Язык и символы славян. Грифоны, знаки огня, семян, плодородия
25 марта, 2015
Рассмотрим значение слова «язычество». Словом «язык» обозначалось понятие «народ». «Язычниками» называли людей, которые долгое время сохраняли традиции прадедов и древнейшие, сокровенные знания. Для того, чтобы принизить значение предшествующей культуры, христианские миссионеры придавали оскорбительный оттенок слову «язычество», пугая свою паству наскоро сочинёными небылицами.
Прежде всего, нужно развеять миф о «неграмотности некрещёной Руси», о том, что письменность у славян появилась благодаря деятельности двух монахов — Кирилла и Мефодия. Известно, что Кирилл и Мефодий построили свой алфавит на базе русской Азбуки. В «Паннонском житии» Кирилл записал, что в Корсуни он увидел Евангелие и Псалтирь, написанные русскими письменами. Там же он встретил человека, обучившего его русской грамоте. Кирилл был восхищён совершенством незнакомой азбуки.
Религиозная философия ведической Руси была слишком сильным и опасным противником христианской системы, внедряемой по всей Европе. Западные славяне через латиницу уже переходили в лоно католической церкви, под контроль папы Римского. Кириллический алфавит был разработан миссионерами Кириллом и Мефодием с использованием букв русской Азбуки для внедрения греческого православия у восточных славян и укрепления в их сознании библейских законов. В трудах М.В.Ломоносова проведена чёткая граница между церковно-славянской азбукой и гражданской русской азбукой, прямой наследницей праславянской Азбуки.
У славян были и другие виды письменности: глаголица, буквица, руница. На самом деле, каждый ведун, знахарь и чародей являлся кладезем глубоких знаний о природе и человеке.Исследования учёных показывают, что славяне использовали самые изысканные и утончённые методы передачи духовной и чисто практической информации.
Древнейшим и самым сложным является язык символов, так как расшифровать его содержание порой могли только жрецы-волхвы. Славянская символика является отражением метафорического мышления духовно развитых людей. Этот язык передавался от поколения к поколению, он сохранился до наших дней на фасадах деревенских изб и в орнаментах декоративно-прикладного искусства. Невежественные люди считают древние символы узорами или украшениями, ничего не подозревая об их таинственном смысле. На самом деле, в деревянной резьбе и художественной росписи, в композициях ковров и вологодских кружев запечатлены легенды о сотворении мира, распространении божьей благодати, а также благословения новым поколениям людей.
Всевышний Господь, всеобщая взаимосвязь и непрерывная духовная деятельность являются главными идеями лучших национальных произведений искусства, которые изначально создавались как предметы культа.
Дом славянина весь пронизан магически-заклинательной символикой. Богиня и птицы, кони, солнце изображались на крыше дома, в орнаментах вокруг окон, на воротах и являлись оберегами от злых духов. На матице под крышей вырезали «громовой знак» — колесо Рода с шестью спицами ( сравним с кала-чакрой, колесом времени), идеограммы земли, вспаханного поля, знаки «белого света». Магически-заклинательные орнаменты мы видим в национальной одежде: на вороте, рукавах, подоле и разрезах. Устойчивыми пиктограммами славянской семантики являлись знаки солнца, земли и воды, знаки плодородия.
Грифоны, семарглы, крылатые львы — благожелательные к человеку кралатые чудовища — играли охранительную роль в языческом культе. Грифоны связаны с вегетативной силой, на их тулово наносились знаки семян и ростков. Зверино-птичья сущность образа говорит о слиянии идеи неба с идеей земной природы. Грифон — исполнитель воли высшей силы, в парности изображения выражена идея повсеместности влияния могучего Дива. Крестовидные композиции выражали идею распространения добра и охраняющих сил «на все четыре стороны» и являлись заклинанием пространства. Христианские элементы не меняли облика украшений и оберегов X-XIII веков. Мы видим, что языческие символы соседствуют с изображением Христа, помещённого на место знака засеянного поля или символа ростка, потому что для русского златокузнеца заклинательный символ жизненной силы сливался с идеей бога.
Крины на ожерельях — магические знаки жизненной растительной силы, воздействующие на плодородие. Чадородие женщин и плодородие земли были неразрывны в сознании земледельцев со времён энеолита. Грифоны на женских колтах следили за подачей влаги на землю. Плетёнки из их хвостов означали дождь, шарики на колтах — капли дождя. Колты — символы земли с её рождающей вегетативной силой — располагались в нижней части головного убора славянской горожанки. Верхняя часть убора (диадема-иконостас) была посвящена небу и небожителям.
