Нароттам дас Тхакур (часть 2)
1 ноября, 2009
Продолжаем знакомить читателей с историей жизни величайшего вайшнава. Предыдущую часть вы можете прочитать здесь.
Огонь преданности
Прежде, чем он вышел из района, где Шри Чайтанья Махапрабху дал ему молока, его обнаружили семейные стражники. Очевидно, что Кришнананда отправил большое количество людей на его поиски. Одна из групп опытных стражников и обнаружила юного беглеца.
Когда они начали расспрашивать его о его упорстве, он просто ответил, что он верен Богу, как хорошая жена.
Когда муж умирает, по нашему обычаю, верная жена может последовать в огонь (сати) и сгореть вместе с его телом на погребальном огне, — сказал Нароттам.
Я тоже иду в огонь посвящения себя Богу.
Когда женщина хочет показать преданность своему мужу таким экстремальным образом, естественно, что доброжелатели пытаются остановить ее. Они не дают ей войти в огонь сознания Бога, — заключил Нароттам, -но вы также должны понять, что я не буду преданным слугой моего Господа, если я не попытаюсь войти в этот огонь.
Простая и поэтическая аналогия Нароттама так тронула странников, что они отпустили его. Один из стражников даже дал ему немного денег на расходы. Это был один из обычных примеров духовной потенции Нароттама и его завораживающей личности.
Входя во Вриндаван
После этого случая он продолжил свой путь. Он подошел к Матхуре, недалеко от места рождения Господа Кришны и искупался в Ямуне у Вишрам Гхата.
Этим вечером он встретил престарелого брахмана, который пригласил его остановиться у него в доме. Этот брахмана сказал Нароттаму, что Санатана, Рупа, Рагхунатх, Бхатта, Кашишвара Пандит и другие недавно покинули этот мир, чтобы присоединиться к Махапрабху в его лилах в царстве Господа.
По мере того, как брахман говорил, Нароттам начал плакать. Он прошел много миль и хотел увидеть всех этих великих людей.
Сосредоточившись на безвременном уходе учителей, которых он идолизировал, он потерял сознание. Все биографы, однако, сходятся на том, что в этот момент все великие личности, которых Нароттама хотел видеть, явились ему в духовном зрении. Собственно говоря, счастливый брахман, в доме у которого остановился Нароттам, мог слышать большую часть этого разговора, который был у Нароттама с этими ушедшими душами. Рупа и Санатана особенно утешали Нароттама, наставляя его разыскать Дживу Госвами и изучать философию Гаудиа.
Когда Нароттам наконец пришел во Вриндаван, он оказался у Мандиры Говиндадевы, увидев прекрасную архитектуру храма, построенного Рупой Госвами, он проявил сразу восемь признаков экстаза. Он начал безудержно рыдать, волосы у него встали дыбом, тело изменило цвет. Естественно, что Дживу Госвами быстро информировали о приходе нового садху, и он понял, что это был долгожданный Нароттам.
Шри Джива Госвами пошел к Мандиру Говиндадева, и когда он увидел Нароттама, тот сразу ему напомнил о Махапрабху. Многие великие Вайшнавские подошли в этот момент, спрашивая: «Где Нароттам?» С большой любовью все преданные указали на молодого святого, который лежал распостертый во дворце храма в состоянии транса. «Это и есть молодой Нароттам.»
Инициация Нароттама
По мере того, как Нароттам знакомился с наиболее знаменитыми преданными, он был очень впечатлен Локанатхом Госвами, чья исключительная скромность и аскетичность были отмечены всеми Вайшнавами. Локанатх был очень добр к Нароттаму и было так устроено, что Нароттам получил в качестве еды часть предложенной священной вегетарианской пищи из храма (прасадам). Поскольку Махапрабху рассказал Локанатху за день до этого во сне, что Нароттам прийдет на следующий день, Локанатх устроил все так, что они могли поесть вместе, и во время этого обеда Нароттам рассказал Локанатху всю свою историю.
Рассказав об основных эпизодах своей жизни, он заключил, сказав:
Собственно, я не имею права даже сидеть здесь с вами и принимать эту чистую пищу у меня даже нет Гуру.
