Шри Хари-нама (Бхактивинода Тхакур) Часть 1
12 марта, 2011
Книги и статьи
Шрилы Сатчитананды Бхактивинода Тхакура
В этой небольшой статье Шрила Бхактивинода Тхакур очень кратко и вместе с тем очень доступно объясняет возвышенное положение Харинама, т.е. повторения Святых имен Господа в Кали-Йугу.
Шри Хари Нама
Шрила Бхактивинода Тхакур
Без милости Парамешвары пересечь океан материального бытия чрезвычайно сложно. Не просто сложно, а, точнее, невозможно. Хотя джива выше материи, она по природе слаба и всегда зависит от Бхагавана, своего единственного защитника, опекуна и спасителя. Джива-ану-чайтанья, ничтожно малая частица. Поэтому она во всем зависима от парама-чайтаньи, Бхагавана, и призвана служить Ему. Другими словами, для джив нет иного прибежища, кроме парама-чайтаньи, Бхагавана.
Этот мир материи — порождение майи, и джива здесь находится в положении преступника, сидящего в тюрьме. Она скитается по этому миру изза того, что попыталась соперничать с Бхагаваном. Живые существа, выступающие против Бхагавана, называются баддха-дживами (обусловленными душами), потому что скованы цепями майи.
А дживы, которые внемлют словам Бхагавана, освобождаются от пут майи, и их называют мукта-дживами (освобожденными душами). Это различие определяется прямо противоположными состояниями, в которых находятся бесчисленные дживы. Таким образом, существует две категории джив: свободные и обусловленные. С помощью садханы баддха-джива обретает милость Бхагавана, благодаря чему становится способной разорвать могучие цепи майи.
После глубоких размышлений наши великие мудрецы, махарши, определили три типа садханы:
- карма,
- гьяна и
- бхакти.
Варнашрама-дхарма, тапасья, ягья, врата и йога названы в шастрах составляющими практики кармы, и там же подробно описаны плоды, которые они при носят. Глубоко изучив природу различных плодов кармы, можно выявить основные из них:
- 1) наслаждение на планетах земного типа,
- 2) наслаждение на райских планетах,
- 3) избавление от болезней и
- 4) знание о том, что праведные дела приносят огромное благо.
Очевидно, что первые три из них относятся к категории преходящих.
Колесо времени Шри Бхагавана непременно заберет их. Ясно, что эти плоды не помогут дживе освободиться от пут майи. Напротив, они только усилят желание дживы совершать все новую и новую карму, которая еще сильнее запутает ее в сетях майи. Плоды праведных поступков не имеют особой ценности, если, совершая их, человек не руководствовался предписаниями шастр.
В связи с этим в «ШримадБхагаватам» (1.2.8) сказано:
«Главная цель варнашрама-дхармы — облегчить жизнь человека, выполняющего естественные для него обязанности, чтобы у него было больше времени для слушания хари-катхи. Однако, если у него не пробуждается интерес к хари-катхе, то вся его религиозная деятельность в системе варнашрамы — лишь пустая трата времени».
Итак, с помощью кармы невозможно пересечь океан материального бытия. Я постарался это кратко объяснить.
Гьяна также считается садханой, ведущей к возвышенной цели. Плод гьяны — атма-шуддхи (очищение души). Атма (душа) запредельна материи, но когда джива забывает об этом и находит прибежище в материи, она теряется в лабиринтах кармы. С помощью гьяны человек может понять, что он суть не материя, а дух. Этот вид гьяны обычно называют наишкармья (познание себя). На этом уровне джива может ощутить лишь небольшое, ограниченное блаженство (ананду). Этот уровень также известен как атмарама, что значит «черпать удовлетворение только внутри себя, в своей атме». Но когда джива начинает постигать свою вечную природу и ей раскрываются ее сладостные отношения с Кришной, она понимает всю ничтожность уровня наишкармья, или атмарама. Это подтверждают слова Деварши Нарады из «ШримадБхагаватам» (1.5.12):
«Хотя знание о вечной природе души полностью свободно от влияния материи, в нем нет пользы, если оно лишено понятия Бхагавана».
В «ШримадБхагаватам» (1.7.10) также говорится:
«Хари, Высшая Душа, обладает особым свойством: Он привлекает все виды атмарам, душ, полностью свободных от материальных оков, так что они стремятся служить Ему».
Таким образом, гьяна и карма считаются составляющими садханы только в том случае, если карма своими плодами делает дживу достаточно удачливой, чтобы совершать карму все более и более высокого уровня, и если гьяна затем помогает отвергнуть бесполезную карму. Постепенно, совершая праведные дела и отвергая имперсональную гьяну, мы придем к бхакти-садхане. Сами по себе гьяна и карма не могут считаться составляющими садханы, если не приводят к бхакти. Только бхакти может называться садханой, и те виды кармы и гьяны, которые приводят к бхакти, тоже можно считать садханой. Бхакти по самой своей природе является основой всех форм садханы. Такое заключение дается в «ШримадБхагаватам» (11.14.20):
«О Уддхава! Меня невозможно удовлетворить с помощью карма-йоги, санкхья-йоги, варнашрама-дхармы, изучения Вед, подвижничества или отречения от мира. Чистое бхакти — вот единственное, что приносит Мне истинное удовольствие».
