Абсолютный принцип гуру. Неделимая концепция гуру. Самасти-гуру и вьясти-гуру. Шикша-гуру, дикша-гуру и вартма-прадаршака-гуру.
12 мая, 2013
Гуру — один: Баладев Прабху (он же Нитьянанда). Баладев Прабху — это неделимая Гуру-истина (акханда гуру-таттва). Баладев — это Сам Кришна, проявившийся в форме Своего слуги (или старшего брата Баларамы в Кришна-лиле). Олицетворение абсолютного принципа гуру — совокупности всех тех, кто действует здесь как гуру — это Баладев Прабху. Баладев Прабху — это самасти-гуру, неделимая концепция гуру. Когда Баладев Прабху проявляет свою силу (бала) в том или ином человеке (вайшнаве), то этот вайшнав становится вьясти-гуру, индивидуальным проявлением гуру- таттвы. Он(а) начинает действовать как проявленный (видимый) гуру.
Гуру — один: Баладев Прабху. Но его проявления кажутся различными. Солнце отражается во множестве кувшинов с водой. В разных кувшинах видно множество солнц. Однако солнце — только одно.
Во время фестиваля Господа Джаганнатха в Пури колесница Баладева едет первой. Это символизирует то, что в жизни обусловленной души Кришна не появляется перед ней непосредственно Сам впервые. Сначала Кришна милостиво дает ей общение со Своими дорогими близкими преданными — гуру-таттвой.
Вьясти-гуру может проявляться в жизни человека как шикша-гуру (обучающий), как дикша-гуру (посвящающий) и как вартма-прадаршака-гуру (указывающий направление).
Шикша-гуру учит тому, как идти по духовному пути (шикша означает давать наставления). Действовать в роли шикша-гуру (наставника) могут вайшнавы разной духовной квалификации, но наиболее успешно с этой ролью, как правило, справляются те, кто получил милость дикша-гуру. Дикша-гуру связывает ученика с Бхагаваном.
Вартма-прадаршака-гуру не дает наставлений о том, как идти по духовному пути: все, что он может — это просто указать направление или путь, идя по которому человек может попытаться решить те или иные духовные проблемы, а также — указать на шикша-гуру или на дикша-гуру.
Дикша-гуру – это образ (рупа) Шри Кришны
гуру кришна-рупа хана шастрера прамане / гуру-рупе кришна крипа карена бхакта-гане
Чайтанья-чаритамрита, Ади, 1.45 / Бхакти-расамрита-синдху-бинду, т. 3 к.гуру – духовный учитель; кришна-рупа – образ Кришны; хана – есть; шастрера – богооткро-венных писаний; прамане – в свидетельствах; гуру- рупе – в облике духовного учителя; кришна – Господь Шри Кришна; крипа – милость; карена – дарует; бхакта-гане – (Своим) преданным.
«Все богооткровенные писания утверждают, что дикша-гуру – это внешнее проявление Верховного Господа Шри Кришны (кришна-рупа), потому что в облике духовного учителя Кришна проливает милость на преданных«.
Шикша-гуру – это личность (сварупа) Кришны
шикша-гуруке та’ джани кришнера сварупа / антарйами, бхакта-шрештха, эи дуи рупа
Чайтанья-чаритамрита, Ади, 1.47 / Бхакти-расамрита-синдху-бинду, т. 3 к.шикша-гуруке – духовного учителя, который даёт наставления; та’ – поистине; джани – знаю; кришнера – Кришны; сва-рупа – непосредственный образ; антарйами – Сверхдуша в сердце; бхакта-шрештха – величайший преданный; эи – эти; дуи – две; рупа – формы.
«Следует знать, что шикша-гуру – это внутренняя природа Шри Кришны, Его личность (кришна-сварупа). В образе Сверхдуши (чайтья-гуру – учителя в сердце) Кришна направляет душу, а в образе возвышенного преданного (бхакта-шрештхи, или ашрая-бхагавана) Он дает Свое общение и наставления (шикшу)«.
Зачем и когда нужен дикша-гуру (посвящающий гуру)?
Человек что-то чувствует в своих взаимоотношениях с Кришной, но не понимает — что. Человек чувствует, что любит Кришну, но не понимает каким образом он(а) может реализовать свою любовь наиболее полно — в каком служении эта любовь может плодоносить самым блаженным образом. И главное, что человек не понимает — это как он(а) может служить Кришне в трансцендентном мире. Кто тогда сможет помочь такому человеку? Дикша-гуру.
Душа трансцендентна к миру материи, в котором она воплотилась. И любое служение здесь посредством плотного физического тела не удовлетворит душу в полной мере, даже несмотря на то, что оно может быть связано с лилой сотворения. Трансцендентная любовь к Кришне может быть наиболее полно реализована только в трансцендентном мире, однако учиться этому душа должна здесь, в мире материи. И только Сам Кришна проявляющийся как Баладева, и далее — как вартма-прадаршака, шикша или дикша-гуру, может ей в этом помочь.
Когда душа, вручившая себя на волю Кришны, начинает чувствовать, что умирает без любви к Кришне, Кришна, чтобы спасти ее, трансцендентным образом проявляет в ее жизни вайшнава, наделенного могуществом дикша-гуру. Тогда между ними возникает трансцендентная связь, и этот вайшнав посвящает душу во все особенности или возможности того, как она сможет реализовать свою любовь к Кришне согласно своей изначальной вечной природе в трансцендентном мире: реализовать свою любовь так, чтобы и сама эта душа смогла почувствовать от этого полное удовлетворение. Удовлетворение, сопровождающееся вечно растущим блаженством.