Садху санга. Основные философские положения
4 июля, 2013
Все богооткровенные писания указывают на ключевую роль садху санги
Бхакти путешествует по миру, переходя из сердца в сердце
Деваты (боги, обслуживающие жизнь в материальном мире) передвигаются на различных «носителях» (Брахма — на лебеде, Шива — на быке, Дурга — на тигре, Ганеша — на мышке, Картикейа — на павлине и т. д.). Также и у бхакти есть своё транспортное средство — сердце предавшейся души. Именно так (и только так) бхакти передвигается по этому миру.
«Энергия чистой преданности (шуддха-саттва) представляет собой сочетание хладини (энергии наслаждения Кришны) и самвит (энергии знания). Бхакти живет в сердце чистого преданного, маха-бхагавата Шри Гуру, используя его в качестве средства для дальнейшего передвижения. Когда джива освобождается от зависти и посвящает себя служению Бхагавану, энергия бхакти (шуддха-саттва) переходит из сердца чистого преданного в сердце дживы, находит там прибежище и в конечном итоге дарует ей совершенство. Это великое чудо». (Бхактивинода Тхакур, Харинама-чинтамани, гл.4)
бхактйа санджатайа бхактйа
(Мадхурья-кадамбини, гл.1 / Бхагаватам 11.3.3)
(бхактйа – с помощью бхакти; санджатайа – возникшей из; бхактйа – бхакти).
«У бхакти нет иного источника, кроме бхакти. Из сердца чистого преданного, живого сад-гуру, она переходит в сердце предавшегося садхаки».
Кто есть садху? Различия — в категориях садху
Извилистый поток Истины протекает там, где удовлетворяется жажда сердца. Богооткровенные писания учат тому, как правильно следует строить свою судьбу. Но они не могут продемонстрировать то, как следует доверять своей судьбе (направляемой Параматмой) — идя по духовному пути. Это показывает садху. Слова садху содержат в себе бесконечность. Садху — это тот, кто учит тому, что такое садхйа (духовная цель); тому, что такое садхана (процесс достижения цели); и кто имеет связь с сад-васту (трансцендентной реальностью).
сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрит-карна-расайанах катхах
тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани
шраддха ратир бхактир анукрамишйати(Бхагаватам 3.25.25 / Чайтанья-чаритамрита, Ади,1.60, Мадхья, 22.86 / Бхакти-расамрита-синдху, 1.3.12 / Бхакти-расамрита-синдху-бинду, т.3 к. / Джайва-дхарма, гл.6,8,17 / Бхаджана-рахасья, 2.36)
сатам – преданных; прасангат – от близкого общения; мама – Мои; вирйа-самвидах – исполненные духовной силы беседы; бхаванти – становятся; хрит – сердцу; карна – ушам; раса-айанах – приносящие наслаждение; катхах – разговоры; тат – их; джошанат – благодаря должной практике; ашу – быстро; апаварга – освобождения; вартмани – на пути; шраддха – вера; ратих – привязанность; бхактих – любовь; анукрамишйати – последуют одно за другим.
«Повествование и обсуждение Моих героических деяний в кругу чистых преданных приносит наслаждение слуху и сердцу. Таким образом получая знание, можно быстро избавиться от невежества и постепенно обрести шраддху (на уровне садхана-бхакти), рати (на уровне бхава-бхакти) и, в конечном итоге, према-бхакти«.
Шуддха-бхакти приходит лишь тогда, когда хари-катху дают два вида садху (сатам) — сиддха (совершенный садху) и садхака (практикующий садху); но только такой садхака, в сердце которого пробудилось рати (духовная привязанность) (как например Билвамангала Тхакур, Дхрува Махараджа, или Сатьяврата риши).
Садху никогда не говорит того, чего не осознал сам
Садху видит разницу между теоретическим знанием и осознанным пониманием (между гьяной и вигьяной). Садху понимает, что реальной ценностью обладает живое откровение, являемое Истиной.
