Нароттам дас Тхакур (часть 1)
26 октября, 2009
Сегодня мы начинаем знакомить наших читателей с биографией одного из самых ярких вайшнавов прошлого, который явил миру удивительное ослепительное сияние духовной поэзии — Нароттама даса Тхакура. Нароттам дас Тхакур был очень дорог Господу Чайтанье, он близкий друг и участник божественных Лил Махапрабху. О жизни этого удивительного вайшнава сегодня пойдет наш рассказ…
Нароттам Дас Тхакур
Нароттам Дас Тхакур был воплощением учения Гаудиа. Он передавал любовь к Богу через свою, известную нам, поэзию и жил с этой любовью также поэтично. Он был совершенным преданным, архитипом посланца Божественного, чьи черты описывают Шесть Госвами каждый раз, когда их перо касалось пальмовых листьев. Даже больше, чем Шриниваса и Шьямананду, Нароттама помнят, как величайшего представителя Гаудиа, возможно, потому, что суть философских концепций Гаудиа Вайшнавизма — в каждой из его песен.
Естественно, что достижения Нароттама были полностью признаны историками и исследователями Гаудиа-традиции. Трудно точно описать все достоинства Нароттама, но известный Бенгальский историк Рамаканта Чакраварти хорошо суммировал его основные достижения в своей классической работе по Бенгальской культуре:
Трудно переоценить важность деятельности Нароттама Датты для Вайшнавского движения в Бенгали в периода после ухода Господа Чайтаньи.
Он работал в унисон с Шринивасом Ачарьей над утверждением Вриндавана (доктрины) в Бенгалии. Он был одним из главных организаторов фестиваля в Кхетури, во время которого, наконец, возобладала точка зрения Вриндавана. Нароттам Датта и его ученики смело высмеивали кастовость. Нароттама Датта был выдающимся шудра-гуру многих брахманов. Он и его ученики распространяли Вайшнавизм в Муршидабаде и Раджшое. Нароттама Датта является также автором нескольких работ, где четко изложены его духовные идеалы.
Его авторитет был настолько велик, что даже отступники сахаджии сочли необходимым написать несколько своих сектанских работ от его имени.
Появлению Нароттама Даса Тхакура предшествуют два важных события. Первое — это появление в этом мире Локанатха Госвами, и второе, это предсказание его рождения Шри Чайтаньей Махапрабху. Исследование жизни Нароттама Даса будет неполным без тщательного анализа этих двух событий.
Локанатх Госвами
Локанатх Госвами был сыном Падманатхи Чакраварти и Ситы-деви. Родился он в маленькой деревне Галандхади района Джессора в Восточном Бенгале. Согласно некоторым источникам он был одноклассником Чайтаньи Махапрабху в Навадвипе.
Когда Локанатх был еще очень молод, Махапрабху послал его и Бхугарбху Госвами во Вриндаван вновь открыть затерянные места паломничества, где Кришна проводил свои игры. Это было очень важное задание. Из-за течения времени и иноземного вторжения многие святые во Вриндаване потерялись. Желание Махапрабху восстановить эти места возникло не тогда, когда он послал Рупу и Санатану в это самое священное из святых мест. Он послал туда Локанатха гораздо раньше. Махапрабху послал его вместе с Бхугарбой потому, что благодаря своему всезнанию, Махапрабху знал, что Локанатх и Бхугарба лучшие друзья в этой жизни и в вечной лиле Кришны. Более того, их личности в Кришна-лиле позволили им определить точное местонахождение многих потерянных святынь.
Согласно Гаура-гангадеше-динике, Локанатх и Бхугарба — это, соответственно, Лила Манжари и Према Манжари. иногда говорят, что они Манджулан и Нанди-Мукхи.
Говорится приблизительно, что в 1509 году они прибыли во Вриндаван и остались там до конца своей жизни.
