Природа иллюзии материального мира (механизмы работы Ложного Эго)
3 января, 2013
В своем естественном состоянии, которое также называют сознанием Васудевы, душа живого существа ощущает себя частицей Всевышнего. Она испытывает блаженство и счастье от общения с Богом. Однако сейчас мы находимся в обусловленном состоянии и не можем вспомнить свою истинную природу. В этой небольшой статье мы постарались проанализировать механизмы развертывания Ложного Эго для реализации «невозможных» для духовного царства желаний души в царстве материи.
1. Чистое сознание
В чистом сознании проявляется наше истинное Эго. У нас нет желания владеть энергиями Кришны для своих собственных целей. Мы испытываем радость и блаженство. В этом состоянии оболочек ложного Эго не существует, и мы осознаем свою истинную духовную природу.
2. Желание
На самом деле двигатель всего творения, и материального и духовного — это желания живых существ. Когда у живого существа энергия желания приостанавливается, оно попадает в область между духовным и материальным миром — Брахмаджйоти, или Сияние Брахмана. В этой области живое существо испытывает блаженство от слияния с единым Абсолютом. Однако оно не может продолжаться вечно, поскольку природа желать все равно берет верх. В зависимости от того, какие желания испытывает душа, она отправляется либо в духовный, либо в материальный мир.
Мы рассмотрим вариант, когда у живого существа появляется желание подчинить себе энергии Кришны для собственного наслаждения отдельно от Бога.
В своем чистом состоянии живое существо не может насладиться материей, как не может выкурить сигарету или выпить виски бестелесный дух, лишившийся тела. Это невозможно, поскольку чистое сознание души никак не взаимодействует с грубой материальной энергией. Именно по этой причине Кришна должен создать иллюзию в нашем сознании, через которую мы будем действовать в призрачном мире. Это происходит в тот момент, когда у нас рождается желание стать обладателем энергий, которые нам не принадлежат.
3. Рождение материального Эго
Поскольку в своем изначальном состоянии мы не можем стать «пурушей», т.е. обладателем энергии, Кришна создает для нас оболочку Ложного Эго, которая перемещает наше представление о себе не на себя, а на объект с противоположной, материальной природой. Происходит типичная «подмена понятий» — являясь субстанцией духа, мы забываем об этом и считаем себя субстанцией материальной.
Душа не может действовать в материальном мире, поэтому Ложное Эго меняет ее представление о себе так, что она считает себя его частью, что дает ей возможность управлять различными материальными элементами.
Материальное, ложное Эго — полностью сосредоточено на самом себе, поэтому в нем отсутствует знание о Боге. В таком эгоцентризме Ложного Эго кроется причина его обусловленности другими атрибутами материи и его материального рабства.
4. Преобразование материального Эго
После рождения материального Эго, оно преобразуется в три начала, или три стихии — Благость, Страсть и Невежество. Эти три начала проявляются в трех движущих силах материального творения:
- 1) разум направляющий материальную деятельность (прамада);
- 2) знание о материи;
- 3) материальные элементы.
Итак, душа в оболочке материального Эго создает три категории. Далее, взаимодействуя друг с другом, эти три категории рождают всё разнообразие материального мира, в котором мы сейчас живем.
Разум направляющий нашу деятельность это символ Пуруши, или наслаждающегося. Это и есть тот, кто пытается наслаждаться в земном мире, отождествляя себя при этом с Богом. Обратите внимание, что находясь во власти этого разума, мы, тем не менее, не имеем к нему никакого отношения, это совершенно отличная от нас субстанция.
Знание о материи проявляется в различных инструментах, с помощью которых мы исследуем материальные элементы (5 познающих чувств), а также через различные инструменты, с помощью которых мы взаимодействуем в материальной среде (5 действующих чувств). Кроме того эта категория включает также и жизненную силу, энергию страсти, которая подобна топливу, необходимому для функционирования всех элементов этой группы.
Развитие атрибутов материального мира рождается из трансформации Ложного Эго в гуне невежества. Эта категория порождает собой те объекты, которыми Ложное Эго пытается наслаждаться. Происходит это в такой последовательности: первым появляется звук, самый тонкий объект. Затем появляется его среда — эфир. Затем появляется воздух, и его среда — пространство. Затем появляется электричество, а также энергия огня и света. После взаимодействия в пространстве, эти начала порождают воду, а в результате дальнейшего взаимодействия появляется грубая стихия земли. Так возникают все материальные элементы от самого тонкого (звука), до самого грубого (земли) состояния.
