Русские монахи
25 марта, 2015
Ведические традиции отчётливо просматриваются в истории и в современной жизни русского монашества. Духовные поиски, стремление к чистой, возвышенной жизни уводило русских людей в дремучие леса, на уединённые озёра и реки. Уже в XIII веке возникают монастыри на реках и озёрах Севера. «Острова на них, дикие и пустынные, представляли многие удобства как для созерцательной жизни, так и для благочестивых подвигов тех отшельников, которые искали полного уединения», — писал Максимов.
Здесь, в монашеской книжной среде, возникали самобытные антицерковные учения — ереси, оформлялись гуманистические требования религиозной веротерпимости, нравственной жизни и свободомыслия. Многие русские монастыри были крепкими самостоятельными хозяйствами, в них складывались школы наставничества и духовной практики. Воспитанный на житиях святых, примерах аскетизма и благочестия, русский монах творил молитву возвышенным поэтическим слогом.
Каждый уединившийся от мирской жизни человек должен был пройти суровую школу послушания, победить свою гордыню и обрести в сердце любовь к богу. Постом и молитвой укрепляя дух свой, он должен был ежедневно трудиться вместе со своими духовными братьями и беспрекословно следовать наставлениям старцев. Молодой послушник находился под присмотром духовного наставника, имевшего опыт духовной практики, хорошо осведомлённого в писаниях.
Встав на путь духовного развития, человек проходил через стадии ученичества, духовного созревания и принимал полное отречение от мирской жизни, что соответствует стадиям духовного пути в ведической традиции: брахмачарья (ученичество) и санньяса (отречение). Соответствие двум другим духовным сословиям — грихастха и ванапрастха — тоже можно найти в русском обществе до революции 1917 года, когда человек следовал наставлениям своего духовника, ведя семейный образ жизни, находясь на государственной службе, и затем, в конце жизненного пути, удалялся в монастырь.
Русские монахи-иконописцы привнесли свой язык образов-символов и яркость цвета в каноническую живопись. Иконы русских школ духовного письма отличались от византийских образцов композицией и самобытностью. Языческая символика пронизывала все сферы деятельности духовенства: мы видим заклинательные космические и растительные знаки на одежде священнослужителей, в рукописных церковных книгах и на сводах православных храмов. Языческая мысль проникла в проповедь и молитву в форме сердечной радости и умиления, бескорыстной душевной широты.
Сегодня идёт процесс возрождения храмов и монастырей России. В женских и мужских монастырях проводится работа по обучению труду во имя Господа и укреплению силы духа. И как много веков назад, всякое дело начинается с молитвы и просьбы о высшем благословении. Любой труд рассматривается как служение. На протяжении всего дня во время работы творится непрерывная молитва, прославляющая Всевышнего Творца и благодетеля. Ежедневно произносятся молитвы обо всех, живущих на земле. Таким образом, русское монашество остаётся духовным сословием общества, носителем лучших культурных традиций.