Шри Кришна Джанмаштами — День Явления Господа Кришны
3 сентября, 2018
Суть праздника Джанмаштами — это тот, день, когда Кришна может проявиться в наших сердцах. В этот день мы будем слушать о Кришне с надеждой обрести спхурти, мимолетный даршан, видение Кришны в своем сердце.
Шукадева Госвами, расказывая Шримад-Бхагаватам, Махараджу Парикшиту, пребывал в трансе. Он пересказывал все, что он видел, пребывая в этом состоянии. Эти откровения преображались в звук, который исходил с его уст в форме хари-катхи. Этот звук входил в уши присутствовавших там слушателей и преображался в образы и картины в их сердцах. Эти откровения, непосредственный опыт, переживания кришна-лилы сошли через гуру-парампару от учителя к ученику и дошли до нас.
Шукадева Госвами увидел, как демоны с низших планет стали стали рождаться на этой планете Земля. Они вели себя как люди-политики. У них были огромные армии. Джарасандха, Камса, Дантавакра, Калаявана, они вели себя как люди, которые хотели эксплуатировать всех и постоянно устраивали войны. Мать-Земля была очень огорчена происходящим и проливала горькие слезы, потому что она видела, как сильно страдают люди на Земле. Приняв форму красивой коровы, со слезами на глазах мать-Земля обратилась к Господу Брахме за помощью. Тогда Господь Брахма, вместе с Шивой, Индрой, Чандрой и другими полубогами отправились к берегу молочного океана на Шветадвипе и стали возносить молитвы Господу.
Верховного Господа не так легко узреть. Даже великим полубогам очень трудно увидеть Бхагавана. Деваты стали произносить пуруша-сукту из Риг-веды.
Полубоги молились и молились. Но им никто не отвечал. Тогда Господь Брахма погрузился в самадхи, и, пребывая в этом состоянии долгое время, он услышал голос, но никого не увидел Это был голос Господа. Другие полубоги ничего не слышали. Выслушав то, что произнес Господь, Брахма открыл глаза и пересказал Деватам то, что он услышал. Он сказал: «Верховный Господь уже осведомлен обо всех проблемах здесь на Земле. Он знал о них еще до того, как мы пришли сюда, чтобы сообщить Ему. И Он принял решение, план, согласно которому очень скоро Он родится в династии Яду. И все вы, полубоги должны также родится среди смертных в династии Яду, с тем, чтобы, когда Он придет, вы могли помогать Ему в Его лилах».
Господь Брахма дал им деватам эти наставления и удалился. Полубоги стали рождаться на Земле в телах людей в династии Йаду, и казалось, что все готово для начала лил Господа на Земле. Несмотря на то, что события происходят на Земле, вся вселенная оказывается вовлечена в то, что произойдет. Демоны приходят с низших планет, полубоги — с высших, и они встречаются на Земле в человеческих телах, для того, чтобы столкнуться друг с другом. И посреди всего этого явится Верховный Господь Шри Кришна. Он будет настолько настолько великодушен, что одарит Своей милостью и полубогов и демонов. Он дал прему даже Путане, змею Калии, демону Кеши. Все они сейчас живут на Голоке.
Через некоторое время в Матхуре состоялась свадьба Васудевы и Деваки. Это была очень пышная свадьба. На ней присутствовали тысячи царских семей. Васудева сидел в колеснице вместе со своей супругой Деваки. Он увозил ее из ее отцовского дворца в свой дворец, и правил этой колесницей Камса Махарадж.
Васудева был в династии Шурасены, а Деваки — в династии Уграсены. Старший брат Деваки, Камса Махарадж, очень гордился тем, что в день свадьбы своей сестры он управляет ее каретой. Царило веселье, играли музыканты, повсюду раздавались благоприятные звуки раковин. Камса управлял лошадьми, везя свою сестру и ее мужа.