Основным достижением Локанатха Госвами является строительство храма Гокулананда (сегодня это один из семи основных храмов Вриндаваны) установление Божеств Радхавиноды и в последствии инициация Нароттама Даса Тхакура. Собственно говоря, когда Махапрабху посылал Локананатха во Вриндаван, он предупредил его, что придет день, когда появится Нароттам, и тогда Локанатх должен будет инициировать его в Гаудия-традиции. Такова была воля Шри Чайтаньи.
«О, Нароттам! О, Нароттам!»
Когда Чайтанья Махапрабху решил пойти из Пури во Вриндаван, он остановился в деревне Рамакали, чтобы повидать Рупу и Санатану. В это время Махапрабху посмотрел в глубокие воды реки Падма, протекающей рядом в деревней Кхетури в Восточной Бенгалии и начал лихорадочно выкрикивать:
О, Нароттам! О, Нароттам!
Но Нитьянанду Прабху, постоянного спутника Господа это не удивило. Уже несколько раз посреди бурного киртана Махапрабху выкрикивал это имя. Ближайшие спутники Господа сделали из этого вывод, что скоро родится великая личность, так как дословно Нароттам означает «величайший человек«.
На этот раз, однако, Махапрабху выкрикивал имя Нароттама с огромной радостью. Слезы текли из его глаз непроизвольно и с особой силой, а он метался на берегу взад и вперед, как будто сошел с ума. Нитьянанда Прабху был озабочен состоянием Махапрабху. Он никогда не видел, чтобы Махапрабху доходил до такого уровня неудержимости и никогда даже не видел, чтобы Господь так заливался слезами, почти теряя сознание.
Махапрабху открыл причину своего необычного экстаза:
Нитьянанда там за рекой в деревне Кхетуриграм скоро родится Нароттам. Это произойдет при нашей жизни. Там в Кхетури (Гарер-хата) он вберет в себя киртан-расу со всей моей любовью. Я не могу дождаться этого. Сейчас я вложу свою любовь в реку Падма, и когда Нароттам придет сюда и искупается здесь, Падма передаст ему Мою любовь.
На следующее утро Махапрабху и Нитьянанда Прабху, а также собравшиеся преданные устроили экстатичный киртан. Нитьянанда Прабху предупредил всeх преданных, что Махапрабху передаст свою любовь Падме, и что в один прекрасный день эту любовь вберет в себя великий преданный по имени Нароттам.
После киртана преданные пошли купаться, и когда Махапрабху вошел в Падму, ее воды вышли из берегов не в силах вместить его Божественную Прему, которую Махапрабху вложил туда.
Как рассказывают, в этот момент персонифицированная Падма явилась перед Махапрабху и преданными. Она спросила Господа:
Я понимаю, что Ты хочешь, чтобы я передала эту любовь Нароттаму. Но как я узнаю, когда он придет? Как я узнаю его?
Махапрабху ответил:
Когда тот, кто войдет в тебя, заставит тебя выйти из берегов, как я это сделал сейчас, и когда присутствие этого человека доставит тебе огромную радость, — в этот момент ты узнаешь Нароттама!
Падмавати улыбнулась, поклонилась Господу и снова приняла свою водяную форму. Нитьянанду Прабху захватила красота этой сцены, и Он сказал Махапрабху, что хотел бы остаться там. Махапрабху сказал ему, что придет время, когда он вернется сюда, так как именно он должен будет привести Нароттама в должное время к Падме.
Нитьянанда Прабху — это персонифицированная Гуру-таттва и, конечно он, естественно, приведет Нароттама к реке, где его ожидает Божественное сокровище любви к Богу.
Рождение и детство
Приблизительно в год ухода Махапрабху в 1534 году в полнолуние в месяц Магх (январь-февраль). Нароттам Дас появился в этом мире. Как и предсказывал Махапрабху, он родился в Кхетури (в части Гарер), которая находится в 72 милях от нынешнего Рампур Воджаладжара в районе Бенгали (теперь Бангладеш). Его отец был великий царь Кришнананда Датта, а имя его матери — Нарайани-деви. Они были сказочно богаты и принадлежали к касте Найаетх. Некоторые историки утверждают, что Нароттам родился за несколько лет до ухода Махапрабху.
