Почему психология не спасает
15 декабря, 2015
Психология — интеллектуальный продукт Кали Махараджа
Мир кали-юги соткан и функционирует таким образом, чтобы не дать человеку обрести ментальное равновесие. Просто жить во всё более усложняющейся системе капитализма означает непрекращающуюся борьбу человека с нескончаемым потоком психологических проблем. Поэтому, естественно, что современные люди, для того, чтобы приводить в норму регулярно разрушаемый психоэмоциональный баланс, будут искать подходящий для этого инструмент. Можно с уверенностью сказать, что абсолютное большинство современных людей здесь вкладывают свою веру в психологию.
Поскольку практиковать психологию в одиночку чрезвычайно трудно, люди ищут для себя профессионального помощника, подходящего психолога. Вероятно потому современные духовники вынуждены превращаться в психологов. Духовники, чтобы оставаться в потоке спроса на услугу, должны будут трансформироваться в психологов. В сценарии кали-юги психология — это религия будущего. Капитализм породил проблему и сам же её решил — посредством психологии.
Однако здесь кроется одна большая проблема. Дело в том, что психология имеет дело с логикой. Но человеческая логика не имеет основания в реальности (Веданта-сутра: тарко` пратиштханат). Очень часто реальность не подчиняется людской логике. И это говорит лишь о том, что логика современных людей движется в неверном направлении.
Все проблемы — от желаний
Психология имеет дело с ментальным установками, обходя стороной проблему желаний. Наши желания порождены нашей собственной кармой, которую так просто не изменишь. Отпечатки прошлого (самскары), хранящиеся в подсознании, всплывают в сознании под влиянием окружения человека. А окружение постоянно меняется. Таким образом вера в психологию — это разновидность иллюзии, уловка майи. Человеку кажется, что сейчас он включит логику, произнесет какую-то аффирмацию и решит психологическую проблему. Но его жизнь в целом при этом не меняется. Отпечатки прошлого никуда не делись — они только и ждут момента, чтобы выйти на поверхность вновь. Как только меняются внешние обстоятельства или окружение, отпечатки прошлого начинают снова всплывать, как пузыри со дна пруда. Запутываясь в хитросплетениях кармы, человек вынужден снова и снова ходить к психологу, платить деньги, получать новые или старые аффирмации, которые перестают работать, как только он выходит за дверь.
Отсюда вывод: если человек не идет по Пути (по духовному пути), то временная помощь психолога в конечном итоге оказывается бесполезной.
Кандалы внутренних препятствий
Чистое сознание души заковано в кандалы внутренних препятствий (анартх). Психологи называют их драконами, тонкими сущностями, и т. п. Анартхи, вынуждают человека совершать поступки против его воли, против его разума. То есть ум и интеллект говорят человеку: «Этого делать нельзя!», но человек все равно делает. И потом жестоко страдает от этого. Трудность состоит в том, что от анартх одними аффирмациями не отделаться. Поскольку анартхи порождены клешами. Клеши — это причины материальных страданий. Их пять:
авидья (неведение)
асмита (ложное эго)
рага (привязанность к материи)
двеша (ненависть, неприятие страданий и всего, что служит их причиной)
абхинивеша (тяга к удовлетворению чувств, привычки или пристрастия, хранящиеся в подсознании, глубокая привязанность к материальному телу, страх смерти).
Мы живем с ними с незапамятных времен, с самого начала контакта вечной души с материей. Клеши можно сжечь только огнем бхакти.
Поиск своего Пути
Причиной всех бед является обусловленность души в материальной энергии. Но кем создана эта обусловленность и для чего? Здесь начинаются вопросы философии и теософии. И все было бы ничего, только большинство вопросов, связанных с Верховным Господом являются ачинтья, непостижимыми для обусловленного живого существа. Для постижения Бога и Его энергий необходим другой, более высокий уровень сознания. И здесь одной лишь нашей воли недостаточно. Требуется еще и Его милость.
Как её снискать? Что следует делать? О чем следует просить?
Здесь и начинается поиск Пути.
Когда место души в этом мире определяется верно — в верной системе координат, начинается поиск Пути утоления духовной жажды. Сначала воду (место для рытья колодца) ищут вширь. Потом вглубь. Но даже когда идут раскопки, нет гарантии, что вода появится здесь. Необходимо продолжать копать — с верой в то, что это то самое место. Копать — с верой в истинность своего Пути.
Желание решать главные проблемы «косметическими» способами — извечная ошибка человека. Самое трудное — отказаться от своих собственных оков. Свободная жизнь, жизнь на более высоком уровне бытия требует личной жертвы. Гармоничная жизнь требует отказа. Если человек не готов отказаться от неблагоприятного, он не сможет идти по Пути — к личной свободе. И, соответственно, он никуда в конечном итоге не придет. Он будет лишь «жевать уже жеваное» и в конце получит полное разочарование.
В чем лучшая помощь человеку?
Человеку следует глубоко осознать принципы взаимоотношений между тремя личностями в треугольнике:
Бог (Ишвара) — материальная энергия (майа)
— душа (джива) —
Иначе ему придется снова и снова ходить к врачу (психологу) за новой «порцией таблеток» (анальгина). Как известно, анальгин не лечит заболевание, а только притупляет боль. Съев таблеточку, человек получает воздействие химического элемента на нервную систему. При этом болевые ощущения ненадолго стихают. Но как только действие активного вещества заканчивается, боль возвращается. То же самое происходит и с психикой человека. Чтобы поправить слом психологического равновесия, психолог дает позитивные установки, но коренная причина при этом остается нетронутой. Коренная причина любого психологического дискомфорта всегда кроется в неверном миропонимании.
Поэтому самая большая помощь, самая большая милость, которую можно оказать человеку — дать ему самбандха-гьяну, знание о взаимоотношениях.