели. На материальном плане не бывает чистой благости — к ней всегда примешиваются примеси страсти и невежества. Но если мы действуем в сознании Кришны, так как Кришна этого хочет, то такая деятельность будет находиться на уровне трансцендентности. Это реально, и это лишь вопрос практики и милости Кришны. Первое зависит от нас. Второе нет, но об этом мы можем горячо просить Кришну, и Он с радостью откликнется, видя наши серьезные усилия и слыша искренние молитвы.
Стихии страсти и невежества можно одолеть с помощью стихии добродетели. В этом наставлении Нарады Муни содержится глубокая практическая мудрость. Стихии материальной природы охватывают все стороны нашей жизни. Поэтому когда нам приходится сталкиваться с проявлениями низших гун: гневом, оскорбительным настроением, насилием, вожделением, жадностью, причем как чужими, так и своими, — нам следует реагировать не тем же, а наоборот сделать что-либо в гуне благости или чистой благости. Причем это действие может быть совершенно из другой области — навести порядок на своем писменном столе, например. А к универсальной деятельности, принадлежащей к категории чистой благости, относятся повторение Харе Кришна маха-мантры, киртан, поклонение Божествам, чтение книг Шрилы Прабхупады и т.д.
Кришна очень подробно описывает проявления трех стихий материальной природы в своих наставлениях Арджуне в Бхагавад-гите и Уддхавве в 11-й песне Шримад Бхагаватам. Мы настоятельно рекомендуем Вам перечитать главы 14, 17 и 18 из Бхагавад-гиты, где Шрила Прабхупада дает блистательные коментарии к этим стихам. А здесь мы приведем описание трех гун из Шримад Бхагаватам.
Шримад Бхагаватам, Песнь 11, Глава 25.
Три стихии материальной природы
Верховная Божественная Личность сказал: О лучший среди людей, пожалуйста, выслушай, как живое существо обретает свою конкретную природу благодаря контакту с материальными стихиями.
Контроль чувств и ума, терпимость, разум, исполнение предписанного долга, правдивость, милосердие, тщательное изучение прошлого и будущего, удовлетворенность при всех обстоятельствах, щедрость, отрешенность от чувственных наслаждений, вера в духовного учителя, чувство стыда, возникающее при совершении недостойного поступка, благотворительность, простота, смирение и внутренняя удовлетворенность — это качества стихии добродетели.
Материальные желания, большие усилия, дерзость, неудовлетворенность достигнутым, ложная гордость, молитвы о материальном прогрессе, отношение к себе как к чему-то особенному и лучшему, чем другие, чувственные наслаждения, поспешное стремление сразу дать отпор, любовь к похвале, склонность надсмеиваться над другими, бахвальство и применение силы в качестве оправдания своих поступков — это качества стихии страсти.
Нетерпимый гнев, язвительность, слова, неподтвержденные авторитетом священных писаний, ненависть, сопровождаемая насилием, паразитический образ жизни, лицемерие, хроническая усталость. ссоры, сожаления, иллюзия, недовольство, депрессия, излишний сон, ложные ожидания, страх и ленность составляют основные качества стихии невежества.
Теперь, пожалуйста, выслушай о сочетании этих трех стихий.
Мой дорогой Уддхава, сочетание всех трех стихий содержится в менталитете «Я» и «Мое». Все обычные процессы в этом мире, которые совершаются посредством ума, объектов чувственного восприятия, чувств и воздушных потоков физического тела, также построены на сочетании этих стихий.
Когда человек посвящает себя религиозности, экономическому развитию и чувственным наслаждениям, то вера, богатство и чувственные удовольствия, получаемые в результате его усилий проявляют взаимодействие трех стихий природы. Когда человек, желает чувственных удовольствий, будучи привязан к семейной жизни, и когда он для этого принимает определенные религиозные и профессиональные обазанности, проявляется определенное сочетание стихий природы.
Человек, проявляющий такие качества как самоконтроль, считается находящимся главным образом в стихии добродетели. Подобным образом, человека в страсти можно определить по его вожделению, а в невежестве — по таким качествам, как гнев.
Любой человек, будь то мужчина или женщина, который поклоняется Мне с любовной преданностью, посвящая Мне свои предписанные обязанности без материальных привязанностей, считается находящимся в добродетели.
Когда человек поклоняется Мне посредством своих предписанных обязанностей с надеждой обрести материальные блага, следует понимать, что его природой является страсть. А тот, кто поклоняется Мне с желанием совершить насилие над другими — в невежестве.
Три стихии материальной природы — добродетель, страсть и невежество — оказывают влияние на живое существо, но не на Меня. Проявляясь в уме живого существа, они побуждают его привязываться к материальным телам и другим созданным объектам. Таким образом живое существо связывается по рукам и ногам.
Когда стихия добродетели, светоносная, чистая и благоприятная, преобладает над страстью и невежеством, человек обретает счастье, добродетель, знание и другие хорошие качества. Когда невежество и добродетель побеждает стихия страсти, приводящая к привязанности, сепаратизму и активности, человек начинает трудиться, не покладая рук, ради престижа и богатства. Таким образом в стихии страсти он испытывает беспокойства и борьбу с препятствиями. Когда страсть и добродетель побеждает стихия невежества, она покрывает сознание человека и приносит ему глупость и тупость. Впадая в скорбь и иллюзию, человек в стихии невежества спит больше, чем следует, предается ложным надеждам и совершает насилие против других.