Услышав это, Локанатх Госвами сердечно рассмеялся и напомнил Нароттаму:
Ты получил милость Шри Чайтаньи Махапрабху. Он есть изначальный Гуру — Гуру Вселенной. Кроме него, кого еще ты хочешь в учителя? Он дал тебе Божественную любовь, ту самую любовь, которой большинство преданных добиваются всю свою жизнь. У тебя есть эта любовь. В чем смысл иметь еще одного Гуру.
Наротам ответил:
Мой Господин, я бедный человек, лишенный хороших качеств. Ваш приказ — это моя душа и жизнь. Но если Вы позволите мне, я бы хотел сказать еще несколько несколько слов по этому вопросу.
Локанатх сказал ему, что он может свободно говорить то, что хочет.
Это правда, что Махапрабху единственный настоящий учитель, — согласился Нароттам, — но, вместе с тем он верит в Вас как в моего Гуру, и он сказал мне принять инициацию у Вас. Гуру ведет ученика в практической духовной жизни. У меня нет духовного видения, и я чувствую разлуку с Господом. Поэтому я прошу вашей милости.
Локанатх рассмеялся над настойчивостью своего будущего ученика. Он возражал Нароттаму, сказав следующее:
Святое писание рекомендует, чтобы кандидат в ученики повторял святые иена Кришны должным образом по крайней мере в течение года и развил в своем сердце привязанность к Святому Имени.
Локанатх из-за своего смирения дал обет не брать учеников. И особенно сейчас, после ухода Рупы и Санатаны, он скорбел об их утрате. Нароттаму явно пришлось нелегко.
Однако, воспевание Святых Имен не было новостью для Нароттама и поэтому выполняя приказ Локанатха Госвами, он в течение года читал джапу во Вриндаване. В течение этого времени Нароттам регулярно слушал лекции Локанатхи. Из смирения он питался только остатками пищи после Локанатхи. Затем он все убирал и выполнял другое служение. Так прошел год, но Локанатх все еще был не склонен давать инициацию своему достойному ученику.
Нароттам был очень предан Локанатху, и каждый день поздно вечером он приходил к дому Локанатха, чтобы почистить место, где Локанатх ходил в туалет. Однажды Локанатх спрятался в кустах и увидел, что это Нароттам вычищает место туалета. Тем не менее Локанатх оставался верен своему обету и не инициировал Нароттама.
Еще через год самоотверженной службы Нароттама, Локанатху приснился священный сон. Махапрабху явился перед Локанатхой и отругал его за то, что он не инициировал Нароттама.
Разве я не сказал тебе инициировать его, — настаивал Махапрабху, — пожалуйста не надо этой ложной скромности.
Теперь Локанатх твердо понял, что ему надо инициировать Нароттама.
Вскоре после этого случая Нароттам вновь подошел к Локанатху с просьбой об инициации. На этот раз Нароттам выдвинул очень приятный аргумент. Он сказал:
Я, как молодая девушка, которая выбрала себе жениха. Мое сердце чисто и в нем нет сомнения. Молодая девушка, которая делает для себя выбор таким образом молится, чтобы ее отец одобрил этот выбор. Я молюсь нашему отцу на небесах, чтобы он одобрил мой выбор.
Локанатха был тронут искренностью Нароттама.
Твоя неистовая решимость превзошла мою, — сказал Локанатха, — но ты будешь единственным учеником, которого я приму.
До конца жизни Локанатх остался верен своему обету. Локанатха инициировал Нароттама в соответствии с традициями Гаудия-сампрадайи, дав ему конфиденциальную Радха-Кришна мантру и Гаятри мантру. Кроме того, Локанатха открыл Нароттаму его онтологическую форму манжари в духовном мире как Вилас Манжари и объяснил ему его служение в духовном мире.
Обычно гуру не открывает ученику такие эзотерические предметы на такой ранней стадии преданного служения. Но Нароттам был явно исключением во всех отношениях.
После инициации Локанатха сказал Нароттаму, чтобы он искал убежища у лотосных стоп Дживы Госвами для дальнейшего обучения.
Кипячение молока
По мере того, как дни слагались в недели и месяцы, Нароттам рос духовно. Росла и его репутация во Вриндаване.
