Внутренняя энергия Кришны (антаранга-шакти) и 3 ее аспекта (хладини, сандхини, самвит)

6 августа, 2011

Сегодня мы немного разберем с вами что представляет из себя внутренняя энергия Кришны и каковы три ее самых главных аспекта: хладини, сандхини и самвит. Эта статья поможет искренним преданным глубже понять природу Кришны и Шримати Радхарани, чтобы избежать популярной ошибки воспринимать их с материальной точки зрения.

  1. Энергии Кришны
  2. Внутренняя энергия Кришны
  3. Хладини
  4. Сандхини
  5. Самвит

 

Энергии Кришны

Главными энергиями Верховного Господа являются две энергии:

  • 1) духовная (или высшая) и
  • 2) материальная (или низшая).

Духовную энергию можно подразделить на

  • 1) внутреннюю и
  • 2) пограничную.

Таким образом, Господь обладает тремя основными энергиями:

  • 1) антаранга-шакти, или внутренней энергией;
  • 2) таташтха-шакти, или пограничной энергией;
  • 3) бахиранга-шакти, или внешней энергией.

В распоряжении Господа находится бесконечное количество энергий, которые можно сгруппировать в три основные: внешнюю, внутреннюю и пограничную. Внешняя энергия проявляет этот материальный мир, внутренняя энергия проявляет духовный мир, а пограничная энергия проявляет живые существа, которые являются соединением внутренней и внешней энергий. Живое существо как неотъемлемая часть Верховного Господа, относится к внутренней (духовной) энергии, однако из-за того, что оно вступает в соприкосновение с материальной энергией, оно является эманацией материальной и духовной энергий.

Итак, основными энергиями Господа являются три энергии: внутренняя, пограничная и внешняя. Внутренняя энергия проявляется в трех духовных качествах: самвит, сандхини и хладини. Подобно ей, внешняя материальная энергия также проявляется в форме трёх материальных качествах: благости, страсти и невежестве. Пограничная энергия, то есть живые существа, тоже имеет духовную природу. Таковы три основные энергии, которые подразделяются на бесконечное множество категорий и подгрупп.

 

Внутренняя энергия Кришны

Внутренняя энергия Господа, которая называется антаранга-шакти, проявляет многообразные объекты в трансцендентном космосе Вайкунтхи. Помимо нас существует бесконечное множество освобожденных живых существ, которые общаются с Господом, проявляющимся в бесчисленных формах.  Материальный космос представляет собой внешнюю энергию, где обусловленным живым существам предоставляется возможность покинуть этот материальный мир и вернуться к Богу.

В «Бхагавад-гите» внутреннюю энергию Господа называют пара пракрита (высшей природой). И в «Вишну-пуране» внутреннюю энергию Вишну также именуют пара шакти (высшей энергией). Господь и пара шакти не разделимы. В «Брахма-самхите» (5.37) о пара шакти и ее проявлениях сказано следующее:

ананда-чинмай-раса-пратибхавитабхих.

Господь вечно исполнен радости и постоянно ощущает вкус трансцендентного блаженства. Отрицание разнообразия низшей энергии не подразумевает отрицания абсолютного трансцендентного блаженства духовного мира. Таким образом, нежный лик Господа, Его улыбка, нрав и все что связано с Ним, имеют трансцендентную природу. Подобные проявления внутренней энергии — это реальность, а материальный мир — всего лишь временное отражение реальности.

Распространяя Свою внутреннюю энергию, Кришна сотворил обитателей Вриндавана. В «Брахма-самхите» также говорится, что все атрибуты и обитель Кришны — это экспансии Его внутренней энергии.
Одна духовная энергия Господа Кришны проявляется в трех формах.

В «Вишну-пуране» (1.12.69) к Господу обращаются с такими словами:

«Три качества — хладини, сандхини и самвит — существуют в Тебе в виде одной духовной энергии».

Существует три вида внутренней энергии Верховного Господа:

  • 1) хладини, энергия наслаждения;
  • 2) сандхини, энергия существования;
  • 3) самвит, энергия познания.

Хладини — это аспект блаженства Господа, сандхини — Его аспект вечного существования, а самвит — аспект познания, которое понимается также как знание.

В своём сочинении «Бхагават-сандарбха» (стих 102) Шрила Джива Госвами разъясняет, что представляют собой энергии Господа. Сандхини — это трансцендентная энергия Верховной Личности Бога, посредством которой Он поддерживает Своё существование; самвит — это трансцендентная энергия, посредством которой Он осознаёт Себя и делает других способными постичь Его; хладини — это трансцендентная энергия, посредством которой Он испытывает трансцендентное блаженство и одаряет Своих преданных способностью испытывать блаженство.

