Шрила Сатчитананда Бхактивинода Тхакур (часть 6)

31 марта, 2012

В последней части о жизни Шрилы Сатчитананды Бхактивинода Тхакура рассказывается о его последних годах жизни, о жизни в отречение и о большом значении всей его миссии в жизни. Предыдущую часть читайте здесь.

Цель этой статьи о Шриле Саччидананде Бхактивиноде Тхакуре прежде всего в том, чтобы представить его в истинном свете — как всецело духовную личность. Хотя Бхактивинода Тхакур на первый взгляд кажется обыкновенным бенгальским интеллектуалом, который из любознательности обратился к сознанию Кришны и потом постепенно достиг духовного совершенства, нужно всегда помнить, что он относится к числу приближенных Верховного Господа, вечно сознающих свою истинную природу. Бхактивинода Тхакур явился из духовного царства, чтобы продолжить миссию Господа Чайтаньи Махапрабху. Какими бы ни были внешние обстоятельства жизни Тхакура, его ни в коем случае не следует считать одной из обусловленных душ этого мира, ибо он принадлежит к ближайшему окружению Кришны на Голоке Вриндаване, высшей планете духовного неба.

Из-под пера Бхактивиноды Тхакура вышло более ста книг, необычайно глубоко объясняющих философию Господа Чайтаньи. Песни и стихи Тхакура, в которых он описал свои экстатические эмоции и прозрения, по утверждению ачарьев-вайшнавов, тождественны гимнам Вед и выражают высочайшую любовь к Богу. Бхактивинода Тхакур денно и нощно служил Господу, проповедуя учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Не будет преувеличением сказать, что именно Тхакур возродил начатое Господом Чайтаньей духовное движение и является самым выдающимся философом в истории Гаудия-вайшнавизма со времен Шрилы Баладевы Видьябхушаны — автора «Говинда-бхашьи», признанного комментария на «Веданта-сутру». Литературный труд и духовная мудрость Шрилы Бхактивиноды достойны шести Госвами Вриндавана, главных учеников Шри Чайтаньи Махапрабху. Поэтому Тхакура по праву называют «седьмым Госвами».

намо бхактивинодая
сач-чид-ананда-намине
гаура-шакти-сварупая
рупануга-варая те

намаха-поклоны; бхактивинодая — Шриле Бхактивиноде Тхакуру; сат-чит-ананда намине — известному под именем Саччитананды; гаура-Господа Чайтаньи; шакти — энергии; сварупая — олицетворенной; рупа-ануга-варая — всеми почитаемому последователю Шрилы Рупы Госвами; те — тебе.

Я в глубоком почтении склоняюсь перед Саччитанандой Бхактивинодой, олицетворением трансцендентной энергии Чайтаньи Махапрабху. Он неуклонно следует по пути, который указали Госвами, во главе со Шрилой Рупой.

Шрила Сатчитананда Бхактивинода Тхакур (часть 5)

  1. Проповедь Бхактивиноды Тхакура охватывает западные страны
  2. Продолжение проповеди и издания книг
  3. Бхакти Кути и Свананда-сукхада-кунджа
  4. Отречение от мира
  5. Последние дни
  6. Эпилог

16. Проповедь Бхактивиноды Тхакура охватывает западные страны

1896 год ознаменовался появлением на Западе одной из книг Бхактивиноды Тхакура, «Шри Гауранга-лила-смарана-стотры«, которую он разослал многим известным ученым и философам. В предисловии на английском языке, озаглавленном «Жизнь и учение Чайтаньи Махапрабху«, вкратце пересказано содержание основной части книги, которая написана на санскрите.

Много лет спустя эту книгу Тхакура один из учеников Шрилы Прабхупады обнаружил в библиотеке университета Макгилла в Монреале. В том же 1896 году на свет появился Шрила Прабхупада, который отметил это совпадение в посвящении к книге «Учение Шри Чайтаньи». По воле провидения два упомянутых события произошли в один год, и Шрила Прабхупада не игнорирует этот факт, а наоборот, придает ему особое духовное значение. В лекции, прочитанной в 1969 году в день явления Господа Чайтаньи, Шрила Прабхупада сказал:

«Движение санкиртаны Чайтаньи Махапрабху по желанию Бхактивиноды пришло на Запад в 1896 году. Не знаю, было ли это его волей или просто совпадением, но в том же году появился на свет я. По воле Кришны я встретил Сарасвати Тхакура, представлявшего тогда нашу цепь ученической преемственности. Он попросил меня проповедовать учение Чайтаньи Махапрабху в западных странах. Духовная преемственность не имеет ничего общего с родственными узами. Мы с Гуру Махараджей родились в разных семьях. Бхактивинода был мировым судьей, государственным служащим. Но по воле Господа Чайтаньи мы оказались в одной цепи ученической преемственности. Учение Господа Чайтаньи, которое Бхактивинода Тхакур проповедовал в 1896 году, должно распространиться в западных странах. Мы видим, что сейчас, называйте это случайностью или совпадением, так и происходит. Можно не сомневаться, что успех, увенчавший мои скромные усилия — это милость Бхактивиноды Тхакура«.

«Шри Гауранга-лила-смарана-стотра» и входящий в нее очерк «Жизнь и учение Чайтаньи Махапрабху» были благосклонно встречены в научных кругах. На страницах журнала Лондонского королевского азиатского общества появилась такая рецензия.

«Известный вайшнав и мировой судья Шри Кедаранатха Датта недавно издал поэму на санскрите под названием «Шри Гауранга-лила-смарана-стотра» о жизни и учении Чайтаньи. Стихи поясняет комментарий, тоже на санскрите, а открывает книгу предисловие на английском языке на 63 страницах. В нем подробно излагаются доктрины, которые проповедовал Чайтанья, и уделяется большое внимание опровержению учения Шанкарачарьи и последователей философии адвайты. Этот труд Бхактивиноды, несомненно, обогатит наше представление о жизни великого реформатора Чайтаньи. Мы благодарим автора за то, что он написал упомянутую работу на английском и санскрите, а не на бенгали, так как в этом случае для европейских исследователей религиозной жизни Индии она осталась бы книгой за семью печатями».

Другой западный ученый, Р. У. Фразер, писал:

«С тех пор, как Чайтанья распространил по всей Индии веру в избавляющую от греха милость Кришны, миновало уже более четырех веков, но дух, вдохновлявший Чайтанью, и поныне жив в сердцах его последователей. Из увлекательной работы о жизни и учении Чайтаньи, которую его преданный последователь Шри Кедаранатха Датта Бхактивинода издал уже в преклонном возрасте, видно, что этот дух сохраняет свою жизненность, невзирая на происходящие в стране перемены. Как выразитель надежд современных последователей Чайтаньи, автор свято верит, что грядет время, когда любовь и преданность Кришне, которые напоминают чувства девушки к своему возлюбленному и проявляются в непрерывном повторении и пении Святого Имени, молчаливом созерцании, горячности и других признаках экстаза, положат начало движению, призванному «ради высшей духовной цели объединить под сводами всемирной церкви всех людей независимо от сословия и вероисповедания». Судя по всему, эта церковь охватит весь мир, вытеснив другие, сектантские, церкви, которые не допускают непосвященных в свои мечети, синагоги и храмы».

В 1896 году Шрила Бхактивинода опубликовал две книги, подробно разъясняющие пять основ философии Рамануджачарьи. Первая, «Три Рамануджа-упадеша», написана самим Бхактивинодой, а вторая, «Артха-панчака», принадлежит перу Пиллая Локачарьи.

17. Продолжение проповеди и издания книг

В 1897 году Тхакур побывал с проповедью в Мединипуре, Саури и многих других городах и селах, распространяя послание Господа Чайтаньи и вызволяя бенгальцев из тьмы материализма и атеистических философий. Проповедуя, Бхактивинода Тхакур испытывал неописуемую духовную радость и блаженство.

В этом же году вышла в свет пятая глава «Брахма-самхиты». Помимо оригинальных санскритских текстов книга включала в себя комментарий Дживы Госвами на санскрите, а также предисловие, перевод в прозе и комментарий Тхакура на бенгали.

Д-р Рамачандра Чакраварти и Парамананда Видьяратна в своем научном труде «Вайшнавизм в Бенгалии» приводят переписку Тхакура с Шиширом Кумаром Гхошем, известным журналистом, учредителем и редактором газеты «Амрита Базар Патрика», в прошлом последователем Раммохана Рая. Прочитав «Кришна-самхиту» и несколько других книг Бхактивиноды Тхакура, Шишир Кумар проникся к нему глубоким уважением. Привлеченный духовной чистотой Тхакура, он начал обмениваться с ним письмами. Со временем он стал почитать Шрилу Бхактивиноду наравне с шестью вриндаванскими Госвами и однажды даже написал ему:

«Хотя я никогда не видел шестерых Госвами Врин-давана, Вас я считаю седьмым Госвами».