Родители воспитывали сына, как высокочтимого принца. Во время традиционной церемонии аннапрашанам для новорожденного Нароттама, когда ребенок должен впервые съесть зерновые, родители Нароттама были озадачены: Нароттам не хотел есть, отворачиваясь от еды, казалось, с отвращением. Однако, затем вскоре после этого, когда благочестивый Вайшнав пришел и принес аналогичную пищу, но предложенную Кришне, Нароттам съел ее с большим удовольствием. Все присутствующие поняли однозначно, что первый раз Нароттам отказался потому, что пища была не прасадом. Это говорило о высоком уровне преданности ребенка. Родители очень обрадовались.
По мере того, как Нароттам рос, он стал образованным студентом, овладевшим всеми академическими предметами, а также религиозной литературой. Его любимым занятием, однако, было сидеть у ног старого брахмана — Шри Кришнадаса, который ежедневно рассказывал об играх Господа Чайтаньи Махапрабху на всех Его этапах. Нароттам наслаждался этими рассказами и решил посвятить свою жизнь вечным принципам Гауди-Вайшнавизма.
Према-тали Гхат
Однажды, вскоре после того, как Нароттаму исполнилось 13 лет, Нитьянанда Прабху явился ему во сне и сказал:
Завтра на восходе солнца ты должен искупаться в реке Падме. В это время ты получишь полноту Гаура-премы, или любви к Богу.
Когда Нароттам проснулся, он немедленно сделал, как велел ему Нитьянанда Прабху. Войдя в Падму, Нароттам почувствовал, как в нем происходит жизненная трансформация. Как раз в этот момент перед ним появился Махапрабху и нежно обнял его. Когда их тела слились, он почувствовал, как сама сущность Махапрабху охватила его душу.
Рассказывают, что в этот момент естественно смуглая кожа Нароттама приобрела цвет расплавленного золота — отличительный цвет тела самого Махапрабху. Сегодня паломники посещают это место — Прем-тали Гхат в Бангладеш, где произошло это историческое событие.
Печаль его родителей
Когда Нароттам не вернулся домой, его родители послали искать его. Его нашли неистово танцующим на берегу Падмы. Кто был этот сумасшедший? Конечно же это не был тот самый Нару. Когда его привели домой, родители не узнали его. Изменился не только цвет кожи, теперь он голосил, как влюбленный взрослый юноша. Это были не обычные слезы, а слезы любви к Богу.
Мать спросила его:
Мой дорогой Нару! Что произошло? Почему ты так жалобно плачешь? Как я могу помочь тебе?
Нароттам ответил:
Дорогая мама, сегодня утром, когда я пошел купаться в Падме, золотое Божество — Верховный Господь, — вошел в мое сердце. Это Он причина моих слез. Я чувствую Его горячую любовь и тоскую по нему. Если ты хочешь облегчить мою печаль, то отпусти меня пойти искать Его лотосные стопы.
Затем, открыв, что было у него на сердце, Нароттам пошел во дворцовый зал для киртана и стал в экстазе повторять имя Господа и «Слава Шри Чайтанье Махапрабху, Господу моей жизни«. Пропев так несколько часов, он потерял сознание.
Царь Кришнананда, отец Нароттама, боялся, что Нароттам убежит и примет жизнь в отречении. Для царя это было бы ужасно, — его единственный сын, наследник престола, уходит, как будто все богатства ничего не стоят. У Кришнананды были также свои планы на женитьбу Нароттама. Отреченный образ жизни — это совсем не то, что он имел в виду для своего молодого Нару.
Согласно своим планам, Радж Кришнананда поручил своим лучшим охранникам день и ночь караулить Нароттама. Иронично, что из любви к сыну, он сделал Нароттама узником в собственном доме. Тем не менее, единственным занятием Нароттама продолжало оставаться воспевание имен Радхи и Кришны.
Через некоторое время Кришнананда отчаялся и вызвал «укротителя духов«, чтобы тот спас его «одержимого» сына. Укротитель духов сказал, что у Нароттама нарушен воздухообмен, что его тело надо растерерть маслом, а мальчику надо сьесть лису. Нароттам рассмеялся над такой глупостью и сказал, что убийство животных запрещено и только ухудшит его состояние. Отец Нароттама смягчился, но Нароттаму приходилось терпеть подобные неудобства.