Совокупное проявление этих энергий называется вишуддха-саттвой, и это состояние духовного многообразия проявляется даже в материальном мире, когда Господь нисходит туда, Господь и Его преданные одновременно воспринимают энергию хладини непосредственно силою действия самвит. Вишуддха-саттва несравненно выше всех материальных качественных проявлений. Когда в ней преобладает сандхини, она воспринимается как существование всего сущего. Когда в ней преобладает самвит, она воспринимается как знание трансцендентного. Когда же в ней преобладает хладини, она воспринимается как глубоко личное чувство любви к Богу. Вишуддха-саттва, представляющая собой одновременное проявление трёх энергий в одном целом, является основным атрибутом царства Бога.

Таким образом, Абсолютная Истина — это субстанция реальности, вечно проявляющаяся в трёх энергиях. Проявление внутренней энергии Господа представляет собой непостижимое духовное многообразие; проявлением пограничной энергии является живое существо; а проявлением внешней энергии является материальный мир. Из вышесказанного следует, что Абсолютная Истина включает четыре элемента:

  • 1) Самого Верховного Господа;
  • 2) Его внутреннюю энергию;
  • 3) Его пограничную энергию и
  • 4) Его внешнюю энергию.

Энергии Кришны можно также разделить на три вида:

  • 1) энергию мысли;
  • 2) энергию чувства и
  • 3) энергию действия.

Когда Он проявляет Свою энергию мысли, Он предстаёт как Верховный Господь; когда Он проявляет энергию ощущения, Он предстаёт как Васудева; когда же он проявляет энергию действия, Он предстаёт как Баларама.

В сочинении Шрилы Дживы Госвами «Бхагават-сандарбха» (стих 117) говорится, что в духовном мире существует двадцать духовных энергий:

  • 1) Шри;
  • 2) Пушти;
  • 3) Гих;
  • 4) Канти;
  • 5) Кирти;
  • 6) Тушти;
  • 7) Ила;
  • 8 ) Джая;
  • 9) Видьявидья;
  • 10) Майя;
  • 11) Самвит;
  • 12) Сандхини;
  • 13) Хладини;
  • 14) Бхакти;
  • 15) Мурти;
  • 16) Вимала;
  • 17) Йога;
  • 18) Прахви;
  • 19) Ишана;
  • 20) Ануграха.

Все эти энергии действуют в различных сферах проявления господства Всевышнего.

 

Хладини Шакти

Шримати Радхика — это трансформированная любовь Кришны. Она является Его внутренней энергией, называемой хладини. Энергия хладини даёт наслаждение Кришне и питает Его преданных. Шрила Джива Госвами в своём сочинении «Прити-сандарбха» подробно рассказывает об энергии хладини. Эта энергия есть личностное проявление блаженства Верховного Господа, по средством которого Он испытывает наслаждение. Квинтэссенцией энергии хладини является любовь к Богу, квинтэссенцией любви к Богу является эмоция (бхава), а высшая стадия эмоции называется махабхавой.

Действие хладини-шакти имеет своим результатом любовь к Богу, которая бывает двух видов:

  • 1) чистая любовь к Богу и
  • 2) смешанная любовь к Богу.

Живое существо становится возлюбленным Бога, исполненным чистой любви к Нему, только тогда, когда оно с целью привлечения Шри Кришны наделяется хладини-шакти, которая исходит из Него Самого. Но когда та же самая хладини-шакти смешивается с внешней материальной энергией и исходит из самого живого существа, такое проявление хладини-шакти не привлекает Кришну; тогда, наоборот, само живое существо привлекается великолепием материальной энергии. Вместо того, чтобы стать одержимым любовью к Богу, живое существо становится одержимым жаждой материальных чувственных наслаждений, и в результате его соприкосновения с гунами материальной природы им овладевают тягостные, горестные чувства, являющиеся следствием взаимодействия этих гун.

Шри Радха является воплощением махабхавы. Она исполнена всех добродетелей, и среди всех прекрасных супруг Господа Кришны Она словно сверкающий драгоценный камень. Действие хладини-шакти в чистом виде проявляется в поступках девушек из Гокулы и Шримати Радхарани, которая является главным лицом в этой трансцендентной группе. Квинтэссенцией хладини-шакти является любовь к Богу, квинтэссенцией любви к Богу является бхава, трансцендентное чувство, а высшая стадия бхавы называется махабхавой. Шримати Радхарани есть воплощение этих трёх аспектов трансцендентного сознания. И потому она представляет собой проявление высшего принципа любви к Богу и является высшим объектом любви Шри Кришны. Ум, чувства и тело Шри Радхики проникнуты любовью к Кришне. Она является личной энергией Кришны, и Она помогает Ему Своим участием в Его играх. Шримати Радхарани, как и Кришна, имеет абсолютно духовную природу. Она всецело духовна, поэтому и Её тело, и Её ум одного духовного происхождения. Поскольку Её тело духовно, Её чувства также имеют духовную природу. Её тело, ум и чувства находят высшее выражение в любви к Кришне. Она — воплощённая хладини-шакти (энергия, относящаяся к внутренней энергии Кришны и дающая наслаждение), и потому она — единственный источник наслаждения для Шри Кришны.