На самом деле нужно знать, что Камса — не кровный брат Деваки. Деваки — это дочь Девака Махараджа. А Камса — сын Уграсены. Уграсена Махарадж и Девака Махарадж, они братья. Поэтому считается, что Деваки — двоюродная сестра Камсы. В ведической культуре в Индии к двоюродным сестрам и братьям относятся, как к родным. Но все равно Деваки для Камсы не является даже двоюродной сестрой, потому что этому предшествовала одна таинственная история. Когда царь Уграсена женился на Падмавати, один демон по имени Друмил Данава, посредством своей мистической силы принял облик Уграсены Махараджа. В облике Уграсены Махараджа ночью он прокрался в спальню Падмавати. После их союза Падмавати забеременела, и у нее родился сын. Поэтому Камса — не сын Уграсены Махараджа: его отец — демон Друмил Данава. У Камсы очень материалистичный характер. Камса Махарадж — олицетворение духа чувственных наслаждений.
Теперь, когда Камса управлял колесницей Деваки, вдруг все услышали громкий голос с небес.
асйасте астамо гарбхо
ханта йам махасе’ будха
«О, глупец Камса! Ты не ведаешь, что восьмой ребенок Деваки убьет тебя, он станет причиной твоей смерти!»
Когда Камса это услышал, он немедля схвалил Деваки за волосы и достал свой меч, чтобы убить ее.
Одинадцать лет спустя, когда Кришна пришел, чтобы сразиться с Камсой, Он тоже схватил Камсу за волосы. Кришна ничего не делает случайно.
Камса занес свой меч над головой Деваки. Васудева Махарадж сказал: «О, Камса, ты такая возвышенная личность! О твоей славе известно всему миру. Как же испорчена будет твоя репутация, когда все узнают, что ты убил свою младшую сестру в день ее свадьбы!»
Но Камсу это его не убедило, он не знал, что делать. Васудева Махарадж продолжал: «Великий герой никогда не страшится смерти. Каждый все равно однажды встретиться со смертью. Если при жизни мы совершим такой грех, как убийство своей сестры, то какие страдания будут ждать нас после смерти? Камса, тебе в любом случае когда-то придется умереть, так почему же ты с такой решимостью идешь на грех, который в будущем явится для тебя причиной больших страданий?»
Но Камса по-прежнему не слушал его? он был в гневе и хотел убить Деваки. Тогда Васудева Махарадж сказал: «Смотри, сейчас Деваки не представляет для тебя никакой угрозы, она не будет тебя убивать. Зачем тебе убивать ее? Ее восьмой ребенок убьет тебя. Я тебе обещаю, что сразу, когда у Деваки будет рождаться ребенок — первый, второй, третий и до восьмого — каждый раз я буду тебе его отдавать, и ты сможешь делать с ним, что захочешь». Когда Камса услышал это, он подумал: «Хорошее предложение! Это лучше, чем потерять репутацию. А когда я получу младенцев, я решу, что с ними делать». Тогда он опустил свой меч и продолжил вести колесницу. Таким образом Васудеве Махараджу удалось избежать трагедии и спасти жизнь Деваки.
Васудева Махарадж всегда говорит правду. Он был так известен своей честностью, что Камса поверил ему. Но, когда родился Кришна, как поступил Васудева Махарадж? Он отдал Кришну Камсе? Нет. Просто немного пообщавшись с новорожденным Кришной, он сам стал обманщиком.
Затем, через некоторое время Деваки родила первого ребенка. Васудева Махарадж сдержал свое слово, он немедля взял ребенка и понес его Камсе. Камса сказал: «С этим ребенком у меня не будет проблем, он не представляет для меня опасности. Ты можешь унести его». Васудева Махарадж вернулся с ребенком. Но затем к Камсе пришел Нарада Муни. Он сказал ему: «В своей прошлой жизни ты был Каланеми, и от имени полубогов, с которыми ты вел войну, Вишну убил тебя. Ты знаешь, что сейчас все эти полубоги родились в династии Яду, и Вишну скоро явится и снова убьет тебя».
Вселив в Камсу такие страхи, Нарада Муни удалился.
Камса очень расстроился. «Как верить этим полубогам? Они сказали, что восьмой ребенок убьет меня. Но кто знает, он будет восьмым в этой жизни или в какой-то другой? И этот Вишну может явиться где угодно в династии Яду. Лучше не рисковать!». И тогда Камса все же убил первого ребенка. А Васудеву и Деваки заточил в тюрьму. На протяжении шесть последующих лет, каждый год, когда Деваки становилась беременной и рожала младенца, Камса приходил и убивал его прямо на глазах у матери.