Таким образом всё, чем наслаждается Ложное Эго в материальном мире — производное от него же самого!
5. Деятельность Ложного Эго
В состоянии иллюзии, живое существо взаимодействует в условиях призрачных элементов, созданных Ложным Эго. Чем сильнее желание души наслаждаться отдельно от Всевышнего, тем грубее и плотнее становится его оболочка Ложного Эго. Однако всё, чем пытается насладиться это живое существо — всего лишь наваждение, порожденное всё тем же Ложным Эго. В действительности — это иллюзия, поскольку сама по себе душа не нуждается в такой деятельности.
Когда ум вместе с чувствами человека в поисках наслаждений тянется к объектам чувств, его мгновенно связывают гуны материальной природы. Это происходит не потому, что Кришна такой злой и жестокий, а потому, что наши желания должны исполнится. Чтобы поплавать под водой, нужно одеть специальный костюм. Точно также, чтобы испытать то или иное материальное удовольствие, нужно изменить свое сознание. В условиях материального существования Серхдуша проводит эту работу безупречно. Так мы полностью меняем свое восприятие (сознание) на соответствующее нашему желаемому в данный момент наслаждению или развитому вкусу.
Это напоминает затягивание узла веревкой, где верёвки — это гуны, а узел — наше с вами сознание. Чем сильнее и туже затянули нас гуны-верёвки, тем труднее в дальнейшем распутать сам узел — сознание.
Тот, кто постоянно размышляет об объектах чувственного наслаждения, впоследствии практически полностью утрачивает свое прежнее чистое сознание. Когда материальное оболочки души становится все грубее и грубее, такое сознание живого существа погружается в самые низшие уровни материального творения, проходя этапы от божественной, до человеческой, животной, растительной и минеральной форм жизни.
Ложное Эго посредством внутренней трансформации создает вымышленный мир, в котором мы грезим и воплощаем непривычные для нас желания, однако за пределами Ложного Эго это наваждение исчезает.
6. Освобождение
Когда индивидуальная душа стремится к удовлетворению собственных чувств, у нее возникают всевозможные желания, в результате чего она начинает отождествлять себя с тем, чем на самом деле не является. Но у того, кто достиг трансцендентного положения, не остается никаких желаний, кроме желания исполнять волю Господа.
Когда человек избавляется от всех материальных желаний, он выходит из-под влияния гун материальной природы, которые перестают влиять на его сознание. Человек, освободившийся от влияния материальных гун, перестает действовать ради удовлетворения собственных чувств, и вся его деятельность становится абсолютной. В обусловленном состоянии человек занимается деятельностью двух видов. Он действует, чтобы удовлетворить потребности тела и чтобы обрести освобождение. Но когда преданный избавляется от всех материальных желаний, то есть выходит из-под влияния материальных гун, грань между действиями, совершаемыми ради души, и действиями, совершаемыми ради тела, стирается. Таким образом он полностью освобождается от телесных представлений о жизни.
В состоянии освобождения различие между действиями, связанными с удовлетворением чувств, и действиями, ведущими к освобождению, стирается. Тот, кто освободился от желаний, связанных с удовлетворением собственных чувств, избавляется от необходимости испытывать на себе такие последствия своих прошлых поступков, как скорбь и иллюзия. Это и есть состояние единения, или слияния с бытием Верховной Личности Бога. Человек, находящийся в этом состоянии, больше не имеет обособленных интересов, хотя и сохраняет свою индивидуальность. Он полностью поглощен служением Господу и не стремится к удовлетворению собственных чувств, поэтому он видит только Верховную Личность Бога и не обращает внимания на себя. У такого человека не осталось никаких личных интересов.
Когда человек просыпается, сон исчезает. Во сне он мог видеть себя царем, восседающим на троне, свое войско и т.д., но, когда сон заканчивается, он не видит ничего, кроме самого себя. Подобно этому, тот, кто обрел освобождение, понимает, что он — неотъемлемая частица Верховного Господа, действующая в соответствии с Его волей. Таким образом живое существо становится единым с Верховным Господом, хотя оба они сохраняют свою индивидуальность.
05.01.2015 в 01:59
Спасибо большое! Очень полезно, душа радуется!
10.01.2015 в 17:14
Очень Вам благодарна!!! За Ваше служение, за информацию!