Шри Кришна не может наслаждаться тем, что по своей сущности отлично от Него. Поэтому Радха и Шри Кришна тождественны друг другу. Сандхини, один из аспектов внутренней энергии Шри Кришны, проявила всепривлекающую форму Шри Кришны, и та же внутренняя энергия в своём аспекте хладини проявила Шримати Радхарани, которая привлекает даже всепривлекающего. Никто не в состоянии соперничать со Шримати Радхарани в трансцендентных играх Шри Кришны.

 

Сандхини Шакти

Основой энергии сандхини является шуддха-саттва. Она — та сила, которой держится существование Господа Кришны. Всё окружение Кришны, Его обитель, дворец, ложе, представляют собой трансформированную шуддха-саттву. Кришна всегда имеет абсолютно духовную природу. Все атрибуты Его существования также есть проявления сандхини-шакти, или трансформированная вишуддха-саттва.

Чтобы прояснить это более понятным, следует сказать, что эта сандхини-шакти, один из аспектов внутренней энергии, поддерживает и проявляет всё многообразие духовного мира. В царстве Бога слуги, служанки Господа и всё остальное представляют собой преобразованное духовное существование сандхини-шакти. Подобно этому, сандхини-шакти, энергия существования внешней энергии распространяет всё многообразие материального мира, видя которое, мы можем получить некоторое представление о духовной сфере. Состояние чистой благости (шуддха-саттва), в котором Верховного Господа можно видеть ничем не скрытым, называется васудева.

Итак, Господь Кришна, Его имя, слава, качества и всё, что принадлежит Ему, пребывает в сандхини-шакти, одном из аспектов внутренней энергии Господа.

 

Самвит Шакти

Квинтэссенцией энергии самвит является знание, что Господь Кришна — Верховная Личность. Все остальные виды знания — лишь составляющие этого знания. Действие самвит-шакти имеет своим результатом сам факт познания. И Господь, и живые существа имеют знание. Как Верховная Личность Шри Кришна обладает полным знанием обо всём, и потому ничто не препятствует Его познанию. Он может получить знание, просто взглянув на объект, тогда как обычные живые существа сталкиваются на пути познания со множеством препятствий.

Существует три вида знания, которым обладают живые существа:

  • 1) непосредственное знание;
  • 2) косвенное знание;
  • 3) искажённое знание.

Знание, которое мы получаем, воспринимая материальные объекты материальными органами чувств, такими, как глаза, уши, нос и руки, без сомнения является искажённым. Эта иллюзия есть то, что преподносит нам материальная энергия, которая претерпевает искажающее воздействие самвит-шакти. Априорное представление об объекте, находящемся за пределами чувственного восприятия представляет собой косвенное знание. Это знание нельзя назвать целиком и полностью несовершенным, но оно является частичным. Оно проявляется в форме осознания безличного аспекта духовного бытия и философии монизма. И только, когда фактору знания, самвит, сообщается знание, которое содержит энергия хладини, относящаяся к той же внутренней энергии, и они действуют вместе, тогда живое существо может познать Верховного Господа. Самвит-шакти следует поддерживать именно в таком состоянии. И материальное знание, и косвенное духовное знание являются побочными результатами действия самвит-шакти.

Опубликовал: Крышень. Время публикации: 06.08.2011 в 20:57 в рубрике Истины об энергиях Бога, а также в темах: , Вы можете комментировать эту запись.

6 комментариев на “Внутренняя энергия Кришны (антаранга-шакти) и 3 ее аспекта (хладини, сандхини, самвит)”

  1. Валенсия |

    Самый лучший журнал ! Благодарю. Доступно , понятно, очень красиво, с любовью , с чистыми намерениями и хрустально-чистыми энергиями создаётся !

  2. Олег Трушкинг |

    Мои поклоны и невыразимая ограниченными словами безмерная благодарность за такие сказочные дары!

    От всего своего сердца искренне благословляю всех, читающих эти строки, на скорейшее обретение безусловной божественной любви!

  3. Анна |

    Спасибо!

  4. Ананда Моя дас |

    Подскажите пожалуйста источник, откуда взята информация о совокупности самвит-шакти и хладини-шакти?
    …»И только, когда фактору знания, самвит, сообщается знание, которое содержит энергия хладини, относящаяся к той же внутренней энергии, и они действуют вместе, тогда живое существо может познать Верховного Господа»…
    Спасибо большое за статью!

  5. Ананда Моя дас |

    Всё. Нашел в «Джайва-дхарма» Бхактивинода Тхакура

  6. Madxu |

    Очень и очень благодарен!

Поблагодарить. Или оставить отзыв:

biaxin 500mg diclofenac price cell phone software spy