Но кто были эти младенцы? Этому предшествует другая история.
У одного из праджапати, прародителей, рожденного из ума Господа Брахмы, по имени Маричи было шесть сыновей. Их звали Маруты. Они были внуками Господа Брахмы. Однажды Господь Брахма привлекся красотой своей дочери и почувствовал вожделение. Когда Маруты увидели, что происходит с их дедом, они засмеялись и стали отпускать всякие шуточки. Но, когда Брахма понял, что с ним произошло — что он попал под влияние иллюзорной энергии Господа — он стал более кротким и вырос духовно. Но что стало с Марутами? Из-за того, что они совершили оскорбление преданного, высмеяв его, им пришлось родиться сыновьями демона Каланеми. Отцом Каланеми был Хираньякашипу. В той жизни эти шесть Марутов совершали аскезы, чтобы услужить Господу Брахме и Брахма дал им такое благословение, что никто из полубогов или других существ, сотворенных им, не сможет их убить. Хираньякашипу узнал об этом. Он сказал: «Что вы делаете? Я единственный, кто может получать благословения от Господа Брахмы. Что за наглость? Я, ваш покровитель, защищаю вас, а вы за моей спиной выпрашиваете благословения от Брахмы! Я проклинаю вас! В следующей жизни вы будете убиты рукой своего собственного отца!» В следующей жизни Каланеми стал Камсой Махараджем, а шесть первых сыновей Деваки, которых он убивал, были его собственными сыновьями из прошлой жизни. Но Камса этого не знал.
Потеряв шестого ребенка, Деваки снова забеременела. И это был Баларама. Баларама — это принцип гуру, это принцип святой обители, дхамы. Прежде, чем Кришна является где-то, там проявляется Его обитель, Его дхама. Прежде, чем Кришна проявится в нашем сердце, в нем должно проявится могущество гуру. И Баларама явился в лоне Деваки и создал там дхаму. Затем Йога-майа перенесла Балараму из лона Деваки в лоно Рохини. Рохини — это была другая жена Васудевы Махараджа. Васудева был обеспокоен, он думал: «Камса так зверски убивает детей Деваки, возможно, что убьет и детей Рохини». Он тайно сказал Рохини: «Ты должна скрыться у Нанды в Гокуле Махаване». И однажды враджаваси увидели красивую девушку, которая въезжала в деревню верхом на лошади. Мама Яшода тут же узнала ее: «А, это же жена Васудевы Махараджа, Рохини!» Так Рохини стала жить с мамой Яшодой, а ее пребывание там хранилось в тайне. Через несколько месяцев, в день шравана пурнимы она родила Балараму.
Тем временем в Матхуре все думали, что у Деваки произошел выкидыш. После этого Шри Кришна проявился в сердце Васудевы Махараджа. Васудева Махарадж весь светился. От него исходило такое сияние, что при взгляде на него обывателям приходилось жмуриться. Васудева Махарадж произнес в ухо Деваки мантру: ом намо бхагавате васудевая. И этой мантрой он передал Кришну из своего сердца в сердце Деваки. Это и есть дикша. Когда Кришна находился в лоне Деваки, она испытывала неописуемую радость. Она слышала голоса полубогов. Тысячи полубогов собрались на небесах и возносили молитвы Кришне, который находился в лоне Деваки. Эти молитвы известны под названием «гарбха стути».
Прошло восемь месяцев. Камса Махарадж начал нервничать. День и ночь напролет он думал: «Когда же она, наконец, родит восьмого ребенка? Он же убьет меня! Как мне избежать этой участи?»
И наконец-то наступил аштами, восьмой день в цикле убывающей луны в месяце бхадра. В полночь, когда луна находилась в созвездии Рохини, прямо там, в тюрьме из лона Деваки появился очень красивый ребенок с четырьмя руками в которых Он держал булаву, раковину, чакру и лотос. На Нем была золотая корона, гирлянды, камень каустубха и украшения, в золотом дхоти.