В 1897 году этот известный литератор издал собственную книгу на английском языке о жизни Господа Чайтаньи, озаглавленную «Господь Гауранга, или Спаситель человечества». Толчком к этому послужила работа Тхакура «Жизнь и учение Чайтаньи Махапрабху». Шишир Кумар также написал биографии нескольких приближенных Господа Чайтаньи и издал «Чайтанья-бхагавату». Кроме того, воодушевленный примером Бхактивиноды Тхакура, он проповедывал славу Святого Имени в Калькутте и деревнях Бенгалии. Шишир Кумар начал издавать вайшнавский журнал «Шри Вишну Прия О Ананда Базар Патрика», редактором которого был сам Тхакур. Сначала журнал выходил раз в две недели, а потом превратился в ежемесячное издание. В 1899 году Шрила Бхактивинода разорвал отношения с журналом по обвинению в праджалпе, или празднословии, поскольку на его страницах статьи о вайшнавизме соседствовали с новостями политики и светской жизни. Как ярый противник британского правительства, Шишир Кумар в своих статьях иногда выражал националистические взгляды. Что же касается Бхактивиноды Тхакура, то он в силу своего трансцендентного мышления видел тщетность его усилий и понимал, что в первую очередь человечество нуждается в сознании Бога. Тхакур знал, что с духовной точки зрения все люди-братья, и их противопоставление на друзей и врагов на основе мирского мировоззрения не имеет ничего общего с Божественной Реальностью.

В период с 1898 по 1899 год Бхактивинода Тхакур всецело посвятил себя проповеди, изданию книг и бхаджану. В 1898 году он опубликовал «Шри Кришна-карнамриту». Это великое творение Билвамангалы Тхакура (Лилашуки). В книгу вошли оригинальный текст на санскрите с комментарием Чайтаньи даса Госвами (старшего брата Кави Карнапура) и несколько работ Тхакура на бенгали: предисловие, перевод стихов в прозе и обзор работы в целом. В том же году Шрила Бхактивинода написал комментарий к «Упадешамрите» Шрилы Рупы Госвами. Кроме того, он опубликовал издание «Бхагавад-гиты» с комментарием Шрипады Мадхвачарьи и «Шри Голока-махатмью«-вторую песнь «Брихад-бхагаватамриты» Санатаны Госвами с оригинальным текстом на санскрите и своим собственным переводом на бенгали.

В 1899 году увидел свет перевод на бенгали «Шри Бхаджанамриты», классического произведения Нарахари Саракара. В том же году была опубликована еще одна, содержащая сокровенные истины, работа Бхактивиноды Тхакура, «Шри Навадвипа-бхава-таранга», в которой описаны части Навадвипы, доступные взору достигшей совершенства души. Эти места, которые не обозначены на географической карте и о которых не найти упоминания в исторических летописях, представляют собой ишодьян, «трансцендентный сад Верховного Господа». В этой работе. Тхакур открывает свою сварупу (духовную сущность) Камала-манджари, вечной помощницы Ананга-манджари. В «Шри Шри Радха-Кришна-ганоддеша-дипике» Рупа Госвами пишет, что Ананга-манджари приходится сестрой Шримати Радхарани и относится к числу лучших гопи, которых называют вара. А в «Шри Гаура-ганодцеша-дипике» Шрилы Кави-карнапура говорится, что жены Господа Баларамы Шримати Варуни-деви и Шримати Ревати-деви, которых почитают воплощениями Ананга-манджари, явились в этом мире как супруги Господа Нитьянанды: Шримати Васудха-деви и Шримати Джахнава-деви. Стало быть, Бхактивинода Тхакур входит в круг вечных приближенных этих супруг Господа Нитьянанды. Вот почему Годрумадвипа, и в особенноети Свананда-сукхада-кунджа-рынок Святого Имени, где начиналась проповедь Господа Нитьянанды в Бенгалии, была излюбленным местом Бхактивиноды Тхакура.