Сельские женщины носили височные кольца, которые играли роль опознавательного знака племени: семилучевые кольца — вятичи, спиральные — северяне, браслетообразные — кривичи, ромбощитковые — словене. На височных кольцах изображались знаки плодородия, знаки огня, свастика, знаки заклинания пространства. Височное кольцо из Белёвского клада — отражение языческих представлений русских людей XII — XIII веков о структуре мира. На нём мы видим небосвод, тресветлое солнце, женщин, землю и воду, ящера и растительность.
В языческих композициях символически изображались покровительницы женских работ богиня Макошь и её спутницы — рожаницы Лада и Леля. Макошь — охранительница запасов зерна, окон избы. Рожаницы — богини плодовитости и плодородия, прорицательницы судьбы. Поэтому все они пряхи, держат в руках нити судьбы. На ювелирных изделиях XIII века, в сложных переплетениях стеблей растений притаился Переплут — дух семян и всходов. Крест известен как символ солнца и огня с энеолитических времён. Язычницы носили крестики в ожерельных подвесках вместе с солярными знаками, символами луны, птиц и зверей.
Обереги носили в области сердца и у пояса. Их называют языческими письменами. Вот несколько примеров таких знаков:
зубы и когти хищника отгоняют от человека зло,
ложка — символ благополучия,
ключ охраняет неприкосновенность имущества,
гребень — оберег здоровья,
топорик — напутствие молодой семье обзавестись своим хозяйством,
лютый зверь, рысь — надёжная охрана.
Академик Б.А.Рыбаков считал изощрённую языческую символику письменностью магии. Он описал оригинальные формы славянских календарей (Черняховская культура). Кувшин-календарь для летних молений о дожде, основанный на тысячелетнем опыте земледельцев Приднепровья, отражал состояние агротехнических знаний IV века. На тулово кувшина для священной воды нанесён аграрно-магический календарь летних молений о дожде. Он указывал оптимальные периоды дождей, необходимых яровым посевам: выход хлебов в трубку (май), колошение (июнь), молочная спелость (июль), восковая спелость (конец июля).
Новогодние трёхручные чары (II-IV века) из сельского святилища в Лепесовке использовались для гадания о будущем и заклинаний на весь год. Орнамент по кругу чаши разделён на 12 частей с пиктограммой- расшифровкой значения месяца года. Январь (просинец) был временем просьб, обращённых к высшим силам о подаче земных благ и защите.
На ритуальные предметы нанесены черты и резы — славянские руны. Встречаются и другие виды письменности. Рисунок на кувшин из Ромашек (IV век) нанесён штампиками на сырую глину. Сотни знаков расположены без ритма и повтора, а значит орнаментом не являются. Эти древние письмена ещё не расшифрованы учёными.
Разнообразные способы передачи информации говорят о высоком уровне славянской культуры дохристианского периода.
Язык пиктограммы дожил в России до XIX века. Известно, например, письмо «неграмотной» крестьянки к брату, в котором она использовала для передачи сообщения простейшие пиктографические знаки.
В книге» Русские Веды» (Москва, 1992) А.И.Асов упоминает о священном узелковом письме, тайну прочтения которого знали жрецы и ведуны. Для того, чтобы спеть древнее сказание, надо было размотать клубок и навесить на раму сложно переплетённые нити с узлами. Воспевая славу Божью, славянские баяны и кощунники, совсем как ведический мудрец Нарада Муни, подыгрывали себе на струнных инструментах.
Анализируя санскритские корни славянской речи, историк А.Н.Афанасьев находит первоначальное назначение слова — хвалебное пение, заговор: «Таким образом, с понятием слова человеческого нераздельны представления поэзии, пения и музыки, которым древность придавала могучее, чародейное значение». Рязанское слово «кавник» (колдун) — родственник санскритского «кави» (мудрый, поэт). Афанасьев отмечает, что «…песням и музыке славянское поверье приписывает целебные свойства от телесных и душевных недугов».
ХХ век подарил нам ещё одно свидетельство высокого уровня грамотности славян — книгу новгородских волхвов IX века, которая была переведена на современный язык А.И.Асовым. Деревянная «Велесова книга» была сконструирована по принципу книг древней Индии, составленных из отдельных табличек. Деревянные страницы переворачивались, как в численнике. Текст был нанесён острым предметом и затёрт краской, чтобы сделать отчётливыми буквы, сверху закреплён лаком и маслом. Знаки располагались под горизонтальной чертой, как в санскрите. Летопись новгородских волхвов охватывала судьбы славянских племён и их связи с народами Азии и Европы на протяжении тысячелетий.