Васудева и Деваки увидели этого удивительного ребенка и стали возносить молитвы. Ребенок сказал им. «Вы — Мои чистые преданные на протяжении уже многих жизней». Тебя, Васудева, звали Сутапа, а тебя, Деваки, звали Пришни. В течении двенадцати тысяч лет по исчислению полубогов вы совершали суровые аскезы. Вы отказались от пищи и воды, питаясь только праной и какими-то листьями, которые собирали с земли. Вы непрестанно умоляли Меня стать Вашим сыном. И тогда Я явился вам в четырехрукой форме и пообещал, что Я буду Вашим сыном в трех рождениях. В той жизни я стал вашим сыном, Пришнигарбхой. В следующем вашем рождении вы стали Кашьяпой и Адити, а Я стал вашим сыном Ваманадевой. В этой жизни вы стали Васудевой и Деваки, а Я — ваш сын, Васудева Кришна. Мне пришлось предстать перед вами в таком облике, чтобы вы поверили, что Я — верховный Господь и что Я сдержал свое слово, и снова стал вашим сыном.
Тогда Васудева и Деваки испугались: «Теперь Ты явился и Камса придет и убьет Тебя — особенно увидев Твои четыре руки. Пожалуйста, стань поскорее обычным ребенком и мы Тебя где-нибудь спрячем!» Кришна сказал: «Лучше отнесите Меня в Гокулу. Там Яшода родила девочку. Обменяйте Меня на ее. Возьмите ее, а Меня оставьте там». Тогда Кришна преобразился, превратившись в обычного ребенка, без божественных атрибутов, гирляд и украшений.
Васудева Махарадж взял на руки ребенка и сказал: «О, мой сын! Мгновенно под влиянием внешней иллюзорной энергии, Маха-майи, все стражники заснули, а врата тюрьмы сами собой распахнулись — под влиянием Йога-майи. Оковы на руках и ногах Васудевы Махараджа спали и он беспрепятственно вышел из тюрьмы с Кришной на руках.
Он подошел к берегу Ямуны. В то время шел проливной дождь, но змей Ананта-шеша своими клобуками прикрывал Васудеву Махараджа, как зонтиком, и ни одна капля не коснулась его головы. Была темная ночь, все было покрыто мглой, Ямуна бурлила, выходя из берегов, были огромные волны.
Васудева Махарадж подошел к берегу Ямуны. Он думал: «Как я пересеку реку?» Он присматривался в темноте, пытаясь найти какой-нибудь мостик. И вдруг он увидел шакала, который легко перешел Ямуну вброд. Он подумал: «Там должно быть мель, Я пойду там же». И в том же месте он также легко пересек Ямуну. Он вышел на другой берег и оказался в Гокула Махаване.
В это время Яшода крепко спала. Васудева Махарадж увидел, что рядом с ней лежит новорожденная девочка. Он положил Кришну и взял эту девочку.
Затем он тем же путем вернулся в Матхуру, в тюрьму. Врата тюрьмы сами собой закрылись. Он одел на себя оковы, и стражники проснулись. Миссия была завершена. Васудева Махарадж обменял младенцев и никто об этом не знал.
Утром Девочка начала плакать, это услышали стражники и тут же сообщили Камсе о рождении ребенка, Камса немедленно примчался туда и увидел Деваки с ребенком на руках. Она плакала: «Это девочка! Девочка не сможет убить тебя! Когда она вырастет, она сможет выйти замуж за твоего сына». Но Камса слушать ничего не хотел. Он хотел вырвал ребенка из рук Деваки, схватив ее за ногу, чтобы убить, ударив ее головой о камень. Но, как только он прикоснулся к ней, она выскользнула от него, взлетела ввоздух, пнув его голову ногой. Камса упал, и когда он взлянул вверх, он увидел Дургу, восседающую на льве. У нее было восемь рук, в каждой из которых было множество оружий. Дурга сказала: «Глупец Камса! Ты думаешь, ты можешь убить меня? Ребенок, который убьет тебя, уже родился в другом месте».
Затем Дурга исчезла.