18. Бхакти Кути и Свананда-сукхада-кунджа

В начале двадцатого века Бхактивинода Тхакур решил вернуться в Джаганнатха-Пури-город, где Господь Чайтанья провел последнюю половину Своей жизни. Сын Тхакура Шрила Бхактисидцханта Сарасвати, получив посвящение у Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи, жил с отцом в Пури как найштхика-брахмачари. Он совершал бхаджан под руководством своих наставников из Гандхарвика-Гиридхари Матха, расположенного по соседству с самадхи Харидаса Тхакура. Шрила Бхактивинода, решив улучшить условия, в которых совершает поклонение его сын, привел этот храм в порядок и отремонтировал его. Недалеко от храма на берегу океана Бхактивинода Тхакур устроил собственное место для бхаджана, которое назвал Бхакти Кути. Позже, из-за серьезных разногласий с одним местным бабаджи, Тхакур велел сыну переехать в Майяпур и совершать бхаджан там.

В Пури с Бхактивинодой Тхакуром жил преданный по имени Кришна дас Бабаджи, который впоследствии стал его учеником. Выполняя обязанности помощника Шрилы Бхактивиноды, он снискал его особое расположение. Бабаджи служил Тхакуру до его смертного часа, а через год, не вынеся разлуки со своим учителем, сам ушел из этого мира. Его самадхи находится возле самадхи Тхакура в Годрумадвипе.

В Бхакти Кути Бхактивинода Тхакур в уединении поклонялся Господу. Как утверждают биографы Шрилы Бхактивиноды, время от времени разные нечестивцы пытались потревожить Тхакура, однако Кришна всякий раз защищал его. В то же время к Тхакуру приходило и много искренних людей. Все они получили огромное благо от общения с ним и его благословений, в которых он никому не отказывал.

Проведя Некоторое время в Пури, Бхактивинода Тхакур в конце концов вернулся в Свананда-сукхада-кунджу, где продолжал повторять Святое Имя, переводить и писать книги. В 1900 году увидела свет одна из самых важных его работ — «Харинама-чинтамани«. Это произведение содержит собранные из разных писаний Гаудия-вайшнавов наставления Харидаса Тхакура о Святом Имени и других существенных аспектах духовной жизни. В 1901 году Бхактивинода Тхакур издал «Шримад-Бхагаватарка-маричи-малу». В двадцати главах этой книги Тхакур расположил самые важные стихи «Шримад-Бхагаватам» так, чтобы проиллюстрировать их принадлежность к одной из трех философских категорий: самбандхе (взаимоотношениям души с Богом), абхидхее (методу, помогающему возродить эти отношения) и прайоджане (конечной цели жизни). Поскольку «Бхагаватам» сияет как солнце, каждую его главу уподобляют солнечному лучу. В послесловии Шрила Бхактивинода рассказывает о том, как он написал «Шримад-Бхагаватарка-маричи-малу».

«Я долго не решался поведать о причинах, побудивших меня написать данную книгу, боясь возгордиться своими духовными достижениями. Но, в конце концов, я понял, что, умолчав об этом, проявлю неуважение к своему духовному наставнику и тем самым усложню собственное духовное продвижение. Поэтому без тени стеснения я признаюсь, что однажды по благословению гуру… когда я был погружен в размышления о «Шримад-Бхагаватам», моему внутреннему взору предстал Щри Сварупа Дамодара, один из приближенных Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. Он велел мне расположить стихи «Бхагаваты» в соответствии со сформулированными Шри Чайтаньей принципами самбандхи, абхидхеи и прайоджаны, чтобы преданным слугам Господа было проще понять это произведение, и чтение его доставляло им удовольствие. Затем Шри Сварупа Дамодара дал блестящее объяснение первого стиха, «Бхагаваты» и показал мне, как объяснять остальные стихи в свете философии Гаудия-вайшнавов».

В том же году Бхакгавинода Тхакур издал «Падма Пурану» и «Санкалпа-калпадруму» Шрилы Вишванатхи Чакраварти с соб-ственным переводом в прозе на бенгали.

