Школа Рамануджи
7 октября, 2012
Статья Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
Эта небольшая статья имеет своей целью показать положение Шри Рамануджачарйи в ряду учителей теизма, основываясь на Абсолютном стандарте, ставшем доступным во всей полноте в учении Шри Чайтаньи. Религиозная система Шри Рамануджи допускает к служению Богу всех, независимо от их касты или вероисповедания, при условии, что они отдаются руководству духовного наставника, не выдвигая никаких предварительных требований. Последователи Рамануджи избегают любого общения за пределами их собственного сообщества.
Высокое почтение, которым школа Рамануджи удостаивает слуг Бога, роднит ее со школой Шри Чайтаньи в одном самом существенном положении. Слуги Бога стоят вне и выше любых классовых делений этого мира. Они образуют сообщество чистых душ, в котором нет места различиям, основанным на мирских понятиях возраста, пола, рода занятий, учености или любых других качеств разума или природы. Отношениями среди членов такого сообщества всецело руководят нематериальные соображения, совершенно непостижимые для непосвященных.
История о жене, которая, ради того, чтобы достать необходимые денежные средства и поднести пищу своему духовному наставнику и его спутникам, удостоившим своим посещением ее дом в отсутствие ее мужа, пообещала предоставить свое тело удовлетворению похотливых притязаний своего соседа, и которая тем самым заслужила похвалу своего мужа, может прийтись не по вкусу тем, кому не верится в продолжение этой истории. Заключающая часть повествования гласит, что когда супружеская чета, выражая свою признательность за оказанную помощь, принесла остатки пищи, предложенной Господу, своему соседу, с просьбой вкусить их со всем почтением, внезапная перемена произошла в уме любвеохотного торговца. По мере того, как он благоговейно вкушал Махапрасадам, все былые греховные наклонности покинули его раз и навсегда, и он пал ниц к стопам целомудренной женщины, чья милость послужила причиной его незаслуженного избавления.
Приведенный выше случай нисколько не преувеличивает степень абсолютной покорности Гуру, на которой Шри Рамануджа настаивает как на основном и непреложном условии допуска в духовное сообщество. Равное почтение предписывается оказывать спутникам Гуру и всем его ученикам. Отношения членов сообщества друг с другом строятся на служении безусловном и неограниченном и совершаемом безо всяких на то просьб. Единственное отличие состоит в том, что Гуру и его спутники имеют право принимать служение, не оказывая ответного служения ученику.
Такое безусловное благоговение перед Гуру и Его спутниками со стороны ученика есть sine qua non (непреложное условие, лат.) в отношении бхакти, то есть преданного служения Самому Шри Нарайане, Который, согласно Шри Раманудже, является единственным и окончательным Восприемником всего служения. Безусловное служение истинным преданным и, в особенности, Шри Гуру и Его спутникам тождественно служению Самому Шри Нарайане. Шри Рамануджа неукоснительно отделяет подлинных преданных от тех, кто чисто внешне принимает одежды и знаки преданности. Не может быть и доли сомнения в том, что Трансцендентному Восприемнику всего поклонения подобает возносить служение совершенно безраздельное. Святому Проявленному Образу (Арча) следует оказывать должное поклонение, не смешивая Его ни с каким из объектов этого материального мира. Поклонение не должно быть обращено ни к одному из деватов помимо Вишну. Любого соприкосновения с непреданными Вишну следует сторониться со всем возможным тщанием.
Но несмотря на все перечисленное, школе Шри Рамануджи Шри Чайтанья предпочел школу Мадхвы. Шри Мадхва принимает поклонение Мальчику-Пастушку из Браджа как Высшей Цели всего поклонения. В схеме Шри Рамануджи Кришна-лиле отводится второстепенное положение. В этом состоит самое фундаментальное различие.