Камса стал испытывать огромное сожаление. Он подошел к Васудеве и Деваки, снял с них оковы и сказал: «Я такой негодяй! Я думал, что смогу защитить себя, убивая всех ваших детей! Но, даже убив их всех, теперь оказывается, что восьмой ребенок, родился где-то в другом месте. Кто может избежать воли провидения? О, Васудева и Деваки! В этой жизни, все, что бы с нами ни происходило, это результат нашей кармы. Не гневайтесь на меня за то, что я убил ваших детей. Это была их карма, погибнуть таким образом».
Деваки сказала: «Да, это правда. В этой жизни каждый подвержен влиянию ложного эго. Ложное эго вынуждает нас мыслить «Я — жена, я — муж, я — отец, я — мать, я — брат, я — сестра. Но на самом деле у души нет вечной связи с физическим телом и умом. Это под влиянием Майи, покрывающей сознание, мы думает таким образом».
Она была права, потому что дети, которых Камса убивал, на самом деле были его детьми с прошлой жизни. А, с другой стороны, это были даже не его дети — это были Маруты, сыновья Маричи. Все отношения, которые выстраиваются в этом мире, они не настоящие. Единственно настоящие отношения — наши вечные отношения с Кришной.
Деваки сказала: «Все люди в этом мире подвержены скорби. Когда у них что-то не получается, они сокрушаются, а когда все идет хорошо, они празднуют. Иногда они привязаны к кому-то, а иногда ненавидят кого-то. Иногда они становятся горделивыми, сходят с ума и начинают ссориться друг с другом. Потому что они не понимают, что изначальная причина — их собственная карма». Деваки согласилась с Камсой, потому что она была садхви, святой.
Камса был очень расстроен тем, что он натворил. Он собрал своих министров, чтобы узнать, что они думают по поводу всего произошедшего. Но все его министры были демонами. Они сказали: «Камса Махарадж! Ты так легко не сдавайся! Этот ребенок, который, как сказали Деваты, убьет тебя, он где-то сейчас находится. Нас ведь много: Путана, Агхасура, Бакасура, Праламбасура, Банасура, Бхаумасура, Шакатасура, Тринаварта, Кеши, Дхенукасура, Наракасура. Мы можем пойти во всех направлениях и убить всех младенцев, которые родились в последние десять дней. Не страшись этих полубогов. Они ничего не смогут тебе сделать. Мы сможем убить этого Вишну, пока он маленький». Так они обнадежили Камсу.
Затем Камса стал посылать одного за одним демонов во Врадж, которых Кришна всех убивал, давая им освобождение.
Эта лила с олицетворенной Йогамаей или Махамайей содержит важную для нас мораль. Когда Васудева Махарадж положил Кришну и взял девочку — это была Йогамайа. Но, когда Камса прикоснулся к этой же девочке, она стала Махамайей, Дургой. Что это значит? У Бхагавана одна шакти, но в зависимости от нашего умонастроения мы воспринимаем ее по-разному. Если у нас присутствует сева-вритти, дух служения, мы будем находиться под влиянием Йогамайи, духовной энергии Кришны. Но если у нас дух наслаждения, бхога-вритти, та же самая энергия будет вести себя с нами, как Махамайа, Дурга. У Дурги всегда с собой трезубец. Он олицетворяет три вида материальных страданий: страдания от физического тела и ума, страдания от стихий природы и страдания от других живых существ. И Дурга будет колоть нас этим трезубцем.
У Господа одна и та же энергия, но то, как она проявится для нас — это зависит от нас, от нашего умонастроения.
Когда Дурга исчезла, Шукадева Госвами говорит адиша вишну ануджа, младшая сестра Вишну исчезла. Он называет Йогамайю и Махамайю младшей сестрой Вишну. Почему?
Йогамайа проявилась из лона Яшоды в Гокуле, а Кришна родился у Деваки в Матхуре. Как она может быть младшей сестрой Кришны? Тайна здесь заключена в следующем. На самом деле изначальный вриндаванский Кришна родился не в Матхуре. В ту ночь мама Яшода родила близнецов. Первым она родила изначального Кришну, а затем девочку, Йогамайю. В то же самое время в полночь Васудева Кришна (экспансия изначального Кришны) явился в тюрьме Камсы перед Деваки и Васудевой.