Однажды ночью во сне ему явилась женщина божественного вида в вайшнавской одежде. Она сказала ему:
Предайся лотосным стопам своего учителя и делай все, что он тебе скажет. Твоя искренность и аскетичность понравились мне, и я прослежу, чтобы тебе дали очень конфиденциальное преданное служение. Каждый раз, когда я встречаюсь с Кришной в кундже, я вижу, как сакхи с особой тщательностью служат Ему. Они готовят для него особое блюдо на основе молока, и Чампакалата — самая искусная в этом деле Гопи. Ты будешь работать под ее руководством и будешь кипятить молоко. И запомни, я счастлива, когда счастлив Кришна.
Когда Нароттам проснулся, он сразу же побежал в хижину к Локанатхе, и рассказал ему весь свой сон. Локанатха понял его и сказал, что женщина в вайшнавской одежде — это не просто женщина, а никто иной, как сама Радхика, подруга Кришны.
Локанатху было очень приятно, когда сама Радхика дала Нароттаму специальное служение — кипятить молоко. Локанатха понял, что это было вечное служение его ученика Кришне, и что Радхика просто восстановила его в этом преданном служении.
После того, как Нароттам получил такую милость от Радхарани, и его гуру подтвердил это, он начал погружаться в медитативный транс, видя себя в форме манжари, и как он кипятит молоко для Радхики и других гопи. Очень часто в своей совершенной форме — «сиддха деха» он искал сухой хворост, чтобы поддержать огонь. Иногда молоко убегало , и когда это происходило, Нароттам пытался его остановить голыми руками.
Во время своих естественных медитаций он часто не обращал внимание на то, что он обжигал себе руки. Но, когда его рвение несколько поубавилось, он начал видеть, что его обожженные руки сопровождали его из мира мистического видения в этот трехмерный мир. Иногда он пытался прикрыть свои помеченные руки тряпкой, но весь Вриндаван знал, каким мистическим путем он получил свои ожоги.
Джива Госвами
Выполняя указание Локанатха, Нароттам предался лотосным стопам Дживы Госвами и попросил Госвами взять его в ученики.
В ответ на это Джива Госвами взял его за руки и попросил немедленно рассказать, где он так обжег их.
Нароттам рассказал своему хозяину о повторяющихся событиях своей внутренней медитации. По мере того, как Джива Госвами слушал, он почувствовал огромное удовлетворение и духовный экстаз. Он подтвердил, что Нароттам — это действительно Вилас Манжари, а Нароттам сказал:
Да, сама Радхика меня так называла.
Услышав это, Джива Госвами с огромной радостью обнял Нароттама и сказал:
Ты являешься проявлением любви Махапрабху и этой любовью ты наполнишь всю вселенную.
Как раз в этот период Нароттам встретил Шриниваса, который пришел во Вриндаван учиться под руководством Дживы Госвами, и они стали большими друзьями. Оба они, вместе с Дукхи Кришнадасом-Шьяманандой были лучшими учениками Дживы Госвами и преуспели во всех дисциплинах. Впоследствии Джива Госвами дал им выдающиеся титулы:
- Нароттам дас Тхакур
- Шринивас Ачарйя Прабху
- Шьямананда
Он также поручил им специальную миссию распространения духовной литературы по Бхакти расе в Бенгали и Орисе.
Кхетури Грам
Когда трансцендентная литература по Бхакти была украдена царем Бирхамбиром, Шринивас решил остаться в Вана Вишнупуре, чтобы вернуть ее. В это время Шринивас отослал Нароттама назад домой в Кхетури в Восточной Бенгалии вместе со Шьяманандой, который должен был сопровождать его некоторое время, а потом отправиться в свой родной город в Ориссе.
Поначалу они путешествовалии без особой цели, опьяненные состоянием божественной любви и опечаленные пропажей книг по Бхакти. Пока они шли из города в город, Нароттам, будучи старшим, наставлял Шьямананду по Вайшнавской литературе. Нароттам дольше учился под руководством Шри Дживы Госвами, и Шьямананда с наслаждением слушал его объяснения. Так они пропели много дней и ночей. В конце концов они пришли в дом Нароттама в Кхетури.
