Панча-таттва
31 января, 2010
Слева направо: Адвайта-ачарья, Нитьянанда прабху, Шри Кришна-Чайтанья, Гададхара пандит, Шриваса пандит
К гаура-пурниме 2010 года я решил опубликовать небольшую статью, в которой раскрывается смысл Панча-таттвы. Что такое Панча-таттва, кто входит в нее, какой смысл имеет Панча-таттва? На все эти вопросы вы найдете ответы в этой статье.
Панча-таттва пранама
панча-таттватмакам кришнам бхакта-рупа-сварупакам бхактаватарам бхактакхйам намами бхакта-шактикам
Я склоняюсь перед Верховным Господом, Кришной, который не отличен от Своих ипостасей: преданного, воплощения Господа в образе преданного, экспансии Господа в роли преданного, чистого преданного и энергии преданности.
Так звучит пранама-мантра Шри Панча-таттвы, молитва, с которой мы поклоняемся пяти аспектам единой Абсолютной Истины.
Кришна – изначальная Личность Бога, источник всех остальных своих проявлений. В Своей изначальной форме Он является на земле раз в день Брахмы. Так пять тысяч лет назад Он снизошел во Вриндаван со Своими вечными спутниками, чтобы привлечь весь мир Своими удивительными играми. Затем, в свой черед, Он свернул Свои игры и вернулся к Себе назад на Голоку, и только там понял, что допустил промах. Он раскрыл всем людям самые сокровенные из Своих игр, показал удивительную силу чистой любви к Нему обитателей Вриндавана, но при этом забыл научить их, как развить в себе эту любовь.
Кришна – источник бесконечной нежности ко всем живым существам, тем более к бестолковым и обусловленным. Только ради них Он создал это материальное творение, чтобы методом кнута и пряника вновь вернуть их на нектарный путь чистого преданного служения.
Говорится, что Кришна явился как Господь Чайтанья, приняв эмоции и золотое сияние, исходящее от тела Шримати Радхарани.
В духовном мире все состоит из сознания, и тело Шримати Радхарани целиком состоит из махабхавы, высшего проявления любви к Кришне. Таким образом, Ее духовные эмоции невозможно отделить от золотого сияния Ее тела – это просто их собственный цвет. От Самого Кришны исходит сияние темно-синего цвета, цвета таинственности и непостижимости. Если вы возьмете краски, то вам никогда не удастся полностью закрасить черную краску любой другой. Но сила любви Шримати Радхарани такова, что от темного цвета Кришны не осталось и следа.
Господь Гауранга – это Кришна, полностью охваченный чувствами Радхи.
Это совпало со стремлением Кришны удовлетворить три Своих внутренних сокровенных желания.
- Первое – это испытать, что означает «любить Кришну», немного «побыть» Радхой.
- Второе – это понять, что в Нем такого удивительного, что притягивает к Нему Радху.
- И третье – это понять, что Она испытывает, служа Ему с такой любовью и преданностью.
Конечно, все это Он мог сделать и в духовном мире (и, собственно, сделал уже давным-давно в вечности, ибо Навадвипа – это вечная часть Голоки Вриндаваны в духовном небе). Но Он приходит сюда, в материальный мир, чтобы вкусить нектар преданного служения Самому Себе во всех трех его стадиях развития:
- садханы-бхакти,
- бхавы-бакти и
- према-бхакти.
Бхакти по своей природе одна, разница лишь только в степени ее зрелости. Например, плод манго – это всегда манго, зрелый он или незрелый. Даже зеленые манго употребляют в пищу – в Индии их засаливают, как у нас огурцы, и делают очень вкусную приправу. Поскольку в Навадвипе в духовном мире вкусы садханы-бхакти и бхавы-бхакти присутствуют только «виртуально» – в памяти ее обитателей, Господь Чайтанья приходит в материальный мир, чтобы насладиться их вкусом в проявленной форме.
Таким образом, Господь Чайтанья – это Махапрабху, изначальный Верховный Господь, который приходит в облике Своего преданного – бхакта-рупа.
После того, как Кришна решил снизойти в материальный мир, чтобы наслаждаться нектаром преданного служения Себе, в духовном царстве начался настоящий бум. Все захотели тоже прийти в материальный мир и тоже вкушать расы чистого преданного служения. Воистину говорится: «Что бы ни делал великий человек, остальные следуют за ним!»
Первым этой идеей загорелся Господь Баларама. Господь Баларама – это первая экспансия, онтологически первое проявление Кришны. Он – Сам Всевышний Господь, но вместе с этим Он считает Себя слугой Кришны. Служить Кришне – это Его самое заветное желание, но, будучи Его старшим братом, Ему зачастую приходится принимать знаки почета и уважения от Кришны. Кроме того, будучи Богом, ему приходится принимать служение от бесчисленных почитателей. Поэтому, когда Кришна пришел как Гауранга, полностью забыв, что Он – Бог, Баларама подумал: «Вот! Наконец-то провидение услышало мои молитвы!» – и низошел на землю как Авадхута Нитьянанда, полностью погруженный в нектар преданного служения Господу Чайтанье и не отдающий отчета ни в чем ином. Поэтому Господа Нитьянанду называют бхакта-сварупой, изначальным проявлением Бога-Слуги.
Адвайта Ачарья – это представитель аватара-таттвы, или воплощения Господа. Напомним, что когда Господь в каком-либо из Своих проявлений нисходит в материальный мир с какой-то миссией, это называется аватарой. Адвайта Ачарья – это бхакта-аватара, аватара Кришны, всецело поглощенная безраздельным преданным служением Ему. Кроме этого, Адвайта Ачарья является воплощением Господа Садашивы (Господа Шивы в его изначальной духовной форме).
Гададхара Пандит – проявление Шримати Радхарани, или представитель внутренней энергии Господа, бхакта-шакти,
а Шриваса Пандит – представитель пограничной энергии, бхакта, или чистый преданный.