Только бхакти может удовлетворить Бхагавана.
Садхана-бхакти бывает девяти видов: шраванам (слушание), киртанам (повторение), смаранам (памятование), арчанам (поклонение Божеству), ванданам (молитва), пада-севанам (служение лотосным стопам Бхагавана), дасьям (выполнение распоряжений Бхагавана), сакхьям (дружба с Бхагаваном) и атма-ниведанам (безраздельное вручение себя Ему).
Шраванам, киртанам и смаранам считаются главными составляющими садханы, и они должны быть направлены на имя, образ, качества и лилы Шри Бхагавана. Шри Нама — изначальное семя всего (адисарва биджа-сварупа). Поэтому шастры гласят, что Хари-Нама — основа всех видов поклонения.
«В Калиюгу для дживы нет иного пути к спасению, кроме повторения Хари-Намы»
(Брихад-нарадия-пурана, 3.8.126).
Слово калау в данном стихе означает, что не было такого времени, когда Хари-Нама не являлась бы путем к спасению. Вот почему так важно найти прибежище у всемогущей Хари-Намы. Никакие другие мантры не обладают таким могуществом.
«Падмапурана» так прославляет Хари-Наму:
«Имя Кришны исполнено духовного блаженства. Оно дарует все духовные блага, ибо неотлично от Самого Кришны, источника всего наслаждения. Хари-нама — полное целое и вместилище всех трансцендентных рас. Имя Кришны невозможно осквернить материальными качествами, и оно неподвластно майе. Оно вечно свободно, духовно и не связано законами материальной природы. Все это возможно потому, что Шри Кришна и Его имя суть одно».
В своем комментарии к этой шлоке Шрила Джива Госвами пишет:
«Шри Кришна-таттва — это недвойственная форма вечности, знания и блаженства (адвайа сач-чид-ананда сварупа)». Шри Кришна предстает в двух формах: Нами, или Шри Кришнавиграха, и Нама, Его имя. Суть таттвы заключается в том, что Кришна — сарва-шактиман, владыка всей энергии. Великолепие высшего пуруши — это великолепие Его шакти. Шакти Кришны пребывает в Нем Самом, и без ее помощи никто не может постичь Его. Только благодаря ей можно увидеть образ Кришны. Блаженство, которое приносит повторение имени Кришны, говорит само за себя. Таким образом, Имя Кришны — чинтамани-сварупа, Кришна-сварупа и Чайтанья-раса-сварупа. Просто благодаря повторению имени Шри Кришны — кришна раса сама пробуждается в сердце. Нама самодостаточна. Иначе говоря, она не зависит от порядка слов в мантре, таких, как Кришна или Нарайанайа. Нама всецело духовна: она не имеет ничего общего с безжизненными материальными слогами. Только Нама является чайтанья-расой. Она вечно свободна. Ее невозможно воспроизвести материальным языком. Понять это объяснение может лишь тот, кто вкусил сладость намы. Тот, кто думает, что нама безжизненна, не достоин познать чайтанья-расу, и его вряд ли удовлетворит это объяснение. Ктото может возразить, что нама, которую мы повторяем, состоит из материальных слогов — так разве можно называть ее вечно свободной и нематериальной? — Шрила Рупа Госвами отвечает на это возражение так:
«Материальные органы чувств способны воспринимать только материальные объекты. Но Кришна-нама духовна, и потому воспринять ее материальными органами чувств невозможно. Нама, которая появляется на языке, есть результат спхурти; это деятельность трансцендентных органов чувств души. Когда преданный повторяет кришна-наму своим духовным (апракрита) языком, парама-таттва проявляется на его материальном (пракрита) языке и начинает танцевать. Когда преданный смеется в блаженстве, плачет и скорбит изза привязанности (снехи) и танцует из чувства любви (прити), это трансцендентная раса проявляется через органы чувств. И подобно этому раса имени Шри Кришны проявляется на языке» (Бхакти Расамрита синдху, 1.2.234).
Нама, которую преданный повторяет в процессе практики садханы, — это всего лишь чхая-нама (тень Святого Имени) или Нама-абхаса (имя, скрытое облаками невежества и анартх). Это не настоящее Святое Имя. Однако, если постоянно повторять Нама-абхасу, то в конечном счете у преданного появится вкус к апракрита-наме. Примеры тому — Вальмики и Аджамила.
Оскорбления — вот что мешает дживе испытать вкус к Святому Имени. Если же повторять имя Кришны без оскорблений, то в сердце сразу проявится чайтанья-раса-виграха (исполненный сознания источник всего наслаждения), то есть трансцендентная Шри Хари-Нама. Тогда сердце преданного наполнится радостью, из глаз потекут потоки слез, а на теле появятся признаки саттвика-бхавы, духовного экстаза.
В «ШримадБхагаватам» (2.3.24) об этом сказано так:
«Повторяя Святое Имя, человек чувствует, как его сердце меняется, на глазах появляются слезы и волосы на теле поднимаются. Если же при повторении имени Кришны ничего этого не происходит, значит, сердце человека очерствело изза оскорблений».
Садхака должен делать все возможное, чтобы повторять Хари-Наму без оскорблений. А для этого нужно знать, каких именно оскорблений следует остерегаться.
Продолжение читайте в следующей части.