Все, что делает чистый преданный всегда связано с его внутренней жизнью
Даже если он улыбается, никто не сможет понять — почему. Шасто пйававигантавйад упадешанти бхаванти те «Просто находиться в присутствии чистого вайшнава, даже если он не дает никаких наставлений, означает совершать прогресс». (Брихад Бхагаватамрита, Шрила Санатана Госвами)
Суть послания садху — совершить революцию в миропонимании слушателя
Суть послания садху — дать понять, что все, что знает обусловленная душа — ничтожно и бесполезно. Когда происходит настоящая садху санга, представления обусловленной души о смысле человеческой жизни переворачиваются «вверх дном».
Два уровня садху санги — до обретения веры и после
При первом контакте с садху обретается сукрити, «духовный багаж», предваряющий появление веры.
В садху санге другого уровня обретается шраддха или семя бхакти (бхакти-лата-биджа). Семя бхакти — это желание служить Кришне (Кришна-сева васана). Это и есть внутренняя суть веры (шраддхи). С появлением шраддхи начинается духовная практика (садхана-бхакти). Семя бхакти невозможно обрести, лишь читая книги.
Результатом садху санги этого уровня является духовная практика (бхакти-садхана) и попытки вручить свою судьбу в руки Бога. Служение обретает бОльшую ценность, когда совершается на фоне попыток вручения своей жизни на волю Параматмы. Другими словами, служение начинает приносить желанный плод — когда ученик предается непостижимой воле Бога. В противном случае такое служение мало чем отличается от кармической деятельности.
махат-крипа вина кона карме ‘бхакти’ найа
кришна-бхакти дуре раху, самсара нахе кшайа
(Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 22.51)
махат-крипа – милости великих (чистых) преданных; вина – без; кона карме – любая деятельность; бхакти найа – нет бхакти; кришна-бхакти – любовное преданное служение Кришне; дуре раху – недоступно; самсара – бескоречный круговорот рождения и смерти; нахе – не; кшайа – прекращается.
«Без милости чистых преданных невозможно обрести даже освобождение от материальных привязанностей и выбраться из бесконечного круговорота рождения и смерти. Что же тогда говорить о кришна-бхакти?»
Таким образом весь процесс «духовного созревания» — это процесс созревания и углубления веры. Сначала бхакти проявляется как шраддха — вера в гуру, в божества, в шастры и в вайшнавов. Затем вера становится все более концентрированной и постепенно переходит в практическое действие (бхаджана-крийа). Далее по мере дальнейшего углубления вера начинает сопровождаться устойчивостью в духовной практике и устойчивостью в проявлении качеств преданного (ништха). Затем вера, становясь еще более концентрированной, начинает сопровождаться духовным вкусом к бхаджану (процессу внутреннего духовного служения Шри Кришне), а также — к бхаджанийе (объекту служения). Затем глубокая вера начинает сопровождаться сильной духовной привязанностью (асакти)(также — к бхаджану и к бхаджанийе), и так далее.
Садху легко придет к тому у кого есть бхакти-унмукхи-сукрити
бхактис ту бхагавад-бхакта-
сангена париджайате
сат-сангах прапйате пумбхих
сукритаих пурва-санчитаих
Брихан-нарадия-пурана 4.33 / Хари-бхакти-виласа,10.279 / Джайва-дхарма,гл.3,6 / Бхакти-расамрита-синдху-бинду, т.3 к.
бхакти – преданное служение; ту – несомненно; бхагават-бхакта – с преданными Бхагавана; сангена – общение; париджайате – пробуждает; сат-сангах – садху санга; прапйате – обретается; пумбхих – теми, кто; сукритаих – духовное благочестие; пурва-санчитаих – накопил на протяжении многих жизней.
«Бхакти проявляется в общении с чистыми преданными Господа. Такое общение можно обрести только благодаря духовному благочестию, накопленному на протяжении многих жизней — благодаря осознанному и неосознанному общению с садху и служению им. (Такое благочестие называется бхакти-унмукхи-сукрити)».
Послание Шри Рупы Госвами тем, для кого садху санга перестала приносить желанный плод
шримад-бхагаватартханам
асвадо расикаих саха
саджатийашайе снигдхе
садхау сангах свато варе
(Бхакти-расамрита-синдху 1.2.90 / Чайтанья-чаритамрита, Мадхья,2.131 / Гаудия-кантха-хара)
шримад-бхагавата – Шримад-Бхагаватам; артханам – смысл; асвадах – понять; расикаих саха – с помощью расика-вайшнава; саджатийа – в таком же; ашайе – настроении служения (Господу); снигдхе – с относящимся с любовью; садхау – преданным; сангах – общение; сватах – чем он; варе – более возвышенным.
