Единство, различие, или то и другое одновременно?

8 сентября, 2013

Митхиладхиша дас
(ученик Шрилы А..Ч. Бхактиведанты Свамы Прабхупады)

   Некоторые последователи “ИСККОН”, ветви Гаудия-вайшнавизма, пытаются указывать на различия между Шрилой А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой и Шрилой Бхактиведантой Нараяной Махараджем. Но я хотел бы отметить, что помимо этого существует единство, и это философский принцип, провозглашенный Шри Гаурангой Махапрабху, Золотой аватарой, который учил ачинтъя бхеда-абхеда-таттве, концепции одновременного и непостижимого единства и различия, что стало вершиной теологической эволюции.

Начиная эту тему, я хотел бы отметить, что такова исключительная воля Верховного Господа нигде — во всем живом и неживом — никогда не бывает полного сходства. Как сказал один великий вайшнав, “нет ничего одинакового под солнцем”. “В разнообразии — соль жизни”, и самое большое разнообразие можно видеть в играх Шри Шри Радха-Кришны и их сокровенных спутников. Учение Гаудия-вайшнавов приводит бытие к гармоничному разнообразию, в противоположность концепциям майявады и шуньявады, которые стремятся привести бытие к единству или пустоте (нулю). Осмелившись указывать на различия между возвышенными вайшнавами, следует проявить достаточно разума, чтобы объективно сбалансировать факты и увидеть в них гармоничное единство Конечно, для этого необходимо обладать тонким теистическим интеллектом (“сумедхаса”), как рекомендуется в “Шримад-Бхагаватам” Каждый преданный должен выйти за пределы концепций каништха-адхикари, о которых “Шримад-Бхагаватам” говорит “на тад бхактешу чанъешу”, то есть что такие материалистические представления о бхакти не позволяют человеку понять, кто является вайшнавом, а кто нет Шрила Прабхупада [Бхактиведанта Свами] много раз объяснял эту шлоку каништха-бхакта не может распознать вайшнава и правильно вести себя.

Насколько я понимаю, одно из главных “обвинений” против Шрилы Нараяны Махараджа в том, что он уделяет большое внимание темам, связанным с гопи. Я присутствовал на многих встречах с ним — личных и с другими преданными — на многих его лекциях, и могу сказать что, делая это, он совершенным образом следует своему гуру, садху и шастрам. Поэтому скорее, это вина Уддхаваджи, который говорил о высшем превосходстве Враджа-бхакти, и в особенности самих гопи. Но кто побудил к этому Уддхаву? Никто иной, как Сам Шри Кришна!  Так же виноват Шрила  Санатана Госвами, написавший  “Брихад-бхагаватамриту”, где самым возвышенным провозглашается настроение гопи Враджа. А Рупа Госвами виновен в том, что оставил нам “Бхакти-расамрита-синдху” и многие другие книги. Но больше всего, конечно же, виноват Шри Враджендранандана Шьям — Он так сильно хотел ощутить настроение Шримати Радхики, что явился в образе Шри Чайтаньи Махапрабху и привел с Собой своих сокровенных спутников, большинство из которых изначально являются гопи, служанками Шримати Радхики. Кому в таком случае может прийти в голову пытаться избегать этих тем?

На самом деле, чтобы глубоко проникнуть в эти темы, необходимо иметь адхикару (квалификацию). Но с другой стороны, “Шримад-Бхагаватам” советует слушать об играх Господа и гопи. Я помню, как в 1971 г., когда я был брахмачари, Шрила Прабхупада советовал тем, кто желает преодолеть вожделение, каждый день читать 5 глав “Источника вечного наслаждения”, описывающих раса-лилу. И это в совершенстве совпадает с наставлениями “Шримад-Бхагаватам” (10.33 39).

 викридитам враджа-вадхубхир идам ча вишно
 шраддханвито ‘нушринуйад атха варнайед йа
 бхактим парам бхагавати пратилабхйа камам
 хрид-рогам ашв апахинотй ачирена дхирах

   В этом стихе говорится, что с глубокой верой нужно слушать темы, связанные с Враджа-бхакти, из уст осознавшей себя души. Делая это, человек очень скоро достигнет высокого уровня бхакти и излечит свое сердце от болезни вожделения.

Что же нам делать? Следовать этому совету или нет? И кто решит, когда начинать ему следовать?

