Ведические традиции в жизни славян (цикл статей-исследований в теме славяно-русского язычества)
25 марта, 2015
Глубокие корни русской культуры. Жизнь славян. Мировоззрение славян.
Слово «Веда» понятно каждому русскому человеку, ведать — значит обладать знанием. Хранителями сокровенных знаний у славян были «ведуны» и «ведуньи», которые оберегали физическое и нравственное здоровье своего племени, передавая новым поколениям духовные заветы и обряды. В ходе драматичной борьбы за право на существование славянская цивилизация понесла невосполнимые потери в области идеологии и культуры. В период христианизации беспощадно уничтожались не только носители ведических традиций, но также важнейшие тексты с основополагающими принципами мировоззрения и бытия.
Поэтому мы должны почтительно склониться перед индийскими брахманами, которые бережно сохранили до наших дней изначальные Веды. Из ведических текстов мы узнаём, что духовные знания («апаурушея«) нисходили к людям от Всевышнего бога — источника всего знания — по цепи ученической преемственности, без изменения содержания. Следовательно, религия не является изобретением человечества. Могущество и процветание ведического общества опиралось на прочный стержень потому, что центром жизни всех сословий являлось служение Верховному повелителю Вселенной.
В прозападных научных кругах принято называть славянские племена дикими и неграмотными, не имеющими своей истории. Эти невежественные рассуждения — отголосок информационной войны европейских лидеров против яркой и сильной славянской цивилизации, войны, которая насчитывает сотни лет. Сегодня народы микромира, расположенного на поверхности планеты Земля, влачат на себе тяжесть своей исторической кармы, запряжённые ярмом научно-технического прогресса. … читать статью полностью
Славяне: Бог солнца Ярило или Перун — в исследованиях А.Н.Афанасьева
Язычество — основа всех мировых религий. Общие мифологические основы прослеживаются в верованиях и преданиях всех индоевропейских племён. А.Н.Афанасьев писал в своём исследовании: «Сравнительное изучение сказок, живущих в устах индоевропейских народов, приводит к двум заключениям: во-первых, что сказки создались на мотивах, лежащих в основе древнейших воззрений арийского народа на природу, и во-вторых, что, по всему вероятию, уже в эту давнюю арийскую эпоху были выработаны главные типы сказочного эпоса и потом разнесены разделившимися племенами в разные стороны — на места их новых поселений, сохранены же народною памятью — как и все поверья, обряды и мифические представления.»
Характерными чертами этих воззрений является понимание нераздельности, слитности природы и человека, её одухотворение. Сегодня нам необходимо принять мысль о более высокой духовной продвинутости древних племён, исповедовавших ведическую философию, по сравнению с представителями современной техногенной культуры. Почтительное отношение к природе — среде своего обитания — позволяло ведической цивилизации поддерживать экологический баланс — чистоту земли, воды и воздуха — на основе чистоты мыслей и поведения. В те далёкие времена люди глубоко осознавали, что Верховное Божество Вселенной проявляет свою волю и творческую фантазию через разнообразные природные формы, и весь мир пронизан Его дивными энергиями. Отсюда происходят культы поклонения водным источникам, камням, священным деревьям, солнцу, луне и их духам-хранителям. … читать статью полностью
Язык и символы славян. Грифоны. Знаки огня, семян, плодородия.
Рассмотрим значение слова «язычество». Словом «язык» обозначалось понятие «народ». «Язычниками» называли людей, которые долгое время сохраняли традиции прадедов и древнейшие, сокровенные знания.
Прежде всего, нужно развеять миф о «неграмотности некрещёной Руси», о том, что письменность у славян появилась благодаря деятельности двух монахов — Кирилла и Мефодия. На самом деле, каждый ведун, знахарь и чародей являлся кладезем глубоких знаний о природе и человеке.
Исследования учёных показывают, что славяне использовали самые изысканные и утончённые методы передачи духовной и чисто практической информации.
Древнейшим и самым сложным является язык символов, так как расшифровать его содержание порой могли только жрецы-волхвы. Славянская символика является отражением метафорического мышления духовно развитых людей. Этот язык передавался от поколения к поколению, он сохранился до наших дней на фасадах деревенских изб и в орнаментах декоративно-прикладного искусства. Невежественные люди считают древние символы узорами или украшениями, ничего не подозревая об их таинственном смысле. На самом деле, в деревянной резьбе и художественной росписи, в композициях ковров и вологодских кружев запечатлены легенды о сотворении мира, распространении божьей благодати, а также благословения новым поколениям людей. … читать статью полностью
Живой огонь. Православное язычество
В своей книге «Язычество в православии» религиовед Г.А.Носова отмечает, что с начала христианизации Руси существовали две формы православия: проповедуемое церковью и реальное массовое религиозное сознание, православно-языческий синкретический комплекс. Христианство в греческо-византийском варианте было доступно лишь избранным богословам и подвижникам. Фактически же на святой Руси на протяжении всей истории крещения существовало православное язычество, или двоеверие, в самых неожиданных, экзотических формах.
Русское православие унаследовало и освоило культ дохристианских божеств-покровителей, заменив их ликами святых. Древние языческие праздники получили новые названия и с веками стали считаться христианскими.
Несмотря на варварское искоренение основ национального мышления, в русском народе долгое время сохранялась ведическая традиция почитания четырёх материальных первооснов Вселенной — небесных стихий, огня, воды и матери сырой земли. А лучшие образцы народной поэзии передают нам разговор души человека с душой природы: с буйным ветром, ясным месяцем, солнцем красным, реченькой быстрой.