Когда благочестивые родственники Нароттама увидели его в сопровождении его святого друга, они немедленно упали на землю в слезах, только тогда поняв, как они чувствовали разлуку с Нароттамом. Их «Нару» вернулся! И он тоже был счастлив видеть их. Он рассказал им все о своем пребывании во Вриндаване, и они с благоговением слушали его объяснения о секретах книг Госвами по Бхакти. Через десять дней согласно плану, Шьямананда отправился в Ориссу, и Нароттам дал ему денег на дорогу. И хотя бенгальские биографы стараются передать пафос их расставания, трудно передать словами, что чувствовали эти два святых человека, расставаясь друг с другом.
Прошли месяцы. Нароттам продолжал повторять Радха-Кришна мантру и медитировал на свое вечное служение согласно технике Рагануга-Бхаджан. К этому времени Нароттам начал инициировать учеников. У его лотосных стоп нашли убежище лучшие поэты, писатели и преданные Индии.
Среди его первых учеников были такие преданные, как: его двоюродный брат Сан-тош Датта, Шри Деви Дас, Шри Гауранга, Шри Гокула, Ганга-Нарайана, Чакраварти, Радж Нрисимха, царица Рупамала, Радж Чхад Рой, Сантош Рой и многие другие. Према-вилас дает имена 123 учеников.
Под руководством Нароттама они смогли открыть кладезь любви к Богу и раздавали все до капли жаждущим жителям Кхетури-Грама и соседних деревень.
Навадвип и Пури
Ощущая потребность посетить святые места, связанные с жизнью Махапрабху, Нароттам также как несколькими годами раньше Шьямананда, с наслаждением исследовал все уголки Гаура Мандалы. Он посетил всех оставшихся спутников Махапрабху, а также второе поколение преданных, получив, например, общение с Шукламбаром Чакраварти Брахмачари, а в развалинах дома Махапрабху он увиделся с Ишаном Тхакуром.
Нароттам посетил Дамодара Пандита и встретился с двумя братьями Шриваса Тхакура — Шримати и Шринидхи. Он обучался с сыном Адвайта Ачарьи — Ачьютанандой, Хридеем Чайтаньей — гуру Шьямананды, Абхирамом Тхакуром, Джахнави Деви и ее сыном Бирабхадрой. Нароттаму также посчастливилось увидеть Нарахари Сар Кара и Рагхунандана Тхакура.
Когда Нароттам находился вместе с этими особыми душами, он впадал в экстаз — кричал, плакал, смеялся, бормотал что-то и даже терял сознание. Так Нароттам счастливо общался с этими святыми личностями, и он понимал, что это было очень важной и захватывающей частью его духовного развития.
Охваченный духом общения, он отправился в Пури и посетил Гопинатха Ачарью, Гопала Гуру Госвами и других известных Вайшнавов. И, так как они были прямыми свидетелями игр Господа, он задавал им очередные глубокие вопросы относительно заключительных лил Господа Чайтаньи Махапрабху.
Затем он отправился в Джаджиграм и временно опять присоединился к Шринивасу Ачарье. Через некоторое время он посетил Катву, где Господь принял отреченный образ жизни и, наконец, он прибыл в Экачакру, место, где впервые в этом мире появился Господь Нитьянанда Прабху.
Некоторые из биографов Нароттама, особенно Нарахари Чакраварти в своей Бхакти Ратнакаре, подчеркивают важность этого путешествия, особенно его визит в место проявления Нитьянанды Прабху. Как говорится в Према Вилас, Нароттам был инкарнацией экстаза Нитьянанды Прабху, и потому его визит в лиле стхали Господа расценивается как очень важное мистическое событие.
Возвращение в Кхетури
Посетив многозначительные места Чайтанья-лилы и встретившись со многими их участниками, Нароттам вернулся в Кхетури. Когда он вернулся, его ждало письмо. Это было письмо от его дикша-гуру — Локанатхи Госвами. В своем письме Локанатха Госвами просил Нароттама ввести в Кхетури-Граме поклонение Божествам. Как писал Локанатха Госвами, в Кхетури было много искренних преданных, и их развитие шло бы лучшим образом, если бы они могли ежедневно поклоняться Господу в Его форме Божества Арча-виграха. Это было бы значительным шагом для учеников Нароттама.
