Вайшнавский календарь
3 октября, 2009
Посмотреть таблицу календаря на текущий год (для Москвы)
Время можно рассчитать, связав его с движением физических тел, состоящих из атомов. Время — это энергия всемогущей Личности Бога, Хари, который управляет всеми перемещениями физических тел, хотя Сам Он в материальном мире остается невидимым.
Шримад-Бхагаватам, песнь 3, гл. 11, текст 3.
Что такое титхи, накшатра?
Титхи
Лунный месяц у вайшнавов — это время от одного полнолуния до другого. Любой лунный месяц делится на 30 частей. Каждая из таких частей называется лунными сутками, или титхи. Продолжительность титхи непостоянна; иногда она больше 24 часов, иногда меньше. Титхи — это просто различные фазы Луны, и поэтому их легко понять, если обратиться к явлениям, происходящим на небе.
Первые титхи начинаются в момент полнолуния. Когда заканчиваются первые титхи, начинаются вторые. В это время Луна уже не такая полная. Когда начинаются третьи титхи, Луна еще менее полная, и так далее. Когда подходят к концу пятнадцатые титхи или, другими словами, когда начинаются шестнадцатые титхи, наступает новолуние, при этом Луна полностью затемнена и ее не видно.
Затем Луна вновь начинает постепенно расти. В конце этого полного цикла, то есть перед следующим полнолунием, лунный месяц заканчивается. В это время заканчиваются тридцатые и последние по счету титхи.
Время видимого убывания Луны называется периодом убывающей Луны, или кришна пакша, а время видимого увеличения Луны называется периодом прибывающей Луны, или гаура пакша.
Причиной различных лунных фаз является угловое движение Луны относительно Солнца. Скорость этого движения непостоянна. Поэтому продолжительность титхи колеблется между 19 и 26 часами. Таким образом, титхи никак не связаны с солнечными сутками, продолжительность которых постоянна — 24 часа. Поэтому титхи могут начинаться в любое время суток.
Названия титхи совпадают для времени кришна пакша — периода убывающей Луны, и, при тех же по счету титхи, для времени гаура пакша — периода прибывающей Луны, исключая дни новолуния и полнолуния.
Названия Титхи:
Пратипат
Двитья
Тритья
Чатурти
Панчами
Шашти
Саптами
Аштами
Навами
Дашами
Экадаши
Двадаши
Трайодаши
Чатурдаши
Амавасья (новолуние) или Пурнима (полнолуние)
Накшатра
Зодиак — это совокупность 12 зодиакальных созвездий, на каждое из которых приходится по 30 градусов в большом круге небесной сферы, по которому движется Солнце. Но есть также и другой способ деления Зодиака — на 27 частей, на каждую из которых соответственно приходится по 13 1/3 градуса. Эти части называются накшатра.
Во время движения Луны по зодиакальному кругу она последовательно проходит через все накшатры одна за другой. В распечатке вайшнавского календаря слово «накшатра» попросту означает наименование накшатры, в которой Луна находится в настоящий момент.
Почему вайшнавы следуют лунному календарю?
В вайшнавском календаре время различных праздников определяется, главным образом, по титхи, то есть по фазам Луны. Среди древнеиндийских систем календаря можно обнаружить и солнечные календари, но большинство ученых, которые изучали древнеиндийские календарные системы, как лунные, так и солнечные, пришли к выводу, что лунная система наиболее древняя и подлинная. Лунные фазы оказывают влияние на различные аспекты жизни, и не только на сельское хозяйство, что общеизвестно, но и на более тонкие стороны жизни человека.
Ниже приведены цитаты из «Законов Ману»:
В дни соединения и противостояния пусть он (глава семьи) постоянно проводит жертвоприношения, которые предписываются Гаятри, и те, которые отводят несчастья; но па восьмые и на девятые лунные сутки шести темных недель в конце Аграхаяна (месяц Маргаширша) пусть он уже оказывает почтение Волосам Предков.
Важные обязанности должны выполняться в некоторые счастливые лунные сутки, в удачный час и при влиянии звезды с хорошими качествами.
Наиболее благоприятными лунными сутками для священных похорон являются сутки, начиная с десятых и дальше по порядку, исключая четырнадцатые сутки, в темный период Луны.
В четные лунные сутки, приходящиеся па периоды, когда Луна находится в четных звездных скоплениях (созвездиях) тот, кто оказывает почтение Волосам, удовлетворяет все свои желания. В нечетные лунные сутки, и в периоды, когда Лупа находится в нечетных астеризмах, он производит прославленный род.
В темную ночь новолуния, в восьмую, в ночь полнолуния и в четырнадцатую ночь пусть брахман, который сохраняет дом, будет постоянно целомудрен как послушник теологии.
Мы также знаем о важности экадаши, одиннадцатых лунных суток. В Чайтанья-чаритамрите (Мадхья-лила, глава 24) Господь Чайтанья даст наставления Санатане Госвами, касающиеся регулирующих принципов вайшнава. В тексте 342 Господь Чайтанья говорит о виддха экадаши.
