Как избавиться от ложного Эго?
5 января, 2013
Сегодня Бхакти Вигьяна Госвами махарадж поделится с нами секретом, как можно избавиться от Ложного Эго.
Вопрос:
Как осторожно снимать наши тулупы ложного эго? Вы не могли бы некоторые советы дать? Прежде всего свой тулуп, конечно, ну и приходится проповедовать, помогать…
Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж
Ответ:
Ложное эго – это способность моего я отождествлять себя с чем-то, что не является мною. Что такое ложное эго? Носителем я или носителем вот этой частицы сознания является душа. Теперь, душа может свое сознание проецировать на все, что угодно, это называется ложным эго, когда я — это мой дом, я — это моя семья, даже русское слово семья оно от этого просиходит. Было одно я, это я хотело экспансироваться и появилось семь я разных. Это все я. От всех этих ложных вещей человеку рано или поздно все равно приходится избавляться. Он привязывается ко всему тому, что он считает своим я. Почему это так болезненно? Потому что каждый раз ему нужно по-новому себя воспринимать, если он лишается какого-то своего близкого, это было частью его я, частью его природы, частью его представления о том, кто он такой. И каждый раз это трагедия для него.
Человек должен очень хорошо понять, что от всех этих ложных определений «я» все равно, если я не захочу сам избавиться, то мне придется от них избавиться, расставаться со всем этим ложным, потому что это не является частью меня.
Что-то, что является настоящей частью меня, с этим я никогда не смогу расстаться. Если это я, то оно вечное. Кришна объясняет это в самом начале «Бхагавад-гите«, истинное «я» должно быть вечным и неизменным. Все то, что меняется, по определению не истинно, по определению -ложное. Поэтому как Кришна начинает избавлять нас от ложного эго? Он начинает говорить, что вот есть душа и душа не умирает.
Вернее, Он начинает так: такой умный, а говоришь как дурак. Это первый урок «Бхагавад-гиты», обращенный к Арджуне. Умные, такие умные речи ведет, а простых вещей не понимаешь. Это первый удар по нашему ложному эго. Такой умный, а скорбишь о том, о чем умные люди не скорбят. Потому что есть вещи неизбежные, зачем о них скорбеть.
Дальше Он начинает нам объяснять в чем наше истинное я. Мы пытаемся цепляться и держаться за все остальное, за своё ложное эго, просто потому, что мы не нашли своего истинного «я». Он говорит, попытайся найти опору в истинном «я», которое неизменное, которое никогда не уничтожается. Поэтому собственно, начать избавляться от ложного эго нужно, поняв своё истинное положение.
Шрила Прабхупада объясняет: душа крошечная, маленькая, она есть искорка духа, она излучает энергию сознания, эта энергия сознания пронизывает все наше тело и душа начинает отождествлять себя с телом, но дальше процесс отождествления пошел – она начинает отождествлять себя с машиной своей, со своим домом…. Если по нашей машине кто-то ударит, мы кричим: „Зачем вы меня ударили? Что вы со мной сделали?”
Но как мы попытаемся отделить себя от ложного эго, или удар по нашему ложному эго нанести, если человек отождествляет себя прежде всего со своим телом и со своим умом.
Избавиться от привязанности к своему телу относительно нетрудно или понять, что я не тело и не свожусь к этому телу. Труднее избавиться от привязанности к уму.
Я начинаю просто понимать кто я, занимая позицию наблюдателя. В конце концов я начинаю наблюдать за своим умом. Я повторяю мантру и мантра – это самая лучшая вышка, с которой ум можно разглядеть. Я повторяю мантру и вижу: там одна мысль пошла, другая мысль пошла, она куда-то там пошла, пошла…. И я понимаю, что это не я, что это просто мысли, которые двигаются там.
Чтобы почувствовать – и это один из принципов «Бхагавад-гиты» – чтобы почувствовать свое вечное я, нужно по отношению ко всему тому, что я привык считать своим «я», занять позицию наблюдателя и наблюдать со стороны.
Человек, который летит в самолете, может он почувствовать с какой скоростью он летит? Сидит в самолете, пьет кофе, смотрит телевизор и не знает, что он летит со скоростью 800 км/ч. Чтобы почувствовать эту скорость, что ему нужно сделать? Оказаться отчасти вне самолета, тогда он почувствует это. Точно так же и тут – чтобы увидеть свои ложные вещи, нужно встать на позиции своего истинного я и начать наблюдать сo стороны, с этой точки зрения.
Кто есть я? Я есть душа. Что душа должна делать? Она должна, так или иначе соотноситься с Богом. Но начинается все с того, что я просто наблюдаю за всем этим.
Как начать снимать с себя оболочки? Ну много есть способов. Один способ – начать отдавать одну оболочку за другой и чувствовать, что со мной ничего не случилось, что я как был так и остаюсь. Разные скажем методы или практики, которые существуют в разных религиях, они все для этого предназначены. Есть практика, когда люди все должны отдать, раздать, и понять, что их это нисколько не коснулось.
Во-первых, главное, что нужно сделать – это принять духовного учителя и в отношениях с ним занять более смиренное положение. Потому что мое ложное эго что говорит? – я знаю и я знаю лучше. Почему? — по определению, потому что это я. А в отношениях с духовным учителем человек занимает положение заведомо смиренное, подчиненное и это первый шаг, с помощью которого человек может от ложного эго избавляться. Не сделав этого шага, все остальное, что он будет делать, будет его только ложное эго питать. Первое, что он должен сделать – это сказать, что я, оказывается, ничего не знаю, хотя я всю свою жизнь считал, что я прав, а все остальные не правы. Нужно принять чью-то высшую правоту и в этих отношениях постепенно все остальное реализовывать.
А после того, как мы приняли это, потом мы начинаем служить другим, заботиться о других и в этом процессе ложное эго тоже естественным образом уходит. Одну обертку за другой с души снимаем. Но первый шаг надо сделать.
Что такое ложное эго в конечном счете? Важный вопрос на самом деле, чтобы мы поняли. Ложное эго – это самое тонкая концепция моего я или того, что мне нужно, о которой я иногда даже не отдаю себе отчет в этом. Это очень тонкая вещь на уровне концепции того, для чего я здесь, что мне нужно в конце концов, в чем заключается мое счастье.
И в отношениях с духовным учителем, в чем смысл отношений с духовным учителем — в том, что я должен ему отдать эту концепцию, что я, мучимый этими своими представлениями или введенный в заблуждение этими своими представлениями ничего не нашел, теперь все, я понял что мне нужно отдать, я отдаю это, самое дорогое, что у нас есть. Потому что человек может отказаться от всего остального, но это он будет хранить до конца. И там очень много всего – там надежды мои, там какие-то сокровенные желания… В конце концов надежда на то, что я смогу быть счастливым как я хочу. В отношениях с духовным учителем они должны быть настолько близкими, чтобы человек не испугался отдать ему даже это. Все, я банкрот, вот возьми это и дай мне что-то другое.
Знаете как на воздушном шаре есть балласт и люди сбрасывают его. Вот он уже идет вниз и люди сбрасывают потихоньку мешки, чтобы еще поплыть. Точно так же и тут, человек борется за свое ложное эго, он начинает сбрасывать один балласт за другим, один балласт за другим, а нужно самый последний отдать, но это страшно и поэтому не надо торопиться.