Дхарма души. Как формируется / трансформируется природа души
11 мая, 2013
За идеалы нужно не цепляться —
об их существовании нужно отдавать себе отчет.
Слово дхарма происходит от санскритского корня дри и суффикса ман. Дри означает — держать. То, что держит (т.е. содержит) в себе субстанция и является ее дхармой. Любая субстанция (васту) имеет свою внутреннюю, неотделимую от нее природу (свабхаву). Эта неотделимая природа является дхармой субстанции (под субстанцией здесь следует подразумевать душу или дживу).
Откуда происходит эта внутренняя, неотделимая природа субстанции (свабхава)?
Когда Бхагаван желает создать субстанцию (васту), она обретает свое вечное существование. Вместе с возникновением ее существования возникает то, из чего она состоит, ее собственная конструкция (гхатана). Гхатана, как и васту, возникает по желанию Бхагавана (все возникает по желанию Бхагавана). Когда Бхагаван желает создать субстанцию (васту), ее собственная конструкция (гхатана) создается вместе ней — как ее неотъемлемый фактор (нитья сахачар). Внутренняя неотделимая вечная природа субстанции (нитья свабхава) происходит от ее собственной конструкции (гхатаны). От этой вечной неотделимой природы души (нитья свабхавы) происходит ее вечное предназначение (нитья дхарма).
Под влиянием возникших (по воле Бхагавана) материальных обстоятельств (гхатана бхаша), соприкосновение /контакт/ с другой субстанцией (неживой материей) приводит духовную субстанцию (душу) к трансформации (викаре). И далее, (как следствие этого) такой же трансформации подвергается и ее неотделимая вечная природа. Этот процесс трансформации называется нисарга.
Есть два вида трансформации (викары), позитивная и негативная. Негативная трансформация — это деформация, отход от своей изначальной природы. Восстановление в своей изначальной природе — это позитивная трансформация. Трансформировавшаяся внутренняя природа духовной субстанции (дживы) (викрита свабхава), оставаясь в этом трансформированном состоянии много-много дней, становится устойчивой и обретает признаки вечной неотделимой природы (нитья свабхавы). Так происходит «трансформация души». Для читателя, понимающего этот предмет, можно было бы сказать так: нитья свабхава васту — это её нитья дхарма, а нисарга васту — это ее наимитика дхарма (не изначальная дхарма; принявшая признаки вечной дхармы).
Можно привести такой пример: если субстанция воды (жидкая по природе) будет долгое время соприкасаться с «субстанцией» мороза то в субстанции воды произойдет негативная трансформация (викара). Вода превратиться в лед. Ее текучесть (нитья свабхава), станет твердостью (викрита свабхавой). Новая трансформированная природа воды (лед) будет оставаться для воды вечной (нитья свабхава) до тех пор, пока не наступит тепло, и субстанция льда, не подвергнется позитивной трансформации. Вода здесь олицетворяет дживу, а мороз — материальное окружение, в которое она попадает почти сразу после «появления на свет» из тела Махавишну. В этом примере важно понимать, что несмотря на то, что природа замерзшей воды меняется, тем не менее, ее природа жидкой субстанции (оставаясь невидимой) всегда остается в ней.
Какой вывод можно было бы сделать из этой сиддханты? Нам следует приветствовать свою позитивную трансформацию; желать ее и стремиться к ней.