Ты должен рекомендовать избегать смешанных экадаши и соблюдать чистые экадаши. Ты должен также описать ошибочность непринятия этого. Нужно быть очень внимательным, когда дело касается этих вопросов. Если кто-то невнимателен, то он будет небрежен и в выполнении преданного служения.
«Виддха экадаши», в переводе — «смешанные экадаши», описаны в «Хари Бхакти Виласе». Экадаши становятся виддха (нечистыми), если они наступают перед восходом Солнца, но все же после начала времени Брахма мухурта (Арунодая).
Как определяются дни Экадаши?
На Западе сутки обычно понимают как промежуток времени от одной полуночи до другой. Но по ведической концепции полночь не является определяющей. С точки зрения Вед солнечные сутки начинаются на рассвете и длятся до следующего рассвета, после которого начинаются новые сутки. В вайшнавском календаре, как мы уже видели, не уделяется особого внимания расчету солнечных суток, в отличие от расчета суток лунных, или титхи.
Но в какой именно солнечный день должны отмечаться определенные титхи? Различные писания дают различные правила. Вайшнавские правила, которые даны в «Хари Бхакти Виласе», приведены ниже.
Общее правило состоит в том, что титхи отмечаются в день, рассвет которого приходится на эти титхи.
Иногда рассвет вообще не приходится на титхи, то есть титхи начинаются после рассвета одного дня и заканчиваются до рассвета следующего за ним дня. Эти титхи соблюдаются в тот день, в пределы которого они попадают.
Время прерывания поста экадаши (экадаши парана)
После поста в день экадаши необходимо прервать пост в нужное время на следующее утро.
Пост никогда не должен прерываться до рассвета. В общем, пост можно прерывать в любое время в течении первой трети дневных (светлых) часов следующего за экадаши дня. Но этот принцип применим не всегда. Из этого правила есть несколько исключений:
- Если пост соблюдается на шуддха экадаши, прервать пост следует до того как закончится двадаши титхи. Подобным образом, если пост соблюдается на двадаши (такие как вйанджули- или пакшавардхини-махадвадаши) или когда нет шуддха-экадаши, то пост следует прервать во время трайодаши. Из-за этого правила иногда прервать пост бывает необходимо вскоре после рассвета.
- Когда пост соблюдается на шуддха экадаши, прерывать пост нельзя, пока по крайней мере 25% двадаши титхи не пройдет. Это правило существует по тому, что первые 25% двадаши титхи считаются «харивасарой», днем Господа Хари. Из-за этого правила иногда приходится прерывать пост поздно утром.
- Иногда 25% двадаши титхи выходят за рамки первой трети дневных часов. В этом случае необходимо подождать пока период харивасары закончится и прервать пост сразу после этого.
- Правило 25% не применяется на пост, который выпадает на двадаша-титхи. Таким образом, если пост выпадает на двадаши, то временем параны может быть любой промежуток после рассвета следующего дня, но в промежуток первой трети дневных часов и в течении трайодаш-титхи.
- Прерывание поста после четырех редко встречающихся накшатра-махадвадаши подчиняется особым правилам.
Важно отметить, что харивасарой или днем Господа Хари является не только экадаши-титхи, но и первая четверть двадаши-титхи. Таким образом, экадаши-врата (в частности пост) должна продолжаться до того момента, пока не пройдет первая четверть двадаша-титхи.
Некоторые источники говорят от том, что последняя четверть дашами-титхи также считается харивасарой и в это время также необходимо соблюдать врату. Таким образом, врата может начинается в последнюю четверть дашами, продолжаться во время экадаши и закончиться после первой четверти двадаши.
Особые правила соблюдения Экадаши
Определение дня, в который следует соблюдать экадаши, неодинаково в различных традициях — брахманической (традиция смарта) и в вайшнавской. В традиции смарта правило определения дня экадаши совпадает с общим правилом определения остальных титхи, то есть по этой традиции все титхи должны начинаться перед рассветом. Но по вайшнавской традиции экадаши должны быть чистыми (шуддха), и поэтому должны начинаться по крайней мере за 2 мухурта до рассвета. Этот период в 2 мухурта называется Брахма мухурта, или Арунадая.
Если экадаши начинаются после начала Брахма мухурты, хотя и перед рассветом, то они называются виддха, то есть нечистыми, и пост в этот день не соблюдается, он переносится на следующий день. При этом возможно совпадение или несовпадение с проведением поста на махадвадаши, но в любом случае в виддха экадаши пост не проводится.
Правила для Махадвадаши
При определенных обстоятельствах пост соблюдается на махадвадаши, то есть проводится не в экадаши, а на следующий день — двадаши, даже если экадаши и не виддха, а шуддха (чистые).
Существуют восемь различных махадвадаши, четыре из которых определяются по титхи, а четыре — по накшатра.
