Гуру и ученик. Различные уровни учеников. Общение ученика с гуру
3 августа, 2013
Различные уровни учеников
Ученик низшего класса имеет полную веру в своего Гурудева, но не совершает ничего из того, что он говорит.
Ученик среднего класса спрашивает Гурудева — что ему следует совершать, и затем пытается это совершать.
Ученик высшего класса знает желание Гурудева еще до того как Гурудев озвучит его.
Если ученик не до конца предался своему Гурудеву, Гурудев скажет ему: «Какой ты молодец! Ты выполняешь столько севы!» Но когда ученик предался полностью своему Гурудеву, Гурудев скажет: «Глупец! Ты ничего не понимаешь! Ты ничего не делаешь!»
Три вещи, от которых зависит скорость или быстрота очищения сердца
1) Количество бхакти-мула-сукрити, т.е. духовного мировосприятия и степени духовной жажды. Квалификация ученика подобна сосуду. Чем более квалифицированным становится ученик, тем больше он может вместить наставлений.
2) Искренность и усилия ученика. Усилия и милость — две составляющие духовного роста. Духовное понимание ученика будет зреть и становится глубже и глубже по мере оставления им анартх и апарадх. Материальные привязанности ученика напрямую связаны с его способностью понимать таттва-сиддханту.
3) От духовного уровня гуру. Если духовные идеалы ученика превосходят способность гуру привести ученика к ним, то в какой-то момент духовный прогресс искреннего ученика под руководством такого гуру «упрется в потолок». Если в этот момент Кришна не явит ученику гуру более высокого уровня, то ученик может войти в тяжелый период духовного кризиса. В этот момент все решит искренность ученика.
Гуру заботится о своих учениках тремя способами
«Рыба, черепаха и птицы заботятся о своих детях своим взглядом, вниманием и прикосновением, также и святой человек защищает зависящих от него подобным же образом». Шри Чанакйа нити-шастра 4.3
Общение ученика с гуру
Есть два вида общения ученика с гуру:
1) вани, общение с гуру посредством слушания и памятования его наставлений и
2) вапу, визуальный или живой контакт с гуру.
Вани имеет для ученика более важное значение. Вапу поддерживает веру ученика в вани.
Пранипата — приблизиться к Шри Гуру
Пранипата означает приблизиться к Шри Гуру со своей постелью и багажом — взяв билет только в одну сторону. «Сначала предайся — потом служи!»(не наоборот) — таков призыв Шри Гуру парампары.
Гуру-сева (исполнение желания Шри Гуру)
Наставления для цивилизованных людей (Бхагаватам 7.15.22-25). Все, что описано далее, произойдет само собой, если человек с верой служит духовному учителю:
«Чтобы избавиться от вожделения, надо твердо решить не идти на поводу у своих чувств. Подобно этому, чтобы победить гнев, надо перестать завидовать другим, чтобы избавиться от жадности, надо обсуждать пагубные последствия накопительства, а чтобы избавиться от страха, надо размышлять об истине. Обсуждая духовные истины, можно одолеть скорбь и иллюзию. Служа великому преданному, можно избавиться от гордыни. Храня молчание, можно избежать препятствий на пути мистической йоги, а просто перестав потворствовать своим чувствам, можно победить в себе злобу. Проявляя сострадание, и никому не завидуя, человек может избавиться от страданий, причиняемых другими живыми существами; медитируя в трансе, он сможет устранить страдания, которые посылает провидение, а практикуя хатха-йогу, пранаяму и другие подобные методы, сможет избавиться от беспокойств, доставляемых собственным телом и умом. Аналогичным образом, усилив влияние гуны благости, особенно в отношении еды, человек должен победить сон. Усиливая влияние гуны благости, нужно победить страсть и невежество, а потом, возвысившись до уровня шуддха-саттвы, надо избавиться и от привязанности к гуне благости. Все это произойдет само собой, если человек с верой служит духовному учителю. Так можно преодолеть влияние гун материальной природы«.
Без милости Шри Гуру духовный прогресс невозможен. Но милость Шри Гуру в особенности нисходит на того, занимается нишкапата (свободной от двуличия), вишрамбха (очень сокровенной) гуру-севой. Майа всегда будет там, где нет нишкапад вишрамбха гуру-севы. Чтобы служить Шри Гуру, необходимо знать его желания. А чтобы совершать вишрамбха гуру-севу, необходимо знать его сокровенные желания.
Когда Гуру недоволен учеником, то даже если тот удовлетворит весь мир, это ему ничего не даст. Любые независимые попытки заниматься севой ничем не лучше кармы.
махат-крипа вина кона карме ‘бхакти’ найа / кришна-бхакти дуре раху, самсара нахе кшайа
Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 22.51 / Бхакти-расамрита-синдху-бинду, т. 3 к.
махат-крипа – милости великих (чистых) преданных; вина – без; кона карме – любая деятельность; бхакти найа – нет бхакти; кришна-бхакти – любовное преданное служение Кришне; дуре раху – недоступно; самсара – бескоречный круговорот рождения и смерти; нахе – не; кшайа – прекращается.
«Без милости чистых преданных невозможно обрести даже освобождение от материальных привязанностей и бесконечного круговорота рождения и смерти. Что же тогда говорить о Кришна-бхакти?«