День и ночь Нароттам молился:
О, Мой Господь, Гауранга Махапрабху, освободи меня от этой безумной жизни семейной привязанности и позволь мне служить Тебе в обществе реализованных Вайшнавов!
Это единственное его стремление стало настолько сильным, что он не мог спать, его ум и сердце были полностью поглощены играми Господа и Его миссией.
Иди во Вриндаван
Однажды ночью Нароттам смог заснуть и Махапрабху явился ему во сне. Обняв его также, как он это сделал в то утро на реке Падме, Господь сказал:
О, Нароттам, также, как ты неудержимо хочешь быть со мной, так и я захвачен твоей преданностью, и я очень хочу быть вместе с тобой. Сейчас, однако, я хочу, чтобы ты шел во Вриндаван, и там ты должен принять инициацию от моего дорогого спутника Локанатха Госвами.
Когда Нароттам проснулся, его любовь в разлуке с Господом стала еще сильнее, чем раньше. Ночь за ночью он пытался уснуть, но Господь позволял ему отдыхать лишь время от времени, раз в несколько дней. Когда Нароттам спал, Господь и Его спутники оказывали ему особую милость во время сна, позволяя ему входить в духовный мир и божественные лилы, в которых он играет решающую роль.
Нароттам убегает
Прошло несколько месяцев, и репутация Нароттама, как божественно вдохновленного юноши, распространилась во все уголки Бенгали. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, Джайгирдар (влиятельный мусульманский губернатор этого района) потребовал, чтобы Нароттам явился к нему, так как он хотел получить его благословение.
Кришнананда не мог отказать такой политической фигуре, как Джайгирдар. Но он был скептически настроен, — он знал, что, если он даст Нароттаму маленький шанс, молодой энтузиаст сбежит во Вриндаван. Однако, Кришнананда чувствовал, что у него нет выбора.
Добравшись до двора Джайгирдара, Нароттам нашел возможность убежать. Теперь или никогда. Осторожно обходя стражу, ему удалось убежать в лес. Он был полон решительности найти дорогу в священный Вриндаван. И, хотя Навадвипа была сравнительно недалеко, он пошел по направлению к Врадже отчасти потому, что если бы за ним погнались, то первое место, где стали бы искать его, — была Навадвипа.
Путешествие во Враджу требовало пройти пешком через большую часть Индии. Будучи сыном царя, его нежное и взлелеянное тело с трудом переносило тяготы пути, и он начал испытывать утомление и голод.
Через три дня его ноги покрылись волдырями, и в какой-то момент от истощения от потерял сознание. Когда Нароттам находился в таком истощенном состоянии, Махапрабху появился перед ним в виде брахмана с золотистой кожей и горшком молока, чтобы Нароттам мог попить и подкрепиться.
Не узнав в брахмане Самого Шри Чайтанью, Нароттам просто заснул, снова поддавшись истощению. Пока он спал, Рупа и Санатана подбадривали его во сне:
Нароттам, скоро твои страдания окончатся. Махапрабху появился перед тобой и принес тебе молока, чтобы поддержать тебя. Выпей все до дна и продолжи свой путь во Вриндаван
Он проснулся со словами Рупы и Санатаны, все еще звучавшим в его сердце, и заплакал от радости.
В вечных лилах Кришны — одно из служений Нароттама в качестве манджари — это обеспечить Шри Радху и ее ближайших подруг-гопи — молоком. На сей раз Кришна в форе Махапрабху отвечал ему тем же, подавая молоко своему чистому преданному.
Размышление об этом любовном отношении, — вот, что было настоящим подкрепление для Нароттама, и скоро с новой силой он продолжил свой путь во Враджи.
Продолжение читайте в следующем выпуске…
27.11.2009 в 10:34
Спасибо за замечательную статью! ПОБОЛЬШЕ БЫ ТАКИХ