1. Если экадаши начинаются с рассветом одного дня и продолжаются, перекрывая рассвет следующего дня, тогда экадаши называются вриддхи (увеличенными). В этом случае второй из двух дней будет называться унмилини махадвадаши. В этот день нужно соблюдать пост на экадаши врата.
2. Если следующие после шуддха экадаши сутки, двадаши, начинаются до рассвета и еще продолжаются после рассвета следующего дня, тогда эти двадаши называют вриддхи, или по-другому — вьянджули махадвадаши. В этот день необходимо соблюдать пост на экадаши врата.
3. Если рассвет приходится на экадаши, а двадаши заканчиваются перед рассветом следующего дня, т.е. в те же самые солнечные сутки начинаются и тринадцатые титхи (трайодаши), тогда эти сутки, в которые попадают уже три титхи, называются триспарша махадвадаши. Пост проводится в этот день.
4. Если дни новолуния или полнолуния являются вриддхи (увеличенными), т. е. последовательно захватывают два рассвета, тогда предыдущие двадаши называют пакшавардини махадвадаши. В этот день нужно соблюдать пост на экадаши врата.
5. День гаура двадаши, если он приходится на пунарвасу накшатра, называют джайа махадвадаши.
6. День гаура двадаши, если он приходится на рохини накшатра, называют джайанти махадвадаши.
7. День гаура двадаши, если он приходится на пусья накшатра, называют папа напиши махадвадаши.
8. День гаура двадаши, если он приходится на шравана накшатра, называют виджайа махадвадаши.
В 5, 6 и 7 случаях титхи должны длиться по крайней мере от восхода до захода Солнца. В 8 случае титхи должны начинаться перед рассветом, но могут заканчиваться до заката. В случаях 5-8 накшатра должна начинаться на рассвете одного дня и длиться вплоть до следующего восхода Солнца (трайодаши), тогда день считается махадвадаши.
Особые праздники
Говардхана Пуджа попадает на гаура пратипат месяца Дамодара. Если пратипат начинается после рассвета и заканчивается до рассвета следующего дня, то отмечать Говардхана Пуджу в этот день нельзя, так как он загрязнен амавасья титхи, предыдущими сутками. Нужно перенести праздник на следующий день, двитья. Если пратипат окажется вриддхи (увеличенным), то нужно отмечать Говардхана Пуджу в тот день, когда восходит Луна.
Если явление или уход Ачарии приходится на шуддха экадаши или на махадвадаши, то пир должен проводиться на следующий день.
Хотя Господь Вамана явился в двадаши, пост на Его явление соблюдается одновременно с постом на экадаши днем раньше. Вамана пуджа проводится или вечером в экадаши, или утром в двадаши перед сроком парана (прерыванием поста). Однако, если на этот двадаши выполнятся условия махадвадаши, тогда посты на экадаши и Вамана двадаши проводятся в махадвадаши и прерываются на следующий день.
Рама Навами обычно отмечается на гаура павами месяца Вишну, но если дашами, следующие сутки, когда надо прервать пост, приходятся на тот же самый день, что и навами, а экадаши начинаются с рассветом следущего после навами дня, то явление Господа Рамачандры следует отмечать в день аштами (восьмые сутки), а парана (прерывание поста) проводить в навами (девятые сутки)-
Джанмаштами, явление Господа Кришны, приходится на Кришна аштами месяца Хришикеша. Если аштами являются триспарша, т.е. загрязненными предыдущими сутками (саптами), тогда ни в коем случае нельзя отмечать явление Кришны в этот день. Праздник следует проводить на следующий день. Если саптами попадают между двумя рассветами, и если рохини накшатра приходится на один из этих дней, то этот день должен отмечаться как Джанмаштами. Если рохини захватывает оба дня, то нужно выбрать тот день, полночь которого приходится к рохини накшатра. Если рохини накшатра захватывает полуночи обоих суток, то праздник нужно отмечать в первый из двух дней. Если рохини не приходится ни на один из дней, тогда Джанмаштами отмечается в тот из дней, который будет понедельником или средой. Если ни один из дней не будет ни понедельником, ни средой, тогда следует выбрать первый день.
Мы знаем, что день явления Шрилы Прабхупады приходится на день после Джанмаштами. Но иногда, возможно, из-за правил вычисления Джанмаштами, эти праздники выпадают на один день, а иногда — на 2 дня, следующих друг за другом. Естественно, всех привлекает традиция отмечать явление Шрилы Прабхупады на следующий день после Джанмаштами. Поэтому для ее соблюдения празднование дня явления Шрилы Прабхупады переносят на следующий после Джанмаштами день. Допустим только такой перенос. Никто не должен переносить Джанмаштами. Правила для Джанмаштами являются более строгими, чем правила для дня явления Ачарии.
Ратха-Ятра проходит в день гаура двитья месяца Вамана. Согласно писаниям, возвращение ратхи (колесницы) происходит на девять титхи позже, считая от суток двитья. Однако, по сложившейся традиции, от двитья отсчитывают девять солнечных, а не лунных суток. Из-за этого возвращение ратхи иногда происходит в экадаши, а иногда — в навами.