Когда сознание становится ясным и чувста непривязанными к материи, человек испытывает бесстрашие в материальном теле и отрешенность от материального ума. Следует понимать, что такая ситуация является результатом преобладания стихии добродетели, в которой человек получает возможность осознать Меня. Стихию страсти следует отличать по ее проявлениям — искаженный разум вследствие чрезмерной деятельности, неспособность воспринимающих чувств оторваться от мирских объектов, нездоровое состояние действующих физических органов и замешательство ума. Когда высшие функции сознания начинают уходить и в конце концов исчезают совсем, в результате чего человек не в состоянии сосредоточить внимание, его ум разрушается и проявляет невежество и и депрессию. Следует понимать, что подобная ситуация является результатом влияния стихии невежества.
С увеличением стихии добродетели, подобным образом, увеличивается сила полубогов. Когда увеличивается страсть, становятся сильными демоны. А с увеличением невежества, о Уддхава, увеличивается сила самых злых сил.
Следует понимать, что бодрствование проистекает из стихии добродетели, сны — из стихии страсти, а глубокий сон — из стихии невежества. Четвертое состояние сознания пронизвает эти три и является трансцендентным.
Знающие люди, преданные Ведической культуре, благодаря стихии добродетели возвышаются до все более высоких положений. С другой сторны, стихия невежества сбрасывает человека вниз головой во все более низкие рождения. А под влиянием стихии страсти живое существо продолжает перевоплощаться в человеческих телах.
Те, кто оставляют этот мир в стихии добродетели, отправляются на райские планеты. Те, кто уходят в стихии страсти, остаются в мире людей. А те, кто умирают в стихии невежества должны отправиться в ад. Но те, кто свободны от влияния всех стихий природы, приходят ко Мне.
Действия, совершаемые как подношение Мне, без привязанности к плодам, считается совершаемой в стихии добродетели. Действия, совершаемые с желанием наслаждиться результатами, совершаются в стихии страсти. А действия, побуждаемые насилием и завистью, совершаются в стихии невежества.
Абсолютное знание лежит в стихии добродетели, знание, основывающееся на двойственности — в стихии страсти, а глупое, материалистичное знание лежит в стихии невежества. Знание же, основанное на Мне, однако трансцендентно.
Жизнь в лесу — в стихии добродетели, в городе — в страсти, в месте, где играют в азартные игры — в невежестве, а в месте, где живу Я — траснцендентна.
Совершающий какую-то деятельность человек, свободный от привязанности, пребывает в стихии добродетели, человек, ослепленный личными желаниями — в стихии страсти, а человек, совершенно не в состоянии отличить хорошее от дурного — в стихии невежества. Но тот, кто действуя, принял прибежище во Мне, трансцендентен к стихиям природы.
Вера, нацеленная к духовной жизни лежит в стихии добродетели, вера, имеющая своими корнями деятельность ради ее плодов — в стихии невежества, вера, коренящася в безбожной деятельности — в стихии невежества, но вера в преданное служение Мне полностью трансцендентна.
Пища цельная, чистая и получаемая без больших усилий находится в стихии добродетели, пища, которая дает немедленное удовлетворение чувствам лежит в стихии страсти, а пища нечистая и увеличивающая страдания, лежит в стихии невежества.
Счастье, черпаемое внутри себя, лежит в стихии добродетели, счастье, основанное на чувстенных наслаждениях — в стихии страсти, а счастье, основанное на иллюзии и деградации — в стихии нвежества. Но счастье, которое черпается во Мне, — трансцендентно.
О лучший из людей, все состояния материального бытия связаны со взаимодействем между наслаждающейся душой и материальной природой. Все, что человек видит, слышит, или даже лишь думает в своем уме, — все без исключения составляет стихии материальной природы.
О благородный Уддхава, все эти различные фазы обусловленной жизни проистекают в результате действий, порожденных стихиями материальной природы. Живое существо, побеждающее эти стихии, которые проявляются из ума, может посвятить себя Мне с помощью метода преданного служения и таким образом достичь чистой любви ко Мне. Поэтому, обретя эту человеческую форму жизни, которая позволяет обрести полное знание, разумным людям следует осободиться от всего осквернения стихиями природы и исключительно заниматься любовным служением Мне.
Мудрец с ясным разумом и свободный от соприкосновения с материальным, должен обуздать свои чуства и поклоняться Мне. Он должен победить стихии страсти и невежества, занимаясь лишь тем, что лежит в стихии добродетели. Тогда, утвердившись в преданном служении, мудрец должен победить и материальную стихию добродетели, став безразличным ко всем стихиям. Так с умиротворенным умом, духовная душа, свободная от стихий природы, оставляет саму причину своей обусловленной жизни и достигает Меня. Свободное от такой обусловленности умом, и от стихий материальной природы, порожденных материальным сознанием, живое существо становится полностью удовлетворенным, воспринимая своими чувствами Мой трансцендентный облик. Оно больше не ищет наслаждения во внешней энергии. Оно даже не думает про себя и не помнит о подобных наслаждениях.
03.12.2012 в 08:26
Большое спасибо за информацию. Нашла то, что искала.
18.01.2014 в 05:58
БЛАГОДАРЮ
21.07.2015 в 23:08
Спасибо