Философская мысль в средневековой Руси была антихристианской. С самого начала философия была «ересью», антиподом официальной идеологии. Основа культурно-исторического процесса всегда национальна. Заимствование представляет собой включение элементов сторонней культуры в сложившуюся структуру культуры национальной. Исследователь древнерусских рукописей А.Ф.Замалеев пришёл к выводу, что «народное язычество серьёзно видоизменяло важнейшие обряды и догматические законоположения христианства… Постепенно русский народ приспособил христианство к своим нуждам, значительно его трансформировав». «Языческая мысль, русское представление о добре и зле проникло в христианские проповеди и наставления, определив тем самым оригинальность русского православия. Идеалу христианского благочестия (посты и молитвы) был противопоставлен идеал нравственной жизни: помощь, милосердие, сочувствие, честность, щедрость, который был позднее приписан христианству, но по сути принадлежит гению русского народа». … читать статью полностью
Отношение славян к смерти. Культ предков. Купала.
Исследователь славянских ритуалов Н.Н.Велецкая в книге «Языческая символика славянских архаических ритуалов» (М.: Наука, 1978) анализирует мировоззренческие основы славянских народов, проявившиеся в культе предков. Она приходит к вполне очевидному выводу, что «В основе понимания смерти, как формы перехода в другой мир, лежат общеиндоевропейские идеи извечного кругооборота перевоплощений».
Именно ведические тексты содержат матрицу миропонимания и для большинства народов Земли являются источником идей бессмертия жизненного начала, поступательного движения к высшим формам. По мнению Велецкой, «Ригведа, как наиболее древняя часть Вед, даёт ключ к пониманию архаических явлений языческой обрядности».
К славянскому культу предков относятся представления о том, что благополучие потомков зависит от потустороннего покровительства предков, которые обладают тайнами связей с высшими силами небесного, земного и подземного миров и постоянно воздействуют на земную жизнь. … читать статью полностью
Русские монахи
Ведические традиции отчётливо просматриваются в истории и в современной жизни русского монашества. Духовные поиски, стремление к чистой, возвышенной жизни уводило русских людей в дремучие леса, на уединённые озёра и реки. Уже в XIII веке возникают монастыри на реках и озёрах Севера. «Острова на них, дикие и пустынные, представляли многие удобства как для созерцательной жизни, так и для благочестивых подвигов тех отшельников, которые искали полного уединения», — писал Максимов.
Здесь, в монашеской книжной среде, возникали самобытные антицерковные учения — ереси, оформлялись гуманистические требования религиозной веротерпимости, нравственной жизни и свободомыслия. Многие русские монастыри были крепкими самостоятельными хозяйствами, в них складывались школы наставничества и духовной практики. Воспитанный на житиях святых, примерах аскетизма и благочестия, русский монах творил молитву возвышенным поэтическим слогом.
Каждый уединившийся от мирской жизни человек должен был пройти суровую школу послушания, победить свою гордыню и обрести в сердце любовь к богу. Постом и молитвой укрепляя дух свой, он должен был ежедневно трудиться вместе со своими духовными братьями и беспрекословно следовать наставлениям старцев. Молодой послушник находился под присмотром духовного наставника, имевшего опыт духовной практики, хорошо осведомлённого в писаниях. … читать статью полностью
Славянская культура — цветущая ветвь изначальной пракультуры, источником которой являются Веды.
Вера в небесное происхождение духа человеческого идёт с русским народом из дремучей глубины веков, от могучих вождей и жрецов, водивших славянские племена неведомыми земными путями. В сокровищнице национальной мысли сохранилось понимание места человека в космической системе и запечатлелись моральные принципы взаимодействия с окружающим миром. Придя на Русь, ближневосточное христианство испытало сильное влияние этой древней и более высокой системы мировоззрения.
А.И.Герцен с сарказмом осмеивал тезис о просветительской роли восточного христианства. Византийская церковь питала отвращение к культуре, она требовала только смиренной веры. В продолжение веков она стремилась оградить славянина от науки, цивилизации. Освобождение от невежественности было равнозначно освобождению от религии. По мнению Н.А.Добролюбова, живучесть язычества, содержавшего целую «народную философию с различными отраслями знаний», свидетельствовала о «равнодушии простого люда к официальной церковной грамотности», о его стремлении развивать самобытную образованность на основе своего традиционного миросозерцания. Добролюбов обосновал положение о культурообразующем значении славяно-русского язычества. С древних времён русы славились как искусные мастера-оружейники, ювелиры, гончары и строители, земледельцы и бесстрашные воины. Им были ведомы виды магии, связанные с фазами луны и солнца. Крестьяне-славяне, по взаимному звёзд ( Плеяд, Б.и М.Медведицы, Ориона, Млечного пути, Венеры) определяли ночное время и даты года. Духовные и практические знания передавались в устном творчестве и в письменности.
Тысячелетие происходили на Руси метаморфозы христианства, продолжаются они и по сей день, формируя идеалы православия. И дело не в том, что за костюмами христианских святых проступают черты славянских божеств, языческих духов-покровителей. А в том, что в православных текстах, комментариях к Писанию и в проповедях провозглашаются вещи, невозможные для идеологии Востока.
В трудах русских религиозных мыслителей в качестве высших ценностей утверждены справедливость, нравственность. Русские священники проповедовали не только любовь к родной земле, но и терпимость к иноверцам. Лучшие представители церкви понимали, что для здоровья народного необходимо сохранение вековых традиций и обычаев, а не разрушение всего уклада жизни. … читать статью полностью