В 1902 году Шрила Бхакгавинода написал дополнение к «Харинама-чинтамани» под названием «Бхаджана-рахасья«. Эта работа состоит из восьми глав для чтения в соответствующий трехчасовой период суток. Кроме того, каждая глава перекликается с одним из восьми стихов «Шикшаштаки» Чайтаньи Махапрабху и затрагивает одну из восьми ступеней кришна-бхаджана, описанных Рупой Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху». «Бхаджана-рахасья» изобилует цитатами из священных писаний о теории и в практике поклонения Кришне. Из этой работы Бхактивиноды Тхакура видно, что рассматриваемые им темы со временем становились все более возвышенными и эзотерическими. Несомненно духовные эмоции Тхакура находились на одном уровне с переживаниями шести Госвами Вриндавана.

В 1904 году Шрила Бхакгавинода издал «Саткрия-сара-дипику» Гопалы Бхатты Госвами. Этот трактат посвящен самскарам (очистительным обрядам) и другим церемониям, предназначенным как для семейных, так и для отрекшихся от мира вайшнавов В 1906 году Тхакур опубликовал принадлежащую перу Джагадананды Пандита поэму на бенгали под названием «Према-виварта» В ней автор, который считается воплощением Сатьябхамы, одном из супруг Кришны в Двараке, выражает свою любовь к Господу Чайтанье и прославляет Святое Имя.

Последняя из известных работ Бхактивиноды Тхакура «Шри Сванияма-двадашака» (Двенадцать строф о добровольно данных обетах) была написана им в 1907 году. Это стихотворение написано по образцу «Сванияма-дашаки» Рагхунатхи даса Госвами, который в десяти строфах описывает собственные обеты. В «Шри Сванияма-двадашаке» Тхакур проливает свет на то, как надлежит готовиться к вознесению в духовное царство, и выражает свою приверженность пути, указанному Рупой Госвами.

Еще многое можно сказать о Шриле Бхактивиноде.Он не терпел распущенности и никогда не переступал порог дома, где царит безнравственность. Тхакур питал сильную неприязнь к театрам, поскольку в спектаклях часто играли продажные женщины. Когда известный драматург Гириша Чандра Гхош пригласил Бхактивиноду Тхакура в качестве почетного гостя на премьеру своего спектакля «Чайтанья-лила», Тхакур вежливо отказался. Этот поступок Бхактивиноды Тхакура объясняют тем, что знаменитая калькуттская актриса Шримати Винодини, которая играла роль Господа Чайтаньи, была дамой полусвета со скандальной репутацией.

Лалита Прасад в своем дневнике приводит такую историю:

В 1908 Году, за три месяца до того, как Бхактивинода Тхакур принял уклад жизни, именуемый парамахамсой, один из его сыновей, работавший в Калькуттском доме писателей, сказал отцу, что в Калькутту приехал Главный секретарь Бенгалии сэр Уильям Дюк, которого Тхакур знал еще по службе в суде. На следующий день Шрила Бхактивинода договорился с этим господином о встрече в доме писателей. Сэр Уильям встретил Тхакура у порога здания и со сложенными ладонями проводил его к себе в кабинет.

«Дорогой Кедаранатха, — сказал он, — когда вы стали мировым судьей, я хотел отправить вас в отставку. Я опасался, что если в Бенгалии появится много таких образованных людей, как вы, англичанам здесь будет нечего делать».

Сэр Уильям читал приговоры, вынесенные Бхактивинодой Тхакуром, и всякий раз поражался его мудрости. Он бывал в гостях у Тхакура и видел, как тот поглощен работой над «Шри Чайтанья-шикшамритой». При этом его жена всякий раз угощала гостя пури, лучи, десертом и другими вкусными яствами. Сэр Уильям не переставал удивляться трудолюбию Тхакура и даже признался, что раньше расценивал его как угрозу для британского правительства. Теперь же он раскаивался в этом. По существовавшему тогда у англичан обычаю, в старости каждый должен попросить прощения у всех, кого он в течение своей жизни обидел или оскорбил, чтобы в смертный час не чувствовать ни перед кем вины. Выслушав извинения сэра Уильяма, Бхактивинода Тхакур ответил:

«Я всегда считал и считаю вас своим другом и доброжелателем».

Как позже признался Тхакур, он был до глубины души поражен тем, что этот человек раньше желал ему зла. Но, тронутый его раскаянием, Тхакур без колебаний простил его.