Пять лет назад на святой Варшане во Врадже я спросил Шрилу Нараяну Махараджа об этом, в связи с вышеназванным стихом. Он ответил: “Твой Гуру Маха-радж тоже говорил брахмачари которых одолевало вожделение, каждый день слушать об этих лилах”. Тогда я спросил его о преданных-неофитах, которые не хотят слушать “Бхагавад-гиту”, но лишь “нектар сокровенных лил”. В это время Махараджу делали массаж
но, услышав мой вопрос, он вскочил и, размахивая кулаком, закричал: “Это же сахаджия! Это сахаджия!” Таким образом, я убедился, что в этом у него нет никаких расхождений со Шрилой Прабхупадой. Я хотел бы также упомянуть, что в том же разговоре он со слезами на глазах сказал мне: “Свамиджи пришел с Голоки…”. Шрила Нараяна Махарадж запретил преданным-неофитам читать такие книги, как “Шри Вилапа-кусуманджали”, “Шри Уджвала-ниламани”, “Шри Говинда-лиламрита” и др. В этих книгах описываются сокровенные темы, которые неофит будет воспринимать мирским сознанием. Но с другой стороны, многие из этих произведений уже широко доступны в ИСККОН благодаря переводам разных учеников Шрилы Прабхупады, и преданные ИСККОН читают их. Так кто же на самом деле расходится со Шрилой Прабхупадой в этом вопросе?

Но возникает сомнение: почему несколько лет назад Шрила Нараяна Махарадж прочитал несколько лекций по “Шри Вилапа-кусуманджали”? Тогда давайте спросим, кто были его слушателями? Насколько мне известно, это были многие гуру ИСККОН, жены некоторых гуру, бывшие жены санньяси ИСККОН и т.д. На самом деле, разве старые ученики Шрилы Прабхупады не могут слушать эти темы? Разве санньяси не должны узнать сокровенный смысл гопи-мантры, которую они повторяют? Разве старые преданные, желающие духовного продвижения, не должны знать сокровенного значения Гопала-мантры и Кама-гаятри, то есть мантр, которые они повторяют каждый день уже 20-30 лет? И разве преклонного возраста преданные, которым скоро уходить из этого мира, не должны пытаться достичь духовного совершенства в своей жизни?

И, кроме того, разве в храмах ИСККОН преданные не поют каждый день такие молитвы, как:

шри радхика-мадхавайор апара,
мадхурья-лила гуна рупа намнет…

никунджайуно рати-кели сиддйай,
йа йалибхир йуктир апекшанийа….
(“Шри Гурваштакам”)
мор еи абхилаш, билас кундже дио вас найане херибо сада джугала-рупа -раши
ей ниведана дхаро сакхир анугата коро сева-адхикара дийе коро ниджа даси
(“Шри Туласи киртан”)
гопи-бхава-расамритабдхи-лахари-каллола-магнау мухур
ванде рупа-санатанау рагху-йугау шри-джива-гопалакау
(“Шри Шри Шад-госвами-аштакам”)

Можно спросить, а для чего с самого первого дня в храмах ИСККОН абсолютные неофиты, далекие от понимания этих тем, поют об этом песни?

И, кроме того, разве не поклоняются почти в каждом храме ИСККОН одной особенной гопи? Разве не стоит эта гопи с двумя своими подругами на алтаре, по меньшей мере, в двух храмах ИСККОН в святых дхамах? И разве нам так и не доведется узнать, почему они там стоят?

Шрила Прабхупада (Бхактиведанта Свами) принял санньясу и гопи-мантру у Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Махараджа. Не стоит этого недооценивать. На лекции 1968 г. по случаю ухода своего дорогого духовного брата Шрила Прабхупада плакал перед своими юными учениками-неофитами. Он сочинил прекрасную молитву, обращенную к этому духовному брату, которого назвал чистым преданным Господа. Значит, у Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа духовный учитель — тоже истинный гуру?.. Будучи безупречным санньяси уже 50 лет и живя в служении Святой Дхаме, возможно, он и сам имеет определенную квалификацию и духовное осознание и может дать благо тем, кто ищет совершенства в жизни?..

Какие книги оставил нам Шрила Прабхупада? “Нектар преданности”, “Нектар наставлений”, “Чайтанья-чаритамрита”. Разве эти книги не раскрывают сокровенные концепции Враджа-бхакти, в особенности настроение гопи? Большая ли разница между Шрилой Прабхупадой и Шрилой Нараяной Махараджем, или кто-то из политических мотивов допустил преувеличения?

Другое так называемое “различие” — в вопросе о падении дживы, вызвавшем дискуссии по всему миру. Нам известны разные утверждения Шрилы Прабхупады на эту тему, и я хотел бы предложить вашему вниманию два из них. В письме Джагадише прабху, отвечая на вопрос “Видела ли когда-нибудь душа Кришну?”, Шрила Прабхупада пишет: “…Подобно ребенку, который “видел” отца, поскольку отец поместил его во чрево матери, каждая душа “видела” Кришну, Высшего Отца. Но в этот момент обусловленные души находились в состоянии сушупти, подобно глубокому сну без сновидений или анестезии”. Комментируя историю о Джае и Виджае в Шримад-Бхагаватам, он пишет: “Это факт, что никто никогда не падает с Вайкунтхи”. Как же нам привести в гармонию утверждения нашего Гурудева, внешне кажущиеся противоречивыми? Или может быть каждая тема, в сознании Кришны, настолько глубока что ответы будут разными в зависимости от квалификации вопрошающего? Шастры подтверждают такой подход. Есть много комментариев к шастрам, и их нельзя рассматривать с одной точки зрения. Также необходимо учитывать разницу между сиддхантой, изложенной в шастрах, и проповедью, предполагающей принцип “деша-кала-патра” (время, место и обстоятельство). Детям обычно говорят: “Смотри-ка, луна в озере!”