«Познать смысл «Шримад-Бхагаватам» садхака сможет только в общении с расика-вайшнавом (тем, чей ум и сердце пропитаны духовными вкусами), который духовно более зрел (свато варе), обладает схожим настроением в служении Господу (саджатийа-ашайе) и относится к нему с любовью (снигдхе)».
Успех в садху санге определяется не только квалификацией садху, но квалификацией слушателя
Бхакти-садхана — как кружка для подаяния. Садху щедро проливает милость на слушателей, но если у человека нет «сосуда» (созданного его садханой), он не сможет унести с собой эту милость.
С другой стороны, мы можем совершать много различного служения, но если мы не обращаем свой слух к посланию садху, то благодаря чему будет происходить эволюция сознания?
В процессе садху санги ожидания человека также могут ограничивать количество обретаемой им милости. Подлинное общение с садху возможно лишь тогда, когда человек решительно отвергает видйа-буддхи, представления: «Я в совершенстве знаю сиддханту, мои размышления и мое понимание — на высоком уровне».
Что значит — совершать садху сангу?
Са-анга означает самйак рупена анугаман, следовать умонастроению. Если в процессе общения с садху в нас не развиваются его качества, значит мы не следуем его умонастроению: садху санга не происходит.
Самоосознанию способствует духовная жажда
Когда у духовного практиканта (садхаки) нет духовной жажды (лобхи) — садху санга не раскроет ему природу его души.
Бхакти бывает разного уровня: и садху санга бывает разного уровня
йаха бхагавата пада ваишнавера стхане
эканта ашрайа кара чаитанйа-чаране
Дневник Сварупы Дамодары / Чайтанья-чаритамрита, Антья, 5.131 / Гаудия-кантха-хара 2.28
йаха – иди; бхагавата – Шримад-Бхагаватам; пада – учи; ваишнавера стхане – у достигшего самоосознания вайшнава; эканта – всецело; ашрайа кара – предавшись; чаитанйа-чаране – лотосным стопам Шри Чайтаньи.
«Обучайся «Шримад-Бхагаватам» у достигшего самоосознания вайшнава, целиком предавшись лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху».
Другой вариант перевода: «Если хочешь понять «Шримад-Бхагаватам», обратись к парамахамсе вайшнаву, всецело преданному лотосным стопам Шри Чайтанья-чандры. «Бхагаватам» в понимании Шри Чайтаньи Махапрабху является исключительным достоянием такого вайшнава».
Духовная жажда (иметь умонастроение, свойственное обитателям духовного мира) возникает благодаря самскарам (предыдущим отпечаткам в сознании)
Причиной этих самскар является садху санга; но не обычная садху санга: это — общение с враджа-расика вайшнавом (тем, чей ум и сердце пропитаны настроениями Враджа). Важно то, что такое общение не должно быть заурядным. Это называется локик-садбандху-ват садху санга, такое общение с садху — как если бы он был членом нашей семьи. (Если смотреть на садху как на кинозвезду — ничего не произойдет.) Когда отношения с садху становятся такими же близкими как отношения между сыном и отцом, или дядей, или братом, тогда духовная жажда будет зреть и развиваться. В противном случае — нет.
Типичные заблуждения относительно садху
* Садху абсолютен. А его поведение безукоризненно.
* Садху всегда снисходителен ко всем и каждому.
* Если садху явился мне, то он явился и всем остальным.
Если в вашем городе нет садху — …
Сутью садху санги является соприкосновение с внутренней энергией Кришны (сварупа-шакти). Если вы уже имеете связь с садху (с этой жизни или с прошлой) и способны обрести такой же эффект от соприкосновения с мыслью садху (запечатленной в книге) или от соприкосновения со звуком, то это — тоже садху санга (иначе — Госвами Вриндавана зря потратили время на запись своих откровений).
* Ценность живого общения с садху познается в полной мере лишь тогда, когда мы теряем его навсегда.