Один из биографов Шрилы Бхактивиноды, Пандит Саткари Чхаттопаддхьяя Сиддханта Бхушана, пишет:

«Тхакур отличался необычайным радушием и легко находил общий язык с любым человеком, какое бы положение в обществе тот ни занимал. Он никогда не таил на других зла, и многие из его завистников и недоброжелателей, устыдившись своего поведения, рано или поздно просили у него прощения, и он всегда их прощал. Являясь приверженцем идеи вселенского братства, Тхакур был очень дружелюбен и желал другим только добра. Встреча с ним приносила людям неизмеримое благо. Чуждый гордыне, он неизменно был благожелателен к окружающим. Бхактивинода Тхакур никогда не говорил ничего такого, что могло задеть чьи-либо чувства. Он никого не критиковал, если не был уверен, что имеет на это право и тем самым принесет пользу. При этом любой, кому доводилось выслушать его отповедь, в итоге был благодарен ему. Хотя Тхакура знали и уважали в Бенгалии, Бихаре и Ориссе, он никогда не гордился своим положением. Глубокие познания в философии позволяли ему на равных общаться с самыми просвещенными мужами, а его преданность Богу внушала уважение как благовоспитанным людям, так и отпетым негодяям. Организаторские способности Тхакура отметил даже царь Типерры его высочество Махараджа Бирчандра Маникья Бахадур. Его сын Махараджа Радха Кишор Варма Маникья Бахадур, всегда высоко ценивший мнение Тхакура, считал его своим личным другом и даже возвел в чин почетного советника. Правительство Бенгалии не раз хотело присвоить Шриле Бхактивиноде почетный титул, однако Тхакур всякий раз отвечал отказом, боясь, что это помешает ему исполнить свою священную миссию».

19. Отречение от мира

В 1908 году Бхактивинода Тхакур отрекся от мира, получив посвящение у Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи. Было это так:

Однажды Тхакур, провожая Гауракишору даса Бабаджи до переправы через Гангу, попросил у него посвящение в бабаджи. Шрила Гауракишора считал себя падшим и, кроме того, относился к Тхакуру как своему духовному наставнику. Поэтому он ответил ему отказом. Через некоторое время Бабаджи догадался, что Бхактивинода Тхакур не отказался от своего намерения и собирается приехать к нему в Навадвипу. Чтобы избежать встречи с Тхакуром, Бабаджи, который тогда был уже в весьма преклонном возрасте, пришел к проститутке, жившей недалеко от рынка, и укрылся на веранде ее дома. Бабаджи знал, что Тхакур будет искать его повсюду, даже на берегу Ганга, но никогда не зайдет в дом проститутки.

Тем временем, Шрила Бхактивинода, нигде не обнаружив Бабаджи Махараджу, вернулся в Годрумадвипу. А Бабаджи, выйдя из своего укрытия, принялся оглушительно смеяться. Когда его спросили о причинах такого необычного веселья, он ответил:

«Сегодня я перехитрил Кедаранатху Датту, спрятавшись в доме продажной женщины. Кедаранатха Датта не нашел меня и вернулся с пустыми руками».

Несколько дней спустя Бхактивинода Тхакур попросил одного из своих сыновей привезти Бабаджи Махараджу в Свананда-сукхада-кунджу. Шрила Гауракишора согласился приехать и, проведя у Тхакура несколько дней, посвятил его в бабаджи. По приказу Шрилы Гауракишоры Тхакур надел старую набедренную повязку и фартук для сбора милостыни, принадлежавший его шикша-гуру Джаганнатхе дасу Бабаджи, который к тому времени уже завершил свой земной путь. Затем с согласия и в присутствии Шрилы Гауракишоры Бхактивинода Тхакур приняд его своим веша-гуру, то есть гуру, который дает посвящение в бабаджи. Бхактивинода Тхакур безукоризненно соблюл традицию Гаудия-вайшнавов, последовав примеру Санатаны Госвами, который в присутствии Господа Чайтаньи и с Его согласия отрекся от мира, облачившись в старые белые одежды Тапаны Мишры. Приняв отречение, Бхактивинода Тхакур продолжал повторять Святое Имя и заниматься литературным творчеством, иногда живя в Годрумадвипе, а иногда в Бхакти Бхаване в Калькутте.

20. Последние дни

Отрекшись от мира, Бхактивинода Тхакур принял несколько учеников, один из которых, Кришна дас Бабаджи, стал его слугой еще в Пури. Чувствуя настоятельную необходимость полностью сосредоточиться на духовном бытии, Тхакур в 1910 году уединился в Бхакти Бхаване, где ничто не мешало его божественному служению Радхе и Кришне. Разбитый параличом в глазах обыкновенных людей, он окончательно погрузился в самадхи, или духовный транс.