Причина его заключается в том, что, согласно Шри Мадхве и его последователям, Шри Рамануджа не настаивает с достаточной резкостью на вечности и значимости различия между Всевышним Господом и дживой. Согласно Шри Мадхве, джива является отделенной частью Всевышнего Господа. Однако Шри Рамануджа, в своем почтении к категориям Логики, указывает как на отличие, отделяющее дживу от Бога, так и на неотличие, единящее дживу и Бога. Последователи Шри Мадхвы полагают, что такой подход допускает возможность ложного истолкования атеистами, отождествляющими дживу и Бога. В этом вопросе Мадхва непреклонен. Он настаивает на различии между дживой и Богом как на единственной основе их взаимоотношения.
Тем самым система Мадхвы прямо противоположна воззрениям исключительных монистов, таких как Шри Шанкарачарйа. Определяющей чертой религии духовного служения Божеству является то, что само по себе служение признается вечной естественной функцией индивидуальной души, тогда как принятие служения есть вечная неотъемлемая функция Божества.
По своей природе индивидуальная душа не может быть восприемником служения ни в каком отношении. Личность Гуру как Гуру тождественна Богу, Единственному Учителю. Ни одна джива как джива не может учить Слову Бога. Шри Рамануджа также признает этот принцип в своей классификации дживы. Существует различие между вечными слугами Всевышнего Господа и другими дживами, могущими склониться к падению в сеть Иллюзорной Энергии, выражаясь языком Шри Чайтаньи. Шри Рамануджа говорит о таком различии, но не развивает эту идею во всей полноте. Деятельность Божественных Энергий, обеспечивающая вечное функциональное различие между дживой и Богом, и концепция самой дживы как безгранично малой частицы Божественной Энергии как таковой в большей полноте и с большей ясностью были даны в учении Шри Чайтаньи. В этом наиболее существенном отношении дуализм Мадхвы ближе к стандартам Шри Чайтаньи, чем качественный монотеизм Шри Рамануджи.
Гуру — это Сам Бог. Не существует категориальной разницы между Гуру и Всевышним Господом, единственное различие заключается в функции. Гуру — это Бог, являющий себя как Свой Слуга. Поэтому служение Шри Гуру равнозначно служению Богу. Джива не имеет прав на служение Богу. Отделенная частица Энергии не может служить Повелителю Энергии; такое возможно единственно в подчинении Энергии. Гуру — это Повелитель Энергии в Роли Энергии, дарующий подчинение Энергии. Гуру являет Себя в Своих чистых преданных и через их посредство. Чистые преданные суть неотделимые составляющие части Гуру. Все это, с незначительными различиями, подразумевается как в учении Шри Рамануджи, так и в учении Шри Мадхвы. Между двумя учениями не существует никаких существенных различий, а есть только любовное состязание в стремлении к недвусмысленному изложению их общей точки зрения, утверждающей безраздельное и вечное трансцендентное служение Всевышнему Господу Вишну, Который есть не Кто Иной, как Кришна.
Обе школы осуждают мировоззрение монизма, являющегося наихудшей формой атеизма. Принципиальным положением всей монистической философии, которую в современном индуизме представляет Шри Шанкара, является абсолютное тождество дживы и Изначального, неизъяснимого бездвижного Единого Существа, находящегося вне всякого восприятия и понимания. К такому внешне логичному заключению неминуемо приходит эмпирическая логика в своем стремлении построить теорию Абсолюта на материалах нашего теперешнего ущербного чувственного опыта.
В противовес ему система Рамануджи, опираясь на свидетельства явленных теистических Писаний, указывает на существование реального духовного мира, недоступного для наших теперешних чувств, и на то, что наши души принадлежат тому миру по своей истинной нематериальной природе. На этом трансцендентном духовном плане бытия душа не имеет иной функции, кроме безраздельного служения Божеству в реальном непосредственном общении с Ним. Но и духовное царство, и этот материальный мир категорически отличны от Божества, по Чьей единственно воле они существуют и действуют.
С особой непреклонностью учение Мадхвы настаивает на вечной природе служения и осуждает мнения о том, что возможно какое-либо более высокое достижение. Своим Провозглашением непостижимой преобразуемости Божественной Энергии Шри Чайтанья опровергает положения бескачественного монизма, предоставляя полное и совершенное объяснение функции дживы как в материальном существовании, так и в царстве Абсолюта.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур
перевод Триданди Б.В.Нарасимха