Действительно ли Шрила Нараяна Махарадж сильно расходится со Шрилой Прабхупадой по вопросу падения дживы или он раскрывает один из его аспектов, представленный и Шрилой Прабхупадой, среди прочих аспектов?

Мне кажется, множество искусственных “различий” без нужды создаются теми, кто еще не достиг в своем сердце гармоничного понимания сознания Кришны. Атмаван манъяте джагат — каждый видит мир по-своему. Но если вы внимательно и честно разберетесь в этом вопросе, вы не увидите никакой “разницы”. Хотя опять-таки нет и двух одинаковых снежинок. Всевышний Господь пытается мистическим образом вдохновить нас в понимании единства в разнообразии, углубить наше сознание Кришны. Нужно стараться осознать это, а не тиранически диктовать догмы, руководствуясь политическими соображениями. Как Шрила Прабхупада написал в своем первом номере журнала “Обратно к Богу” в 1944 г.: “Свобода воли создаст мир на планете, и потому нам необходимо одержать победу над тиранией в области мысли”. Может быть, настало время начать следовать этой идее — попытаться привести в гармонию кажущиеся “противоречия” и позволить преданным следовать совету Шрилы Прабхупады, став “самостоятельно мыслящими”.

Смиренно ваш, вайшнавадасанудас
Митхиладхиша дас

Июль 2000 г.

Опубликовал: админ. Время публикации: 08.09.2013 в 10:55 в рубрике Вопросы и ответы, Исследования и аналитика, Нараяна Махарадж, Шрила Прабхупада, Вы можете комментировать эту запись.

один отзыв на “Единство, различие, или то и другое одновременно?”

  1. андрей |

    не знаю…скорее всего этот коммент будет удалён,так как станет неприятен последователям НМ.но так или иначе обращаюсь к тем,кто ищет Истину а не пытается обмануться:из-за очевидных искажений и смещения акцентов,некоторые преданные разочаровались в в политике и подходе к духовному развитию проводимыми лидерами ИСККОН и не находя удовлетворения покинули это общество.пытаясь выйти за рамки навязчивых догм этого движения,разрешить возникнувшие противоречия между своим сердцем и организацией а также удовлетворить свои духовные потребности,эти преданные привлеклись личностью НМ и его подачей Сознания Кришны.но эти преданные не понимают кто же на самом деле этот человек,чему он учит на самом деле и чем обернётся в результате следование ему.им кажется что НМ продолжает их образование после Прабхупады и по просьбе Прабхупады.это желаемое…но действительность иная.НМ проповедует скрытую сахаджию под видом преданности.воображаемую преданность.то есть имитацию основанную на сентиментах.он выдаёт себя за шикша-ученика истинных вайшнавов но никогда не признавался ими таковым.его линия—это отнюдь не линия Кешавы Махараджа и Сарасвати Тхакура.у него преемственность из другого источника—Ананта Даса Бабаджи,лидера сахаджия-бабаджи Радха-Кунды,непримиримого врага Бхактисиддханты Сарасвати.для обычного преданного сложно уловить нечто инородное, которое смешано с преданностью и подаётся под видом таковой.но на самом деле с преданностью смешаться не возможно.заглянув в своё сердце внимательно— вы обнаружите что есть что.кто-то скажет что я наговариваю на чистого вайшнава.да,он вайшнав.сахаджия-вайшнав.он пронизан пратиштхой—желанием самоутвердиться,желанием славы и почестей—непреодолимой склонностью к обману.это противоположно природе чистой души как слуги Господа.вот ссылка,в которой приводятся свидетельства других преданных:http:s.google.com/site/pugalaragapatha/slova-gaudia-acariev/esee-nabludenia-i-razmyslenia. название:(«Ещё наблюдения и размышления»-Pugala-raga-patha-Google Sites).также рубрики:»Свидетельства вайшнавов»,»Глупцы рвутся туда,где ангелы ступить не смеют»,»Наблюдения и размышления».прошу простить если я задел ваши чувства.но считаю что истина дороже.у самого был печальный опыт соприкосновения с миссией НМ.когда вопреки сердцу пытался сделать необдуманный но важный шаг,Господь остановил.по-тихоньку начала проявляться общая картина.но влияние книг НМ долго не оставляло.к тому же в груди казалось была чёрная дыра.сладко-приторный вкус сахаджии ещё около трёх лет меня мучил.я начал искать ответы на не дававшие покоя вопросы и на шёл их в лице Шридхара Махараджа.в нём я нашёл спасение и радость.он вернул меня к Прабхупаде.эти две личности—основа моей духовной жизни.они настоящее дополнение друг друга.хотя печальный опыт—тоже нужный опыт.дабы уметь различать что есть что.слушайте сердце а не ум.будьте счастливы

Поблагодарить. Или оставить отзыв:

biaxin 500mg diclofenac price cell phone software spy