Варна человека. Как приобретается качество варны? Как определить свою варну?
6 января, 2014
Этот пост родился как ответ на вопрос читательницы после прочтения статьи Дханешвара дас — 10 причин, не позволяющих установить варнашрама-дхарму в ИСККОН. Александра спрашивает в комментарии:
… насколько я понимаю, варнашрама-дхарма включает в себя понятие варны, и это качество, которое приобретается человеком только по факту рождения в той или иной семье.
Варна, как я это понимаю, обусловлена не столько семьей, сколько гуна-кармой (хотя наличие или отсутствие полноценного воспитания в полноценной семье — это тоже все проявление кармы). Есть понятие «врожденной гуны», формирующей варну. И есть понятие кармы, формирующей обстоятельства рождения, воспитания и становления личности ко времени возникновения необходимости её социального самоопределения (профессионального становления), и т.д.
Индивидуальная карма формируется ещё до рождения. К моменту смерти человека контуры его будущей жизни (непроявленная карма) — рождение, семья, «родная гуна» и т.д. — уже предопределены.
Феномен варны можно рассматривать в двух плоскостях: варна — как гуна-карма (качество человека, которое врожденно), и варна-дхарма — как индивидуальное «социальное призвание».
Просто в предыдущие эпохи существовала культура сохранения чистоты варны. Она поддерживалась из поколения в поколение. Ей следовали очень строго при формировании семьи. (Люди не могли себе даже вообразить, что придет время, когда детей будут воспитывать в детских домах…) Дети воспитывались «в гуне» своих родителей — в духе сохранения традиций своей семьи…
Дети сейчас не наследуют варну своих родителей, вероятно, потому, что задолго до их рождения в их родах в преемственности поколений уже произошло смешение варн.
Тогда как можно вообще говорить о возможности или невозможности введения варнашрама-дхармы в центрах, которые существуют в том числе на Западе и в России? У нас ведь нет системы варн.
В современной цивилизации нет системы варн. Но варны есть в человеческом обществе — по замыслу Бога (Бхагавад-Гита 4.13). Можно видеть, что школьные учителя не идут работать в милицию или, скажем, в сферу коммерции… или наоборот…
И если теоретически даже получилось бы ввести варнашрама-дхарму, то как это было бы возможно, если люди, родившиеся вне Индии не знают своей варны? Как мы определим, кто из нас будет относиться к какой варне? 🙂
Социальная деятельность, приносящая нам удовлетворение (и в целом позитивные (для эволюции души) результаты), может являться отражением нашей функции в обществе людей — отражением нашей варны.
Наше место в человеческом обществе — это наша интегрированность в него — в том или ином качестве — во исполнение той или иной функции в нём.
Варна — врожденное качество. (Хотя не все из тех, кто рождается в теле человека, имеют качество одной их четырех варн: например, люди, с интеллектом ниже «интеллекта рабочего» — вне варн.) Люди рождаются с различными варнами во исполнение непостижимого промысла Бога. Только потому, что в кали-югу мы сбиты с толку окружением еще сильнее, мы не понимаем предопределенности, налагаемой на нас нашей варной…
Определить свою варну, в принципе, не так сложно (для того, кто на самом деле этого сильно хочет): гораздо труднее (с этой своей варной) «найти себя» в современном капиталистическом обществе (построенном на базе материалистических концепций и принципов) — без ущерба для личностного эволюционного роста.
Варна определяет нашу специфическую ментальность. Свою варну мы начнем понимать по мере освобождения от «внутренних врагов» (иллюзии, оскорблений, стремления к преходящему и слабостей сердца) — в процессе нашего индивидуального эволюционного развития.
07.01.2014 в 22:31
Добрый вечер,
Еще раз большое спасибо за подробный ответ. У меня после прочтения возник еще один вопрос: вы написали, что варна не обязательно приобретается рождением в той или иной семье. Но ведь в современной Индии это несомненно так. В следствии этого, я правильно поняла, что у нас (на Западе) сегодняшнее толкование варны также связано с профессией и родом деятельности, НО несколько отличается от традиционного ведического толкования тем, что варна НЕ приобретается по факту рождения, а самоопределением индивида? И таким образом, если у нас и получится практиковать варнашрама-дхарму, эта практика тоже будет отличаться от традиционной практики, которая понималась под варнашрама-дхармой? Если да, то как именно?
И еще один вопрос, точнее не вопрос, а примечание: вы пишете, что «школьные учителя не идут работать в милицию или наоборот». Это конечно же верно, но не будем забывать, что большинство этих людей сами _выбрали_ себе эту профессию и не обязательно под влиянием их семей. И дети этих, в данном примере, милиционеров или учителей, тоже смогут свободно выбрать себе профессии: дети милиционеров могут стать учителями и наоборот. В-третьих, самое главное, милиционер (или учитель, или доктор) всегда и в любой момент может поменять или начать менять свое поле деятельности, освоить новый род занятий, это не табуируется. Мы часто видим случаи, когда человек в середине жизни меняет профессию и жизнь, становясь из бизнесмена летчиком. Или милиционер открывает в себе талант художника. Это случается не часто, но случается. Это не было бы угодно Богу?
08.01.2014 в 16:02
Благодарю вас за интерес к проявленной теме! Я постарался ответить на поставленные вами вопросы развернуто — в отдельном посте.