Вера (шраддха). Что есть вера? Понятие веры. Её основа, природа, категории и философские аспекты
30 июня, 2013
«Преисполненный веры может получить чистое знание даже от низкорожденного, высшую дхарму — от низшего, сокровище среди жен — даже из дурной семьи. Даже из яда может быть получена амрита (нектар бессмертия), даже от ребенка — хороший совет, даже от врага — пример добродетельного поведения, даже из нечистоты — золото». Ману-Самхита
саттванурупа сарввасйа
шраддха бхавати бхарата
шраддха-майо’йам пурушо
йо йач чхраддхах са эва сах
Гита 17.3
«О Бхарата, каждый обладает определенным типом веры согласно своему индивидуальному складу ума. Подлинная природа живых существ основывается на вере — именно согласно их вере формируются их внутренние и внешние характеристики. Поэтому природу человека можно понять исходя из сути его почитания и поклонения, в которую он верит».
«Человек обретает ту или иную веру в зависимости от наклонностей и личных качеств. Без веры жить невозможно. Она заложена в самой природе души. Вера формирует внутренний мир человека и влияет на его поступки. По тому, в кого человек верит и кому поклоняется, можно судить, находится ли он в благости, страсти или невежестве. Нет душ, лишенных веры. Где присутствует вера, там присутствует и душа. Вера — вечная спутница души. Душа существует веруя. Душа невозможна без веры, хотя бы уже потому, что в любом положении душа имеет дело с силами, превосходящими ее представления. Поэтому Шаранагати — самопредание — есть сама основа естественной добродетели души, а обретение водительства и защиты свыше (гоптритве варанам) — сама суть Шаранагати. В различных ситуациях гоптритве варанам проявляет себя как принятие благоприятного (анукулйасйа санкалпа), отвержение неблагоприятного (пратикулйасйа виварджджанам), как твердая вера в защиту Господа (ракшишйатити-вишваса), как подношение себя и «моего» во славу Господа (атма-никшепа) и как смирение (карпанйа). По этим проявлениям мы можем судить, насколько руководство СВЫШЕ принято душой. Такое руководство возможно лишь в особой проводящей среде, создаваемой шраддхой (верой). Вера всегда имеет под собой какую-то основу. Люди истинно верующие живут Верой, имеющей основой СЛОВО, изошедшее из уст Тех, кто правит в вечных сферах бытия. Они сделали выбор верить СЛОВУ, исходящему из уст Верховного Господа и тех, кто вдохновлены Им. Они сделали этот выбор — жить верой — и никакие спецэффекты под общим названием «опыт» не в состоянии сбить их с верного пути. Их вера — по ту сторону эфемерных представлений о том, что такое «я» и что такое «моё». Их вера не имеет претензий на что-либо в этом мире. Они знают, что вера первична, а опыт вторичен. По мере изменения нашей веры меняется и то, что мы испытываем. То, что называют словом «опыт» и обычно противопоставляют слову «вера», есть не что иное, как слепое наскакивание ложно устремленного эго на установленный миропорядок. Не позволяйте духу расчетливости затмить собой все. Аргументы не являются решающим фактором: они — вовсе не основа веры. Область духовного непостижима, а мы пытаемся понять это согласно нашей способности и осмыслению…»
«Рупа Госвами говорит, что существует класс птиц, называемых чатака, которые никогда не берут ни капли воды с земли. Их природа такова, что, когда они хотят воды, они всегда обращают свой взгляд к облакам. «Одну каплю чистой воды!» — таков их крик. И так они ожидают милости с облаков: они никогда не пьют воду с земли. Наша линия — примерно то же самое. Поэтому мы не должны «искать свою удачу в грязи», мы должны всегда смотреть в высокое небо и молиться Шри гуру и его милости». Б.Р.Шридхара Свами «Шри гуру и его милость»
Вера бывает двух категорий: обычная вера (локика-шраддха) и трансцендентная вера, вера в высшую цель человеческой жизни (парамартхика шраддха).
«О наличии у человека парамартхика-шраддхи, необходимой для появления шуддха-бхакти (чистой преданности), можно судить по тому, насколько человек применяет в своей жизни принципы шаранагати (пути вручения судьбы в руки Бхагавана)». Бхактивинода Тхакур
«Шраддха (вера) — это не составляющая практики бхакти (преданности), а признак адхикары (квалификации) для шуддха-бхакти (чистой преданности). Она возникает, когда человек полностью теряет интерес к практике карма-канды (пути предложения Господу результатов своей деятельности)». Бхакти-сандарбха Шрилы Дживы Госвами