Некоторые вайшнавы говорят, что когда Васудева Махарадж принес Кришну из Матхуры в Гокулу, то Его экспансия слилась с изначальным Кришной. Другие ачарьи говорят, что когда Васудева Махарадж молился четырехрукой форме Кришны: «Пожалуйста, прими форму обычного ребенка», то изначальная форма Кришны проявилась в Его руках, а частичная экспансия просто скрылась. А другие ачарьи объясняют по-другому. Они говорят, что когда Васудева Махарадж пересекал Ямуну, как раз в том месте, когда он оказался посередине между Матхурой и Гокулой, он выронил ребенка в воду и быстро его поймал. Он выронил Васудеву Кришну (частичную экспансию), а поймал изначального Яшоданандана Кришну.
Какое из этих объяснений истинное? В действительности все они являются истинными. Калпа ведешу хари-катха су бхава, в различных калпах, в разные дни Господа Брахмы, Кришна являет свои лилы по-разному. В трансе наши ачарьи видели эти лилы из разных калп.
И еще один важный урок, который мы можем извлечь из этой лилы. Нанда и Яшода в своей предыдущей жизни были Дрона и Дхара. Они тоже совершали аскезы на протяжении тысячелетий, чтобы ублажить Господа Брахму. И когда удовлетворенный Брахма предложил им благословение, они сказали: «Пожалуйста, дай нам благословение, чтобы мы могли любить Верховного Господа, как своего сына». И Брахма дал им такое благословение. Он сказал: «Верховный Господь Шри Кришна станет вашим сыном». Нужно понимать, что в действительности Нанда и Яшода являются вечными родителями Кришны. Васудева и Деваки тоже. Но ради того, чтобы эта лила произошла на Земле, они явились в форме своих экспансий. Их амши, частичные экспансии Дроны и Дхары совершали аскезы в предыдущей жизни и в следующей жизни они вошли в свои изначальные формы Нанды и Яшоды.
Давайте сравним настроения родителей Кришны Нанды и Яшоды и Васудевы и Деваки. Пришни и Сутапа (Васудева и Деваки) молились: «Мы хотим, чтобы Бог был нашим ребенком». Но Дрона и Дхара (Нанда и Яшода) молились по-другому: «Мы хотим любить Бога, как своего сына (т.е. иметь такую прему)». Васудева и Деваки получили Кришну своим сыном на несколько минут. Затем Он покинул их. Они получили, что хотели: у них родился Бог. И тут же ушел. Но Нанда и Яшода просили о другом. Они обрели прему. И благодаря их любви Кришна не может покинуть Вриндаван даже на шаг, потому что любовь враджаваси полностью подчиняет и связывет Его. Вриндаванам паритйаджйа падам экам на гаччхати
Наше стремление должно быть не в том, чтобы обрести Кришну: Цель нашей жизни — это не Кришна, не Радха, и даже не Радха-Кришна. Цель — это према, любовь к Кришне. Према обладает бОльшим могуществом, чем Сам Кришна. Према подчиняет себе Кришну. Кришна подчиняется любви своих преданных.
кришнера начайа према, бхактера начайа
апане начайе, — тине наче эка-тхани
(«Чайтанья-чаритамрита», Антья, 18.18)
«Экстатическая любовь к Кришне побуждает Кришну и Его преданного танцевать, и сама она также танцует вместе с ними. Таким образом, все трое танцуют вместе».
Према побуждает Кришну танцевать, према побуждает Радху танцевать. И все втроем они танцуют: према, Радха и Кришна.
Эта према, эта любовь и есть цель нашей жизни.
03.09.2018 в 19:41
.. Наступил день явления Шри Кришны, Нанда-лала.
.. Полночь, когда в Гокуле, в доме Нанды Махараджа
.. и мамы Яшоды, явился удивительный Малыш-Лал..
.. Являясь Верховным Господом, Он пришёл наполнить
.. мир Враджи, блаженством и сладостью Своих Вечных Игр..
.. Дорогие друзья, поздравляем вас с праздником!
.. Желаем вам в этот прекрасный день, обрести
.. в вашем сердце, вечную духовную милость
.. Господа Шри Кришны и милость Его
.. Духовной обители — Шри Вриндавана Дхамы..