23 июня 1914 года солнце начало двигаться на юг. В тот же самый день четырьмя с половиной столетиями раньше ушел из этого мира Гададхара Пандит, который считается воплощением Радхарани. Ровно в полдень Бхактивинода Тхакур вошел в вечные игры Господа, недоступные взору обусловленных душ этого мира.

Погребальную церемонию Бхактивиноды Тхакура отложили, пока солнце не начало движение на север. Тогда прах Тхакура был перевезен из Бхакти Бхавана в Годрумадвипу. Там под звуки оглушительного киртана, устроенного учениками и друзьями Тхакура, его прах поместили в серебряную урну и предали земле. В церемонии участвовали сотни человек и каждый из них явственно ощущал присутствие Тхакура. Поистине, известную строфу Бхактивиноды о Харидасе Тхакуре можно отнести и к ее автору.

Неправда, что вайшнавы умирают! Оставшись жить в том мире, что и мы, Нас мудрыми словами наставляют И помогают путь найти из тьмы.

21. Эпилог

Бхактивинода Тхакур считал, что учение Господа Чайтаньи благодаря своей глубокой философской основе способно объединить все противоборствующие философии и религии, ибо вселенская религия всех душ — это преданное служение Верховному Господу. Тхакур особенно хотел, чтобы учение Чайтаньи Махапрабху распространилось по всему миру. В 1885 году Шрила Бхактивинода писал в журнале «Саджджана-тошани»:

«Шриман Махапрабху низошел со Своим окружением не для того, чтобы спасти горстку людей в Индии. Проповедуя вечную дхарму, Он намеревался освободить из оков материи все живые существа во вселенной. Господь Чайтанья Сам говорит об этом в «Найтанья-бхагавате»: «Мое Имя будет звучать в городах и деревнях всех стран мира». Все существующие религии, достигнув наивысшей ступени своего развития, неминуемо станут единой дхармой совместного пения Святого Имени. Да будет благословен тот день, когда удачливые англичане, французы, русские, немцы и американцы, взяв в руки флаги, литавры, мриданги и караталы, поднимут в своих городах волну харинама-киртаны. Когда же придет этот день? Когда с возгласами «Слава, слава Шачинандане!» светлокожие вайшнавы обнимутся со своими бенгальским братьями и скажут им: «Примите нас, дорогие братья, ибо мы нашли прибежище в бескрайнем океане любви к Господу Чайтанье!»? Скоро ли настанет этот день? День, когда святая, непогрешимая любовь к Богу, которую испытывают вайшнавы, станет единственной религией всех душ, а все малые религии подобно рекам впадут в безбрежный, всеохватывающий океан вайшнавизма. Когда же настанет этот день?»

Бхактивинода Тхакур даже предсказал, что скоро появится проповедник, который объедет весь мир, распространяя послание Господа Чайтаньи. Хотя именно Шрила Прабхупада распространил сознание Кришны по всему земному шару, сам он всегда считал это заслугой своего духовного учителя, как явствует из комментария к Третьей песни «Шримад-Бхагаватам» (22.19):

«Около ста лет назад Тхакур Бхактивинода, подобно Кардаме Муни, мечтал о сыне, который станет повсюду проповедовать философию и учение Господа Чайтаньи. Вняв его молитвам, Господь послал ему сына — Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Махараджу, который, действуя через своих истинных учеников, проповедует философию Господа Чайтаньи по всему миру».

Таким образом, Международное общество сознания Кришны своим возникновением обязано Шриле Бхактивиноде Тхакуру.

Опубликовал: Крышень. Время публикации: 31.03.2012 в 19:06 в рубрике Бхактивинода Тхакур, Жизнеописания чистых вайшнавов, Вы можете комментировать эту запись.

один отзыв на “Шрила Сатчитананда Бхактивинода Тхакур (часть 6)”

  1. mataji archi |

    огромное спасибо вам за служение Бхактивиноду и распространение идеи о том, что Прабхупада служил Бхактивиноду. поклон вам до земли. Вся слава единой семье, называемой парампара!

Поблагодарить. Или оставить отзыв:

biaxin 500mg diclofenac price cell phone software spy