Есть ли смысл подавлять свою материальную природу? Как правильно следует развивать свое сознание?

8 января, 2013

В третьей главе Шримад Бхагавад-Гиты Кришна произносит Арджуне очень важные стихи, которые заслуживают более внимательного изучения.

В этих стихах идет речь о материальной природе, которой наделено живое существо от рождения, и о том, какую роль эта природа играет в жизни человека. Смысл этого послания заключается в том, что становясь на путь самоосознания, всегда следует учитывать индивидуальную природу каждого человека, его грубые и тонкие оболочки, сотканные из 3 гун материальной природы, и оказывающие на его сознание весьма сильное влияние, до тех пор, пока он не вышел из под власти гун материальной природы. Не имеет смысла пренебрегать этим фактором или пытаться действовать вопреки своей собственной природе, ибо даже великие мудрецы находятся в ее власти.

Бхагавад-Гита

Бхагавад-Гита. 3 глава, стихи 33, 35

Даже ученый человек поступает сообразно своей природе, ибо все существа вынуждены действовать в соответствии с качествами, которыми их наделили три гуны. Так какой же смысл подавлять свою природу? Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше погибнуть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, ибо этот путь чрезвычайно опасен.

Книги и лекции Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

Книги и лекции Его Божественной милости
А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

Пока человек не достигнет духовного уровня, уровня сознания Кришны, он не сможет выйти из-под влияния гун материальной природы. Поэтому даже самые образованные люди этого мира не способны вырваться из когтей майи, опираясь на одни лишь теоретические познания и пытаясь отличить душу от тела.

Метод сознания Кришны помогает людям вырваться из материального плена, даже если они продолжают выполнять предписанные Ведами обязанности сообразно своему положению в материальном мире. Поэтому, до тех пор пока человек полностью не разовьет в себе сознание Кришны, ему не следует отказываться от своих обязанностей. Никто не должен пренебрегать своим долгом и становиться доморощенным йогом. Лучше оставаться на своем месте и стараться развить в себе сознание Кришны под руководством опытных наставников. Тогда мы сможем вырваться из когтей майи, иллюзорной энергии Кришны.

Каждый должен выполнять свои собственные обязанности, пытаясь развить в себе сознание Кришны, и не браться за чужое дело. Материально обусловленным людям шастры предписывают обязанности, соответствующие психическим и физиологическим особенностям таких людей, которыми их наделяют гуны материальной природы. Духовные обязанности определяет духовный учитель, и они связаны с трансцендентным служением Кришне. Любые свои обязанности, и материальные, и духовные, человек должен выполнять до конца жизни и не брать на себя чужих обязанностей.

Книги и статьи
Шрилы Сатчитананды Бхактивинода Тхакура

Шрила Бхактивинода Тхакур приводит такие разъяснения Кришны:

О Арджуна, не думай, что знающий человек обретёт благо (избавится от рабства материальной жизни), если будет просто размышлять над природой духа и материи и пойдёт путём санньяса-дхармы, поспешно отвергнув гуну и карму. Даже после того как баддха-джива (обусловленная душа) обрела гьяну, она всё равно должна действовать сообразно своей природе, сложившейся за долгое время.

От своей природы невозможно отказаться, просто подавив её в одночасье. Баддха-дживы должны продолжать действовать в том русле, в каком они привыкли это делать за долгое-долгое время. Чтобы по-настоящему избавиться от влияющих на него гун, человеку нужно, оставаясь в своём прежнем положении, добросовестно делать всё, что соответствует его природе. До тех пор, пока вайрагья (отреченность), украшенная признаками бхакти (бескорыстная любовь к Богу), не проявится в сердце человека, его единственным способом обретения блага будет посвящённая Шри Бхагавану нишкама-карма-йога (следование предписанием Вед, не ожидая плодов своего труда). Так человек сможет выполнять свои обязанности (сва-дхарму) и получать благо от самскар (привычки, пристрастия), образуемых на этом пути. Отказ от сва-дхармы приводит лишь к тому, что человек уходит с пути и не достигает совершенства. Когда по Моей милости или по милости Моего преданного в сердце человека пробуждается бхакти, ему уже нет нужды идти путём сва-дхармы; путь бхакти выше нишкама-карма-йоги. Но если же бхакти ещё не пробудилось, то человеку лучше всего заниматься посвящённой Мне нишкама-карма-йогой.

Несмотря на то, что человек практикующий сознание Кришны следует прежде всего абсолютно духовным наставлениям своего учителя, у него также, до момента освобождения от власти гун материальной природы, остается обусловленность этими гунами, и, следовательно, свои особые материальные обязанности, предписанные его индивидуальной природе. Если же он будет пренебрегать ими, пытаясь следовать путем людей с совершенно иными качествами, он не сможет добиться успеха.

Опубликовал: Крышень. Время публикации: 08.01.2013 в 05:38 в рубрике Без рубрики, Вопросы и ответы, а также в темах: Вы можете комментировать эту запись.

2 комментария на “Есть ли смысл подавлять свою материальную природу? Как правильно следует развивать свое сознание?”

  1. Kalindi |

    Земечательный сайт!!! Да благословит вас Бог! Харе Кришна!!!

  2. Аноним |

    Я тоже согласен со словами Калинди, этот сайт хороший, столько интересной и такой важной информации.. Спасибо!

Поблагодарить. Или оставить отзыв:

biaxin 500mg diclofenac price cell phone software spy