Влияние гун природы на видение человека
29 мая, 2013
Наше мировосприятие определяет наши потребности. Но само наше мировосприятие зависит от влияния той или иной преобладающей гуны или стихии природы. Стихия благости (саттва) порождает истинное знание; видение гармонии мироздания, вселенской справедливости; видение того, что всем всего хватает. Находясь под влиянием стихии благости, человек способен видеть вещи такими, как они есть, слышать правильно и ощущать истинный вкус. Стихия страсти (раджас) порождает жадность (видение дефицита благ). А стихия невежества (тамас) порождает безразличное отношение к последствиям своего выбора и своих действий (глупость), безответственность (безумие) и неадекватное восприятие действительности.
Невозможно подняться на качественно иную ступень в восприятии мира, не встав под влияние качественно иной стихии природы, и наоборот. Так уж устроено, что мы не способны иметь видение, принадлежащее более высокой гуне природы, чем та, в которой мы в данный момент находимся. Сложные внутренние противоречия и проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором они возникли — в том же состоянии обусловленности определенным качеством природы. Это невозможно сделать, как невозможно освободится человеку, связанному по рукам и ногам; или человеку, застрявшему в болоте. Для разрешения сложных внутренних противоречий и проблем необходимо прийти к состоянию, принадлежащему более высокой гуне природы.
Если человек находится в тамо-гуне, он не сможет попасть в саттву минуя раджа-гуну. Подъем в этом случае будет происходить поэтапно. Для человека, осевшего в тамо-гуну, ближайшей достижимой целью будет раджа-гуна: культивирование качеств раджа-гуны будет единственным решением.
«Человек, находящийся под влиянием гун материальной природы, подобен одержимому духами. Полностью плененный, он стремится к чувственному наслаждению различными объектами. Мудрец не должен беспокоить таких невежественных и глупых (неподготовленных) людей, открывая им философские истины. Скорее он должен вдохновить их на совершение деятельности, лишенной желания чувственного наслаждения, ибо такая деятельность сводит на нет обворожительность гун природы». Гита 3.29
Все наши интересы во всем своем безграничном многообразии могут быть сориентированы по одному из двух направлений: к Центру всего сущего и от Него. Наш интерес может быть частным или же он может быть общим — именно это является главным фактором, формирующим наше мировосприятие.
«Вследствие великого разнообразия желаний и нравов, имеющихся у человеческих существ, в обществе существует множество различных теистических философий, передающихся потомкам через традиции, обычаи и ученическую преемственность. Есть также и множество атеистических учителей. О лучший среди людей, разум человеческих существ сбит с толку Моей иллюзорной энергией. Согласно их собственным причудам они без конца разглагольствуют на темы того, что по их мнению является настоящим добром для людей. Одни из них говорят, что люди будут счастливы, совершая благочестивую или религиозную деятельность. Другие — что счастье достигается посредством славы, чувственного удовлетворения, правдивости, самоконтроля, умиротворения, мира, личной заинтересованности, политической власти, богатства, отречения, потребления, жертвоприношения, покаяния, милостыни, обетов, обязанностей и строгой дисциплины. Каждое из этих мнений всегда находит множество своих сторонников. На самом же деле, все жалкие достижения людей базируются на невежестве и приносят им в конечном итоге одни несчастья. Их переполняет скорбь, даже когда они наслаждаются своими достижениями». Бхагаватам 11.14.8-11
Находясь во власти гун страсти и невежества, мы беспомощны, но, постепенно поднявшись (благодаря усилиям, а также милости) в стихию благости, мы сможем изменить свое положение. Среди качеств стихии благости нет ни одного, которое бы способствовало развитию в нас порока. Если мы будем иметь видение, которое проявляется естественным образом из доминирующей стихии благости, мы никогда не будем обмануты.
«На человека, способного видеть вещи такими, как они есть, стихии одержимости и небрежности постепенно перестают оказывать свое пагубное влияние». Гита
«Тот, кто познал материальную природу, живое существо и процесс взаимодействия Махагун, как они представлены в данной главе, непременно достигнет освобождения. Он уже не родится в материальном мире, каким бы ни было его нынешнее положение». Гита 13.24
«Тот, кто обрел это знание, достигает трансцендентного уровня, на котором нахожусь Я сам. Такой человек уже не появится на свет в этом мире во время его сотворения и не будет уничтожен вместе с материальной вселенной». Гита 14.2