Для праздничной церемонии установления Божеств Нароттам выбрал очень благоприятный день Гаура-пурнимы, день появления Чайтаньи Махапрабху. Этот праздник также должен был бы дать Нароттаму возможность распространить учение Госвами на всю Бенгалию, так как все известные вайшнавы должны были прийти на праздник в честь появления Махапрабху.
Господь закончил свои игры за несколько десятилетий до этого, но день Его появления все еще не превратился в большой Махатсав (большой праздник). Это должно было произойти, и поэтому Нароттам пригласил многих Вайшнавских махатм (великих душ) со всего индийского субконтинента, в частности из Бенгалии и Ориссы. И, хотя сейчас ведутся большие ученые дебаты по поводу точной даты проведения праздника, с уверенностью можно сказать, что он произошел между шестым и восьмым десятилетием шестнадцатого века.
Сотни спутников Махапрабху первого и второго поколения получили приглашения, написанные в форме изысканных санскритских стихов.
Преданные съезжаются
Преданные Деладжиграма приехали со Шринивасой Ачарьей и Говиндой Кавираджем. Приехал и Рамачандра, дав возможность их дружбе с Нароттамом расцвести еще больше. Из Нрисимхапура в Ориссе приехал Шьямананда Пандит со своими последователями, включая Расика Мурари. Джахнава Мата со всем своим антураджем приехала из Кхардахи. Из района Шрикханды приехал Рагхунанда Тхакур и многие другие преданные. Из Навадвипа приехали братья Шриваса Тхакура, а из Шантипура сыновья Адвайты Ачарьи. Из Амбика Калны пришел Хридой Чайтанья вместе со многими другими махатмами Гаудиа.
Это лишь немногочисленный перечень преданных, приехавших на праздник. Поскольку большинство этих возвышенных душ пришли пешком, они по пути собрали новых последователей, рассказывая всем, кого они встречали, о чудесном празднике, который вскоре должен был состояться в Кхетури.
Сотни превратились в тысячи, и в течение одной недели все они подошли к грани Западной Бенгалии. Чтобы переправить преданных через реку, Сантош Датта организовал десятки огромных лодок, которые сновали туда сюда, перевозя преданных. Как только преданные оказались в Восточной Бенгалии, их ожидали роскошные паланкины и огромные повозки, запряженные волами, которые везли их в Кхетури-Грам.
Хозяева — Нароттам, Шринивас и Сантош Датта тепло встречали всех приезжающих, горячо приветствуя их и надевая каждому цветочную гирлянду. Всем преданным были предоставлены отдельные апартаменты со слугами. Почетным гостем была Джахнава Мата Ачарьяни, которая была самой старшей и наиболее уважаемой среди всех вайшнавов. Нароттам особо поклонился ей, предложив ей цветы и чандан и дал знак другим преданным сделать то же самое.
Необходимо особо осветить роль Джахнава Мата на фестивале в Кхетури. В это время в Гаудия Сампрадайе начали появляться различные философские концепции, такие, как: «Гаур-нагара-бхава, Раса-радж, Гаур-парамьявад, — учение о том, что Махапрабху является Верховной Личностью Бога, Нитай — парамьявад, Адвайта-парамьявад и другие. Все эти концепции имеют отличительные ньюансы, слишком сложные, чтобы их можно было изложить здесь. Джахнава, будучи ведущим Вайшнавом того времени, была (проповедником посредником) между этими лагерями и урегулировала их разногласие к полному удовлетворению ортодоксальной Гаудиа Традиции. Поэтому ее присутствие было особо оценено Нароттамом.
Поклонившись должным образом Джахнаве Деви и выразив уважение ко всем собравшимся Вайшнавоам, Рахунандана Тхакур пропел молитвы, обращенные к Господу, ознаменовав это духовное событие. Мощный киртан последовал за этим и продолжался до позднего вечера в качестве подготовки к самому празднику, который начался на следующее утро.
Читайте продолжение в следующей части…