Как отличить ложное эго от настоящего?
9 октября, 2012
Вопрос: Как отличить ложное эго от настоящего?
Ответ: Под воздействием Ложного Эго, человек мыслит в категории «я» и «мое». Под воздействием своего истинного Эго, человек мыслит в катеогрии «Все вокруг — энергии Кришны, и мой долг служить Ему».
Человек под сильным влиянием Ложного Эго отождествляет себя с материальным телом, смысл его жизни и сам путь — это получение различных материальных чувственных наслаждений. Тот кто освободился от влияния Ложного Эго видит себя составной частью Кришны, а самого Кришну видит через Его проявления в каждом живом и не живом существе. Таким человеком движет желание доставить удовольствие Кришне, и тем самым принести благо всему творению. Это изначальная, присущая нам от природы духовная конституция. Это тот облик, который имеет каждый из нас в «очищенном» от материи состоянии.
Два типа ложных представлений о жизни — «я» и «мое» — присущи двум категориям людей. На низшей ступени преобладает концепция «мое», а на более высокой — ложная концепция «я». В животном мире ложные представления о «моем» есть даже у кошек и собак, которых это заблуждение заставляет драться друг с другом. То же заблуждение преобладает и на низшей ступени человеческой жизни, где оно принимает форму представлений типа «это мое тело», «это мой дом», «это моя семья», «это моя каста», «это моя нация», «это моя страна» и так далее. На более высокой ступени, на этапе умозрительного постижения мира, ложная концепция «мое» преобразуется в такие представления, как «я есть» или «всё есть я» и т.д. Все люди разделяют одни и те же ложные представления «я» и «мое», которые у разных категорий людей принимают разные формы. Однако по-настоящему понять природу своего «я» можно, только до конца осознав: «Я есть вечный слуга Господа». Такова формула чистого сознания, и именно такому пониманию жизни учат нас все ведические писания.
Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады на Шримад Бхагаватам 2.9.3
Интересным образом исследует Ложное Эго в Шримад Бхагаватам сам Кришна в образе Капилы:
Материальное эго появляется из махат-таттвы, которая образуется из личной энергии Господа. Материальное эго прежде всего наделено созидательной энергией трех видов: благостной, страстной и невежественной. Эти три вида материального эго порождают ум, органы чувственного восприятия, органы действия и грубые материальные элементы. Троякая аханкара (ложное эго проявляет себя как деятель, орудие деятельности и ее результат), источник грубых элементов, чувств и ума, — не отлична от них самих, ибо служит их причиной. При этом ложное эго может быть умиротворенным, деятельным или пассивным, в зависимости от того, какая из гун — благость, страсть или невежество — оказывает на него свое влияние. Аханкару называют Санкаршаной, который является не кем иным, как тысячеголовым Господом Анантой.
Шримад Бхагаватам 3.26.23-26
Шри Шукадева подтверждает источник влияния Ложного Эго на обусловленные души от Господа Санкаршаны в 5 песни Шримад Бхагаватам:
Господь Ананта управляет материальной гуной невежества, а также ложным эго всех обусловленных душ. Когда обусловленное живое существо думает: «Я — наслаждающийся, этот мир существует лишь для моего удовольствия», эти представления внушает ему Санкаршана. Так падшая, обусловленная душа мнит себя Верховным Господом.
Шримад Бхагаватам 5.25.1
Однако самым главным и самым ярким фактором, который может говорить о силе Ложного Эго в человеке, является степень его зависимости от Кришны, или степень смирения. Человек с сильным Ложным Эго не может чувствовать свою полную зависимость от Кришны, в следствие этого он не может искренне положиться на него и от всего сердца обратиться к нему за помощью. Такой человек думает, что всего сможет добиться сам — это и есть ловушка. Самостоятельно действовать может только Ложное Эго, истинное же Эго полностью полагается на Кришну и целиком зависит от Его воли.